Мои педагогические технологии
учебно-методический материал по биологии по теме
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»
Педагогические технологии по биологии
Технология критического мышления
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»
Педагогические технологии по биологии
Технология критического мышления
Критическое мышление – это способность анализировать информацию, ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Его ещё называют логическим или аналитическим мышлением.
В структуре урока технологии критического мышления выделяется три стадии:
- стадия вызова - краткое обобщение имеющихся знаний
- стадия осмысления - вдумчивая работа с новыми понятиями
- стадия рефлексии - интеграция новых и имеющихся знаний
Давайте более подробно рассмотрим функции каждой стадии.
- Функции стадии вызова
- Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе)
- Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний)
- Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Приёмы технологии на стадии вызова:
Ассоциация
Мозговой штурм
Верю не верю
Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения)
Игра-упражнение «Веер»
Прием «Поясните цитату»
Прием «Как вы объясните народную мудрость»
Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
Постановка проблемы на примере сопоставления фактов
Прием «Верите ли вы, что…»
Прием «З-Х-У» («знаю - хочу узнать - узнал»)
Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
Разберём подробнее некоторые из приёмов.
Приём «Что я знаю»
1) Озвучивание темы; 2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос: Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю? 3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний; 4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана; 5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
Приём «Верю – не верю»
1) На доске написаны верные и не правильные утверждения по новой теме;
2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным, и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно.
2. Функции стадии осмысления
2.1. Информационная (получение новой информации)
2.2. Систематизационная (классификация, ранжирование информации)
Следующими, мы рассмотрим приёмы технологии на стадии осмысления:
Прием инсерт (пометки на полях) Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация) Прием «Сводная таблица» Прием «Тонкие и толстые вопросы» Прием «Зиг-заг» Прием «Мое мнение» Прием «Мозговой штурм» ? Прием «Фишбоун» Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда ) Прием «Мудрые совы».
Приём «Фишбоун». Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте.
3. Функции стадии рефлексии.
3.1.Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) 3.2. Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) 3.3. Информационная (приобретение новых знаний) 3.4. Оценочная (выработка собственной позиции)
Приёмы технологии на стадии рефлексии: Написание эссе Рефлексивный экран вопросов Самооценка Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (приём «Моё мнение») Что нового вы узнали на уроке
Приём «Кластер»
1. Выписывается ключевое слово; 2. Записываются слова и предложения по теме; 3. Происходит разделение материала на отдельные блоки; 4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками. Используется как средство для подведения итогов, как стимул для возникновения новых ассоциаций и графических изображений новых знаний.
Приём «Перепутанные логические цепочки»
1) На доске или карточках написаны термины (последовательность), некоторые из них с ошибками; 2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи. Цель приёма: Определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных явлений через установление причинно-следственных связей.
Приём «Синквейн». Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Для чего используется:
Обогащает словарный запас. Подготавливает к краткому пересказу. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех.
Правила написания: Первая строчка – название темы в одном слове (существительное) Вторая строчка: описание темы в двух словах (прилагательные или причастия) Третья строчка – описание действия в трёх словах (глаголы или деепричастия) Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме и Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Приём «Самооценка». -Какова цель задания? (задачи) -Удалось получить результат? (решение, ответ) -Правильно или с ошибкой? -Самостоятельно или с чьей-то помощью? -Какую оценку и отметку ты себе поставишь? (по таблице учителя дают оценку себе и уроку)
Приём «Домашнее задание - Идеальное задание»
Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Даётся перечень заданий, выбрать можно любое; Предлагается выполнить задание определённого уровня сложности на выбор учащегося. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки.
Вывод: Технология критического мышления учит: - Работать самостоятельно - Задавать вопросы - Выслушивать чужое мнение - Иметь своё мнение и защищать его - Критически относится к мнению оппонентов - Анализировать и классифицировать - Развивать творческие и исследовательские навыки - Осуществлять рефлексию своей деятельности
Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по биологии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок биологии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.
Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.
Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами.
При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.
Образованные программы имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.
Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT.
Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.
Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения? Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массам современной, свежей информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников.
Интерактивные карты — новый тип интерактивных средств обучения географии. С одной стороны, интерактивные карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка - условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам — возможность изменения содержания карты. Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников. В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса. Применение информационных компьютерных технологий на уроках биологии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности учащихся;
- формирует активную жизненную позицию.
Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Мои учащиеся выполняют научно-практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций.
Следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.
Технология проектной деятельности.
Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
В процессе работы над учебным проектом учащиеся учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации; видеть новые проблемы в знакомой ситуации; распознавать структуру объекта и его новые функции; самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новый; находить различные способы решения проблемы и альтернативные доказательства; разрабатывать новые способы решения проблемы на основе известных способов деятельности. В ходе работы над проектом происходит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Эти компоненты опыта творческой деятельности учащихся, формируемые в процессе использования проектной деятельности на уроках, на сегодняшний день имеют особую актуальность и практическую значимость.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Метод проектов привлекателен еще и потому, что он личностно ориентирован, использует множество дидактических подходов, предполагает самомотивацию, то есть возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения, поддерживает педагогические цели на всех уровнях.
Основоположник метода проектов американский философ – идеалист Джон Дьюи (1859-1952) считал, что обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию.
Основополагающей идеей обучения является идея проекта. Проект – это прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование в конце XX века превратилась в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности.
Метод проектов целесообразно применять, если:
- Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).
- Есть значимость результата (теоретическая, практическая).
- Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.
- Возможно структурирование (этапность) проекта.
- Используются исследовательские методы:
- формулировка задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформления результатов;
- сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных;
- выводы.
- Результат – материальный продукт.
Работа над проектом должна включать несколько стадий.
Подготовка проекта и планирование работы
Обсуждают тематику и цель проекта. Определяют проблему и вытекающие из нее задачи исследования, гипотезу решения проблемы. Определяют источники информации. Определяют способы сбора и анализа. информации. Определяют способ представления результатов. Устанавливают процедуры и критерии оценки результатов. Распределяют задания в группе (если проект не индивидуальный). Получают при необходимости от учителя дополнительную информацию о проекте.
Определяет тематику проекта, его структуру и возможные результаты. Знакомит со смыслом проекта и мотивирует учащихся. Оказывает помощь учащимся в планировании работы над проектом.
Непосредственная работа над проектом
Проводят творческую работу, решают промежуточные задачи. Анализируют результаты исследования, формулируют выводы.
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.
Презентация результатов
Презентуют результаты работы над проектом.
Принимает участие в обсуждении результатов работы над проектом
Оценка результатов и процесса
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.
Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета.
Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет умение учителя типологизировать проект - определить в нем приоритетное направление и разработать цели, содержание и методику реализации.
По характеру доминирующей в проекте деятельности
Исследовательские проекты – подчинены логике научного исследования, требуют продуманной структуры, целей, актуальности предмета исследования для всех участников, применения исследовательских методов.
Творческие проекты – предполагают свободную форму работы над проектом, вариативность представления результатов.
Ролевые, игровые проекты – участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Ознакомительно – ориентировочные (информационные, познавательные) проекты – направлены на сбор информации о каком – то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Практико – ориентированные (прикладные) проекты – отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, требуют тщательно продуманного сценария всей деятельности.
По характеру предметно – содержательной области
Монопроекты – создаются в рамках одного предмета.
Литературно – творческие
Естественно – научные
Экологические
Языковые (лингвистические)
Культуроведческие
Спортивные
Исторические
Музыкальные
и т. д.
Межпредметные проекты – выполняются, как правило во внеурочное время, требуют квалифицированной координации.
По характеру координации проекта
Проект с открытой, явной координацией – координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции.
Проект со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников (как правило это относится к телекоммуникационным проектам).
По характеру контактов участников проекта
Внутренние или региональные проекты
Международные проекты
По количеству участников проекта
Личностные
Парные
Групповые
По продолжительности выполнения проекта
Краткосрочные
Средней продолжительности (от недели до месяца)
Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)
Важной организационной задачей участников проекта является выбор формы продукта проектной деятельности. От её решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения социально значимой проблемы.
Выбор формы презентации проекта – задача не менее сложная. Здесь необходимо учитывать индивидуальные интересы и способности проектантов – артистические, художественные, конструкторско-технические, организационные и другие. Виды презентационных продуктов могут быто различными, например:
- Деловая игра;
- Демонстрация видеофильма;
- Научная конференция;
- Отчёт исследовательской экспедиции;
- Путешествие;
- Телепередача и так далее.
Проектная деятельность – один из видов активной учебной деятельности, которая в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.
Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в любой ситуации.
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т есть изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнёром;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнёрского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решение и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и так далее;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса.
7. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
Поэтому учитель – руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих возможностей, развитой фантазией, без которой он не может быть генератором развития интересов ребёнка и его творческого потенциала. Авторитет учитель базируется на способности быть инициатором интересных начинаний. Учитель перестаёт быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
В ходе руководства проектом учитель «проживает» следующие роли:
- энтузиаст – повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели;
- специалист – обладает знаниями и умениями в нескольких областях;
- консультант – организатор доступа к ресурсам, в том числе к другим специалистам:
- руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
- «человек, который задаёт вопросы» (по Дж.Питту) – тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путём косвенных, наводящих вопросов: тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь:
- координатор всего группового процесса;
- эксперт – даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта.
Степень самостоятельности учащихся при выполнении проекта зависит от ряда факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и другого. Перегибов Для учителя же важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону. Педагогу необходимо помнить, что развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой зависимости от её самостоятельности. Важно для каждого возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту. Так, в начальной школе проектом может быть рисунок, какая-то композиция, выполненная своими руками и тому подобное. Точно так же важно, что тема проекта не должна задаваться взрослыми. В крайнем случае допустим выбор одной из предложенных тем. Ещё лучше – совместная выработка темы в группе «учащиеся+учитель» по принципу скрытой координации. Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми.
Сущность технологии проектной деятельности заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
Здоровьесберегающие технологии
Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, дают возможность для развития личности ребенка и в конечном счете снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников.
Естественно, что на каждом уроке невозможно применять большие интерактивные, игровые технологии, но на небольшие элементы по здоровьесбережению время найти можно:
- Выйти к карте и показать объекты.
- Закрыв глаза, послушать звуки природы территории и представить ее обитателей.
- Движение по классу ( при изучении темы «Ориентирование»)
- Организация мобильных групп при групповой работе в старших классах
- Выполнение коллажей
Технология группового обучения
Групповое обучение – такая организационная форма, когда с учетом дружеских связей обучающихся и их возможностей образуются небольшие группы (3-5 человек), которые совместно выполняют какое-либо учебное задание. Именно в осуществлении социального взаимодействия в группе заключается дидактическая функция группового обучения.
При работе в группах даются более сложные задания. Подбираю в материале те разделы, которые наиболее удобны для группового изучения, и представляю его в форме проблем, предназначенных для самостоятельного решения обучающимися.
Предлагаю следующие типы задач для группового обучения: задания на поиск путей достижения цели, задания проблемного характера, задания, формирующие умения сравнивать, сопоставлять. Групповую форму работы можно сочетать с другими видами деятельности обучающихся.
В зависимости от этапа, цели обучения и характера материала групповая работа применяется для сбора и систематизации конкретного материала, необходимого для последующего обобщения, для углубления понимания сущности явления, события, его характерных особенностей.
Формируемые умения и навыки работы в группе
Название умения | Роль умения | Компоненты умения |
Формирование группы | Помогают группе сложиться и не распадаться в ходе работы | Спокойно собираться в группы; не покидать группу; говорить тихо и спокойно; соблюдать очередность; обращаться по имени; вести себя неконфликтно |
Функционирование группы | Помогают эффективно выполнять стоящие перед группой задачи, способствуют ее продуктивной работе | Делиться своими идеями и мнениями; задавать вопросы; направлять групповую работу; поощрять участие других членов группы; обращаться за разъяснениями; выражать поддержку и одобрение; предлагать объяснение; разъяснение; воодушевлять группу |
Формулирование | Помогают эффективно обмениваться информацией, серьезнее обсуждать предлагаемый материал, глубже понимать и усваивать его | Суммировать вслух; уточнять; просить развить идею; поддерживать групповую память; проверять понимание; планировать вслух |
Стимулирование | Помогают процессам переосмысления материала, преодоления познавательных конфликтов, поиска дополнительной информации; позволяют обсуждать возникающие вопросы по существу | Критиковать идеи, а не людей; сопоставлять аргументы членов группы; спрашивать о суждениях; продолжать мысль коллеги; задавать вопросы на углубление понимания; предлагать альтернативы; проверять реалистичность выполнения предлагаемой работы |
Во время работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группе, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и оказывает помощь отдельным обучающимся.
Наиболее применима групповая работа при проведении практических работ, лабораторных работ, при отработке понятий, при изучении вклада путешественников в исследовании и описании картин мира.
Закономерности процесса обучения, реализуемые при групповой работе
- Эффективность учения растёт, если обучающиеся знакомы с целями обучения, знают о том, что от них ожидает педагог.
- Новое усваивается лучше, если его рассматривают сначала в хорошо знакомой ситуации.
- Материал усваивается лучше, если есть возможность применять его в обстановке, близкой к реальной практической ситуации.
- Освоение умений и выработка эффективных навыков самостоятельной работы, а не только пассивного восприятия излагаемого материала.
- Эффективно организованное обучение предусматривает формирование и развитие умений анализировать, сопоставлять, синтезировать и оценивать новую информацию.
По Дьяченко В.К., организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую, парную, индивидуальную. Доминирующим является групповое общение.
К групповым способам можно отнести: классно-урочную организацию, лекционно-семинарскую систему, формы дифференцированного обучения, метод проектов, метод индивидуализированного обучения (метод Трампа), бригадно-лабораторный метод.
В рамках классно-урочной системы можно применить различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые.
5 уровней коллективной познавательной деятельности:
- Фронтальная (одновременная ) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
- Работа в статичных парах.
- Групповая работа (дифференциация).
- Межгрупповая (каждая группа имеет своё задание в общей цели).
- Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.
Эти формы позволяют реализовать следующие условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимозависимость и взаимоконтроль.
Наиболее применяемая мною форма групповой деятельности-3,4. Класс делится на группы для совместного решения определённых задач. Обучающиеся обсуждают задачу, намечают пути решения, возможно при помощи учителя, реализовывают её, представляют найденный совместно результат.
Классификационные параметры технологии.
По уровню применения: все уровни.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения, по ориентации на личностные структуры: приспосабливающаяся.
По характеру содержания: проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: классно-урочная, академическая, групповая.
По подходу к ребёнку: сотрудничество.
По преобладающему методу: диалогическая.
По категории обучаемых: все категории.
Групповая технология предполагает: взаимное обогащение учащихся в группе, организацию совместных действий, распределение операций, ролей, развитие коммуникативных компетенций, обмен способами действия, взаимопонимание, рефлексия по принципу объединения школьников разного уровня обученности, совместимости, что позволяет им работать комфортно и дополнять знания друг друга.
При групповой работе обучающиеся оказывают помощь друг другу, если это необходимо.
Игровая технология
Технология личностно-ориентированного обучения
Основные принципы личностно-ориентированнного подхода для меня заключаются в следующем:
- Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
- Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
- Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъективными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.
- Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
- Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
- Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребёнка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
Реализация идей личностно ориентированного обучения в курсе школьной географии означает создание каждым школьником личностно значимого образа мира, основанного на его личном опыте. Проблема активизации процесса обучения не может на современном этапе развития образовательных систем рассматриваться без учета личностной позиции обучаемого к процессу обучения.
В настоящее время повышение качества образования невозможно без удовлетворения личностных запросов, требований рыночной экономики и потребностей общества. По мнению И.С.Якиманской, в современной психолого-педагогической науке появился принципиально новый подход к пониманию субъективной активности школьников. Суть его сводится к тому, что «ученик не является только продуктом обучения (а при нём – результатом обучения). Каждый ученик – носитель индивидуального, личного (субъективного) опыта. Он, прежде всего, стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации и нужно только помочь ему, предоставив соответствующие условия».
Личностно ориентированное обучение предполагает признание за каждым учащимся его самоценности, индивидуальности, его субъективный опыт постоянно согласуется с содержанием образования, обогащается и углубляется. Реализация идей личностно ориентированного обучения в географии означает создание каждым учеником личностно значимого образа мира, основанного на его собственном, субъективном опыте.
Главной формой обучения является урок. Урок направлен на развитие личности, воспитание географической культуры. Среди многих типов урока личностно ориентированную направленность имеют уроки- рефлексии, которые позволяют осознавать опыт внутреннего переживания, воспитывать чувства эмпатии, амплификации. На таких уроках я использую слайды, репродукции картин, фрагменты музыкальных произведений.
По моему мнению, поэзия является чрезвычайно эффективной формой рефлексии. Синквейн – это синтез информации в художественной форме. Поэтому для заучивания материала предлагаю своим ученикам воспользоваться стихотворной формой, которая требует соблюдения алгоритма и не вызывает значительных затруднений. Синквейн можно писать индивидуально, в парах, группах.
В 8-ом классе при изучении темы «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека» детям привожу пример, какие чувства испытывал писатель Дании Андреев, находясь вечером на берегу реки Неруссы: «И когда Луна вступила в круг моего зрения, бесшумно передвигаясь за узорно-узкой листвой развесистых ветвей ракиты, начались те часы, которые остаются едва ли не прекраснейшими в моей жизни. Тихо дыша, откинувшись навзничь на охапку сена, я слышал, как Нерусса струится не позади, в нескольких шагах за мной, но как бы сквозь мою собственную душу. Торжественно и бесшумно в поток, струившийся сквозь меня, влилось все, что было на Земле, и все, что могло быть в небе. В блаженстве, едва переносимом для человеческого сердца, я чувствовал так, будто стройные сферы, медлительно вращаясь, плыли во всемирном хороводе, но сквозь меня, и все то, что я мог помыслить или вообразить, охватывалось ликующим единством». После этого отрывка детям задаю вопросы: «Был ли у вас подобный опыт слияния с природой? Какие переживания вас охватывали?» Далее учащиеся выполняют задание творческого характера.
Другим вариантом уроков-рефлексий является обобщение: «Подведем итоги», на котором проходит оценка и самооценка учащихся. Вначале ребята оценивают себя сами (проставляя баллы или плюсы), а затем в ходе обсуждения результатов самооценки происходит корректировка полученных результатов. Такие уроки я провожу в «сильных» классах.
На уроках-рефлексиях детей ставлю в ситуацию, которая позволяет им выразить свое «Я», отношение к чему-то или кому-то, осознать свою деятельность.
Затем ученикам задаю вопросы:
- Какие памятники природы, истории и культуры сохранились в нашем городе?
- Каково их современное состояние?
- Какие чувства вы испытываете в связи с проблемой их сохранности:
- огорчение, беспокойство из-за невозможности их восстановления;
- надежду, уверенность в возможности преодоления этого состояния;
- потребность в выявлении и паспортизации памятников природы, истории, культуры;
- желание оказать посильную помощь в восстановлении памятников;
- отсутствие эмоциональных откликов.
Технология системно-деятельностного подхода
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам..
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
В основе системно-деятельностного подхода лежит идея эффективного использования АМО (активных методов обучения) на каждом этапе урока и гармоничного встраивания их в учебно-воспитательный процесс.
Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, то есть разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.
Одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности на уроках. При выполнении мини-проектов школьники учатся находить информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Они учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
У меня не вызывает ни малейшего сомнения, что именно проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т.к. позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда. И такие формы обучения, по моему мнению, наиболее востребованы сегодня в школе и интересны с методической точки зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.
Многие опытные педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»
Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в образовании как средства развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)
Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...