Главные вкладки

    Конспект урока "Движение крови по сосудам"
    презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему

    Ямурова Алсу Инфировна

    Тип урока: урок усвоения навыков и умений. 

    Данный план-конспект урока составлен по учебнику «Биология. Человек. 8 класс. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин, издательство «Дрофа», 2004 год». 
    На уроке учащиеся показывают, к чему они научились раньше, одновременно осваивают и новый материал. На этапе изучения нового материала особое внимание уделяется на работу с терминологией: учащиеся пишут их в карточках. На этапе закрепления учащиеся письменно отвечают на вопросы и устно делают тестовые задания. Имеется раздаточные карточки для работы учащихся и разработка лабораторной работы. 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dvizhenie_krovi_po_sosudam.docx59.87 КБ
    Office presentation icon dvizhenie_krovi_po_sosudam_1.ppt1.76 МБ

    Предварительный просмотр:

    «Движение крови по сосудам»

    урок биологии в 8 классе

    Цель урока: Сформировать понятие о движении крови, в результате деятельностного подхода к обучению.

    Задачи урока:

    1. Разъяснить причину движения крови и природы пульса, при проведении практических работ.
    2. Дать научное определение понятиям инсульт и инфаркт.
    3. Сформировать навыки проведения измерения давления, функциональных проб и расчеты нормативных данных для самоконтроля своего здоровья.

    Оборудование:

    1. Таблица с изображение сердца.
    2. Схема кровообращения и лимфообращения.
    3. Прибор для измерения давления.
    4. Интерактивная доска.
    5. Презентация на тему: «Движение крови».

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация темы:

    Учитель: Сегодня наш урок посвящен проблемам сохранения здоровья.

    Послушайте отрывок из сказки Кэрола Доннера “Тайны анатомии” и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли.

    “…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.

    Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.

    Это артерия, ведущая к голове, - объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли.

    Артерия несет кровь от сердца к клеткам, - поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.

    Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед… Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.

    А вот и капилляры начинаются! – возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем еще кружок?…”

    Ученик: В данном отрывке речь идет о процессе кровообращения.

    Учитель: Что такое кровообращение?

    Ученик: Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме.

    Учитель: Давайте вспомним путь крови в организме человека. Выполните задание на карточке, см. рис. 1.

    hello_html_75c3faa3.png

    Рис. 1

    Ученики, работая в парах, выполняют задание.

    По окончании слушаем одного из учеников.

    Учитель: Кровь движется от предсердий к желудочкам по артериям, капиллярам, венам и опять к предсердиям. Что заставляет кровь двигаться именно в этом направлении? Какие существуют законы, по которым осуществляется её одностороннее непрерывное движение?

    Тема урока: “ Движение крови по сосудам”

    Учитель записывает тему на доске, а ученики в тетрадях.

    Учитель: Кровь – это жидкость, движущаяся по кровеносным сосудам. Приведите еще примеры движения жидкости по сосудам, с которыми мы встречались в курсе биологии.

    Ученики приводят примеры движения воды и минеральных и органических веществ по сосудам и ситовидным трубкам растения.

    Учитель: Во всех случаях действуют одни и те же законы. Законы движения жидкости изучаются в курсе физики. Разобраться в них нам поможет Дроздова Вадима

    Слушаем ответ ученика, который самостоятельно дома готовил этот вопрос, консультируясь с учителем физики. В ходе рассказа ученик вывешивает на доске основные тезисы своего выступления.

    Тезисы выступления Дроздова Вадима:

    • Для движения жидкости по сосудам необходима энергия, создающая давление.
    • Жидкость двигается из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.
    • Скорость течения жидкости зависит от суммарного поперечного сечения сосудов.
    • Чем меньше суммарное поперечное движение сосудов, тем больше скорость течения жидкости.
    • Один и тот же объем жидкости проходит с большей скоростью более узкие участки, чем более широкие.

    Учитель: Опираясь на эти знания, рассмотрим движение крови по кровеносным сосудам.

    В ходе работы вам предстоит выполнить задание на карточке, а в конце урока мы к нему обратимся.



    Текст задания:

    Сердце, сокращаясь, создает ______________ крови в сосудах. Наибольшее давление в ___________________, наименьшее в ___________________. Кровь движется из мест с __________________давлением, в места с ______________ давлением.   Чем больше давление, тем __________________скорость тока крови. Исключение составляют _________________. Максимальная скорость тока крови в _____________, минимальная в ____________. Это имеет важное значение для осуществления ________________между кровью и тканями организма. Скорость тока крови зависит от ____________________. Скорость тока крови в венах ________________, чем в капиллярах, т.к. они имеют ______________суммарный просвет сосудов.

    Учитель: Выясним, откуда берется энергия, на что она расходуется?

    Ученик: Энергию создает сердце, которое сокращаясь под давлением выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Эта энергия тратится на трение клеток крови друг о друга, о стенки кровеносного сосуда, на придание скорости движущейся крови.

    Учитель: Итак, сердце сокращаясь создает давление. Обратитесь к заданию 1, см. рис. 2 и ответьте на поставленные вопросы.

    hello_html_m2ca8a204.png

    Рис. 2

    Ученики, работая в парах, обсуждают первое задание.

    Ученик: По мере удаления от сердца кровяное давление уменьшается, т.к. чем дальше кровеносный сосуд от сердца, тем больше энергии израсходовалось на трение частиц друг от друга и о стенки сосуда.

    Уменьшение давления сосуда заставляет кровь течь от сердца к капиллярам, т.к. жидкость течет из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.

    Учитель: Что же такое кровяное давление?

    Учитель прикрепляет к доске карточку “Давление”.

    Ученики: Кровяное давление – это давление крови на стенки кровеносных сосудов.

    Учитель: Различают давление систолическое (верхнее, максимальное), оно равно у взрослого человека 110-120 мм рт.ст., диастолическое (нижнее, минимальное) - 70-80 мм рт.ст.

    Разница между систолическим и диастолическим давлением составляет пульсовое давление. Какова его величина? (Ученики – 40 мм рт.ст.)

    В ходе рассказа учитель прикрепляет по словом “Давление” карточки со словами:

    • “систолическое” – 110-120 мм рт.ст.
    • “диастолическое” – 70-80 мм рт.ст.
    • “пульсовое” –  40 мм рт.ст.

    Учитель: Ребята, рассчитайте собственное артериальное давление по формуле:

    АД верхн. = 1,7 х возраст + 83

    АД нижн. =1,6 х возраст + 42 [6]

    Ученики рассчитывают собственное АД.

    Учитель: Сравним полученные результаты с предложенными данными.

    Почему вы получили меньшие значения?

    Это связано с тем, что у детей из-за большой эластичности стенок артерий давление крови ниже, чем у взрослых людей. В пожилом и старческом возрасте давление повышается из-за уменьшения эластичности стенок сосудов.

    Учитель: Кроме давления движение крови характеризует скорость.

    Учитель прикрепляет на доску карточку “Скорость”.

    Можем ли мы с вами сейчас измерить скорость тока крови в каком-либо из кровеносных сосудов?

    Обсуждаем предложения учащихся.

    Нажмите на ноготь большого пальца указательным. Ноготь большого пальца станет белым, т.к. из капилляров, находящихся под ногтем, кровь будет выжата. Теперь нужно убрать указательный палец с ногтя большого пальца и проследить, через сколько секунд он порозовеет. Секунды рассчитываем про себя. Измерьте длину ногтя от его корня до части, где кончается розовая окраска. Разделив длину пути на время, мы найдем скорость. [2]

    Ученики проводят измерения и сообщают результат – 0,5 см/c.

    На самом деле, скорость тока крови в капиллярах ниже, поскольку кровь двигалась не только по капиллярам, но и по мелким артериям (артериолам). Фактически мы определили скорость движения крови в артериолах. Сравним ее со скоростью движения крови в других кровеносных сосудах.

    Учитель вывешивает таблицу “Движение крови в организме” и на соответствующие кровеносные сосуды прикрепляет карточку с величиной скорости тока крови: аорта – 500-600 мм/c:

    • артерии – 150-200 мм/c,
    • артериолы – 5 мм/c,
    • капилляры – 0,5 мм/c,
    • средние вены – 60-140 мм/c,
    • полые вены - 200 мм/c.

    Учитель: Опираясь на законы, подумайте, какие из этих сосудов будут иметь максимальный, а какие минимальный суммарный просвет?

    Ученики: Максимальный суммарный просвет должные иметь капилляры, а минимальный – аорта.

    Учитель: Суммарный просвет капилляров в 600-800 раз больше, чем в аорте; в венах - в 1,2-1,8 раз больше, чем в аорте.

    Давление и скорость, сопоставим эти две характеристики. Выполните задание 2, см. рис.  3.



    hello_html_m2b4fb9f9.jpg

    Рис. 3

    Ученики, работая в парах, обсуждают ответы на предложенные вопросы.

    Ученики: Скорость движения крови в капиллярах минимальная, т.к. капилляры имеют максимальный суммарный поперечный просвет. Это необходимо для того, чтобы осуществился обмен веществ между капилляром и клеткой.

    В артериях, артериолах и капиллярах чем больше давление крови, тем выше скорость тока крови.

    В капиллярах, венулах, венах давление крови уменьшается, а скорость тока крови растет. Но это не противоречие, один и тот же объем жидкости проходит быстрее более узкие участки, чем более широкие.

    Учитель: Обратитесь к заданию, о котором шла речь в начале урока. Подумайте, обсудите в парах и заполните пропуски на карточке.

    Ученики выполняют задание. Проводят анализ его выполнения.

    Учитель: Давление и скорость, какая из этих величин используется в диагностике состояния сердечно-сосудистой системы?

    Ученики: Давление.

    Учитель: Почему каждый человек должен следить за изменением своего АД?

    Ученики: Отклонение в АД от нормы говорит о нарушении гомеостаза, и это может стать причиной болезни.

    Учитель: Какие вам известны заболевания, связанные с нарушением АД?

    Учитель:

    Гипертония – повышенное АД.

    Гипотония – пониженное АД.

    Учитель в колонку “Давление” прикрепляет карточки со словами:

    • “гипертония”,
    • “гипотония”,
    • “тонометр” - прибор для измерения АД.

    Учитель: Задумайтесь над такими фактами: число людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, увеличивается, в нашей области 14,2% людей страдают болезнями органов кровообращения (II место по числу больных людей после болезней органов дыхания).

    У 9% девятиклассников нашей школы в прошлом учебном году отмечались нарушения в сердечно-сосудистой системе.

    Как не допустить возникновения заболеваний в сердечно-сосудистой системе? Какой образ жизни каждый из нас должен вести?

    Слушаем сообщение о факторах, способствующих возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, и у себя в тетради фиксируем правила здорового образа жизни.

    Слушаем сообщение ученика, завершаемое кадрами из фильма “Анатомия и физиология человека. Кровообращение.” о влиянии алкоголя и никотина на процесс кровообращения. Проверяем результаты работы в тетрадях и оформляем их на доске, прикрепляя правила здорового образа жизни:

    • физическая активность;
    • рациональное питание;
    • положительные эмоции;
    • не курить;
    • не употреблять алкоголь.

    Учитель: Как говорил Козьма Прутков: “Нельзя объять необъятное”. Вопрос о движении крови очень многозначен, разговор будет продолжен на следующих уроках. Мы более подробно разберем вопросы гигиены органов сердечно-сосудистой системы и ее влиянии на здоровье человека в целом.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Формирование новых понятий: кровяное давление, пульс Выяснить: причины движения крови и её перераспределение в организме

    Слайд 3

    Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют - … Жидкая соединительная ткань - … Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, - … Плазма крови без фибриногена называется - … Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин,- Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, - … Человек, дающий свою кровь для переливания, - … Защитная реакция организма, например, против инфекций - … Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов - … Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, - … Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, - … К органам кровообращения относятся - … Сосуды, по которым кровь течет от сердца - … Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями - … Путь крови от левого желудочка до правого предсердия - …

    Слайд 4

    Работа сердца. Разность давления крови в сосудах. Наличие клапанов в венах. Сокращение близлежащих скелетных мышц. Разность давления в грудной и брюшной полостях при вдохе .

    Слайд 5

    В аорте 50 см/с В полых венах 25 см/с В капиллярах 0,05 мм/с

    Слайд 6

    Кровяное давление – это давление крови на стенки кровеносных сосудов и камер сердца, возникающее в результате сокращения сердца, нагнетающего кровь в сосудистую систему, и сопротивления сосудов. Кровяное давление наиболее высоко в аорте; по мере продвижения крови по сосудам оно постепенно уменьшается, достигая наименьшей величины в верхней и нижней полых венах. Артериальный пульс – ритмическое колебание стенки артерии в период систолы желудочков сердца. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению.

    Слайд 7

    Артериальное давление зависит от многих факторов: времени суток, психологического состояния человека (при стрессе давление повышается), приёма различных стимулирующих веществ (кофе, чай, амфетамины повышают давление) или медикаментов.

    Слайд 8

    На частоту пульса влияет рост (обратная зависимость - чем выше рост, тем меньше как правило количество сердечных сокращений в минуту), возраст пол (у мужчин в среднем пульс несколько ниже, чем у женщин), натренированность организма (при подверженности организма постоянным активным физическим нагрузкам пульс в состоянии покоя уменьшается)

    Слайд 9

    Частота пульса зависит от возраста: * Ребенок в лоне матери – 160 ударов в минуту * Ребенок после рождения – 140 * От рождения до года – 130 * От года до двух лет – 100 * От трех до семи лет – 95 * От 8 до 14 лет – 80 * Средний возраст – 72 * Преклонный возраст – 65 * При болезни – 120 * Время смерти – 160

    Слайд 10

    Артериальное Давление крови Верхнее Соответствует систолическому (110 – 125 мм.рт.ст.) Нижнее Соответствует диастолическому (60 – 80 мм.рт.ст.)

    Слайд 11

    Измерение АД : Накладываем манжету на плечо. Нагнетаем воздух в манжету. Удерживаем фонендоскоп на артерии. Выпускаем воздух из клапана. Фиксируем появление и исчезновение звуков.

    Слайд 12

    Гипертония Гипотония

    Слайд 13

    Мышцы – 25% Почки - 25% Кишечник – 15% Печень – 10% Мозг – 8% Сосуды сердца – 4% Легкие и другие органы – 13%.

    Слайд 14

    Почему кровь движется медленнее, чем вода? Может ли кровь сменить направление движения? Почему чем больше учишь, тем выше успеваемость? Можно ли по уровню АД поставить диагноз? Почему взволнованный человек не может уснуть?

    Слайд 15

    1. Страница 153-155 (читать) 2. Ответить на вопросы 1-8 3. Творческое задание (на выбор): Исследовать АД у членов семьи. Сделать вывод о наличии или отсутствии нарушений. Сообщение о профилактике нарушений АД.

    Слайд 16

    Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8.- М., 2011. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., 1981. Гальперин С.И. Физиология человека и животных. М., 1977. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М., 1985. Никишов А.И., Рохлов В.С., Человек и его здоровье. Дидактический материал. М., 2001. http://www.pressfoto.ru http://www.8a.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация Движение крови по сосудам

    Презентация к уроку биологии 8 класса, тема "Движение крови по сосудам". Учебник Н.И. Сонина "Биология.Человек"...

    Движение крови по сосудам

    В презентации рассматриваются вопросы о пути, проходимом кровью в организме человека, о причинах движения крови, об особенностях кровеносных сосудов, позволяющих системе выполнять свои функции....

    Урок биологии в 9 классе по теме "Движение крови по сосудам"

    Задачи урока: сформировать представление о причине движения крови по сосудам, кровяном давлении и перераспределении крови в организме; выяснить природу пульса; развивать умение устанавливать причинн...

    Конспект урока биологии в 8 классе. Тема: «Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Лабораторная работа «Измерение артериального давления» »

    Цели урока. Образовательная: • раскрыть причины движения крови и лимфы, • сформировать понятия кровяное давление и пульс, • объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различны...

    конспект урока-практикума на тему "Давление крови в сосудах"

    Конспект урока - практикума  с использованием исследовательской технологии, ИКТ и возможностей интерактивной доски включает  в себя описание различных форм организации исследований в рамках ...

    План-конспект урока: Движение крови по сосудам. Большой и малый круги кровообращения

    урок в 8 классе с использованием презентации, видеофрагментов большого и малого кругов кровообращения, с раздаточным материалом для закрепления материала, работой в парах....