7 класс Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и скелета.
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Дзитоева Людмила Темирикоевна

Разработка содержит конспект урока и презентацию

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Класс :  7

 Учитель: Дзитоева Л.Т.

Предмет: биология 

 

Тема урока: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся. 

Тип урока: открытие нового знания

 

Предметные результаты обучения:

Учащиеся научатся: выделять и формулировать характерные признаки отрядов пресмыкающихся, объяснять роль рептилий в природе и жизни человека.

Учащиеся получат возможность научиться: характеризовать рептилий как наиболее высокоорганизованных и  приспособленных к проживанию на суше холоднокровных позвоночных животных.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся научатся : сравнивать (находить сходства и различия) разные группы животных, формулировать общие признаки рептилий.

Учащиеся получат возможность научиться: находить необходимую информацию в тексте учебника, анализировать текст рисунки учебника, работать в парах, группах.

Личностные результаты обучения:

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку при работе в группе, осознание ценности природы и бережного отношения к ней.

Тип урока: комбинированный (сообщения, обобщения, систематизации, закрепления и контроля знаний)

Технология: проблемное обучение

Методы и приёмы, способствующие достижению планируемых результатов:

Словесные (беседа), наглядные (демонстрация),  выполнение  заданий на основе текста и иллюстраций учебника,  выделение определений понятий в тексте, частично поисковый, репродуктивный. Проблемный: чем можно объяснить разнообразие и приспособленность пресмыкающихся на Земле? Почему их изучение столь важно для человека?

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная, индивидуальная.

Цель: раскрыть особенности внешнего строения и скелета  пресмыкающихся в связи со средой обитания.

Задачи:

  Обучающие: познакомить со значением пресмыкающихся в природе и жизни человека, их разнообразии, характерными признаками рептилий как наиболее высокоорганизованных холоднокровных позвоночных, особенностями внешнего   строения и скелета, расширить и углубить понятие о классе, на различных примерах показать черты приспособленности рептилий к среде обитания.

Развивающие:  развитие логического мышления, речи, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, объяснять понятия, ставить проблемные вопросы.  

Воспитательные: воспитание экологически грамотного отношения к природе, создание условий для самовыражения школьников и благоприятного психологического климата на уроке, предупреждение гиподинамии, сохранение интереса к учебному материалу, формирование у учащихся самостоятельность в работе с информацией.

Универсальные учебные действия:

личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира, ценность природы и бережного к ней отношения

 регулятивные: планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты, контролировать  своё время и управлять им. Принимать и формулировать учебную проблему.

познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

 коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

 

Средства обучения: компьютер, мультимедийная презентация,  видеофрагмент «Передвижение пресмыкающихся».

 

        

                                                                           

                               Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация

  Речь сегодня пойдет об удивительных животных . О них сложено  много легенд и сказаний. Это их считают:

  • Способными к гипнотическому взгляду и стали символами медицины ( змеи)
  • Долгожителями (черепахи)
  • Ужасно кровожадными (крокодилы)
  • Быстрыми и юркими (ящерицы)
  • Ужасно переменчивыми (хамелеоны)

- Кто эти таинственные животные, почему их так называют?                            

  1. Создание проблемной ситуации (Слайд 1)

Пресмыкающиеся, или рептилии. Широко распространены по всему земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде. Почти 65 млн. лет назад рептилии были господствующей группой на Земле, населяли все среды жизни. Это время отличалось тёплым и влажным климатом. Большинство этих древнейших животных (динозавры) вымерли, причин до сих пор никто не знает. Однако потомки древних рептилий приспособились к новым условиям и живут сегодня на всех материках кроме Антарктиды. В настоящее время на земле обитает 6000 видов рептилий. Благодаря каким особенностям современные рептилии смогли приспособиться жить в разных природных условиях?

 

Проблема: Какие особенности образа жизни и внешнего строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?

  1. Актуализация знаний.

- Вспомните, какая кожа у земноводных?

- Органами дыхания земноводных являются …

- Среда обитания земноводных …

            - Размножаются …

- Органы передвижения…

5  Изучение новой темы.  

1.Вводное слово учителя

На сегодняшнем уроке мы рассмотрим особенности внешнего строения и передвижения, а в связи с этим строение скелета пресмыкающихся. (Запись темы урока в тетрадь)

     Цель урока( Слайд 2) 

Термин рептилия в переводе с лат. означает ползающая. При движении тело этих животных касается земли, говорят иначе, смыкается с землей. Отсюда название класса Пресмыкающиеся.  ( Видеофрагмент).

Раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся называется герпетология , а специалистов, изучающих рептилий- герпетологи.

В настоящее время класс Пресмыкающихся немногочислен, включает около 6000 видов и подразделяется на 4 отряда ( Слайд 3 ).   

(   записать в тетрадь) Все рептилии очень разнообразны. Назовите их. Какими отличительными признаками они обладают?

2.Пресмыкающиеся Северной Осетии .

В нашей республике встречаются черепаха болотная, ящерицы и змеи-представители отр. Черепахи и Чешуйчатые . Всего 20 видов.

3 Особенности внешнего строения рептилий

Откройте учебники.§ 40,стр 191-192

Работать будете самостоятельно. Рассмотрите рис.142. и изображение ящерицы на экране        ( Слайд 4 ). Изучите внешнее строение по плану:

  1. Отделы тела.
  2. Конечности, их строение.
  3. Органы, расположенные на голове.

(Тело- голова, туловище, хвост, 2 пары конечностей.

Между головой и туловищем- шея.

На голове расположены ( Слайд 5)  глаза, они имеют веки. Веки срослись, стали прозрачными и как линзы покрывают глаза. Имеется третье веко. Ноздри  воспринимают запахи. Рот  имеет челюсти с зубами. Ими ящерица захватывает и удерживает  добычу.

  Длинный тонкий язык- орган осязания и восприятия запахов).   Конечности расположены по бокам туловища. Пальцы заканчиваются когтями. Хвост.

Рассмотрим покровы тела. (Слайд 6,7,8.)  

      Кожа рептилий сухая, покрыта чешуйками, на ощупь- шершавая. Чешуей покрыто все тело, даже веки. При линьке чешуя сменяется. У ящериц  роговой слой отслаивается  и сходит лоскутами.( Слайд 9). У змей- сползает как чулок и называется выползком. Голова покрыта более крупными чешуйками- щитками. На брюшной стороне тела щитки широкие и прочные. Они защищают внутренние органы и с их помощью животное отталкивается от неровностей почвы и ползет вперед. Кожа пресмыкающихся надежно защищает от иссушения, но одновременно она препятствует росту. Поэтому рост рептилий происходит в период линьки. Крокодилы и черепахи не линяют.

( Слайд  10) Заполнить схему. Самостоятельная работа( Один ученик работает с интерактивной доской)

 

- Какие изменения во внешнем строении пресмыкающихся по сравнению с земноводными позволили завоевать сушу?

                                                    Особенности

                                                                       

                                        шея    когти  третье  сухая, линяющая

                                                                веко    кожа с роговым

                                                                              покровом

4.Изучение скелета пресмыкающихся.

(Слад 11, 12)

Скелет рептилий в большей мере, чем у земноводных приспособлен к жизни на суше. Голова имеет мышелок- выступ, которым задняя часть черепа причленяется к позвоночнику.

Это делает голову более подвижной при опоре на позвоночник.

Отделы скелета:

   1. череп

   2. позвоночник: шейный

                               туловищный

                               крестцовый

                                                               хвостовой  

                                          3.скелеты конечностей

4.пояса конечностей

Туловищный отдел (16-25) имеет ребра. Со стороны спины они причленяются к позвоночнику. Передние ребра соединяются с грудиной и образуют грудную клетку. Она предохраняет органы грудной полости от повреждений и участвует в механизме дыхания: расширяется при вдохе и спадает при выдохе. В скелете змей ребра причленены к позвонкам по всей длине туловища и не соединяются с грудиной. К Крестцовым позвонкам причленен тазовый пояс. Скелет поясов и самих конечностей сохраняют общую схему, свойственную всем наземным позвоночным. Конечности широко расставлены. Есть безногие ящерицы. Нет ног и у змей. Они движутся с помощью мощных мышц, прикрепленных к позвоночнику, а ребрами цепляются за неровности почвы.

 

5.Регенерация. ( Слайд 13)

 

Если ухватить ящерицу за хвост, то часть его отбрасывается, что спасает ее от гибели. Один из позвонков хвоста переламывается посередине, мускулы вокруг раны сокращаются и кровотечения не бывает. Позднее хвост вновь отрастает- регенерирует, но бывает короче и другого цвета.

6.Выводы( Слайд 14)

Итак, мы рассмотрели внешнее строение и скелет пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы.

Самостоятельно!

Сформулируйте черты приспособленности пресмыкающихся к наземному образу жизни:

  • Пресмыкающиеся- настоящие наземные животные.
  • Тело разделено на отделы- голова, туловище, хвост, 2 пары конечностей.
  • Дышат атмосферным воздухом.
  • Кожа сухая, покрытая чешуйками или щитками.
  • Рост происходит во время линьки.
  • Глаза снабжены веками
  • Наличие ребер и грудной клетки позволили перейти к новому механизму дыхания.

( записать в тетрадь)

7.Решение биологических задач.

  1. Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать ее вниз и поднимать вверх. В связи с чем они могут  « вертеть» головой?

  1. « И началась охота. Уж смотрел на лягушку немигающим  гипнотическим взглядом, а та как околдованная сидела на месте, ожидая своей участи…». Объясните описанное с биологической точки зрения.

  1. « Жало» змеи- правильно ли такое выражение? Ответ поясните.

  1.  Можно ли ящерицу дергать за хвост? Ответ поясните.

8. Рефлексивный этап урока

Что узнали нового на уроке?

Чему научились на уроке?

Понятен ли был материал на уроке?

Урок не понравился

Урок был интересным, но я не все понял

Урок был интересным и я все понял

9. Оценивание работы своей и товарищей

Выставление оценок

10. Домашнее задание (Слайд 14)

  •  Параграф 40.

Задание для любознательных:

  • Узнать из информационных источников интересные факты из жизни пресмыкающихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Слайд 2

Раскрыть образ жизни и особенности внешнего строения пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни. Цель урока :

Слайд 3

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии, или Гады около 6000 видов Чешуйчатые Черепахи Отряды Клювоголовые гаттерия Крокодилы аллигатор черепаха болотная уж ПОДОТРЯД ЗМЕИ ПОДОТРЯД ХАМЕЛЕОНЫ ПОДОТРЯД ЯЩЕРИЦЫ

Слайд 4

Внешнее строение прыткой ящерицы

Слайд 5

Веки у змей срослись и, став прозрачными, как линзы покрывают глаза.

Слайд 7

Чешуйки на коже ящерицы

Слайд 8

Нередко во внутренних слоях кожи над роговыми щитками развиваются костные пластины. Срастаясь, роговые и костные пластинки образуют особенно прочные щитки, которые подобно латам укрывают тело животных (к примеру, у крокодилов и черепах).

Слайд 9

Сухой роговой покров мешает росту, поэтому пресмыкающиеся регулярно линяют: ороговевший слой кожи и чешуи отслаиваются и сходят кусками, либо целиком. Линька у змеи. Линька у ящерицы

Слайд 10

Особенности внешнего строения пресмыкающихся по сравнению с земноводными. Особенности

Слайд 11

Скелет пресмыкающихся В скелете пресмыкающихся различают отделы: Череп Позвоночник Рёбра Скелеты конечностей Скелеты поясов передних и задних конечностей (кроме змей)

Слайд 12

- Какие отделы в скелете пресмыкающихся появились в сравнении с земноводными? Скелет ящерицы Скелет лягушки

Слайд 13

Регенерация Восстановление утраченных или поврежденных частей тела

Слайд 14

Пресмыкающиеся – настоящие наземные животные. Тело разделено на отделы – голову, туловище, хвост и две пары конечностей. Дышат атмосферным воздухом. Кожа сухая, покрыта чешуйками или щитками. Рост происходит во время линьки. Глаза снабжены веками (Имеется третье веко) Наличие ребер и грудной клетки позволили перейти к новому механизму дыхания Выводы:

Слайд 15

Домашнее задание: Параграф 40. Задание для любознательных: Узнать из информационных источников интересные факты из жизни пресмыкающихся .

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок « Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных»

     Данный урок является первым по теме «Класс Земноводные» в цикле уроков по УМК  по биологии для 7-го класса «Животные», авторов В.М. Констант...

Урок по теме "Внешнее строение и скелет пресмыкающихся"

Урок содержит конспект, дидактический материал для сравнения классов животных, задания для закрепления изученного материала...

Презентация по биологии на тему "Класс Пресмыкающиеся. Особенности внешнего и внутреннего строения. Многообразие. Происхождение"

Пресмыкающиеся, или рептилии (лат. Reptilia) — класс (по традиционной классификации) илипарафилетическая группа (по кладистической классификации) преимущес...

Урок особенности внешнего строения земноводных,пресмыкающихся и птиц

Урок может быть использован при обобщении темы после изучения земноводных,пресмыкающихся и птиц....

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Презентация по зоологии 7 класс "Класс Земноводные Общая характеристика, Особенности внешнего строения"

Данная презентация по биологии предназначена для учащихся изучающих зоологию, соответствует и обязательному минимуму основных образовательных программ, и позволяет охватить материал несколько большего...

7 класс «Образ жизни, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры лягушки»

Урок по биологии в 7 классе (линейная программа) по теме «Образ жизни, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры лягушки»...