Внеурочная деятельность 8 класс по биологии
учебно-методическое пособие по биологии (8 класс) на тему

Григорьева Ирина Юрьевна

Рабочая  программа  по  внеурочной  деятельности  «Гигиена  школьника».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_po_biologii_8_klass.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю                                                                                       «Утверждаю»

На  заседании  методического  объединения                   Директор  школы           Мишин В.Ю.

Учителей  химии  и  биологии                                                       30  августа  2018  года

От  30  августа  2018  года

     

МБОУ   «Полянская  средняя школа»

Рабочая  программа  по  внеурочной  деятельности

 

                 «Гигиена  школьника».

            Учитель  Григорьева  Ирина  Юрьевна                                                              

                                 2018  - 2019   год

                 

                  Пояснительная  записка.

     Свою  пояснительную  записку  к  факультативному  курсу  «Гигиена  школьника»  я  хочу  начать  отрывком  из  экологического  этюда  Игоря  Шкляревского: «Приснился  сон,  что  я  прилетел  на  Землю  с  другой  планеты.  Брат  остался  в  кабине,  а  я  пошел  в  город  узнать  о  людях.  Вернулся  вечером.  «Кто  они ?» – спросил  брат.  « Я  их  не  понимаю» -

ответил  я.  « Они  сложнее  нас? – спросил  брат.  « Я  боюсь,  что  они  погибнут.  Представляешь,  они  охраняют  ценное  и  драгоценное,  а  бесценное  не  охраняют…  Они  знают,  но  не  понимают,  что  Земля –одуванчик,  что  они  живут  в  одуванчике», -ответил  я.  «А  есть  надежда  на  детей?» -спросил  брат.  «Есть.  Но  в  школах  не  учат  главному,  никто  им  не  говорит,  что  Воздух – отец ,  Вода –мать,  Земля –дочь «…

       Чтобы  прожить  долгую  и  счастливую  жизнь,  нужно  со  школьной  скамьи  осваивать  научную  и  культурную  жизнь  своего  народа,  научиться  беречь  и  ценить  природу  как  ничем  не  заменимую  среду  жизни  и  конечно  свое  здоровье.  Человек   начинает   понимать,  что  нарушение  гармонии  между  ним  и  природой  не  может  проходить  безнаказанно  ни  для  одной  из  сторон.  За  нарушение  этой  гармонии  мы  расплачиваемся  болезнями  и  горестями.

        Эти  проблемы  коснулись   многих  стран  мира,  в  том  числе  и  России.  Многие  поступающие  в  институт  молодые  люди  уже  имеют  серьезные  хронические  заболевания.   Цель  данного  факультатива  поможет  школьникам  не  только  в  познании,  но  и  в  налаживании  реального  здорового  образа  жизни.

         Специалисты  установили,  что  наибольшее  влияние  на  состояние   здоровья  оказывает  образ  жизни,  от  него  зависит  почти  половина  всех  случаев  заболеваний.  Второе  место,  по  влиянию  на  здоровье,   занимает  состояние  среды  жизнедеятельности  человека.  Наследственность  обуславливает  только  около  20%  болезней.

         Врачи  в  основном  лечат  больных.  Профилактика  же  заболеваний  зависит  от  многих  причин,  в  том  числе,  начиная  с  социально –экономической  политики  государства  и  кончая  собственного  поведения  человека.

          Школьники,  изучая  данный  факультативный  курс  убедятся  в  сложном  переплетении  причин,  которые  определяют  здоровье  человека.  Я  надеюсь,  что  данный  курс  поможет  ученикам  осознать  неразрывную  связь  человека  с  природой,   овладеть  знаниями  о  здоровье  и  нездоровье,  научиться  вести  здоровый  образ  жизни  и  сохранить  здоровье  на  долгие  годы.  На  каждое  занятие  отводится  2  часа.   Всего  курс  содержит  34  часа.

                              Цели  и  задачи  курса. 

     Учащиеся  в  процессе   изучения  курса  приобретут  умения  осознанно  и  правильно   относиться  к  своему  здоровью,  получат  знания  о  химическом  составе  пищи,  основных  принципах  здорового  питания.  Объяснять,  почему  природная  среда  является  неотъемлемым  условием  жизни  человека,  определять  ее  ценность.  Научить  овладеть  техникой  проведения  химического  и  биологического  эксперимента.

      Продолжать  развивать  познавательный  интерес  учащихся  к  биологии,  химии,   медицине;  развивать  мышление,  речь  посредством  выступления,  творческих  заданий  и  проектов.  Формировать  представление  о  таких  профессиях  как  врач,  учитель,  повар,  эколог,  химик – лаборант .

                             Ожидаемый  результат.

1.Уметь  объяснять  необходимость  знаний  о  здоровье  человека.  

2.Называть  факторы  здоровья  и  риска  болезни,  определять  их      значимость.

3.указывать  связи  между  правом  человека  на  здоровье  и  обязанностью  ответственного  отношения  к  своему  здоровью  и  здоровью  окружающих.

4.Высказывать  свою  точку  зрения  по  поводу  ценности  среды  жизнедеятельности  человека.

5.Подтверждать  фактами.  Примерами  значимости  каждого  компонента   здорового  образа  жизни.

                ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

      №

дата

                содержание

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

06.09.

13.09.

20.09.

27.09.

04.10.

11.10.

18.19.

25.10.

15.11.

22.11.

29.11.

06.12.

13.12.

20.12.

27.12.

Выбираем  здоровье.

а. Что  такое  здоровье

б. Показатели  здоровья

в.Практическая  работа  «Определение  гармонического  телосложения

      Осанка  школьника.

а. Практическая  работа «Выявление  нарушения  осанки  и  сохранение  правильной  осанки  в  положении  стоя  и  сидя».

       Гиподинамия.

а. Практическая  работа  «Влияние  ритма  и  нагрузки  на  работу  мышц».

Б. Практическая  работа  «Определение  частоты  сердечных  сокращений  в  зависимости  от  физической  нагрузки».

      Питание  и  здоровье  человека.

а. Основы  рационального  питания.

б. Энергетический  баланс  питания.

в.  Расчет  калорийности  питания.

             Питание  школьника.

а. Практическая  работа  «Определение  норм          питания».

б.  Практическая  работа   «Составление  суточного  меню  школьника».

   Химический  аспект  рационального  питания.

а. Органические  вещества  и  их  роль  в  организме  человека.

б.  Минеральные  вещества  и  их  роль  в  организме  человека.

в.  Практическая  работа  «Определение  обеспеченности  организма  человека  минеральными  веществами».

        Кирпичики  жизни.

а.  Витамины,   многообразие  и  роль  в  организме  школьника.

б.  Практическая  работа  «Определение  витамина  С».

Пищевые  добавки –что  скрывается  под  буквой «Е».

а. Влияние  пищевых  добавок  на  организм  школьника.

б.  Продукты  и  пищевые  добавки.

    Режим  приема  пищи.   Диеты.

а. Особенности  разных  диет.

б. Питание  по  здравому  смыслу.

в.  Продукты  питания  и  процессы  старения.

 Микроб  на  службе  человека,  микроб  против  человека.

а. Природная  среда –источник  инфекционных  заболеваний.

б. Польза  микроорганизмов.

в.  Профилактика  инфекционных  заболеваний.

    Среда  жилого  помещения –как  среда  жизни.

а. Практическая  работа «Обследование  классной  комнаты».

б. Сообщения  «Мой  дом –моя  крепость».

   Влияние  шумов  на  здоровье  школьника.

а. Шумовое  загрязнение.

б. Практическая  работа  «Измерение  остроты  слуха  речью».

       Освещенность  и  зрение  школьника.

а. Влияние  освещенности  на  зрение  школьника.

б. Компьютер  и   ученик  и  его  зрение.

в. Гигиена  зрения.

     Помоги  своим  глазам.

а.  Практическая  работа  «Определение  остроты  зрения».

б.  Практическая  работа  «Упражнения  для  глаз».

в.  Практическая  работа  «Обнаружение  слепого  пятна».

  Здоровье  человека  и  его  образ  жизни.  Профилактика  никотиновой  зависимости  и  алкоголизма.

а. Курение и  здоровье  школьника.

б. Пивной  алкоголизм.

в. Практическая  работа  «Влияние  никотина  и  алкоголя  на  живые  организмы».

    Здоровый  образ  жизни.   Профилактика  наркомании  и  СПИДа.

а. Белая  смерть.

б. Чума  20  века.

                       Итоговое  занятие.

а. Сообщения  учащихся.

б. Заключительный  тест  «Здоровье».

 

                                   Литература.

1. С.В.Дендебер,  О.В .Ключникова,  Т.В. Иванникова,  Б.А. Татьянкин,  Л.В.Зуева  «Физика.  Химия.  Биология.  Конструктор  элективных  курсов».  Издательство   Москва -2006 г.

2. Н.А. Пугал,  Т.А. Козлова  «Лабораторные  и  практические  занятия  по  биологии.   Человек  и  его  здоровье».   Москва  «Владос -2003».

3. Б.Т. Величковский,  И.Т. Суравегина,  Т.Т. Цыпленкова  «Здоровье  и  окружающая  среда».   Москва  «НПЦ -1993».

4. М.И. Гоголев  «Кружок  по  медико –санитарной  подготовке  в  школе».  Москва  «Просвещение» -1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии в условиях сельской школы

Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать во...

Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности учащихся по биологии

Проектная деятельность способствует формированию у учащихся компетенций:- информационных (умение пользоваться и обрабатывать информацию);- социально-правовых (знать законы, как вести себя и т.д.);- ко...

Статья "Внеурочная деятельность школьников по биологии"

В статье кратко обобщен мой педагогический опыт преподавания биологии: некоторые направления работы, использование местной флоры и фауны для проведения уроков, перечислены основные проекты....

Методическая разработка Использование учебно-методического комплекса «Наноэдъюкатор II» в урочной, внеурочной деятельности учащихся по биологии.

Данная методическая разработка содержит опыт применения учебно- методического комплекса  «Наноэдъюкатор  II» в урочной и внеурочной деятельности учащихся....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности школьников по биологии в условиях введения ФГОС ООО.

В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть, ставя человека в подходящие общественные и материальные условия. А.Н. Толсто...

Программа курса внеурочной деятельности «Практикум по биологии» для 11 Класса

Программа практикума имеет практическую естественнонаучную направленность и соответствует программам ФГОС профильного обучения по предмету биология. Программа закрепляет знания в области биологии и эк...