Главные вкладки

    Статья (биология) по теме:
    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии в условиях сельской школы

    Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовывать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
    Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованные.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ.


    Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, - обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. В последние годы такие разделы биологии как Молекулярная медицина и Биотехнология стали наиболее интенсивно развиваться в России. Поэтому биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук.
    Именно поэтому от успеха обучения биологии, от её качества во многом зависит наше будущее. В настоящее время существует огромное множество форм методов, компьютерных технологий организации обучения.

    Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовывать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
    Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованные.

    Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе организована внеурочная работа. Главная задача ее – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» существует в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранить существование и самого общества.

    Как сделать так, чтобы талант учащихся имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и внеурочная работа с учащимися, ее организация и деятельность, - одна из главных ступеней этого процесса.

    В моей деятельности, как учителя биологии, внеурочная работа занимает важное место. Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях.
    Большое значение в этом случае имеет освоение и реализация технологии метода проектов.

    В биологии, как и во всех учебных предметах, применима технология проектной деятельности, позволяющая продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, обобщать, интегрировать, делать их более практико-ориентированными. Проектная деятельность на основе компьютерных технологий помогает разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предметов.

    В своей практике использую несколько видов проектов.
    Это, во-первых, информационные поисковые проекты, предполагающие сбор
     и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.
    Во-вторых, исследовательские, нацеливающие учащихся
     на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.
    В-третьих, продуктивные, дающие возможность
     школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации.
    В-четвертых, практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.
     

    Предпочтение отдаю проектам межпредметным, осуществляемым вне урока биологии. Обычно это 2-3 смежных с биологией науки, например, экология и медицина. В основном работа над проектом длится от нескольких дней до нескольких недель. Проект обеспечивает тесную связь между уроками, групповыми занятиями по экологии и практическим применением полученных знаний.

    Убеждена, что проектная деятельность способствует формированию субъект - субъектных отношений между учителем и учениками. Я выступаю как равноправный участник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний школьниками. Совместная деятельность помогает мне накопить новые знания, а ученикам интегрировать знания и умения, а затем применить в практической деятельности. Все это способствует расширению образовательного пространства. Идея проекта всегда «созревает» в головах учащихся, я только помогаю им осознать необходимость такого вида деятельности. В результате получаю большой эмоциональный отклик. Никого не надо заставлять, убеждать в необходимости работать, поэтому очень быстро и легко формируется проектная группа. Предоставляю обучающимся как можно большей самостоятельности в работе на всех этапах проекта, но всегда помню о необходимости постоянного контроля их деятельности.

    Проект позволяет вовлечь учащихся в коллективную деятельность, стимулирует их познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от собственного труда. Проявляется внутренняя мотивация, побуждающая увлеченную, заинтересованную личность продолжить процесс погружения в проблему и вывести данного ученика на качественно новый уровень познания. В процессе разработки и реализации проекта создаю условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся. У учащихся появляется возможность проявить свои лучшие качества, кто-то умеет говорить, кто-то рисовать и лепить, а кто-то активно и грамотно использует мультимедийную технику. Таким образом создается ситуация успеха для каждого кто принял участие в работе. При возможности привлекаю к участию в проекте родителей своих учеников, что способствует повышению результативности проекта и упрочнению семейных взаимоотношений.

    В результате использования метода проектов у меня, как у учителя, происходит непрерывное повышение профессионального мастерства, и оно используется для оказания помощи ученикам в усвоении учебного материала с учетом их индивидуальных особенностей, выбора жизненных и профильных ориентиров.

    Все проекты, подготовленные учащимися в результате кропотливой работы, заслушиваются на школьной научно-практической конференции, которая проводится ежегодно. Победители школьного этапа принимают участие в районной НПК «Шаг в будущее», в международной НПК «От школьного порога – к профессиональной карьере». Примером могут служить проекты «Лекарственные растения» - грамота, «Зеленые островки природы» - грамота. «Изучение влияния пищевых добавок на здоровье школьников» - сертификат участника, «Трансгенные растения: за и против» - сертификат участника. «Осторожно: плесень!» - 3 место в районной НПК.
    «Путешествие на остров Вредные привычки» - данный проект был подготовлен группой учащихся, каждая из которых работала по одному из направлений. Результат был представлен на областной экологической конференции «Шаг в будущее» - грамота.

    Мне хочется так же отметить, что в настоящее время исследовательская работа учащихся становится актуальной деятельностью внеучебного процесса. При правильной организации исследовательской работы у учащихся развиваются аналитические способности, потребность в творческой деятельности, расширяется кругозор, учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды, осуществляется воспитание у них целостного экологического сознания, углубление знаний о природе родного края.

    Несмотря на то, что в условиях сельской школы, отдаленной от научно-исследовательских институтов, нет достаточной материально-технической базы для проведения настоящих исследований, я считаю, что заинтересовать учащегося, подтолкнуть его к разгадке чего-то более интересного можно и нужно всегда, практически ежедневно, ведь задача учителя, говоря словами В. Розова: «разгребать груды камней - а вдруг под ними окажется человек».

    Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Цель исследовательской деятельности – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

    Исследовательские – это творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

    В своей деятельности я использую групповой метод исследования, в котором принимают участие дети разного возраста. Это помогает справиться со сложными заданиями, обеспечивает преемственность, призывает детей к взаимной ответственности за общее дело. В исследовательской деятельности дети участвуют по желанию. В основном это те, кто, как бы вырастает из школьной программы. Нецелесообразно, на мой взгляд, планировать выполнение работы на длительные сроки.
    Мы начинаем с экскурсий, записываем наблюдения, всё интересное приносим в класс. Ребята задают вопросы, на которые находим ответы вместе. Так совершенно естественно возникают темы исследовательских работ. Именно так родилась тема «Одежда из экологически чистых материалов» с которой ребята приняли участие в конкурсе исследовательских проектов по экологии на Всероссийском детском экологическом форуме «Зелёная планета – 2007» - диплом;

    «Изменение роста и массы тела подростков в условиях акселерации» - в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» - диплом;
    «Дрофа и ее местообитание» - в конкурсе юных натуралистов имени заслуженного деятеля науки, Лауреата Государственной премии профессора Петра Александровича Мантейфеля на лучшую исследовательскую работу в области зоологии и охраны природы, проводимом Московским зоопарком в 2008 году – свидетельство участника. В 2010 году – почетная грамота за работу «Изучение жизнедеятельности домашних свиней в личном подсобном хозяйстве».

    В 2009 году - приняли участие в ХV Всероссийском фестивале «Экология. Творчество. Дети» в номинации «Мой зоопарк» - 2 почетных грамоты и диплом лауреатов конкурса.

    В 2010 году приняли участие во Всероссийском конкурсе «Я сегодня Магеллан» и заняли 1 место среди 5-6 классов по области.

    Не так важно, сделает ли ученик какое-то важное исследование, открытие, пусть это будут уже известные результаты, но это его личное достижение, его собственное маленькое открытие. Самостоятельно занимаясь сбором информации, анализируя, обобщая, ученик учиться самостоятельно, мыслить, работая в группе, он развивает свои коммуникативные способности. Доказывая, защищая свою гипотезу, он формирует собственные убеждения.

    Не могу не сказать еще об одной из форм внеурочной деятельности учащихся - о кружковой работе. Я более 10 лет руковожу кружком «Тайны природы». В каждом классе есть ребята, у которых возникает множество вопросов, требующих ответа. Именно они и составляют основную массу, приходящих на эти занятия. Кружковая работа не регламентируется рамками урока, объединяет заинтересованных ребят, дает простор их увлеченности, творчеству, самостоятельности. Успех работы кружка в немалой степени зависит от умело организованного в нем самоуправления. Эффективной проверкой и обобщающим смотром работы кружка являются массовые формы работы – биологические вечера, олимпиады, викторины, различные конкурсы.

    Результатом работы нашего кружка являются участие и победы на областных конкурсах:
    2007г – конкурс фотографических работ «Природа вокруг нас» - свидетельство участника;
    2008г – конкурс фотографических работ «Природа вокруг нас - 2008» - дипломы;
    2009г - конкурс фотографических работ «Природа вокруг нас - 2009» - 2 диплома и 6 грамот из 9 поданных работ;
    2008г – конкурс «Имя Саратова на карте страны», номинация «Край родной, навек любимый» - грамоты;
    2009г – конкурс «Живая земля», в номинации «Экологическая сказка» - дипломы;
    2009г - областной конкурс «Юннат-2009» - почетная грамота;
    2009г – конкурс фотографических работ «Мгновения жизни», в номинации «Животные» - грамота;
    2010г – международный интернет-конкурс «Хищники» - 3 место;
    2010г – заочная школа по биологии и экологии – диплом за 2 место и 2 грамоты.

    Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, А.И. Васильева, А.В. Кирьякова и др.) указывают на то, что процесс освоения окружающего мира предполагает активное взаимодействие ученика с действительностью. Попытки "внести” в сознание ребенка готовые знания, готовые оценки, минуя их собственную деятельность, - бесполезны. В результате работы над различными видами деятельности школьники овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других. Занимаясь с учащимися исследовательской или проектной деятельностью, необходимо всегда помнить о главном — нельзя делать за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно. Не следует стремиться к большому количеству выполняемых работ – лучше меньше, да лучше.

    Умение пользоваться ИКТ и методом проекта может служить показателем прогрессивности развития педагога и обучающихся школы.
    Таким образом, школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, различные социальные роли, межличностные отношения и др. Передача происходит не только и не столько на уроках и внеурочной деятельности, а всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет.

    Используемая литература:
    1. Ганич Л.Ю. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания: М.: Школа-пресс, 1998.
    2. Кузьмина И.И. Требования к оформлению исследовательских и творческих работ школьников: Сунтарский республиканский политехнический лицей, 2004.
    3. Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал «Исследовательская деятельность», 2004, № 1.
    4. Маш Р.Д. Юный медик: Журнал "Биология” № 26, 1995.
    5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: ВЛАДОС, 2001.
    6. Русских Г.А. Технология проектного обучения: Биология в средней школе.//Биология в школе. – 2003. - № 3.
    7. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. - Санкт-Петербург: "Каро”, 2005.
    8. Терехова Г.В. Замкнутый круг? // Технологии творчества. - 1998. - № 2.
    9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по организации исследовательской деятельности учащихся 5 классов в условиях общеобразовательной школы.

    Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...

    Интеграция урочной и внеурочной деятельности школьников по биологии в условиях введения ФГОС ООО.

    В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть, ставя человека в подходящие общественные и материальные условия. А.Н. Толсто...

    Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии в условиях ФГОС

    Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы (на п...