Школа как центр организации внеурочной деятельности учащихся в современных условиях.
методическая разработка на тему

Доклад подготовлен к семинару на тему:"Школа как центр организации внеурочной деятельности учащихся в современных условиях".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminare.docx42.39 КБ

Предварительный просмотр:

1Школа как центр организации внеурочной деятельности учащихся в современных условиях.

2Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия  школьниками своих  интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать их занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

В аспекте современных требований образования : 3Внеурочная деятельность   – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.                                                                                                                                   Четкие требования к внеурочной деятельности определены    федеральными  государственными образовательными стандартами нового поколения. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую, особую актуальность, так как  отвечает за организацию  целостного пространства духовно-нравственного развития  школьников, иначе определяемого как уклад школьной жизни, наряду с другими видами деятельности  обучающихся .

 4При этом образовательное учреждение должно создавать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс в  школе на воспитание   в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
          При организации воспитательного процесса обязательными являются: национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления воспитания и социализации , которые определены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
   являющейся «идеологической и методологической основой ФГОС.
5Национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа!

6 К основным направлениям воспитания и социализации школьников относятся:


-Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
-Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
-Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
-Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
-Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

7  Направления внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность обучающихся в нашей школе ведётся по 5 направлениям.

  • спортивно-оздоровительное
  • духовно-нравственное
  •  социальное
  •  интеллектуально-познавательное
  •  общекультурное 

8 Каждое из направлений предполагает организацию определённого вида деятельности и направлено на решение своих собственных педагогических задач .

Игровая

- Познавательная

- Проблемно-ценностное общение

- Досугово-развлекательная

деятельность

- Художественное творчество

- Социальное творчество

- Техническое творчество

- Трудовая деятельность

- Спортивно-оздоровительная

деятельность

- Туристско-краеведческая деятельность

- Проектная деятельность

9 Организационные формы

  • кружки,
  • секции,
  • клубы,
  • школьные научные общества,
  • круглые столы,
  • конференции,
  • диспуты,
  • олимпиады,
  • соревнования,
  • экскурсии,
  • поисковые и научные исследования

Формы внеурочной деятельности отличаются от урочной системы. И сейчас я вам расскажу о внеурочной деятельности в нашей школе.  

  1. 1) Спортивно-оздоровительное направление включает

Работа спортивных кружков и секций. "Баскетбол", "Волейбол"

  • 11 Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», 12 внутришкольных спортивных соревнований.
  • 13 Проведение бесед по охране здоровья «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании» и т.д.
  • 14 Применение на уроках  игровых моментов, физ.минуток.
  • 15Участие в  городских спортивных соревнованиях.

16 Благодаря активной работе в спортивно-оздоровительном направлении наша школа в течение шести лет является обладателем кубка спартакиады среди школ города. Учащиеся часто становятся победителями и призёрами различных городских соревнований.17 Посмотрите на таблицу спортивных достижений

18 2) Общекультурное направление 

  • Организация экскурсий, посещение музеев,
  • культпоходы в театры, кино (с последующим анализом),  концерты, выставки,
  • 19 смотры-конкурсы, досугово-развлекательные мероприятия, фестивали искусств
  • 20 Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи.
  • 21 Работа кружков: "Декоративно-прикладное искусство", "Азбука этики",  "Тестопластика", 22  "Танцевальное конфетти", "Любительский театр", 23 Волшебный квиллинг", свит-дизайн "Конфетные букеты".
  • 24 Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы,  города, области. И в этом направлении наши ученики завоёвывают награды.

25 3) Общеинтеллектуальное направление слайд 

Предметные недели.

  • 26 Библиотечные уроки.
  • 27 Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры.
  • 28 Участие в научно-практических конференциях  на уровне школы, города, области.
  • 29 Разработка проектов к урокам.
  • 30 Конкурс  на лучшее портфолио учащихся.
  •   31    В нашей школе ведётся профильное обучение химико-биологического направления, с чем и связана работа кружка "Генетика человека". А также такие кружки как
  • 32 "Занимательная математика", "Секреты математики", "Весёлый английский", 33 "Основы информационной грамотности", "Учимся говорить красиво", "Знай и люби родной язык", "Страна информатика"
  • 34 4) Работа в духовно-нравственном направлении для нас не является новой. На протяжении многих лет наша школа идёт по пути формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций учащихся. И в этом направлении у нас накоплен большой опыт. Традиционными стали:
  • 35 Встречи с ветеранами ВОВ и труда,
  • 36 Встречи с участниками «горячих точек».
  • 37 Тематические классные часы.
  • 38 Конкурсы рисунков.
  •  39 Смотры строя и песни.
  • 40 Проведение митингов на братской могиле в с.Смородино, посвящённых Дню Победы, освобождению г.Донского от немецко-фашистских захватчиков, Дню защитника Отечества.

Активно работают кружки

  • 41"Основы православной культуры"и "Красоты родного края".
  • 42 Также традиционными стали «Уроки мужества». Давайте посмотрим сюжет донского телевидения о проведённом уроке мужества в 5 классе, посвящённом 70-летию снятия блокады Ленинграда.
  • 43 фильм

44 5) Социальная деятельность 

  • Проведение субботников.
  • 45 Разведение комнатных цветов.
  • 46 Акции «Посади дерево», «Помоги птицам» и др.

47 Очень активно  в социальной деятельности показала себя  пионерская организация "Радуга». Наша дружина имени пионера-героя Саши Чекалина на протяжении четырёх лет является дружиной-лидером. Наши пионеры – участники и победители многих городских и областных конкурсов:48  «Лидер XXI века», «Моя гражданская позиция», городские игры КВН. 49 Старшая вожатая Е.П.Акулиничева организовала работу  редакции по выпуску газеты «Школьные годы чудесные». 50 Традиционным стало проведение акции «Поздравь  ветерана».

51 Организационная модель  реализации внеурочной деятельности Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в нашей школе используется следующая организационная

учебный план образовательного учреждения

дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения

Основная программа «Формирование жизнеспособной личности ученика, как условие успешной социализации».

52 Включающая целевые программы:

«Содружество»

 «Адаптация первоклассников к школе»  

 «Одаренные дети»  

 «Здоровая и дружественная школа»

«Управление качеством образовательного процесса».)  

 «Информатизация образовательного процесса школы»  

«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

53 Организация кружков, спортивно-оздоровительных секций, факультативов

Организация  деятельности групп продленного дня;

54 классное руководство (классные часы, экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования,

образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта.

55 Нашими давними социальными партнёрами являются:

"Детская школа искусств №1", 18 учащихся обучаются игре на фортепьяно, аккордеоне, домре.

56 МБОУ ДОД "Дом детского творчества" наши учащиеся посещают художественную студию "Акварель", кружок английского языка    "Спикер", творческое объединение "Новое поколение", "Школу КВН", входят в штаб детской организации "Радуга".

57 ДК им.О.Кошевого, наш ближайший партнёр в организации системы дополнительного образования. Мы проводим совместные концерты: «Защитник Отечества», «8 Марта-женский день», «День Победы», Дню города и посёлка, 58 конкурсы, викторины, 59 тематические лектории и выставки, театрализованные представления. 60 Ежегодно  выезжаем с концертом, посвящённом Дню пожилого человека в пансионат для пожилых людей на Б-Горе «Уют», развлекательный центр Кутузова на встречу с ветеранами ВОВ и воинами –интернационалистами ,голоса наших талантливых ребят слышны на всех городских праздничных концертах. Мы участники и победители областных и всероссийских конкурсов. 61 Анна Драгунова заняла 1 место в всероссийском конкурсе юных вокалистов «Серебряный башмачок»

62 50 % учащихся (110 человек)

посещают  кружки клуба.  

Вокальная студия «Гармония», театральный кружок «Искорка»,

Ансамбль ложкарей «Сюрприз», «Танцевальная рапсодия», «Вязание», «Умелые ручки».

63 МУК ИММК "Бобрики"

64 "Центр помощи подросткам и молодёжи- Диалог"

Детский сад № 8, в рамках платных дополнительных услуг дошкольники посещают занятия «Школа будущего первоклассника».

65 Психологи ГУСОН ТО СРЦН города Донского «Отделение помощи семье и детям»

«Центр диагностики и консультирования» при комитете по образованию администрации МО г. Донской стали нашими частыми гостями и помощниками. Их с удовольствием ждут учащиеся 5 класса и семьи социального риска, где оказывается психологическая и при необходимости материальная помощь.

Очень надеемся, что скоро возобновит работу "Детско-юношеская спортивная школа" г. Донской, которая взрастила и множество наших спортсменов.

66 Любая работа должна иметь результат. Рассмотрим и мы воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности.

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности – формирование у школьников коммуникативной,

этической, социальной, гражданской компетентности

67 Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
68 Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде.

69 Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только тогда за пределами дружественной среды школы юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей, что очень важно на сегодняшний день. 

Каковы же результаты внеурочной деятельности учащихся нашей школы за последние годы

 В настоящее время в школе работают 22 кружка. О которых рассказано выше.

71 Доля  учащихся, охваченных кружковой работой,  -  92%

72 Дополнительные и факультативные занятия по

русскому языку, математике, химии

посещают 80 учащихся 8-11 классов

73 Участие в  городских, областных,
Всероссийских олимпиадах, конкурсах

название

Количество призовых мест

2011-2012

2012-2013

2013-2014

1 полугодие

Городские олимпиады

12

12

17

Городская научно-практическая конференция

6

9

Конкурсы (сочинений, рисунков)

муниципальные

региональные

29

                    24

                      5            

   

32

25

7

20

                                18

                       2

74 Одной из главных задач дополнительного образования является вовлечение детей, находящихся в социально опасном положении (состоящих на различных видах учёта), в работу кружков и секций. Из 12 учащихся, состоящих на внутришкольном учёте 9 заняты в сфере дополнительного образования. Семья Мызникова Ильи, ученика 5 класса, состоит на учёте в ОДН и КДН г. Донской. И сам ребёнок имеет сложный характер. Но классный руководитель пытается привлечь его к участию в различных мероприятиях. Илья посещает кружки в ДК имени Кошевого и спортивные секции школы, где показывает хорошие результаты.

        75 Согласно новым ФГОС воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение  детьми ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии в условиях сельской школы

Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать во...

Организация внеурочной деятельности учащихся основной школы.

В данной работе описывается внеурочная деятельность в аспекте физического и спортивного развития...

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС « ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «КОДЗУВКОТКАР» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

Система образования на современном этапе стоит на пути модернизации и инновационного развития, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с приня...