Урок-игра по теме "Клетка"
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Леднева Ольга Николаевна

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме " Клеточное строение организмов" включает в себя задания для групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_tayny_kletki.docx47.27 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок в 5 классе

по теме «Клеточное строение организмов» (урок-игра)

                                                                                                           

Цель урока:  

 - обобщить и закрепить знания о строении клетки;

 - развитие у учащихся образную память, логическое мышление

 - продолжить формирование навыков самостоятельной работы с материалом, отработка активного умения слушать выступающего, совершенствовать навыки самоконтроля.

Оборудование:  экран, проектор, задания к конкурсам,  кроссворды, листы с буквами для игры, часы, ведомости для жюри.

Ход урока:

I. Организационно – мотивационный этап:

 Учитель. Добрый день, ребята!

Сегодняшний урок  необычный. Мы побываем с вами на игре, в которой вы сами будете принимать участие. У нас есть три команды-участницы и строгое жюри,  которое будет оценивать их выступления и определит лучшую. Будьте, пожалуйста, внимательны к ответам своих товарищей и их соперников.

Команда, которая займёт первое место, получит самый главный приз – оценку «пять» в журнал.

Придумайте название своей команде, связанное с темой занятия и выберите капитана.

Капитаны, подойдите к столу учителя для определения очерёдности ответов (жеребьёвка команд).

Итак, внимание – начинаем конкурсы!

II. Актуализация пройденного материала.

      1 Повторение и закрепление знаний

 «Разминка» (кроссворд) , одно слово – один балл.

Кроссворд «Микроскоп», «Клетка» (капитаны команд выбирают конверт с кроссвордом, команда решает кроссворд).

Конкурс 1. «Термин», каждый термин – один балл (капитаны команд выбирают конверт с темой для конкурса, члены команды по очереди выходят к столу и выбирают термины согласно своей теме, прикрепляют их магнитиками к доске).

Тема «Микроскоп»: винты, объективы, окуляр, тубус, предметный столик, зеркало.

Тема «Клетка»: вакуоль, ядро, цитоплазма, оболочка, поры, пластиды.

Тема «Химический состав клетки»:  углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты, вода, минеральные соли.

Конкурс 2. «В  лаборатории» - 10  минут (капитаны команд работают на компьютере, выполняя задания из ЭОР «ДРОФА», или задания на карточках).

 Задание «Стадии деления клетки».

Задание «Приготовление временного препарата».

Задание «Устройство микроскопа».

Конкурс 3. «Лови ошибку», одна ошибка - один балл (члены команды вместе исправляют ошибки в тексте).

Текст с ошибками.

Совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определённые функции, называют органом (ткань). Мышечные (покровные)  ткани выполняют защитную функцию. Они образованы только мёртвыми клетками (или живыми) с плотно сомкнутыми, утолщёнными оболочками. Эти ткани находятся на поверхности корней, стеблей, листьев.  Покровная ткань из живых клеток называется пробкой (кожицей). Со временем на некоторых органах растений вместо пробки  (кожицы) образуется кожица (пробка).

Конкурс 4 «Поле чудес». Один ответ – один балл (по очереди команды называют буквы,  за правильно угаданную букву 1 балл).

Задание:

Раздел биологии, который изучает строение, состав и многообразие клеток (цитология).

По очереди называют буквы, команда получает за правильно угаданную букву 1 балл.

Конкурс 5 «Дальше, дальше…»

Команды должны поочерёдно за одну минуту дать ответы на возможно большее число вопросов.

Вопросы:

  1. Наука о живых организмах (биология).
  2. Зелёные пластиды (хлоропласты).
  3. Часть микроскопа с помощью  которой устанавливается наиболее удобное освещение объекта (зеркало).
  4. Вакуоли клетки заполнены (клеточным соком).
  5. Самый простой увеличительный прибор (лупа).
  6. Растения состоят из веществ неорганических и (органических).
  7. В старых клетках хорошо заметны (вакуоли).
  8. Часть микроскопа, к которой прикрепляется тубус (штатив).
  9. Наука о растениях (ботаника).
  10. Тельца, служащие для передачи наследственной информации от клетки к клетке (хромосомы).
  11. Зрительная труба микроскопа в которую вставляют его главные части (тубус).
  12. Тонкие участки клеточной оболочки (поры).
  13. Бесцветное вязкое вещество, заполняющее клетку (цитоплазма).
  14. Ткань, в которой клетки плотно прилегают друг к другу (покровная).
  15. Часть микроскопа, на которой располагают рассматриваемый объект (предметный столик).
  16. Увеличение клеток в размерах (рост).
  17. Между оболочками соседних клеток находится (межклеточное вещество).
  18. Вещества – источник энергии в клетке (углеводы).
  19.  Все организмы состоят из (клеток).
  20. В клеточном соке могут содержаться пигменты – это (красящие вещества).
  21. Качественные изменения, происходящие с клеткой (развитие).
  22. В клетках кожицы лука пластиды имеют … цвет (прозрачные).
  23. Молодая  клетка отличается от старой (количеством и размерами вакуолей).
  24. Ткань обеспечивающая прочность и упругость (механическая).
  25. Основа микроскопа, к которой крепятся всё необходимые части (штатив).
  26. Многочисленные бесцветные и окрашенные тельца в цитоплазме растительной клетки (пластиды).
  27. Делению клетки предшествует деление её (ядра).
  28. Вещества, необходимые для жизни клетки, проходят через (поры).
  29. Пластиды оранжевого, красного, жёлтого цвета (хромопласты).
  30. Поступление веществ в клетку и выделение продуктов жизнедеятельности (обмен веществ).
  31. Перед делением в клетке становятся хорошо заметными цилиндрические тельца (хромосомы).
  32. Роль «президента» в клетке выполняет (ядро).
  33. Увеличение микроскопа определяют по увеличению объектива и увеличению окуляра, для этого их необходимо (перемножить).
  34. Единицей любого организма является (клетка).
  35. Раздел биологии о клетке называется (цитология).
  36. В молодых клетках много мелких, в старых одна большая (вакуоли).
  37. В клетках листа растения пластиды (зелёные или хлоропласты).
  38. Ткань обеспечивающая перемещение веществ в растении (проводящая).
  39. Вещества, являющиеся строительным материалом клетки (белки).
  40. Прибор, при помощи которого  можно рассмотреть клетку и изучить её строение (микроскоп).

Если останется время

Конкурс 6 «В гостях у клетки»:

  1. Клубни картофеля, особенно очищенного, при варке становятся рассыпчатыми. С чем это связано?
  2. Сильно замороженные яблоки при оттаивании выделяют сладковатый сок, а из свежего яблока сок не вытекает. Как можно объяснить такое явление?
  3. Любая растительная клетка имеет плотную оболочку. Каким же образом вода и растворённые в ней вещества из одной клетки попадают в другую?
  4. Цитоплазма в клетке находится в движении. Как можно обнаружить движение цитоплазмы, если известно. Что она бесцветна?
  5. Плоды томата вначале бывают зелёными, а затем краснеют. С какими изменениями в клетках плодов это связано?
  6. При разрушении межклеточного вещества в органах растений образуются межклетники. Какое значение в жизни клеток имеют такие образования?
  7. Одни растения постоянно растут – увеличиваются в размерах молодые листья, плоды, корни. Благодаря чему происходит увеличение этих и других органов?

III. Подведение итогов

Жюри подсчитывают баллы, объявляют оценки командам. Можно выделить наиболее активных игороков.

Приложение:

Кроссворд «Микроскоп».

Ш

Т

О

Т

У

Б

А

З

С

Б

Ъ

Т

О

Е

Т

У

Е

М

И

К

Р

О

С

К

О

П

В

У

К

Л

Т

Л

А

И

И

Я

Л

К

В

Р

О

По вертикали впишите названия частей прибора так, чтобы в выделенных горизонтальных клеточках получилось его название.

Ш

Т

О

З

С

О

По вертикали впишите названия частей прибора так, чтобы в выделенных горизонтальных клеточках получилось его название.

Кроссворд «Клетка».

О

Б

О

Л

О

Ч

К

А

Ц

И

Т

П

Л

А

З

М

А

Я

Д

Р

В

А

К

У

Л

Ь

Л

Е

Й

К

П

Л

А

С

Т

Ы

Х

Л

О

Р

П

Л

А

С

Т

Ы

Х

Р

О

М

П

Л

А

С

Т

Ы

Впишите названия частей и органоидов клетки так, чтобы буква «О» была общей для всех строчек.

О

О

Ц

Я

В

Л

Х

Х

Впишите названия частей и органоидов клетки так, чтобы буква «О» была общей для всех строчек.

Термины для конкурса «Тема – термин».

МИКРОСКОП

КЛЕТКА

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ

винты

объективы

окуляр

тубус

предметный столик

зеркало

вакуоль

ядро

цитоплазма

оболочка

поры

пластиды

углеводы

белки

 

жиры

нуклеиновые кислоты

вода

минеральные соли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Своя Игра"

Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"

Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств».  При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...

Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"

Заключительный урок русского языка в 5 классе...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...