Реализованный проект "Вся правда о мёде"
проект по биологии (5 класс) на тему

Киселева Наталья Петровна

Актуальность исследования состоит в правильном выборе качественного меда, ведь  он всегда был и остается ценным полезным и вкусным продуктом питания. На рынке города Новосибирска представлен достаточно большой ассортимент продукции от разных производителей. Качество их продукции может различаться. Встает вопрос, как выбрать более качественную продукцию, так как от этого зависит здоровье и качество жизни потребителей

Цель: изучение полезных свойств качественного меда Провести сравнительный потребительский анализ качества меда собранного на пассике Алтайского края и меда купленного в магазине по вкусу, запаху, цвету , наличию крахмала, примесей и воды.

Задачи исследования:

  1.  «Познакомиться» с пчелиной семьей;
  2. Выяснить, что такое мед и откуда он берется;
  3. Узнать о применении меда;
  4. Научиться определять натуральность меда;
  5. Определить качество меда с пасеки и меда купленного в магазине

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsya_pravda_o_mede.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области-

Березовская средняя общеобразовательная школа № 12

Исследовательская  работа по качеству и безопасности продуктов питания

«Вся правда о меде»

Дорошкевич Дарья,                                                                                                             ученик 5"Б" класса МКОУ «СОШ № 12» с.Березовки

Научные руководители: Киселева Н.П.., учитель биологии

                                           

г. Новосибирск 2018г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ        4

1.1 Физиология пчелы        4

1.2 Организация семьи медоносных пчёл        4

1.3 Как пчелы делают мед        5

1.4 Как пчеловоды «добывают» мед        5

1.5 Продукты пчеловодства и применение меда        5

ГЛАВА II. ВИДЫ МЕДА И СПОСОБЫ ИХ ХРАНЕНИЯ        6

1.1 Состав и свойства меда        6

1.2 Виды меда        7

1.3 Хранение меда        8

ГЛАВА III. Определение качества меда в домашних условиях        9

1.1 Цвет, аромат и вкус меда        9

1.2 Определение примесей в меде и его качество        9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        12

ВВЕДЕНИЕ

Летом, когда я отдыхал у бабушки на Алтае, мы ездили к нашим родственникам в гости в село. Они содержат пасеку высоко в горах и собирают высококачественный мед. Я впервые увидела, где живут пчёлы и как пасечник собирает мед. Он мне рассказал что, при помощи дыма не успокаивает пчёл, а создает как бы имитацию пожара. Пчёлы, являясь древними обитателями леса, при появлении дыма набрасываются на мед, чтобы запастись им на дальнюю дорогу. Когда же брюшко пчелы заполнено медом и не гнется, она не может пустить в ход жало. И пчеловод спокойно берет мед.

Актуальность исследования состоит в правильном выборе качественного меда, ведь  он всегда был и остается ценным полезным и вкусным продуктом питания. На рынке города Новосибирска представлен достаточно большой ассортимент продукции от разных производителей. Качество их продукции может различаться. Встает вопрос, как выбрать более качественную продукцию, так как от этого зависит здоровье и качество жизни потребителей. Выбор покупателем более качественной продукции очень важен, так, как только предпочтение и спрос двигает производителя улучшать качество своей продукции.

Мёд пчелиный – сладкое сиропообразное вещество, которое  вырабатывается рабочими пчёлами из нектара медоносных цветов.
Мёд много тысячелетий был главной сладостью, которой пользовались люди. Основная часть мёда - это природные сахара: фруктоза и глюкоза, содержат в себе уникальный набор витаминов, минеральных веществ, органических кислот, ферментов, микроэлементов, противобактериальных веществ. Мёд можно назвать удивительным природным лекарством, которое оказывает   воздействие на организм человека.

Тема моего исследования: «Вся правда о меде»

Объект исследования: Алтайский  мед с пасеки и мед купленный в магазине.

Предмет исследования: свойства и качество меда

Цель: изучение полезных свойств качественного меда Провести сравнительный потребительский анализ качества меда собранного на пассике Алтайского края и меда купленного в магазине по вкусу, запаху, цвету , наличию крахмала, примесей и воды.

Задачи исследования:

  1.  «Познакомиться» с пчелиной семьей;
  2. Выяснить, что такое мед и откуда он берется;
  3. Узнать о применении меда;
  4. Научиться определять натуральность меда;
  5. Определить качество меда с пасеки и меда купленного в магазине

ГЛАВА I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1 Физиология пчелы

Пчёлы имеют длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания нектара растений. У них также имеются усики (антенны, сяжки). Все пчёлы имеют две пары крыльев (задняя пара по размеру меньше передней), передние, средние и задние ножки, брюшко, задние крылья и передние крылья, грудной отдел, голова, усики .

1.2 Организация семьи медоносных пчёл

Пчёлы высокоорганизованные насекомые. Они совместно осуществляют поиск пищи, воды, жилья при необходимости, совместно защищаются от врагов. В улье пчёлы совместно строят соты, ухаживают за потомством, маткой. Состоит сообщество из единственной матки, нескольких десятков тысяч рабочих пчёл и нескольких сотен трутней. Единственная ее функция откладка яиц, из которых развиваются все члены сообщества. Рабочие пчёлы выполняют самые разнообразные сложные функции по уходу за потомством, возведению восковых построек, охране гнезда, сбору и переработке пищи.

Продолжительность жизни рабочих пчел летом 56 недель, зимой несколько месяцев.

1.3 Как пчелы делают мед

Рабочие пчелы вылетают на сбор нектара – сладкой жидкости, которая вырабатывается цветущим растением. Для получения 100 г. меда они должны облететь около 1 миллиона цветков. Специальным хоботком пчелы выбирают нектар, наполняют им свой желудочек и с этой ношей возвращаются в улей.

По возвращении в улей, пчелу – сборщицу встречают молодые пчёлы, которые берут у неё нектар. В улье нектар передаётся от одной пчелы к другой, «жуётся и выплёвывается» несколько раз. Таким образом, образовывается густой сироп. Рабочая  пчела выливает сироп в ячейку соты и затем обдувает его своими крылышками. Это делает сироп ещё более густым. Так получается мед. После того как мед готов, пчела закрывает ячейку тонким слоем воска. 

1.4 Как пчеловоды «добывают» мед

Добыча меда и воска древнейший человеческий промысел. В богатой лесами Руси она издавна осуществлялась бортниками (от слова «борть» дупло дерева). С расширением лесных вырубок приходилось для спасения пчелиных семей вырезать куски деревьев вместе с дуплами и вешать ближе к жилью. Их назвали колодами. 

Сейчас для пчёл создают необходимые условия на пасеках. Пасека специально оборудованное место, где содержатся медоносные пчёлы. Пасеки бывают стационарными и кочевыми .

1.5 Продукты пчеловодства и применение меда

На пасеке нас угостили очень вкусным и полезным медом. Я узнала, что пчёлы производят не только мед, а также воск, прополис, маточное молочко, пчелиный яд .

Пчёлы – единственные насекомые на Земле, которые производят продукт, пригодный для человека.

Мед широко применяется в народной и официальной медицине во всех странах мира.

Мед, благодаря своим отменным вкусовым и целебным качествам, широко используется в пищевой промышленности. В частности, мед нашел повсеместное распространение в качестве пищевой добавки к множеству блюд и напитков. 

Мед в косметологии применяют в составе масок для лица и рук. Эти маски служат для предотвращения морщин, очищения, увлажнения и омоложения кожи. Мед также входит в состав шампуней и бальзамов для волос. Большой популярностью у женщин пользуется медовый массаж, улучшающий кровообращение.

ГЛАВА II. ВИДЫ МЕДА И СПОСОБЫ ИХ ХРАНЕНИЯ

1.1 Состав и свойства меда

В составе меда содержатся – фруктозы и сахарозы, протеины, уникальный набор витаминов, минеральных веществ, органических кислот, ферментов, противобактериальных веществ и микроэлементы (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Мед можно назвать удивительным природным лекарством, оказывающим неповторимое воздействие на организм человека: 

• Мед обеззараживает, убивает микробов, оказывает противовоспалительное, рассасывающее и тонизирующее действие;                

• Мед нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта;

• Мед является профилактическим средством от кариеса, стоматитов;

• Нормализует сон. 

Я провела опрос, раздав  анкету ученикам 5А и 5Б, чтобы понять:

Любят ли мед?

Любят 33 из 34 человек

Почему?

Что они думают, в чем заключается польза меда?

Лечебный, повышает иммунитет, много витаминов- 34человека

Лечит ли их мама медом?

Лечит- 29 человек.

Какие заболевания?

Кашель, боль в горле

Для чего еще используют мед?

В косметологии, в медицине,

Вывод: мои одноклассники, друзья знают в чем  польза меда.

1.2 Виды меда

Название меда происходит от места, где мед был собран (горный, полевой, лесной).

 Наиболее широко распространенные виды меда:

Гречишный мед – наиболее полезен при анемии, поскольку содержит большое количество железа. Также в его состав входит большое количество витаминов и микроэлементов. Цвет данного вида меда может быть темно-желтого, темно-коричневого оттенка. Имеет приятный аромат и терпкий вкус.

Полевой мед – рекомендован при бессоннице и головных болях.

Липовый мед – имеет отличные питательные и лечебные свойства, применяется при лечении простудных заболеваний и воспалении органов ЖКТ, заболеваниях желчного пузыря и почек.

Луговой мед – отличное противомикробное и общеукрепляющее средство.

Майский мед – рекомендуют в качестве болеутоляющего и противовоспалительного средства.

По происхождению мёд бывает:

цветочный – образуется в результате сбора и дальнейшей переработки нектара, который выделяется нектарниками как цветковыми, так и нецветковыми растениями;

падевый – образуется при сборе пчелами пади (сладких выделений тли) и медвяной росы со стеблей и листьев растений. Этот вид меда содержит большее количество, чем цветочный, минеральных веществ и декстринов.

В зависимости от консистенции мед подразделяют на следующие виды:

Жидкий – свежий мед имеет именно такое нормальное состояние после откачки его из сот. Может иметь различную степень густоты, которая зависит от меньшего либо большего содержания воды в мёде и частично от температуры воздуха.

«Севший» (или закристаллизовавшийся) – мёд образуется естественным образом из жидкого меда. Наиболее быстро «садится» одуванчиковый мёд; мед, собранный с разнотравья, «садится» спустя 2-3 месяца после его сбора. Закристаллизовавшийся мёд не теряет своих полезных качеств.

Также мёд делится по своему цвету, который зависит от растения, из нектара которого был получен мед: светлого и темного цвета. При этом имеется множество различных оттенков меда от чисто белого цвета до красно-коричневого.

 Искусственный мед.

 Такой вид меда изготавливают из свекловичного и тростникового сахара, кукурузы, сока арбузов, дыни. Этот вид меда не содержит в своем составе ферментов и не имеет характерного аромата. В искусственный мед добавляют немного натурального меда для появления «медового» аромата и подкрашивают отваром чая или шафрана.

1.3 Хранение меда

Мед нельзя хранить в металлической посуде, поскольку кислоты, содержащиеся в его составе, могут дать окисление. Такой мед может вызвать неприятные ощущения в желудке и даже привести к отравлению. 
Мед хранят в стеклянной, глиняной, фарфоровой, керамической и деревянной посуде. 

Хранить мед следует при температуре 5 – 100С в сухом хорошо проветриваемом помещении, где нет сильно пахнущих продуктов, так как мед легко воспринимает посторонние запахи. 
В сотах или при правильном хранении мед может не портиться очень долго (несколько столетий и даже тысячелетий), так как обладает обеззараживающим свойством и губительно действует на многие микробы и плесневые грибки .

ГЛАВА III. Определение качества меда в домашних условиях

1.1 Цвет, аромат и вкус меда

Цвет меда бывает различным. Это зависит от растения, с которого он был собран. Цвет меда определяют визуально при дневном освещении. 

Натуральный обладает приятным запахом. Фальсифицированный мед запаха не имеет. Для определения аромата в стеклянную ёмкость (стакан) помещают 30-40 гр. меда, закрывают крышкой и нагревают на водяной бане при температуре 40-45°С в течение получаса. Затем крышку снимают и определяют запах.

Для определения вкуса меда необходимо проглотить небольшое количество меда, не запивая водой. Если есть легкое жжение в горле, то мед хороший. Вкус определяют после предварительного нагревания меда до 30°С. 

1.2 Определение примесей в меде и его качество

В своих опытах я использовала Алтайский мед с пасеки и  мед «Натуральный цветочный 365 дней» купленного в магазине сети ЛЕНТА. Паралельно проводила опыты с обоими видами меда.

Опыт 1. В небольшую порцию меда я капнула йод, чтобы узнать  добавлялись ли загустители – крахмал или мука. Если добавлялись, то мед посинеет. В моем опыте  не один из образцов меда не посинел.

Опыт 2. Для опыта я взял узкую полоску бумаги, мед и спички. В целях безопасности этот опыт мне помог провести учитель. Капельку меда капнули на полоску бумаги и подожгли. Если мед горит, значит, в нём содержатся примеси, но в нашем опыте это не произошло.

Опыт 3. Растворила образец меда в воде. Через 5 минут осадок  не обнаружился только в образце с пасеки, а вот в образце из магазина выпал осадок в виде белых хлопьев, что говорит о не достаточной чистоте меда.  

Опыт 4. Проверяем качество меда. Положил в миску с медом кусочек черствого хлеба на полчаса. Если хлеб размокнет, в мед добавлен сахарный сироп. В меде с пасеки, чёрствый хлеб не размок, а остался чёрствым.  А в меде из магазина, напротив хлеб стал достаточно влажным.

 Результаты исследования: Алтайский мед с пасеки золотисто – желтый, с характерным запахом и вкусом меда,  не посинел, нет осадка, хлеб добавленный в мед не размок, не загорелся . Мед «Натуральный цветочный 365 дней» купленного в магазине сети ЛЕНТА- золотисто – желтый, с характерным запахом и вкусом меда,  не посинел, , не загорелся, но после растворения в воде выпал осадок ,а черствый кусочек хлеба размок.

Вывод:  Все полученные результаты свидетельствует о натуральности мёда  с пасеки, а в мед из магазина, возможно,был добавлен сахарный сироп и он не достаточно чистый, что может свидетельствовать о его не натуральности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Алтайский мед, привезенный с пасеки и купленный в магазине, качество которых я проверяла: золотисто-желтого цвета, очень ароматный, нет кристаллов. Значит, пчёлы не подкармливались сахарным сиропом. Мед не посинел, не горит, значит, в нём нет примесей (муки, крахмала, сахара); хлеб не размок только в образце из пасеки, значит этот мед искусственно не разбавлялся водой или сахарным сиропом, в отличие от приобретенного в магазине. Исследуемый мед натуральный и качественный. Качество меда образца Натуральный цветочный 365 дней» купленного в магазине сети ЛЕНТА  не соответствует качеству натурального меда.

Эта работа заинтересовала моих одноклассников, и они проверяли мед, купленный родителями. Работа имеет практическое значение, как для детей, так и для взрослых.

Работая над проектом, я узнал: что человечество с давних времен занимается пчеловодством; как устроено тело пчелы; как организована семья медоносных пчёл; познакомился с пасекой и увидел как добывают мед; узнал состав меда, и что его используют в различных отраслях; провел опыты и проверил качество меда; сделал выводы. 

Теперь я точно знаю, что мед – очень полезный продукт и всем рекомендую употреблять его, потому что мед нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет, является мощным источником энергии, предохраняет организм от преждевременного старения. Ешьте мед и будьте здоровы!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Большая советская энциклопедия: 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978. 
2. Королев В., Котова В., 750 ответов на самые важные вопросы по пчеловодству:ЭКСМО,2009г. 
3. Керченко М.С. «Жизнь золотого роя», г.Челябинск, 1989г.

4.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. – М.: Азбуковник, 1999, с. 355.

5.Хисматуллина Н.З. Апитерапия.– Пермь: Мобиле, 2009. – 296 с.

6.http://www.myshared.ru/

7.http://pitanie-plus.com/produkty/raznoe/vidy-meda.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Поведение пчёл в период взятка и влияние погодных условий на количество мёда".

Исследовательская работа. Обьект исследования  - пчела и мёд, предмет исследования - поведение пчёл и влияние погодных условий на количество мёда....

конспект интегрированного занятия "Всё о мёде"

Дети на занятии знакомятся с разными сортами меда, его питательными и целебными свойствами.  Расширяется словарный запас детей (соты, воск, пасека, нектар, прополис, рой и т.д.  Воспитатель ...

Классный час "Польза мёда"

разработка классного часа Польза меда...

"Значение мёда в жизни человека"

Классный час на тему "Значение мёда в жизни человека"Цель: раскрыть значение мёда для здоровья человека.Задачи:формирование у обучающихся правильного представления о значении мёда в здоровом образе жи...

Исследовательский проект: " Вся правда о мёде"

Мёд - это полезная еда, которая может использоваться по- разному. О свойствах мёда, о его предназначении рассказывает этот проект, он выполнен группой учащихся....

Вся правда о мёде. Исследовательский проект.

Группа учеников рассказывает с помощью своего проекта о пользе мёда и его полезных свойствах....

Учебный проект "Какова она, "третья правда?" Что значит жить по правде?" по повести Л. Бородина "Третья правда".

Учащиеся осмысляют, какой должна быть правда и что значит жить по правде. Одна группа пытается понять "правду" Селиванова, другая группа -  "правду" Рябинина, третья - официал...