Итоговая аттестация в 9 классе.
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Леонтьева Инна Михайловна

Модель процедуры проверки освоения основной образовательной программы основного общего образования учащимися 9-х классов направлена на включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность . Итоговое событие – экзаменационная процедура, которая проводится в определенный (назначенный заранее) день в форме предпрофильного индивидуально-группового испытания. Единицей испытания является экзаменационная задача, решение которой требует проявления некоторых способностей и умений в исследовательской, проектной или художественно-творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Леонтьева Инна Михайловна, МАОУ СОШ № 47 г. Улан-Удэ, Бурятия

Школьная конференция, секция «Проблематика внедрения современной модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования в соответствии с ФГОС ступеней общего образования»

Модель процедуры итоговой аттестации учащихся 9 класса, ориентированной на оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования в соответствии с новыми ФГОС

Модель процедуры проверки освоения основной образовательной программы основного общего образования учащимися 9-х классов направлена на включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность Метапредметные и личностные результаты освоения основной образовательной программы (далее – ООП) должны быть прежде всего связаны с индивидуальным (групповым) проектом Для этого должна быть разработана методика оценки, как самого проекта, так и портфолио, описаны требования к инструментарию оценки.и направлены на процессы самоопределения, в том числе и профессионального.

Такая процедура проверки освоения основной образовательной программы должна быть направлена на оценку тех метапредметных результатов, которые оценить с помощью тестовых технологий невозможно. Для оценки этих результатов предлагается использовать технологию независимых экспертных оценок в ходе итогового события, которое организуется в рамках государственной итоговой аттестации. Это событие носит индивидуально-групповой характер. Итоговое событие – экзаменационная процедура, которая проводится в определенный (назначенный заранее) день в форме предпрофильного индивидуально-группового испытания. Продолжительность испытания – не более 4 часов. Число учеников - участников испытания, - ограничено количеством персональных компьютеров, на которых установлена электронная оболочка испытания (с заданием). Единицей испытания является экзаменационная задача, решение которой требует проявления некоторых способностей и умений в исследовательской, проектной или художественно-творческой деятельности.

Экзаменационная задача носит предметный или метапредметный характер. Задача выбрана в качестве единицы экзаменационного испытания потому, что её решение, в отличие, например, от работы над проектом или исследованием, требует сравнительно небольших временных затрат, а процесс решения можно развернуть и сделать доступным для наблюдения, фиксации и анализа. В ходе предпрофильного испытания важно оценить не только результат решения задачи, но и его процесс в условиях содержательной коммуникации.

Учебно-проектная деятельность направлена на получение конкретного запланированного результата – продукта, который обладает определенными свойствами, и необходим для конкретного использования. Проектную работу предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Этапы учебно-исследовательской деятельности и учебно-проектной деятельности предполагают владения учащимися определенными умениями, которые в Федеральном государственном стандарте общего образования получили название «метапредметных» результатов.

Этапы :

учебно - исследовательской, учебно- проектной деятельности

Ведущие умения учащихся

  1. Постановка проблемы (целей, задач), создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы

Умение видеть проблему (задачу) приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы (задачи) при отсутствии необходимых знаний и средств;

Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему (задачу);

Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования;

Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций;

Умение давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.

2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования, определение предполагаемых ожиданий по итогам реализации проекта.

Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации.

3. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария

Выделение материала, который будет использован в исследовании, при проектировании;

Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные);

Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр.

4. Поиск решения проблемы (задачи), проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают:

Умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; владение способами проектирования; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать.

5.Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой (замыслом), оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включают.

Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования (проектирования), его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.

Таким образом, реализация учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности в основной школе в рамках учебного плана позволит учащимся выполнить основную образовательную программу основного общего образования и достичь определенных метапредметных и личностных образовательных результатов. В процессе освоения этих видов деятельности учащиеся учатся решать не только учебные и конкретно-практические, но и другие задачи: исследовательские и проектные.

В конце основной ступени школьного образования предлагается оценивать три метапредметных результата: учебную, информационную и коммуникативную грамотность школьника.

На прошедшем в 2013г БОФ-5 учителя и учащиеся нескольких школ республики работали в направлении новой модели итоговой аттестации, предварительно пройдя обучение, а также более детальную разработку оценочных листов для данной процедуры.

Всё это происходило на сайте демо эврика дэйли. Данная модель ИА заинтересовала меня, наших учащихся –а их на БОФе участвовало на тот момент трое-и уже на республиканском семинаре в октябре 2013 г администрацией школы мне было предложено попытаться провести образовательное событие на настоящем сайте эврика дэйли . На тот момент технических трудностей с сайтом было гораздо больше, т.к. этот сайт ещё находится на стадии разработки, поэтому приходилось разрешать эти проблемы с разработчиками буквально на ходу. Для дальнейшей работы в данном направлении нужно было обучить учителей работе с оценочными листами, в процессе изучения критериев дополнили и расширили ряд критериев. Понятно, что для каждого типа задании требуется формировать свои оценочные листы из широкого перечня критериев.

Что касается учащихся, то ребята, участвовавшие в БОФе-5, также, в свою очередь, дали представление новой формы ИА своим одноклассникам на примере решения новой задачи с последующей защитой на семинаре. Т.О., учителя и учащиеся нашей школы активно участвуют в школьных, городских, региональных моделях ИА.

Сегодня мы попытаемся представить свое видение процедуры ИА учащихся, ориентированной на оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования в соответствии с новыми ФГОС.

Вариант предложенной нами итоговой аттестации-

Через образовательное событие

Через задачу

Групповая

Мною было создано образовательное событие, совместно с учителями-экспертами была придумана метапредметная задача и размещена на сайте ЭД в личных кабинетах учащихся и экспертов. Также составлены оценочные листы к данной задаче

Тип данной задачи-проектная

  • Проектная задача – задача, в которой через систему или набор специально подобранных заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Регламенты рассматриваемой модели

  • На экране компьютера – текст задания, в данном случае это задание расположено в образовательном событии на сайте Эврика дэйли, в личном кабинете каждого из аттестуемых
  • Групповой тур: учащиеся вместе решают задачу, оформляют готовый продукт, готовят презентацию. Тур оценивается экспертами с помощью экспертных листов, на протяжении всего времени работы группы.

Параметры оценки

Объект оценки

 

Способы оценки

 

Показатели грамотности

учебной

информационной

коммуникативной

Групповое решение задачи (сопоставление разных точек зрения, способов решения задачи)

Экспертная оценка по оценочным листам

 

Формулирование цели совместной деятельности, роли, позиции и цели участников, учет различия и противоречия в них;

оценивание хода взаимодействия,

разрешение интеллектуального конфликта и достижение компромиссов;

удержание предметной логики, учитывающее разнообразие возможных точек зрения при решении задачи

Регламенты рассматриваемой модели

Презентация готового решения.

Учащиеся представляют готовое решение внешним экспертам.

Оценивается как предметная составляющая решения, так и способность учащихся презентовать свое решение.

hello_html_4d1b91e3.png


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к государственной итоговой аттестации 9 класс

Решение тестов по модулю "Реальная математика"...

Итоговая аттестация 8 класс, формат ГИА

3 варианта итоговой работы за курс 8 класса в формате ГИА по УМК Мордковича и Атанасяна....

вопросы для итоговой аттестации 9 класс

Задания по биологии для итоговой аттестации 9 класс. Материал для учащихся....

итоговая аттестация 6 класс

Итоговая аттестация 6 класс - Устный зачет(профильный уровень)...

Задания для итоговой аттестации 9 класс.

Задание состоит: практическая работа- вышивание гладью, теория - тест, характеристика изделия. Итоговая аттестация для детей со сложной структурой дефекта интеллектуального развития....