Итоговая контрольная работа по теме "Эволюция", 11 класс
тест по биологии (11 класс) на тему

Опарина Анна Валерьевна

Итоговая контрольная работа для учащихся 11 класса по теме "Эволюция" в двух вариантах. Работа содержит различные типы заданий, что позволяет качественно проверить знания учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговая работа по теме «Эволюция», 1 вариант

1. Научную теорию эволюции живой природы создал

а) Н.И. Вавилов    б) К. Линней   в) Ж.Б. Ламарк    г) Ч.Дарвин

2. К результатам эволюции относится:

а) естественный отбор б) видообразование   в) искусственный отбор  г) наследственность

3. Какой из перечисленных признаков можно отнести к экологическому критерию вида обыкновенного ежа?

а) наличие игл на теле                б) наземный образ жизни  

в)распространение в Европе      г)число хромосом в соматических клетках

4. Мухи- пчеловидки внешним видом похожи на пчёл. Какую форму приспособления иллюстрирует данный пример?

а) маскировку   б) мимикрию    в) сезонную окраску   г) расчленяющую окраску

5. Выберите пример ароморфоза:

А) появление корневой системы у древних папоротников  

Б) формирование разнообразных листьев у растений  

В) формирование различий в строении цветков у растений  

Г) образование нектарников в цветках

6. Скрещиванию разных видов синиц, обитающих в пределах одного лесного массива, препятствует:

А) отсутствие мест для гнездования      б) нарушение светового режима

В) различие потребляемых кормов         г) разный хромосомный набор

7. К палеонтологическим доказательствам эволюции органического мира относят:

А) сходство зародышей позвоночных животных              б) наличие ископаемых переходных форм

В) сходство островных и материковых флоры и фауны   г)наличие рудиментов, атавизмов

8. Какую роль в жизни вида играет стабилизирующий отбор?

А) приводит к появлению новой нормы реакции

Б) изменяет генетическую структуру вида

В) устраняет особей с  резкими отклонениями признака от нормы

Г) способствует образованию новых видов

9. Признаки, формирующиеся у особей в процессе естественного отбора, полезны:

а) человеку   б) виду    в) биоценозу     г) окружающей среде

10. Мимикрия – это результат:

А) усложнения развития организмов                     б) приспособления к паразитическому образу жизни

В) отбора сходных мутаций у различных видов    г) повышения уровня организации живого

11. Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных:

А) возникновение лёгких         Б) образование головного и спинного мозга

В) образование хорды              Г) возникновение четырёхкамерного сердца

12. Установите соответствие между животным и типом окраски покровов его тела:

Животное                                                                             Тип окраски

А) медоносная пчела                                                   1) покровительственная

Б) речной окунь                                                           2) предупреждающая

В) божья коровка

Г) колорадский жук

Д) белая куропатка

Е) заяц беляк

13.Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, который он характеризует.

Признак                                                                Критерий вида

А) тело покрыто мантией                                             1) морфологический

Б) раковина имеет две створки                                    2) экологический

В)обитает в пресных водоемах

Г) кровеносная система незамкнутая

Д) питание водными микроорганизмами

Е) личинка развивается в воде.

14.Биологический регресс – это снижение уровня приспособленности к условиям обитания, ведущее к …

1) снижению уровня приспособленности к среде обитания;

2) увеличению численности;

3) уменьшению площади видового ареала;

4) возрастанию приспособленности организма к окружающей среде;

5) уменьшению численности;

6) увеличению площади видового ареала

15. Установите соответствие

ПРИМЕР

 

НАПРАВЛЕНИЕ

А) возникновение ласт у дельфина

Б) возникновение трёхкамерного сердца у земноводных

В) исчезновение пищеварительной системы у цепней

Г) ухудшение зрения у крота

Д) возникновение двойного оплодотворения у цветковых растений

Е) отсутствие листьев и настоящих корней

у повилики

 

1) ароморфоз

2) идиоадаптация

3) общая дегенерация

16. Дайте определения форм естественного отбора:

Признаки

Формы естественного отбора

А) поддерживает несколько фенотипически различных форм за счет особей со средней выраженностью признака

1) движущая форма

Б) благоприятствует сохранению особей с признаками, близкими к среднему значению

2) стабилизирующая форма

В) действует в пользу редких генотипов, поскольку приспособленность генотипа повышается, по мере того как он становиться все более редким

3) дизруптивная (разрывающая) форма

Г) приводит к появлению новой нормы реакции организма, которая соответствует изменившимся условиям окружающей среды

17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Виноград культурный. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1)Виноград культурный растёт в умеренных и субтропических регионах, широко культивируется во многих странах всех континентов. (2)Выращивают виноград обычно на шпалере. (3)Учёными установлено, что его сорта произошли от дикорастущего евроазиатского вида — Винограда лесного, который произрастает по всему северному побережью Средиземного моря и далее на восток до южного побережья Каспия. (4)Цветки винограда мелкие, собраны в соцветия сложная кисть или метёлка. (5)Плоды — шаровидные или яйцевидные ягоды, собранные в более или менее рыхлые, редко плотные, грозди. (6)Окраска ягод сильно варьирует в зависимости от сорта.

18. Самцы павлинов имеют длинный ярко окрашенный хвост. Птицы, обладающие слишком коротким и тусклым хвостовым оперением или слишком длинным и ярким, уничтожаются естественным отбором. Чем это объясняется? Какая форма естественного отбора проявляется в этом случае?

Итоговая работа по теме «Эволюция», 2 вариант

1. Первое эволюционное учение создал:

а) М. Шлейден     б) Ж.Б. Ламарк     в) Р. Гук    г) К. Линней

2. К результатам эволюции относится:

а) искусственный отбор б) повышение уровня организации   в) естественный отбор  г) наследственность

3. Какой из перечисленных признаков можно отнести к морфологическому критерию вида обыкновенного ежа?

а) наличие игл на теле                б) наземный образ жизни  

в)распространение в Европе      г)число хромосом в соматических клетках

4. Конкуренция между растениями пшеницы на поле за свет, влагу, минеральные вещества служит доказательством проявления:

А) межвидовой борьбы    б) взаимопомощи   в) внутривидовой борьбы    г) идиоадаптации

5. Стабилизирующая форма естественного отбора способствует:

А) сохранению в популяции среднего значения признака

Б) полному вытеснению редких рецессивных мутаций

В) увеличению внутривидового разнообразия

Г) формированию новых признаков

7.Какое из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

А) листья-иголки у хвойных    б) млечные железы у млекопитающих   в) корнеплоды у свёклы

8. Творческая роль естественного отбора проявляется в:

А) возникновении новых видов  б) освоении организмами новых сред обитания

В) усилении внутривидовой борьбы

9. Палеонтологическими доказательствами эволюции человека служат:

А) признаки сходства человека и позвоночных животных

Б) атавизмы и рудименты у современных людей

В) признаки сходства эмбрионов человека и животных

Г) ископаемые останки предков человека

10. Упрощение внутреннего и внешнего строения организмов называется:

А) общей дегенерацией    б) ароморфозом    в) идиоадаптацией    г) регенерацией

11.Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных:

А) возникновение лёгких                                          б) образование хорды

В) образование головного и спинного мозга           г) возникновение четырёхкамерного сердца

12. Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой:

Характеристика                                                                                                              Форма отбора

А) сохраняет среднее значение признака                                                                 1) движущая

Б) способствует приспособлению к изменившимся условиям среды                    2) стабилизирующая

В) сохраняет особи с признаком, отклоняющимся от его среднего значения

Г) способствует увеличению многообразия организмов

Д) способствует сохранению видовых признаков

13.Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением её эволюции.

Характеристика                                    Направления эволюции

А)многообразие видов                            1) биологический прогресс

Б) ограниченный ареал                            2) биологический регресс

В) небольшое число видов

Г) широкие экологические адаптации

Д) широкий ареал

Е) уменьшение числа популяций  

14. Биологический прогресс – это возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, ведущее к …

1) снижению уровня приспособленности к среде обитания;

2) увеличению численности;

3) уменьшению площади видового ареала;

4) возрастанию приспособленности организма к окружающей среде;

5) уменьшению численности;

6) увеличению площади видового ареала

15. К каждому понятию, приведенному в левой колонке, подберите следующие особенности:

Особенности

Понятия

А) генофонд группы генетически открытая система

1) Вид

Б) генофонд группы генетически закрытая система

2) Популяция

В) группа особей генетически, экологически и репродуктивно обособлена

Г) все особи группы имеют общую генетическую программу, возникшую в ходе предшествующей эволюции

16. Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции:

Приспособления

Направления эволюции

А) возникновение покровительственной окраски

1) ароморфоз

Б) возникновение редукции пальцев на ногах копытных

2) идиоадаптация

В) возникновение полового размножения

3) общая дегенерация

Г) возникновение шерсти млекопитающих

Д) возникновение плотной кутикулы на листьях растений

Е) возникновение сходства некоторых бабочек с листьями растений

17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида пресноводная гидра. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 (1)Гидры – род пресноводных сидячих кишечнополостных из класса гидроидных. (2)Представители обитают в стоячих водоёмах и реках с медленным течением, прикрепляясь к водным растениям или грунту. (3)Длина тела гидры составляет 1–20 мм, иногда несколько более, это одиночный малоподвижный полип. (4)Пищеварительно-мускульные клетки энтодермы могут захватывать частицы пищи и формировать пищеварительные вакуоли. (5)Железистые клетки энтодермы выделяют в полость кишки пищеварительные ферменты, расщепляющие пищу. (6)Стрекательные клетки эктодермы имеют капсулу, заполненную ядовитым веществом.

18. Самцы павлинов имеют длинный ярко окрашенный хвост. Птицы, обладающие слишком коротким и тусклым хвостовым оперением или слишком длинным и ярким, уничтожаются естественным отбором. Чем это объясняется? Какая форма естественного отбора проявляется в этом случае?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа в 7 классе.

Итоговая контрольная работа по немецкому языку в 7 классе (презентация + рабочий лист)...

Итоговая контрольная работа для 8 класса

Содержит 6 заданий. Разноуровневые варианты....

итоговая контрольная работа в 5 классе за третью четверть

итоговая контрольная работа за третью четверть для пятого класса по программе Н.Я Виленкина. работа в форме теста, для тренировки учащихся и привыканию к такому виду контроля, чтобы у них не было стре...

Итоговая контрольная работа в 8 классе

В текстах предложенных для контрольной работы,охвачены основные темы за курс 8 класса...

Итоговая контрольная работа в 6 классе

Итоговая контрольная работа 6 класс по учебнику Г.В. Дорофеева. В контрольной работе 4 варианта, в каждом варианте 6 заданий....

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточного мониторинга и итоговой контрольной работы за 1 класс в виде теста по изобразительному искусству.

От рисования любой ребёнок получает только пользу: оно развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. В процессе...