Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время по биологии.
статья

Базанова Валентина Леонидовна

Из опыта работы с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bazanova_v.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Базанова В.Л., учитель биологии МОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов г.Кстово Нижегородской области, первая квалификационная категория.

Базанова В.Л. работает учителем биологии в МОУ СОШ №3 с 2008 года. Закончила естественно-географический факультет ГГПИ имени Горького. Педагогический стаж-22года. На протяжении многих лет была членом экспертной комиссии РОНО Кстовского района, участником творческих и экспериментальных площадок школы и района. Её ученики становятся призёрами предметных олимпиад, участвуют в районных и областных конкурсах.

Первым вопросом в начале моей работы в школе встал вопрос, как сделать свои уроки интересными и эффективными? Сейчас мне кажется, что самым важным на этом пути является вера в себя, вера в свои возможности. Необходимо помнить, что только добрый и благородный педагог может повести ученика в мир прекрасного, только увлеченный человек может заинтересовать детей своим делом. Мы должны учить и воспитывать детей тому, что у самого получается и что самому нравится.

Быть учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.

Принципы, которые я хотела бы реализовывать в своей работе можно выразить следующей формулой: традиционность — новаторство — мастерство.

А еще у меня есть своя формула успеха, которая представляет собой сумму следующих составляющих: любовь к своему делу + вера в ученика.

Но главная формула успеха — это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих.

Девизом многих моих дел, в том числе и в профессиональной сфере являются слова Мэри Кей Эш: «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете».

Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед.

Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время по биологии

Базанова В.Л., учитель биологии

                  первой квалификационной категории.

Переориентация российской системы образования на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий - невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. 

            Развивающему обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения проблемы выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

              Одна из задач государственной политики в области образования до 2020 года – это создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.  Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Трудности в школьном обучении возникают у одаренных детей из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней стандартизации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знания этими детьми.

        Если здоровый ребенок воспитывается в благоприятных условиях, имеются все шансы, что он/она вырастет достаточно одаренным. Однако возникает вопрос, как развить способности ребенка? Что для этого нужно?

        В настоящее время очень много говорится о роли деятельности в развитии возможностей ребенка, но при этом не всегда подчеркивается, что далеко не каждая деятельность развивает ребенка. Очень часто деятельность ребенка очевидна, в ней он получает определенные знания, даже в той или иной степени овладевает умственными навыками, но сколько-нибудь заметного продвижения в развитии способностей не происходит. Сколько прилежных учащиеся, радуя своих родителей отличными отметками в младших классах, к старшим классам обнаруживают отсутствие сколько-нибудь развитых способностей.

Именно потому выдающийся отечественный педагог В. А Сухомлинский считал бессмысленными так называемые дополнительные занятия с ребенком, так как сама по себе деятельность, совершаемая ребенком не по собственному желанию, а по внешней мотивации, внешнему стимулу, может дать знания, но никак не развивает его способностей. А знания сами далеко не самое главное в развитии ребенка. Об этом хорошо знают и многочисленная армия репетиторов, среди которых большинство умеет давать знания, но редко кто при этом развивает способности.

Для того, чтобы из задатков появились способности, чтобы занятия с ребенком развивали его ум и способности к творчеству, необходима познавательная потребность. Именно эта потребность, те собственный интерес ребенка к познанию выступает своего рода катализатором развития одаренности. Без этой потребности способности развиваться не могут.

Познавательная потребность –  достаточно сложное психологическое образование, тесно связанное со многими характеристиками личности.

            Гении в природе рождаются редко. Но талантливых детей достаточно. Бесталанных людей не бывает. Все дети рождаются со своими природными задатками, возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. «В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» - это слова Имануила Канта. И эта задача возложена на педагога.

           Развитие познавательной потребности происходит в исследовательской деятельности.  

          Ни для кого не секрет, что современные подростки достаточно динамичны, обладают активной жизненной позицией. Однако в наш век информатизации дети пресыщены потоками информации, обладают широким кругозором. И не всегда те способы подачи информации, которые были действенны для предыдущих поколений, будут также действенны при изучении современного материала современными детьми. Я думаю, что мы все понимаем, что наша основная задача как педагогов не только снабдить учеников определённым набором знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, но и научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы.

      Такое положение вещей требует изменения образовательной парадигмы: от образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь. Сегодня успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Таким образом, конкурентоспособность во многом зависит от способности будущего работника приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций.

       Одним из направлений образовательной деятельности в таком русле является компетентностный подход. Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для определения и достижения цели. Компетенция позволяет субъекту в связи с собственными представлениями о желаемом будущем (о дoлжном) очертить ситуацию, оказаться в активной позиции в отношении к ней. Речь идет об управлении ситуацией, которое основывается на готовности идентифицировать проблему и разрешить ее. Компетенция позволяет выполнять неалгоритмизированные действия, конструировать или присваивать новые алгоритмы, способы деятельности.

    И я считаю исследовательскую деятельность учащихся «высшим пилотажем» деятельностного и компетентностного подхода в образовании.  

     Нами накоплен определенный опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Исследование как метод и как самостоятельная технология используются нами как на уроках, так и во внеклассной работе по биологии.

     Технология учебно-исследовательской деятельности основана на использовании творческих потребностей, познавательных интересов, мотивов совершенствования личности, является более высоким уровнем развивающего обучения, средством формирования самостоятельного мышления, компетенции.

Основными целями и задачами данной технологии являются:

  • повышение качества образования,
  • дифференциация и индивидуализация обучения,
  • формирование основ исследовательского мышления;
  • работа по развитию познавательного интереса учащихся в избранных областях науки, культуры.

      Что же такое исследовательская деятельность учащихся?  Это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

 Методы, которые мы используем в работе:

  • анкетирование, опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • творческие работы;
  • проективный метод;
  • метод исследования проблемы.

  Формы работы:

  • урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
  • организация временных групп;
  • свободное самообразование;
  • олимпиады;
  • интеллектуальный марафон.

   Направления работы:

  • диагностика – изучение личности учащихся.
  • работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии;
  • внеклассная работа.

   Содержание технологии:

  1. Работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии.

Грамотно организованный урок -  это залог позитивного эмоционального, физического благополучия и раскрытия природных задатков учащихся. В силах учителя создать на уроке атмосферу добра и творчества.  Позитивный психологический климат на уроке очень важен, так как при этом создаются условия для свободного общения учителя и ученика. Ученик может свободно высказать свое мнение и не бояться негативной оценки учителя. В случае неверного ответа ученика не надо его оскорблять. Необходимо поддерживать своего ученика, уважать его. Щадить его самолюбие. Быть щедрым на похвалу. Только положительными эмоциями и чувствами учителю можно добиться значительно большего взаимопонимания со своими воспитанниками, что является наивысшей гарантией успеха его воспитательной миссии.

     Задача учителя - научить учащегося спрашивать. Задавание вопросов тренирует познавательную активность, умение и готовность находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях. Это показатель включенности ученика в обсуждаемую проблему, хорошего уровня его работоспособности, развитых коммуникативных навыков. Застенчивый, боящийся учителя ребенок вопросов задавать не будет, а в результате возрастает багаж непонятого учебного материала, что ведет к переутомлению и снижению интереса к учебе. Количество и качество задаваемых вопросов служит индикатором его психологического здоровья, тренирует его успешность в учебной деятельности.

       Обучение должно проходить на фоне положительных эмоций, обеспечения эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других, привлечения жизненного опыта каждого участника, познавательной мотивации,  активной  мыслительной  деятельности, обучении  рефлексии проделанной работы и своего состояния.  

          В своей работе я использую индивидуальный подход при контроле знаний, игровую деятельность обучающихся, использую стихи, загадки, пословицы и поговорки для повышения познавательной активности, применяю разнообразные методы и способы для решения учебной задачи на уроке. Активно использую такие методы, как:

  • метод свободного выбора (свободная беседа, свобода творчества и т.д.),
  • интерактивные методы (обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, дебаты, семинары),
  • методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

Биология, как наука и предмет, предоставляет учителю возможности широкого выбора нетрадиционных, альтернативных форм урока: урок-игра, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-лекция, урок творчества, урок-диспут и так далее. Сама я часто отдаю предпочтение урокам с игровыми миниатюрами. Подбираю игры и игровые моменты таким образом, чтобы решалось несколько задач в комплексе:

-  развитие интереса к предмету;

- изучение и понимание признаков и свойств живого;

- понимание места и роли человека в природе.

Игры позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, вызывая чувство удовлетворения и радость познания.

Благодаря разнообразию форм заданий, умелому их подбору, занимательности достигается большая заинтересованность учащихся в их решении, появляются элементы соревнования между учениками. Это стимулирует и активизирует работу мысли, что в свою очередь способствует более прочному усвоению учебного материала, развитию логического мышления и выработке правильных самостоятельных суждений.

      На уроках часто создаю проблемные ситуации, которые подталкивают   учащихся к изучению объекта  через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами.  Вместо объяснения как решить проблему, представляю необходимые материалы, поощряя учащихся делать наблюдения и выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего им приходится использовать интуитивное и аналитическое мышление.

        Что это дает ребенку? Происходит не только развитие природных склонностей ребенка, но идет становление свободно мыслящей, творческой личности. За годы обучения в школе ученики должны не только получить знания, но и развить свои природные способности.

         На уроках экологии юные исследователи 6-х классов готовят свои версии «Красной книги Нижегородской области», « По страницам Черной книги»

          Во время прохождения летней практики на пришкольном участке летом обучающиеся 7 - 8-х классов исследуют флору пришкольного участка. Со своими исследованиями обучающиеся участвовали в областном конкурсе «Зеленая планета».

      2. Внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (факультатив, кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, cooтветствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации.

Учащиеся занимают призовые места на районных олимпиадах по биологии и экологии, успешно участвуют в районных конкурсах «Дни птиц», «Царевна – лягушка», проектов озеленения города Кстово, районных природоохранных акциях «Весенние палы», «Покормите птиц», областных конкурсах «Зеленая планета», по программе «Учимся с Intel»

    Критерии эффективности:

Высокий уровень познавательного интереса к предмету.

Отсутствие неуспевающих по предмету.

Увеличение количества учащихся, выбирающих биологию как экзамен с успешной сдачей его.

     Результатом является повышение мотивации к обучению, развитие самостоятельности   в обучении, включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность; формирование навыков и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности; повышение коммуникативной культуры; использование приобретенных знаний, умений, способов деятельности, необходимых для   успешного обучения на следующей образовательной ступени, для формирования профессиональной ориентации.

         Занятие исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Моя задача, как преподавателя, выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности.

    Обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, которые, используя свой потенциал, заложенный еще в образовательном учреждении, смогут развивать научные знания.

     Полученная в процессе учебного исследования информация не всегда может быть новой, однако она является новой для того, кто ее получил, что не умаляет значимости исследовательской работы. С. Л. Рубинштейн писал: «Когда говорят, что человек как индивид не открывает, а лишь усваивает уже добытые знания, это значит лишь то, что он не открывает их для человечества, но лично для себя все же должен открыть. Человек доподлинно владеет лишь тем, что он сам добывает собственным трудом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация системы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку.

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию...

«МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

       Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том ...

Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время посредством физической культуры.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей с...

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Статья для организации работы с одаренными детьми...

«Работа с одаренными обучающимися на уроках и во внеурочное время»

Выступление на педсовете «Работа с одаренными обучающимися на уроках и во внеурочное время»...

Организация работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС

Организация работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС...

методическая разработка "Работа с одаренными детьми на уроках математики во внеурочное время"

методическая разработка "Работа с одаренными детьми на уроках математики во внеурочное время"...