Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время посредством физической культуры.
статья по физкультуре на тему

Коваленко Марина Александровна

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi_kovalenko_m.a.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время посредством физической культуры.

Коваленко Марина Александровна.

учитель физической культуры МБОУ СОШ № 2 г. Радужный

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления-одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.

 Массовая школа обычно сталкивается с различного рода проблемами в работе с одаренными детьми. Наша школа не исключение. Основной проблемой на первых этапах работы является раннее выявление и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей еще в начальном звене. Одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть «белой вороной» и их творческие возможности со временем нивелируются.

Однако о признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартных испытаний. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности, поэтому важную роль в выявлении и дальнейшем развитии одаренных детей играют классные руководители, педагоги.

Необходимо включать в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами.

Учитель должен:

• быть доброжелательным и чутким;

• разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

• быть увлеченным своим делом;

• способным к экстремальной, научной и творческой деятельности;

• профессионально грамотным;

• интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

• проводником передовых педагогических технологий;

• знатоком во всех областях человеческой жизни;

• быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

• проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Кроме всего учителя должны разнообразить формы и методы своей работы при обучении одаренных детей. Исследования показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями как упрямство или лень. Вследствие этого у ребят складывается негативное отношение к школе, не желание работать.

Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися подходят следующие формы работы:

  • Внеурочная деятельность по физической культуре
  • Групповые занятия с одаренными детьми
  • Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре
  • Участие в исследовательской и проектной деятельности
  • Участие в соревнованиях, конкурсах по физической культуре
  • Участие в предметной неделе по физической культуре

Дети спортивной и творческой одаренности чаще всего сталкиваются с учебными проблемами. Зачастую учителя - предметники раздражаются из-за того, что такие ученики пропускают занятия по причине соревнований или репетиций, отказываются заниматься индивидуально или дополнительно. А ведь таким детям также необходима своя индивидуальная программа обучения. Для развития каждого вида одаренности должна быть разработана своя система мероприятий, разработаны свои программы, чего пока в современных школах нет.

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Часто про одаренных детей говорят, что в них есть «искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей.

Как я достигаю таких результатов?

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

- выявление одаренных детей;

- развитие творческих способностей на уроках;

- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, секции, конкурсы, исследовательская работа);

- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

Немаловажным считаю и создание условий для развития всесторонней личности.

Физическая культура и технология физического воспитания одаренных детей с направленным развитием двигательных способностей.

Развитие двигательных возможностей человека является важным условием его жизнедеятельности. Известно, что уровень проявления физических качеств и здоровье ученика взаимосвязаны между собой. Одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе является физкультурно-массовая, физкультурно-оздоровительная и физкультурно-просветительская работа.

Все эти компоненты находят отражение в моей педагогической практике.

Физические упражнения, направленные на освоение правильной ходьбы, бега, прыжков, метаний, навыков в равновесии, а также навыков в передвижении на лыжах, дают возможность организовать работу детей в основной медицинской группе, подготовительной и специальной с учетом дозировки физических нагрузок и возрастных особенностей школьников, формировать у них жизненно важные двигательные умения и навыки.

Занятия организую фронтальным и групповым методами. При этом наиболее эффективным себя показал поточно-групповой способ. Творческая атмосфера на уроке в немалой степени зависит от подготовки к нему, куда входят тщательно продуманные объяснение учебного материала, постановка задач в последовательности их реализации и решения, разъяснения сущности двигательного взаимосвязи и взаимообусловленности его элементов. Материал урока располагаю в строгой логической последовательности от простого к сложному: эстафета сменяется ведением баскетбольного мяча имитационные упражнения – работой на снарядах, прыжковый бег – передачей мячей в парах, физическая нагрузка чередуется с эмоциональной разрядкой.

Широко использую варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Применяю мелкий спортивный инвентарь: гимнастические палки, теннисные и набивные мячи, скакалки, гантели. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключения, успокоения, временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечно - сосудистой функций организма – все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах.

В ходе каждого урока решаю оздоровительную задачу, используя разнообразные упражнения с различной дозировкой нагрузки, в том числе по профилактике плоскостопия, специальные игры для формирования правильной осанки, для укрепления отдельных мышечных групп, а также упражнения, способствующие развитию женственности у девочек. Юношам даю упражнения, отмеченные прикладной направленностью, формированием волевых качеств, реализуя связь с физической культуры.

Думаю, что очень важен подход учителя к оценке знаний и умений учащихся. Текущие оценки выставляю на каждом уроке, а итоговые - в конце прохождения темы, после фронтальной проверки усвоения материала. Это дает возможность проявить необходимую требовательность, объективность и справедливость.

Хорошей успеваемости добиваюсь и благодаря использованию домашних заданий. Задавая учащимся упражнения на дом, указываю последовательность выполнения элементов и дозировку, объясняю, как избежать травм.

В рамках этой работы в школе организуются различные физкультурные кружки и секции, проводятся игры, спортивные соревнования, физкультурные праздники.

Физическое воспитание во внеурочное время тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием школьника и активно содействует всестороннему развитию детей, учит четкому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спортивной этике, уважению соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные соревнования различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.

Быть здоровым – выгодно биологически, т.к. организм более эффективно и долговременно сохраняет свою природу. Также здоровье выгодно экономически – здоровые люди дольше сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое развитие страны, ее обороноспособность, а также здоровье наци в целом. Здоровье выгодно эстетически – здоровый ребенок, подросток, да и взрослый человек отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.

Одним из видов работ с одаренными детьми является проектная методика на уроках и во внеурочное время.

Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально.

Проекты на уроках физкультуры – это проекты по исследованию влияний занятий ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, физических качеств человека, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д.

Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания морально-волевых качеств. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов.

Проект – это одна из форм развития творческой деятельности обучающихся. Она дает возможность индивидуального развития и внимание. В основе метода проектов – направленность на результат, который получается при решении основной проблемы.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. И главными целями метода проектов являются:

1. Показать умения отдельного ученика использовать приобретенный исследовательский опыт;  

2. Реализовать свой интерес к обсуждаемой теме;        

3. Продемонстрировать уровень обученности; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения.

Формы проектов могут быть разнообразными. Это – моно проект, коллективный проект, устно-речевой, письменный, Интернет проект. Проектная деятельность может быть представлена в виде репортажей, экскурсий  с рекламами, анкеты, фотогазет, исследовательских работ, докладов. Тематика проектов может быть связана как с определенным видом спорта, так и с важнейшими событиями в мире спорта, сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории.

Организуя работу над проектами необходимо соблюдать следующие условия:

   А) Проблема или тема проекта должна быть сформирована так, чтобы направить обучающегося на привлечение фактов из разных областей знаний  и разнообразных источников информации;

   Б) Необходимо вовлекать в работу над проектом всех обучающихся класса, предложив каждому свое задание с учетом их умений и навыков.

Учитывая все эти условия, работа над проектом выстраиваются в несколько этапов:

1. Планирование работы над проектом. Это перечисление возможных тем проектов, обмен имеющими знаниями.

2. Поиск и сбор информации, взаимосвязь между отобранными данными.

3. Обобщение полученной информации, систематизация полученных данных.

4. Презентация полученных результатов – подведение итогов.

У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроке двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений.

Физическое развитие школьника необходимо осуществлять с опорой на глубокие теоретические знания. Наболевший вопрос - подача на уроке физической культуры теоретических знаний. Для решения этой проблемы можно предложить проектную технологию. Например, для учащихся 8 классов можно предложить такую тему проекта: “О как прекрасен спорт!”. В данной теме можно выделить следующие подтемы: “Баскетбол”, “Волейбол”, “Гимнастика”, “Легкая атлетика” - виды спорта входящие в школьную программу по физической культуре. Для раскрытия подтем проекта предлагается план:

1.история создания вида спорта;

2.основные положения и правила данного вида спорта;

3.это интересно (любая интересная информация о виде спорта или его представителей)

Класс делится на группы по 6-7 человек. Каждая группа по жеребьевке получает вид спорта, карточку с планом работы. Устанавливаются сроки предварительной проверки проекта. После окончания работы над проектами проводится спортивный праздник, на котором ребята представляют свои работы, а чтобы праздник был праздником, демонстрируют практические навыки по своему виду спорта, например:

  • гимнастика, выполнение комбинации из акробатических упражнений;
  • баскетбол, жонглирование мячами, фигурная обводка стоек;
  • волейбол, передачи и подачи мяча в заданную зону;
  • л/атлетика, юмористические эстафеты.

Оценивается вся группа в целом, но учитывается участие каждого ученика в работе над проектом. 

Педагогическое наблюдение показало: использование метода проектов на предмете «физическая культура» в школе позволяет через направленные на решение проблем в области физической культуры и спорта учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность повысить творческую активность школьников, культуру их поведения и общения, взаимодействия с людьми. 

Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация системы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку.

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию...

«МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

       Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том ...

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Статья для организации работы с одаренными детьми...

Организация работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС

Организация работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС...

методическая разработка "Работа с одаренными детьми на уроках математики во внеурочное время"

методическая разработка "Работа с одаренными детьми на уроках математики во внеурочное время"...