Конспект урока по биологии по теме:«Гигиена пищеварения и здоровая пища».
план-конспект занятия по биологии (8 класс)

Данный урок в образовательной программе 8 класса по биологии входит в
раздел «Пищеварительная система человека» и
является уроком обобщения . На данном этапе у
учащихся создано первичное представление о понятии «пищеварительная система человека».
В основу урока положен практико- ориентированный принцип обучения,
основанный на формирование у учащихся умений и навыков самоорганизации в
учебной деятельности с использованием ИКТ технологий.
Целью урока являлось обобщение понятитий «гигиена пищеварения» и  "здоровая пища",нахождение между ними связи.
Для достижения данной цели на уроке решались следующие задачи:

Образовательные: - дать детям представление о том, что пища необходима для жизни человека;  сформировать представления о гигиенических условиях нормального пищеварения, о режиме питания;

Развивающие: - развивать интерес к строению человека; формирование знаний у детей о полезной и не полезной пище;систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта;развивать здоровые принципы питания;

Воспитывающие: - формировать потребность быть здоровым, гигиеническое воспитание учащихся путем рациональной организации на уроке активной познавательной деятельности всех учащихся.

  Методы: практическая работа, мини исследование.

  Форма организации учебной деятельности : фронтальная работа,работа в мини группах.

Организация учебного процесса была логически выстроена , включала в себя
ряд последовательных этапов: от вводно – мотивационного до этапа закрепления и
контроля знаний ( рефлексии ). Использование интерактивной доски на каждом
этапе позволяло несколько «оживить»
воспринимать новый материал.
Итогами урока являются достижение учащимися поставленной учебной цели,
развитие их познавательной деятельности и совершенствование у них навыков
самостоятельной и коллективной работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока на конкурс «Учитель здоровья-2018». 

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0e75/0003f28c-15ff73c8/img2.jpg

План проведения урока: 

1.Организационный момент. 

2.Актуализация знаний.

3. Самоопределение к деятельности.

4. Работа по теме урока.

-Беседа.

- Практическая работа.

5. Включение в систему знаний и повторение.

6. Рефлексия

7.  Домашняя работа.

8. Итоги урока.

Учитель:Шкудов Виталий Николаевич.

Класс: 8

Тема: «Гигиена пищеварения и здоровая пища».

Тип урока: информационно-практический проект

Цель: формировать у детей желание вести здоровый образ жизни.

Задачи:

Образовательные: - дать детям представление о том, что пища необходима для жизни человека;  сформировать представления о гигиенических условиях нормального пищеварения, о режиме питания;

Развивающие: - развивать интерес к строению человека; формирование знаний у детей о полезной и не полезной пище;систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта;развивать здоровые принципы питания;

Воспитывающие: - формировать потребность быть здоровым, гигиеническое воспитание учащихся путем рациональной организации на уроке активной познавательной деятельности всех учащихся.

  Методы: практическая работа, мини исследование.

  Форма организации учебной деятельности : фронтальная работа,работа в мини группах.

  Оборудование:  таблица «Строение органов пищеварения», кухонный инвентарь, продукты питания.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Рано солнышко встаёт
И спешит скорей в обход.
– Как, ребятушки, живете?
– Как здоровье, как животик?
– Одолела вас дремота?
– Шевельнуться неохота?
– Всем командую: “Подъём!”
– Мы уроки проведём.

2. Актуализация знаний.

(Звучит отрывок из детской песенки «Из чего же сделаны наши мальчишки»).

- Из чего же сделаны наши мальчишки и девчонки?  Теперь изучая анатомию человека, вы. ребята, легко можете ответить на этот вопрос.  

- Давайте вспомним, из каких органов состоит пищеварительная система человека? – см. на таблицу (Предполагаемый ответ- рот, глотка, пищевод, желудок, 12-перстная кишка, тонкий кишечник, толстый кишечник, прямая кишка, анальное отверстие).

  - А теперь вспомните, что изучает наука «гигиена»?

 (предполагаемый ответ – гигиена- это наука о сохранении и укреплении здоровья.)

- Раз вы так много знаете, значит вы узнаете отчего зависит здоровье органов пищеварения и как его сохранить.

 - урок сегодня пройдёт в необычной форме, для этого созданы 3 творческие группы. Мы постараемся, чтобы наш урок получился полезным. Результатом урока будет информация о способах сохранения личного здоровья.

3. Самоопределение  темы  деятельности.

Еще в XIX в. немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия».

-  Каждый человек хочет быть счастливым, а значит здоровым.

-А вы знаете, как этого добиться и сохранить свои органы пищеварения здоровыми?

   -  Возникла проблема: Я хочу сохранить здоровыми свои органы пищеварения, но не знаю отчего это зависит? (проблема записывается на доске на месте таблицы).

 - Подумайте в группах и напишите причины заболеваний органов пищеварения.  (Учащиеся работают в группах)

  -Зачитайте, что у вас получилось. После прослушивания ваших мнений получается, что ваше здоровье в среднем зависит от 4 причин :

От качества продуктов и соблюдения правил приготовления пищи.

От бактерий и микробов.

От вредных привычек.

 От режима питания.

-Как  вы можете сохранить свое здоровье, придерживаясь и избегая тех причин, которые вы назвали?

4. Работа по теме урока.

(Заранее дети готовят мини-сообщения на 1 мин.)

1. Сохранение витаминов в пище.

2. Калорийность блюд.

3. Полезные микроорганизмы в пище.

Прослушав ваши доклады, давайте постараемся доказать, что именно эти три критерия наиболее важны для полезной и здоровой пищи. В качестве домашней работы на прошлом уроке, вы получили задание узнать у ваших родителей наиболее полезные, низкокалорийные и сбалансированные витаминами и минералами блюда. (Команды называют свои блюда).

Готовка блюд.

5. Включение в систему знаний и повторение.

1. Расчет энергетической ценности блюда по таблице калорийности продуктов питания.

2. Определение кислотности блюд с помощью универсального индикатора.  

6. Рефлексия.

Урок заканчивается и мне хотелось бы взять у Вас интервью. Ответьте на любое незаконченное предложение.
Сегодня я почувствовал(а), что …
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Я почувствовал, что …
Меня удивило, что …
Я приобрел …

7. Домашнее задание.

-  Давайте попробуем сделать так – каждая группа к следующей неделе составит памятку по изученному, и вы вместе оформите стенгазету в классе.

8. Итог урока. 

-Результатом вашей деятельности на уроке стала полученная информация о  сохранения вашего здоровья. Как вы думаете, полученная информация  будет полезна только для вас или она нужна всем? (Предполагаемый ответ: наверное это должен знать каждый).

-Ребята, наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за урок и хочу, чтобы вы помнили, что ваше здоровье в ваших руках. Будьте здоровы!


Приложение

Таблица калорийности

        

Фрукты

Калорийность в 100 г. сырого продукта

Калорийность в 100 г. приготовленного продукта

Яблоки

45

Варенье: 265
Сушеные: 210

Груша

42

Варенье: 273
Сушеные: 249

Абрикосы

47

Курага: 290

Бананы

90

Сушеные: 390

Апельсины

45

Цукаты: 301

Мандарины

41

Цукаты: 300

Лимоны

30

Цукаты: 300

Грейпфрут

30

Цукаты: 300

Вишня

25

Варенье: 256

Слива

44

Варенье: 288
Сушеная: 290

Малина

45

Варенье: 273

Клубника

38

Варенье: 285

Смородина

43

Варенье: 284

Крыжовник

48

Варенье: 285

Виноград

70

Изюм: 270

Киви

59

Сушеные: 285

Манго

67

Сушеные: 314

Персики

45

Варенье: 258

Дыня

45

Цукаты: 319

Арбуз

40

Цукаты: 209

Ананас

44

Сушеные: 268

Гранат

52

Авокадо

100



Овощи

Калорийность в 100 г. сырого продукта

Калорийность в 100 г. приготовленного продукта

Огурцы

15

Соленые: 11

Помидоры

20

Соленые: 32

Репчатый лук

43

Жареный: 251

Кабачки

24

Тушеные: 40

Баклажаны

28

Тушеные: 40

Картофель

80

Вареный: 82
Жареный: 192
Печеный: 90

Капуста

23

Тушеная: 47
Соленая: 28

Брокколи

28

Вареная: 28

Морковь

33

Тушеная: 46

Грибы

25

Жареные: 165
Маринованные: 24
Сушеные: 210

Тыква

20

Запеченная:

Кукуруза

101

Вареная: 123
Консервированная: 119

Зеленый горошек

75

Вареный: 60
Консервированный: 55

Зелень

18

Свекла

40

Болгарский перец

19

Редис

16


Йогурт 1,5%

51



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предметная область

Биология 8 класс

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Тема урока

 «Гигиена пищеварения и здоровая пища».

Цель урока

формировать у детей желание вести здоровый образ жизни.

Учебные задачи

1. Направленные на достижение личностных результатов обучения

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- ориентация на здоровый образ жизни

2. Направленные на достижение метапредметных результатов обучения

Регулятивные

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Познавательные

- осуществлять распознания объектов, признаков.

Коммуникативные

- строить высказывания

3. Направленные на достижение предметных результатов.

Научатся осознавать необходимость гигиены пищеварения и здорового образа жизни, соблюдения правильного питания.

Оборудование урока

Овощи, кухонная утварь,ПК, проектор, интерактивная доска

                                                                       Содержание взаимодействия педагога и обучающихся        

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Здравствуйте, ребята!

Рано солнышко встаёт
И спешит скорей в обход.
– Как, ребятушки, живете?
– Как здоровье, как животик?
– Одолела вас дремота?
– Шевельнуться неохота?
– Всем командую: “Подъём!”
– Мы уроки проведём.

И друг другу улыбнемся ведь улыбка- залог здоровья!

Самоорганизация

Регулятивные: самоорганизация деятельности.

2

Актуализация знаний

Цель: организовать повторение изученного материала, необходимого для открытия нового способа действий и выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся.

(Звучит отрывок из детской песенки «Из чего же сделаны наши мальчишки»).

- Из чего же сделаны наши мальчишки и девчонки?  Теперь изучая анатомию человека, вы. ребята, легко можете ответить на этот вопрос.  

- Давайте вспомним, из каких органов состоит пищеварительная система человека? – см. на таблицу (Предполагаемый ответ- рот, глотка, пищевод, желудок, 12-перстная кишка, тонкий кишечник, толстый кишечник, прямая кишка, анальное отверстие).

  - А теперь вспомните, что изучает наука «гигиена»?

 (предполагаемый ответ – гигиена- это наука о сохранении и укреплении здоровья.)

- Раз вы так много знаете, значит вы узнаете отчего зависит здоровье органов пищеварения и как его сохранить.

 - урок сегодня пройдёт в необычной форме, для этого созданы 3 творческие группы. Мы постараемся, чтобы наш урок получился полезным. Результатом урока будет информация о способах сохранения личного здоровья.

отвечают на вопросы.

Познавательные:

Умение осуществлять синтез как составление целого из частей  самостоятельно

Регулятивные: способность

учитывать выделенные учителем ориентиры действия

3

Самоопределение к деятельности

Еще в XIX в. немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия».

-  Каждый человек хочет быть счастливым, а значит здоровым.

-А вы знаете, как этого добиться и сохранить свои органы пищеварения здоровыми?

   -  Возникла проблема: Я хочу сохранить здоровыми свои органы пищеварения, но не знаю отчего это зависит? (проблема записывается на доске на месте таблицы).

 - Подумайте в группах и напишите причины заболеваний органов пищеварения.  (Учащиеся работают в группах)

  -Зачитайте, что у вас получилось. После прослушивания ваших мнений получается, что ваше здоровье в среднем зависит от 4 причин :

От качества продуктов и соблюдения правил приготовления пищи.

От бактерий и микробов.

От вредных привычек.

 От режима питания.

-Как  вы можете сохранить свое здоровье, придерживаясь и избегая тех причин, которые вы назвали?

Выявляют проблему урока.

работают в группах, выявляют причины заболеваний органов пищеварения.

Познавательные:

умение осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи с ориентиром на ситуацию

Регулятивные:

умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;

4

Работа по теме

Цель: построение и фиксация нового знания.

(Заранее дети готовят мини-сообщения на 1 мин.)

1. Сохранение витаминов в пище.

2. Калорийность блюд.

3. Полезные микроорганизмы в пище.

Прослушав ваши доклады, давайте постараемся доказать, что именно эти три критерия наиболее важны для полезной и здоровой пищи. В качестве домашней работы на прошлом уроке, вы получили задание узнать у ваших родителей наиболее полезные, низкокалорийные и сбалансированные витаминами и минералами блюда. (Команды называют свои блюда).

Готовка блюд.

Регулятивные:оценка, контроль, коррекция

Познавательные:умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

5

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление

изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера.

1. Расчет энергетической ценности блюда по таблице калорийности продуктов питания.

2. Определение кислотности блюд с помощью универсального индикатора.  

работают в группах, определяют энергетическую ценность, кислотность блюд с помощью универсального индикатора.

Познавательные:

умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

6

Рефлексия

Цель: соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Урок заканчивается и мне хотелось бы взять у Вас интервью. Ответьте на любое незаконченное предложение.
Сегодня я почувствовал(а), что …
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Я почувствовал, что …
Меня удивило, что …
Я приобрел …

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные:

 выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; планирование учебного сотрудничества

 

7

Домашнее задание

-  Давайте попробуем сделать так – каждая группа к следующей неделе составит памятку по изученному, и вы вместе оформите стенгазету в классе.

Фиксируют  домашнее задание, выслушивают разъяснения по его выполнению

8

Итог урока

-Результатом вашей деятельности на уроке стала полученная информация о  сохранения вашего здоровья. Как вы думаете, полученная информация  будет полезна только для вас или она нужна всем? (Предполагаемый ответ: наверное это должен знать каждый).

-Ребята, наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за урок и хочу, чтобы вы помнили, что ваше здоровье в ваших руках. Будьте здоровы!

Планируемые результаты

1. Научатся использовать основные правила здорового пищеварения

2. Получат информацию о сохранении своего здоровья.

3.Научатся готовить полезную пищу, с соответствующей норме калорийностью и кислотностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по биологии в 8 классе: "Пищеварение в ротовой полости".

О строении и функциях пищеварительной системы, о пищевых   продуктах и питательных  веществах; о строении и функциях ротовой полости; о классификации зубов, их стр...

Урок по теме гигиена органов пищеварения

Разработка урока  и презентация по теме гигиена органов пищеварения 8 класс по учебнику В.В. Пасечника...

Конспект урока биологии на тему: "Гигиена питания" в 9 классе для обучающихся с умственной отсталостью

Конспект урока биологии на тему: "Гигиена питания" в 9 классе для обучающихся с умственной отсталостью...