Основные закономерности наследственности
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Урок в 10 классе с использованием модульной программы. Урок - обобщения знаний по теме: Закономерности наследственности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_osnovnye_zakonomernosti_nasledstvennosti.docx | 42.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Основные закономерности наследственности
Семинар-практикум с использованием модульной программы.
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся по теме «Основные закономерности наследственности», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей.
- Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей.
Тип урока: Урок практического применения знаний, умений и навыков.
Структура урока:
- мотивация учащихся: сообщение учащимся цели предстоящей работы;
- проверка знаний основных понятий по теме: работа по модульной программе;
- обобщение знаний: решение задач на разные типы наследования (творческое задание);
- практическое применение знаний: работа с модульной программой, решение задач;
- проверка выполненных работ;
- рефлексия: обсуждение допущенных ошибок и их коррекция, оценка результатов деятельности на уроке;
- задание на дом.
Ход урока:
Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит обобщить и систематизировать основные понятия генетики, закрепить умения по решению задач генетического содержания, выявить области применения полученных знаний в практической деятельности, значение знаний по генетике в развитии медицины. Основная наша цель – это, конечно, отработка навыков решения задач. Но, решая задачи, постараемся повторить и теоретический материал, так как следующий урок – это проверка индивидуальных ЗУН, то есть урок контроля. А начнём нашу работу с активизации вашего внимания, выполнив несложные задания по модульной программе, которые помогут вам грамотно объяснять решение задач.
У каждого из вас на столе находится модульная программа, в которой четко изложена интегрирующая цель вашей работы.
Приступаем к выполнению первого учебного элемента. Внимательно прочитайте цель вашей работы и приступайте к выполнению заданий
Модульная программа "Практикум по решению задач по генетике"
Вариант 1
УЭ0 –интегрирующая цель: 1. Проверить знания учащихся по основным понятиям и законам курса. 2. Проверить умение применять знания для решения задач.
УЭ1 – входной контроль. Цель: проверить знания основных понятий курса.
Задание. Дайте определения: наследственность, ген, фенотип, доминантный признак, гомозиготная особь.
КОНТРОЛЬ руководителя группы.
Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки.
УЭ2. Цель: проверить знания учащихся по теме “Основные законы генетики”.
Задание. Сформулируйте правила для решения генетических задач, вставив пропущенные слова. Подсказка дана в скобках.
ПРАВИЛО 1. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи по генотипу ……. (гомо–или гетерозиготные).
ПРАВИЛО 2. Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна родительская особь была ……, а другая –…. по …….. признаку. (Гомо–или гетерозиготная, доминантному или рецессивному).
ПРАВИЛО 3. Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в соотношении 1:2:1, то это свидетельствует о ….. доминировании и о том, что родительские особи ……. (полное, неполное, гомо–или гетерозиготные).
ПРАВИЛО 4. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то эти исходные особи по генотипу были……. (гомо–или гетерозиготные, дигомо–или дигетерозиготные).
КОНТРОЛЬ. Самоконтроль.
Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки.
УЭ3 – выходной контроль. Цель: научиться применять знания наследственных закономерностей при решении генетических задач.
Задание. Решите задачи. Критерии оценки: 1 балл за задачу №1, 2 балла за каждую задачу № 2-5.
1. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым: от скрещивания черной самки с коричневым самцом было получено 4 черных и 3 коричневых щенка. Определите генотипы родителей и потомства.
2. При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминирующими? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов в F2?
3. В родильном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют I и II группы крови, родители другого - II и IV. Исследование показало, что дети I и II группы крови. Определите кто чей ребенок?
4. У яблони высокий рост стебля доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода над грушевидной, гены высоты стебля и формы плода сцеплены и находятся друг от друга на расстоянии 30 морганид. Скрещено гетерозиготное по обоим признакам растение с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Какое потомство следует ожидать от этого скрещивания?
УЭ4 – Резюме: Если вы набрали:
14 –16 баллов – оценка “5”; | 7-10 баллов – оценка “3”; |
11– 13 баллов – оценка “4”; | 6 баллов и менее – оценка “2”. |
УЭ5–Рефлексия. Что понравилось в программе, а что нет? СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА “ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ”.
Вариант №2
УЭ0 – интегрирующая цель:1. Проверить знания учащихся по основным понятиям и законам курса. 2. Проверить умение применять знания для решения задач.
УЭ1 – входной контроль. Цель: проверить знания основных понятий курса.
Задание. Дайте определения: изменчивость, аллельные гены, генотип, рецессивный признак, гетерозиготная особь.
КОНТРОЛЬ руководителя группы.
Критерии оценки: “5”–без ошибок, “4”–одна, “3”–две ошибки.
УЭ2 – Цель: проверить знания учащихся по теме “Основные законы генетики”.
Задание. Сформулируйте правила для решения генетических задач, вставив пропущенные слова. Подсказка дана в скобках.
ПРАВИЛО 1. Если при скрещивании двух особей в их потомстве НЕ наблюдается расщепление признаков (все потомство одинаковое), то эти особи по генотипу ……. (гомо–или гетерозиготные).
ПРАВИЛО 2. Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна родительская особь была ……, а другая –…. по …….. признаку. (Гомо–или гетерозиготная, доминантному или рецессивному).
ПРАВИЛО 3. Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в соотношении 1:2:1, то это свидетельствует о ….. доминировании и о том, что родительские особи ……. (полное, неполное, гомо–или гетерозиготные).
ПРАВИЛО 4. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то эти исходные особи по генотипу были……. (гомо–или гетерозиготные, дигомо–или дигетерозиготные).
КОНТРОЛЬ. Самоконтроль.
Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки.
УЭ3 – Цель: научиться применять знания наследственных закономерностей при решении генетических задач.
Задание. Решите задачи. Критерии оценки: +1 балл за задачу №1, 2 балла за каждую задачу № 2-5.
- Женщина, мать которой была резус-отрицательной, а отец – резус–положительным, вышла замуж за резус–положительного мужчину, родители которого были резус–положительными людьми. От данного брака появился резус-отрицательный ребенок. Какова была вероятность рождения такого ребенка в этой семье, если известно, что ген резус–положительности –доминантный , а ген резус-отрицательности – рецессивный.
- Известно, что катаракта и рыжеволосость у человека контролируются доминантными генами, локализованными в разных парах хромосом. Рыжеволосая женщина, НЕ страдающая катарактой, вышла замуж за светловолосого мужчину, недавно перенесшего операцию по удалению катаракты. Определите, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена (т.е. – рыжеволосая, не имеющая этой болезни глаз).
- В лаборатории скрещивали красноглазых мух дрозофил с красноглазыми самками. В потомстве оказались 75 красноглазых и белоглазых самцов и 76 красноглазых самок. Напишите генотипы родителей и потомства, если известно, что красный цвет глаз доминирует над белым, и что гены цвета глаз находятся в Х-хромосоме.
- У крыс темная окраска шерсти доминирует над светлой, розовый цвет глаз над красным. Оба признака сцеплены. От скрещивания розовоглазых темношерстных крыс с красноглазыми светлошерстными получено потомство: светлых красноглазых – 27, темных розовоглазых – 30, светлых розовоглазых – 27, темных красноглазых – 29. Определите расстояние между генами.
УЭ4 – Резюме: Если вы набрали:
14 –16 баллов – оценка “5”; | 7-10 баллов – оценка “3”; |
11 – 13 баллов – оценка “4”; | 6 баллов и менее – оценка “2”. |
УЭ5 – Рефлексия. Что понравилось в программе, а что нет?
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА “ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ”.
Вариант №3
УЭ0 – интегрирующая цель:1. Проверить знания учащихся по основным понятиям и законам курса. 2.Проверить умение применять знания для решения задач. 3.Работать в системе жесткого контроля.
УЭ1 – входной контроль. Цель: проверить знания основных понятий курса.
Задание. Дайте определения: наследственность, ген, фенотип, доминантный признак, гомозиготная особь.
КОНТРОЛЬ руководителя группы.
Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки.
УЭ2 – Цель: проверить знания учащихся по теме “Основные законы генетики”.
Задание. Сформулируйте правила для решения генетических задач, вставив пропущенные слова. Подсказка дана в скобках.
ПРАВИЛО 1. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи по генотипу ……. (гомо–или гетерозиготные).
ПРАВИЛО 2. Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна родительская особь была ……, а другая –…. по …….. признаку. (Гомо–или гетерозиготная, доминантному или рецессивному).
ПРАВИЛО 3. Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в соотношении 1:2:1, то это свидетельствует о ….. доминировании и о том, что родительские особи ……. (полное, неполное, гомо–или гетерозиготные).
ПРАВИЛО 4. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то эти исходные особи по генотипу были……. (гомо–или гетерозиготные, дигомо–или дигетерозиготные).
КОНТРОЛЬ. Самоконтроль.
Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки.
УЭ3 – Цель: научиться применять знания наследственных закономерностей при решении генетических задач.
Задание. Решите задачи. Критерии оценки: +1 балл за задачу №1, +2 балла за каждую задачу 2-4.
1. Анофтальмия (отсутствие глазных яблок) – это наследственное заболевание, за развитие которого отвечает рецессивный ген. Аллельный не полностью доминантный ген обусловливает нормальный размер глаз. У гетерозигот размер глазных яблок несколько уменьшен. Если женщина с уменьшенным размером глазных яблок выйдет замуж за мужчину с нормальной величиной глаз, то как будут выглядеть их дети?
2. Женщина со светлыми волосами и прямым носом вступила в брак с мужчиной, имеющим темные волосы и “римский” нос. Определите, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена, т. е. со светлыми волосами и прямым носом. (Ген светлых волос – рецессивный, а “римский” нос – доминантный признак).
3. У матери первая группа крови, а у отца – третья. Могут ли дети унаследовать группу крови своих родителей?
4. Гены А и В наследуются сцеплено, расстояние между ними в единицах кроссинговера равно 25%. При скрещивании дигетерозиготной особи с рецессивной особью было получено 56 потомков. Сколько из них имеет оба признака в доминантном и оба признака в рецессивном состоянии? Сколько всего кроссоверных особей?
УЭ4 – Резюме: Если вы набрали:
14 –16 баллов – оценка “5”; | 7-10 баллов – оценка “3”; |
11 – 13 баллов – оценка “4”; | 6 баллов и менее – оценка “2”. |
УЭ5 – Рефлексия. Что понравилось в программе, а что нет?
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА “ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ”.
Вариант №4
УЭ0 – интегрирующая цель: 1. Проверить знания учащихся по основным понятиям и законам курса. 2.Проверить умение применять знания для решения задач.
УЭ1 – входной контроль. Цель: проверить знания основных понятий курса.
Задание. Дайте определения: изменчивость, аллельные гены, генотип, рецессивный признак, гетерозиготная особь.
КОНТРОЛЬ руководителя группы.
Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна, “3” –две ошибки.
УЭ2 – Цель: проверить знания учащихся по теме “Основные законы генетики”.
Задание. Сформулируйте правила для решения генетических задач, вставив пропущенные слова. Подсказка дана в скобках.
ПРАВИЛО 1. Если при скрещивании двух особей в их потомстве НЕ наблюдается расщепление признаков (все потомство одинаковое), то эти особи по генотипу ……. (гомо–или гетерозиготные).
ПРАВИЛО 2. Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна родительская особь была ……, а другая –…. по …….. признаку. (Гомо–или гетерозиготная, доминантная или рецессивная).
ПРАВИЛО 3. Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в соотношении 1:2:1, то это свидетельствует о ….. доминировании и о том, что родительские особи ……. (полное, неполное, гомо–или гетерозиготные).
ПРАВИЛО 4. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то эти исходные особи по генотипу были……. (гомо–или гетерозиготные, дигомо–или дигетерозиготные).
КОНТРОЛЬ. Самоконтроль. Критерии оценки: “5”–без ошибок, “4”–одна ошибка, “3”–две ошибки.
УЭ3 – Цель: научиться применять знания наследственных закономерностей при решении задач.
Задание. Решите задачи. Критерии оценки: 1 балл за задачу №1, +2 балла за каждую задачу №2-4.
1. Каковы генотипы родителей и детей, если: а) у матери, имеющей по 6 пальцев на руках, и у отца с нормальным числом пальцев трое детей и все полидактилики (ген полидактилии или многопалости – доминантный); б) у родителей с нерыжими волосами четверо детей, из них двое рыжеволосые (рыжие волосы – рецессивный признак).
2. Андалузские (голубые) куры – это гетерозиготы, появляющиеся обычно при скрещивании белых и черных кур. Какое оперение будет иметь потомство, полученное от скрещивания белых и голубых кур, если известно, что ген, обусловливающий черное оперение является геном неполного доминирования (по отношению к рецессивному гену, ответственному за формирование белого цвета оперения)?
3. В семье, где родители здоровы, мать имеет голубые глаза, а отец – карие, родился сын – гемофилик с голубыми глазами. Определите генотипы родителей и ребенка. Голубые глаза – рецессивный аутосомный признак. Гемофилия рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой.
4. Гладкая поверхность семян кукурузы доминирует над морщинистой, окрашенные семена над неокрашенными. Оба признака сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, получено: окрашенных гладких – 4152 особи, окрашенных морщинистых – 149, неокрашенных гладких – 152, неокрашенных морщинистых – 4163. Определите расстояние между генами.
УЭ4 – Резюме: Если вы набрали:
14 –16 баллов – оценка “5”; | 7-10 баллов – оценка “3”; |
11 – 13 баллов – оценка “4”; | 6 баллов и менее – оценка “2”. |
УЭ5 – Рефлексия. Что понравилось в программе, а что нет?
МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА
“ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ”.
Вариант 1.
МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА
“ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ”.
Вариант 2.
Номер учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка | ||||
УЭ-0 | Интегрирующая цель: 1. Проверить знания учащихся по основным понятиям и законам курса. 2. Проверить умение применять знания для решения задач. | |||||
УЭ-2 | ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ. Цель: проверить знания основных понятий курса. Задание. Дайте определения понятиям: изменчивость, аллельные гены, генотип, рецессивный признак, гетерозиготная особь.
| КОНТРОЛЬ руководителя группы. Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки. | ||||
УЭ-3 | Цель: проверить знания учащихся по теме “Основные законы генетики”. Задание. Сформулируйте правила для решения генетических задач, вставив пропущенные слова. Подсказка дана в скобках. ПРАВИЛО 1. Если при скрещивании двух особей в их потомстве НЕ наблюдается расщепление признаков (все потомство одинаковое), то эти особи по генотипу ……. (гомо–или гетерозиготные). ПРАВИЛО 2. Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна родительская особь была ……, а другая –…. по …….. признаку. (Гомо–или гетерозиготная, доминантному или рецессивному). ПРАВИЛО 3. Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в соотношении 1:2:1, то это свидетельствует о ….. доминировании и о том, что родительские особи ……. (полное, неполное, гомо–или гетерозиготные). ПРАВИЛО 4. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то эти исходные особи по генотипу были……. (гомо–или гетерозиготные, дигомо–или дигетерозиготные). | КОНТРОЛЬ. Самоконтроль. Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки. | ||||
УЭ-4 | ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ Цель: научиться применять знания наследственных закономерностей при решении генетических задач. Задание. Решите задачи.
| САМОКОНТРОЛЬ, ВЗАИМОКОНТРОЛЬ. Критерии оценки: 1 балл за задачу №1, 2 балла за каждую задачу № 2-4. | ||||
УЭ-5 | Резюме: Если вы набрали:
Рефлексия. Что понравилось в программе, а что нет? СПАСИБО ЗА РАБОТУ! |
МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА
“ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ”.
Вариант 3.
Номер учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка | ||||
УЭ-0 | Интегрирующая цель: 1. Проверить знания учащихся по основным понятиям и законам курса. 2. Проверить умение применять знания для решения задач. | |||||
УЭ-2 | ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ. Цель: проверить знания основных понятий курса. Задание. Дайте определения понятиям: наследственность, ген, фенотип, доминантный признак, гомозиготная особь.
| КОНТРОЛЬ руководителя группы. Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки. | ||||
УЭ-3 | Цель: проверить знания учащихся по теме “Основные законы генетики”. Задание. Сформулируйте правила для решения генетических задач, вставив пропущенные слова. Подсказка дана в скобках. ПРАВИЛО 1. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи по генотипу ……. (гомо–или гетерозиготные). ПРАВИЛО 2. Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна родительская особь была ……, а другая –…. по …….. признаку. (Гомо–или гетерозиготная, доминантному или рецессивному). ПРАВИЛО 3. Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в соотношении 1:2:1, то это свидетельствует о ….. доминировании и о том, что родительские особи ……. (полное, неполное, гомо–или гетерозиготные). ПРАВИЛО 4. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то эти исходные особи по генотипу были……. (гомо–или гетерозиготные, дигомо–или дигетерозиготные). | КОНТРОЛЬ. Самоконтроль. Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки. | ||||
УЭ-4 | ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ Цель: научиться применять знания наследственных закономерностей при решении генетических задач. Задание. Решите задачи. 1. Анофтальмия (отсутствие глазных яблок) – это наследственное заболевание, за развитие которого отвечает рецессивный ген. Аллельный не полностью доминантный ген обусловливает нормальный размер глаз. У гетерозигот размер глазных яблок несколько уменьшен. Если женщина с уменьшенным размером глазных яблок выйдет замуж за мужчину с нормальной величиной глаз, то как будут выглядеть их дети? 2. Женщина со светлыми волосами и прямым носом вступила в брак с мужчиной, имеющим темные волосы и “римский” нос. Определите, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена, т. е. со светлыми волосами и прямым носом. (Ген светлых волос – рецессивный, а “римский” нос – доминантный признак). 3. У матери первая группа крови, а у отца – третья. Могут ли дети унаследовать группу крови своих родителей? 4. Гены А и В наследуются сцеплено, расстояние между ними в единицах кроссинговера равно 25%. При скрещивании дигетерозиготной особи с рецессивной особью было получено 56 потомков. Сколько из них имеет оба признака в доминантном и оба признака в рецессивном состоянии? Сколько всего кроссоверных особей?
| САМОКОНТРОЛЬ, ВЗАИМОКОНТРОЛЬ. Критерии оценки: 1 балл за задачу №1, 2 балла за каждую задачу № 2-4. | ||||
УЭ-5 | Резюме: Если вы набрали:
Рефлексия. Что понравилось в программе, а что нет? СПАСИБО ЗА РАБОТУ! |
МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА
“ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ”.
Вариант 4.
Номер учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка | ||||
УЭ-0 | Интегрирующая цель: 1. Проверить знания учащихся по основным понятиям и законам курса. 2. Проверить умение применять знания для решения задач. | |||||
УЭ-2 | ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ. Цель: проверить знания основных понятий курса. Задание. Дайте определения понятиям: изменчивость, аллельные гены, генотип, рецессивный признак, гетерозиготная особь.
| КОНТРОЛЬ руководителя группы. Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки. | ||||
УЭ-3 | Цель: проверить знания учащихся по теме “Основные законы генетики”. Задание. Сформулируйте правила для решения генетических задач, вставив пропущенные слова. Подсказка дана в скобках. ПРАВИЛО 1. Если при скрещивании двух особей в их потомстве НЕ наблюдается расщепление признаков (все потомство одинаковое), то эти особи по генотипу ……. (гомо–или гетерозиготные). ПРАВИЛО 2. Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна родительская особь была ……, а другая –…. по …….. признаку. (Гомо–или гетерозиготная, доминантному или рецессивному). ПРАВИЛО 3. Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в соотношении 1:2:1, то это свидетельствует о ….. доминировании и о том, что родительские особи ……. (полное, неполное, гомо–или гетерозиготные). ПРАВИЛО 4. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то эти исходные особи по генотипу были……. (гомо–или гетерозиготные, дигомо–или дигетерозиготные). | КОНТРОЛЬ. Самоконтроль. Критерии оценки: “5” –без ошибок, “4” –одна ошибка, “3” –две ошибки. | ||||
УЭ-4 | ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ Цель: научиться применять знания наследственных закономерностей при решении генетических задач. Задание. Решите задачи. 1. Каковы генотипы родителей и детей, если: а) у матери, имеющей по 6 пальцев на руках, и у отца с нормальным числом пальцев трое детей и все полидактилики (ген полидактилии или многопалости – доминантный); б) у родителей с нерыжими волосами четверо детей, из них двое рыжеволосые (рыжие волосы – рецессивный признак). 2. Андалузские (голубые) куры – это гетерозиготы, появляющиеся обычно при скрещивании белых и черных кур. Какое оперение будет иметь потомство, полученное от скрещивания белых и голубых кур, если известно, что ген, обусловливающий черное оперение является геном неполного доминирования (по отношению к рецессивному гену, ответственному за формирование белого цвета оперения)? 3. В семье, где родители здоровы, мать имеет голубые глаза, а отец – карие, родился сын – гемофилик с голубыми глазами. Определите генотипы родителей и ребенка. Голубые глаза – рецессивный аутосомный признак. Гемофилия рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. 4. Гладкая поверхность семян кукурузы доминирует над морщинистой, окрашенные семена над неокрашенными. Оба признака сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, получено: окрашенных гладких – 4152 особи, окрашенных морщинистых – 149, неокрашенных гладких – 152, неокрашенных морщинистых – 4163. Определите расстояние между генами. | САМОКОНТРОЛЬ, ВЗАИМОКОНТРОЛЬ. Критерии оценки: 1 балл за задачу №1, 2 балла за каждую задачу № 2-4. | ||||
УЭ-5 | Резюме: Если вы набрали:
Рефлексия. Что понравилось в программе, а что нет? СПАСИБО ЗА РАБОТУ! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности"
Методическая разработка урока может быть использована на уроках биологии в 9, 10, 11 классах в зависимости от программы, по которой пвботает учитель...
Основные закономерности явлений наследственности
Четыре типа заданий ( с выбором правильных вариантов ответов, утверждений) на тему "Закономерности явлений наследственности". ...
Методическая разработка по теме "Основные понятия генетики. Основные закономерности наследственности"
Представляю план-конспект урока...
Тестовая работа Тема. "Основные закономерности явления наследственности" биология – 11 класс
Тест № 2. «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя»...
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЯВЛЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
Презентационный материал для вводного урока раздела "Закономерности наследственности и изменчивости живых организмов"....
Контрольная работа « Основные закономерности явлений наследственности»
Методические указания для преподавателяЦель работы: проверка умений учащихся работать с информацией, ориентироваться в учебном материале, распределять рабочее время, работать в команде, сос...
Основные закономерности наследственности и изменчивости
Законы Г.Менделя...