Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности"
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Удилова Татьяна Александровна

Методическая разработка урока может быть использована на уроках биологии в 9, 10, 11 классах в зависимости от программы, по которой пвботает учитель

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_osnovnye_zakonomernosti_nasledstvennosti.ppt914 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные закономерности наследственности Автор: Т.А. Удилова, учитель биологии МКОУ СОШ № 4 г. Называевска

Слайд 2

Цели урока: 1. Продолжить формирование умения планировать свою работу, навыков самоконтроля и работы с персональным компьютером. 2. Определить уровень: теоретических знаний по теме «Основы генетики»; практических навыков решения генетических задач. 3. Воспитывать культуру умственного труда.

Слайд 3

Предполагаемая деятельность учащихся: 1. Работа с понятиями (5 - 7 мин) 2. Решение генетических задач (не менее трёх) по основным закономерностям наследования признаков (на выбор учащихся по степени сложности) втечение 10 - 12 минут с последующим самоконтролем 3. Тестирование с использованием программы «Руссобит. Энциклопедия по биологии» 4. Подведение итогов урока; выставление оценок, в соответствии с набранными баллами 5. Рефлексия

Слайд 4

Руководство к действию (для учащихся) 1. В течении урока вы работаете в соответствии с планом предложенным в предыдущем слайде. 2. В ходе работы заносите промежуточные результаты в таблицу-счётчик (см.следующий слайд). 3. Самоконтроль осуществляете посредством сравнения собственного решения с готовым решением (выдаётся отпечатанный вариант решения после предъявления собственного решения); полное совпадение с результатом даёт возможность получить максимальный балл. Наличие ошибок отнимает баллы (см. готовое решение, там указано количество баллов за определённые ошибки). 4. Тест для контроля знаний выбираете в соответствии со своими возможностями и уровнем знаний (ярлык программы «Руссобит» имеется на рабочем столе компьютера). 5. При подведении итогов урока обратитесь к слайду «Критерии оценки».

Слайд 5

Таблица-счётчик: фамилия, имя Задание Результат Работа с понятиями Решение задач Тестирование

Слайд 6

Работа с понятиями (устно) Уточните предложенные определения терминов: 1. Наследственность - способность организмов передавать свои признаки; 2. Ген проявляется как признак организма; 3.Локус - место расположения гена; 4. Гомозиготные организмы - организмы с аллелями на хромосомах; 5. Фены - это признаки генов; 6.Генотип это сочетание всех признаков; 7.Фенотип это сочетание генов; 8. … - символ обозначающий мужской организм; 9. … - символ обозначающий женский организм; 10. …- свойство организмов, противоположное наследственности. За каждый правильный ответ один балл!

Слайд 7

Тексты задач на два балла 1. Ген чёрной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство получится от скрещивания чистопородного чёрного быка с красными коровами? Какое потомство получится от скрещивания между собой гибридов? 2. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами? 3. У человека ген, вызывающий наследственную глухонемоту, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребёнок. Определить генотипы всех членов семьи . Прежде чем приступите к выбору задач для решения, обратитесь к слайду «Критерии итоговой оценки»!

Слайд 8

Тексты задач на три балла 4. Комолость у крупнорогатого скота доминирует над рогатостью. Комолый бык Васька был скрещен с тремя коровами. От скрещивания с рогатой коровой Зорькой родился рогатый телёнок, с рогатой коровой Бурёнкой - комолый. От скрещивания с комолой коровой Звёздочкой родился рогатый телёнок. Каковы генотипы всех животных, участвующих в скрещивании? 5. Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребёнка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этим заболеваниями.

Слайд 9

Тексты задач на четыре балла 6. У Пети и Саши карие глаза, а у их сестры Маши - голубые. Мама этих детей голубоглазая, хотя её родители имели карие глаза. Какой признак доминирует? Какой цвет глаз у папы? Напишите генотипы всех перечисленных лиц. 7. Наследование резус-фактора осуществляется по обычному аутосомно-доминантному типу. Организм с резус-положительным фактором ( rh+) несёт доминантный ген R а резус-отрицательный ( rh - ) - рецессивный ген r . Если муж и жена резус-положительны, то может ли их ребёнок быть резус-отрицательным?

Слайд 10

Тексты задач на четыре балла 8. У мальчика I группа крови, а у его сестры - IV . Что можно сказать о группах крови их родителей? 9. В роддоме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара - IV и II . Один ребёнок имеет II группу крови, а второй - I группу. Определите родителей обоих детей. 10. У человека альбинизм и способность преимущественно владеть левой рукой - рецессивные признаки, наследующиеся независимо. Каковы генотипы родителей с нормальной пигментацией и владеющих правой рукой, если у них родился ребёнок альбинос и левша?

Слайд 11

Тексты задач на пять баллов 11. У человека брахидактилия (укорочение пальцев) - доминантный признак, а альбинизм - рецессивный. Какова вероятность рождения ребёнка с двумя аномалиями у гетерозиготных по обоим признакам родителей? 12. Тёмноволосый (доминантный признак), не имеющий веснушек мужчина женился на светловолосой женщине с веснушками (доминантный признак). У них родился светловолосый сын без веснушек. Определить вероятность рождения темноволосого ребёнка с веснушками 13. Перепончатопалость передаётся через Y -хромосому. Определить возможные фенотипы детей от брака перепончатопалого мужчины и нормальной женщины. 14.Отсутствие потовых желёз у людей - рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Мужчина, у которого отсутствуют потовые железы, женился на женщине, в семье которой никогда не встречалась такая аномалия. Какова вероятность рождения у них детей с этой аномалией?

Слайд 12

Тексты задач повышенной сложности на шесть баллов 15. Известно, что у некоторых организмов, например у птиц, гетерогаметными ( ZW ) являются женские особи, а гомогаметными ( ZZ ) - мужские. У кур полосатость окраски обусловлена сцепленным с -хромосомой доминантным геном ( В ), а отсутствие полосатости - его рецессивным аллелем b . Наличие гребня на голове определяется доминантным аутосомным геном С , а его отсутствие - рецессивным аллелем с. Две полосатых, имеющих гребешки, птицы были скрещены и дали двух цыплят - полосатого петушка с гребешком и неполосатую курочку, не имеющую гребешка. Определить генотипы родительских особей. 16 . Гипертрихиоз (повышенная волосатость ушной раковины) передаётся через Y -хромосому. Полидактилия (шестипалость) -доминантный аутосомный признак. В семье, где отец страдал гипертрихиозом, а мать - полидактилией, родилась нормальная дочь. Какова вероятность рождения в этой же семье ребёнка с обеими аномалиями?

Слайд 13

Рекомендации к тестированию 1. Войдите в программу «Руссобит» через ярлык (имеется на рабочем столе компьютера); 2. В оглавлении выберите раздел «Тесты» и войдите в него; 3. В списке тем найдите тему «Основы генетики», выберите ( см. ниже списка тем) уровень сложности и приблизительное время тестирования (5 или 15 минут, в зависимости от времени оставшегося у вас после решения задач) и приступайте к тестированию; 4. Полученный результат переведите в пятибалльную шкалу оценки и внесите в таблицу-счётчик . Как перевести результат в пятибалльную шкалу? «5», если количество набранных баллов составляет 86 - 100% от возможного количества, «4», если - от 60 до 85 %, «3», если - от 30 до 59%, «2» - менее 30%

Слайд 14

Критерии итоговой оценки: Задание Результат «5» «4» «3» Работа с понятиями 1 - 2 и более 0 - 1 0 Решение задач 21 и более 12 - 20 6 - 11 Тестирование 5 4 3

Слайд 15

Рефлексия : закрасьте столько лепестков схемы - «Ромашка» в белый цвет, сколько положительных моментов было у вас на уроке, в красный цвет - сколько негативных моментов. Если составляющих схемы недостаточно, то добавьте их сами, если лишние, то удалите. ? Какого цвета ромашка у Вас получилась?

Слайд 16

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии по теме "Реализация наследственной информации в клетке. Генетический код".

Представляю конспект урока с приложениями по теме "Реализация наследственной информации в клетке. Генетический код"...

Технологическая карта урока "Генетика -наука о закономерностях наследственности и изменчивости"

Технологическая карта урока "Генетика -наука о закономерностях наследственности и изменчивости"....

разработка урока. Биология 11 класс. Закономерности эволюции

ОСНОВНЫЕ   ЗАКОНОМЕРНОСТИ  БИОЛОГИЧЕСКОЙ   ЭВОЛЮЦИИ.   ПРАВИЛА   ЭВОЛЮЦИИ.                             ...

Технологическая карта урока биологии по теме «Закономерности наследования. Решение задач на моногибридное скрещивание».

Технологическая карта к уроку  № 3 в теме «Основы учения о наследственности и изменчивости организмов».Автор УМК: И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. Биология 9 класс. Учебник для о...

План урока биологии по теме:" Реализация наследственной информации в клетке"

Предназначен для учителей, работающих по учебникуВ.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология. Базовый уровень....

Презентация по биологии на тему; "Закономерности наследственной изменчивости" (9 класс).

Презентация по биологии: "Наследственная изменчивость" предназначена для сопровождения урока в 9 классе. В материале презентации расматривается вопрос о характеристиках наследственной изменч...

Презентация к уроку «Генетика-наука о закономерностях наследственности и изменчивости»

Данная презентация может использоваться на уроках «Биологии» для студентов 1-х курсов при изучении темы «Генетика-наука о закономерностях наследственности и изменчивости». Содержит информацию об истор...