Рабочая программа элективного учебного предмета "Человек и среда"
рабочая программа по биологии (11 класс)

Аннотация

к рабочей программе по элективному учебному предмету «Человек и среда» 11 класс

Программа составлена в соответствии с  учебным планом МОУ Школа с. Катравож

Год составления: 2018-2019 учебный год. Общее количество часов по плану:  34 часа

Количество часов в неделю: 1 час.  Количество контрольных работ – 0.

 

Цели и задачи курса:

  1. Систематизировать и обобщить имеющиеся знания по разделам “Биология»
  2. Научить учащихся планировать и осуществлять исследовательскую деятельность в мини-лабораториях.
  3. Научить извлекать из текста-источника и материалов экскурсий необходимую информацию и создавать на ее основе вторичные тексты-конспекты, рефераты и презентации.
  4. Развивать навыки публичного выступления: работать в качестве докладчика, оппонента и рецензента.

По окончании курса: создание банка данных по курсам биологии, химии, физики на основе: реферативных работ учащихся в письменном виде, в виде кластеров с теорией вопроса, презентаций, а также моделей, отражающих физиологию процессов организма человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_11_kl.docx24.74 КБ
Файл rp_10_kl.docx38.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа - детский сад с. Катравож имени Героя Советского Союза А.М.Зверева

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол № ____

от ____________ 2018 г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора УР

___________ Е.Ю.Климова

«___»____________ 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Школа

 с. Катравож

_______И.А.Колистратова

«____» _____________ 2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По элективному учебному предмету «Человек и среда»

Класс: 11

Учитель: Уразбекова Азалия Харисовна

Год составления: 2018-2019 учебный год

Общее количество часов по плану:  35 часов

Количество часов в неделю: 1 час

Количество контрольных работ____-____

Программа составлена в соответствии с  учебным планом МОУ Школа с. Катравож

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с  учебным планом МОУ Школа с. Катравож

Задачи курса:

  1. Систематизировать и обобщить имеющиеся знания по разделам “Биология»
  2. Научить учащихся планировать и осуществлять исследовательскую деятельность в мини-лабораториях.
  3. Научить извлекать из текста-источника и материалов экскурсий необходимую информацию и создавать на ее основе вторичные тексты-конспекты, рефераты и презентации.
  4. Развивать навыки публичного выступления: работать в качестве докладчика, оппонента и рецензента.

Учебно-тематический план

Тема занятия.

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Введение.

1

2.

Вода – основа жизни.

4

2

3.

Пища – химия жизни.

4

1

4.

Свет.

2

3

5.

Температура.

4

1

6.

Воздух.

4

1

7.

Искусственные факторы.

2

1

8.

Социальные факторы.

2

2

 

Итого часов: 34

23

11

Требования к уровню подготовки

К концу данного курса учащиеся должны обладать организационными, интеллектуальными, информационными и коммуникативными умениями и навыками:

  1. Планировать свою деятельность.
  2. Работать с дополнительными источниками информации: осуществлять библиографический поиск, поиск информации в Интернете.
  3. Задавать цели своей деятельности, выстраивать пути решения возникшей проблемы, проводить анализ полученных данных.
  4. Определять методы исследования и осуществлять практические работы, делать обобщения, выводы, сравнивать и обобщать.
  5. Обладать навыками информационной переработки текста, редактировать свое выступление, рецензировать работу товарищей.
  6. Быть инициативным, предлагать нестандартные решения, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Конечный результат.

Создание банка данных по курсам биологии, химии, физики на основе: реферативных работ учащихся в письменном виде, в виде кластеров с теорией вопроса, презентаций, а также моделей, отражающих физиологию процессов организма человека.

Содержание программы
(34 часа, 1 час в неделю).

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ (1 ч).

Тема 2. ВОДА – ОСНОВА ЖИЗНИ (6 ч).

“Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете…” (Антуан де Сент-Экзюпери).

Вода глазами физика. Строение и физические свойства воды. Вода глазами биолога. Роль воды в организме человека, животных. Водный баланс организма. Проблема очистки воды. Память воды.

Оборудование: схемы и таблицы для размещения на доске и демонстрации на экране. Приборы и материалы к демонстрационным и лабораторным исследованиям. Видеофильм “Память воды”, “Свойства воды их значимость в жизни”

Демонстрация: Степень растворения газов воде в зависимости от ее температуры. Физические свойства воды.

Лабораторный практикум: Вода как растворитель. Выделение воды при плазмолизе. Потеря растением тургорного давления. Лаковая кровьПроверка гипотезы о том, что вода имеет память.

Тема 3. ПИЩА – ХИМИЯ ЖИЗНИ (5ч).

“Я люблю жизнь и хочу жить…”

Наука эргометрия. Значение умения рассчитывать работу человека. Единицы работы – Джоуль, калория. Пища – источник энергии человека. Пищевые добавки. Рациональное питание, составление меню.

Оборудование: таблица “Химический состав организма человека”; карточки с рисунками для составления схемы “Проникновение ионов металлов в организм человека”. Растворы солей свинца и белка, свежие фрукты, соки. Видеофильм “Транспорт в городе”, диск “Работа, мощность, энергия”

Лабораторный практикум: Взаимодействие солей свинца с белком. Определение витаминов в пищевых продуктах. Определение параметров здорового человека (пульс, частота дыхания, давление, вес), определение выносливости и тренированности организма после физической нагрузки (10 приседаний). Определить работу совершенную человеком при подъеме по лестнице на 3 этаж школы, определить максимальную мощность и рассчитать количество “сгоревших” калорий. Исследование: “Сопоставление калорийности питания школьника с энергетическими затратами в течение учебного дня”.

Тема 4. СВЕТ (5 ч).

“Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей”. В.Гете.

Природа света. Два взгляда на природу света. Глаз как оптический прибор. Строение хрусталика. Линза. Построение изображений даваемых линзами. Преломление. Заболевания глаз. Профилактика заболеваний. Физиология зрения.

Оборудование: Фотоаппарат. Собирающая линза. Таблица “Строение зрительного анализатора”. Тестовые задания. Диск “Оптика. Оптические явления”

Лабораторный практикум: 1. Работа хрусталика при различном удалении предмета от глаза. Определение расстояния наилучшего зрения (самонаблюдения). 2. Наблюдение различных типов изображения в линзах. 3. Исследование особенностей зрения человека (“Обнаружение слепого пятна”, “Наблюдение изменения диаметра зрачка”, “Определение аккомодации глаза”, “Обнаружение борьбы полей зрения”, “Наблюдение особенностей бинокулярного зрения”, “Наблюдения оптического несовершенства глаза”)

Тема 5. ТЕМПЕРАТУРА (5 ч).

“Оказывается, организм человека может выдержать нагрев до 44-44,5 градусов и в редких случаях до 45 градусов. Любые средства защиты от болезней, дождя, ветра, холода, жары были бы бесполезны, если бы человеческий организм сам не обладал защитными свойствами”.

Влияние температуры на жизнь человека. Тепловые характеристики человека. Жизнестойкость микроорганизмов. Системы закаливания.

Оборудование: Карточки с заданиями, бочонок с фишками, секундомер. Термометр.

Лабораторный практикум: моделирование принципов работы сауны и выявление их эффективности на живой организм. Исследование суточных колебаний температуры человека.

Тема 6. ВОЗДУХ (5 ч).

“ Ваша болезнь требует простого лекарства – воздуха. Побольше его и наяву, и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клетку свою свежим воздухом…” из романа Павленко “Счастье”.

Состав, загрязнение атмосферы и научные методы борьбы с ним. Угроза парникового эффекта – миф или реальность. Влажность воздуха, методы измерения. Воздушные ингаляции как способ лечения органов дыхания. Атмосферное давление и его влияние на организм. Особенности дыхания при высоком и низком атмосферном давлении.

Оборудование: Таблицы “Процентное содержание газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе”, “Изменение процентного содержания газов в воздухе в течение рабочего дня в помещении”, секундомер, доклады учащихся на темы: “Анализ воздуха в школе”, “Вредные привычки”, “Грибы в воздухе”, “Особенности обоняния у человека”. Прибор “Дыхательные клапаны”. Кристаллизатор с водой. Свеча, пробка, подогнанная к отверстию воронки. Психрометр.

Лабораторный практикум: 1. Доля кислорода в воздухе. 2. Сравнение содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе с помощью прибора. 3. Моделирование процесса дыхания.

Тема 7. ИСКУССТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ (3 ч).

Физика в быту. Электрические и магнитные явления в медицине.

Лабораторный практикум: Выявление влияния данных факторов на организм человека, работа с дополнительной научной литературой.

Тема 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ (4 ч).

Профориентация. Выбор профессии. Пути решения экологических проблем.

Лабораторный практикум: Оценка санитарно-гигиенического качества своего рабочего места.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Безденежных Е.А, Брикман И.С. Физика в живой природе и медицине. – Кмев.: Радяннська школа, 1976.
  2. Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога. – М.: Наука, 1986
  3. Енохович А.С. Справочник по физике – М. Просвещение, 1990
  4. Жостан В.И. Природа наших ощущений. – М.: Просвещение, 1983.
  5. Журналы: “Химия, биология, физика в школе”.
  6. Журнал-газета “Первое сентября” по биологии, физике.
  7. Сонин Н.И. “Человек” 8 класс, М. “Дрофа”. 2002.
  8. Соросовский образовательный журнал.
  9. Д. Квасничкова, В. Калина “Схемы по экологии и методическая разработка к ним” М. “Устойчивый мир” 2001.
  10. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”, издательство “Учитель”, 2005.
  11. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем необычный урок”, практическое пособие, Воронеж. 2006.
  12. Перельман Я.И Занимательная физика. - Кн. 1,2-М.: Наука, 1976
  13. Хрипкова А.Г. , Колесов Д.В. “Гигиена и здоровье”, Москва. “Просвещение”, 1983.
  14. Федорова А.А Глаз как оптический прибор //Физика. Приложение к газете “Первое сентября”. – 1977.-№ 36



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа - детский сад с. Катравож имени Героя Советского Союза А.М.Зверева

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол № ____ от ____________ 2018 г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора УР

________________ Е.Ю.Климова

«___»_________________ 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Школа с. Катравож

____________И.А.Колистратова

«____» _______________ 2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По элективному учебному предмету «Наследственность и здоровье человека»

Класс: 10

Ступень обучения: среднее(полное) общее образование

Учитель: Уразбекова Азалия Харисовна

Год составления: 2018-2019учебный год

Общее количество часов по плану:  35 часов

Количество часов в неделю: 1 час

Количество контрольных работ____-____

Программа в соответствии с учебным  планом МОУ Школа с. Катравож

Пояснительная записка

Программа в соответствии с учебным  планом МОУ Школа с. Катравож

Цели курса: изучение наследственности  человека как фактора его здоровья.

Задачи элективного предмета:

  • Изучить основные методы генетических исследований наследственности человека, составления родословной семьи, причины мутаций, профилактики наследственных заболеваний, вопросы генетики пола и связь половых хромосом с эволюцией человека.
  • Рассмотреть вопросы реализации генетической программы человека и влияние на нее среды обитания и социальных факторов.
  •  Расширить практические знания и умения при решении генетических задач на признаки, сцепленные с полом, на наследование групп крови человека.
  •  Развить познавательную активность учащихся для самостоятельного изучения таких разделов генетики человека, как иммуногенетика, генная инженерия, евгеника, биоэтика и другие. Научить работать с дополнительной литературой, выполнять творческие и исследовательские проекты.
  •  Помочь активному вовлечению учащихся в диалоговое общение, поддержание дискуссии, научить аргументировано убеждать и находить выход из проблемной ситуации.
  • Способствовать       определению и закреплению профориентационных устремлений школьников, направленных на освоение в дальнейшем биологических, медицинских

Программа элективного предмета  предназначена для учащихся 10 класса.

В учебном предмете “Общая биология” на изучение   наследственности человека уделяется не достаточно времени,  поэтому для  обучающихся, интересующимся генетикой, предлагается  данный курс. Учебный элективный предмет «Наследственность и здоровье человека»  рассматривает  теоретические основы данной проблемы  и практическую часть  по решению задач по генетике, изучающих наследственность человека и  наследственные заболевания,  их лечение и профилактику. Решение генетических задач  способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, развивает логическое мышление, позволяет им глубже понять учебный материал.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Элективный курс «Биология: вопросы и ответы» предназначен для обучающихся  10 классов общеобразовательных школ.

 Рассчитан на 35 часа учебного времени. Срок реализации программы 1 год.

Общая характеристика учебного процесса:

Технологии обучения:

  • информационно – коммуникационная;
  • проблемное обучение;
  • проектное обучение;
  • развивающее учение;
  • здоровьесберегающее обучение.

Формы проведения занятий: лекции, семинарские и практические занятия, итоговое тестирование.

 Методы организации и осуществления деятельности учащихся:

 • словесные методы: беседа, лекция, инструктаж, сообщение ученика;

 • методы наглядной передачи информации: иллюстрация, наблюдение, использование компьютерных средств обучения, презентации;

 • методы передачи информации с помощью практической деятельности: конспектирование, составление таблиц, схем, проектирование.  А так же индуктивные и дедуктивные, анализ, обобщение, систематизация, проблемные, и поисковые методы.

 Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Учебно – тематический план

п.п

Тема (раздел)

Количество часов

всего

уроков

практическая часть

контроль

1.

Введение

2

2

2.

История изучения человеческого организма и его наследственность

3

3

3.

Наследственность как фактор здоровья

1

1

4.

Наследственный аппарат клеток человека

4

2

1

1

5.

Методы изучения наследственности человека

4

2

2

6.

Болезни человеческого организма

14

9

4

1

7.

Вредные привычки и здоровье человека

7

5

1

1

Содержание тем курса

1.Введение (2 часа).

 Здоровье как состояние полного физического, психического, репродуктивного, социального и духовного благополучия организма. Аспекты здоровья: интеллектуальный, эмоциональный. социальный. личностный. Здоровье и болезнь. Здоровье как норма реакции на окружающую среду.

2.История изучения человеческого организма и его наследственности  (3 часа)

Древнегреческие философы: Гиппократ, Аристотель об организме человека и изучении наследственности. Труды Клавдия Галена.  Парацельс,  Андреас Везалий. Вильям Гарвей. Леонардо да Винчи – ученые Эпохи Возрождения. Создатель топографической анатомии Н. И. Пирогов. Великие отечественные физиологи: Сеченов, Ухтомский, Павлов.

3.Наследственность как фактор здоровья (1) час

Наследственность как фактором здоровья человека. Задачи изучения наследственности человека.

4.Наследственный аппарат  клеток человека (4) часов

Хромосомный набор клеток человека. Кариотип. Типы хромосом. Генетика пола. Аутосомы и половые хромосомы. Идеограммы хромосомного набора клеток человека. Структура хромосом. Хроматин: эухроматин и гетерохроматин . Хромосомные карты человека и группы сцепления. Геном человека. Явления доминирования (полного и неполного), кодоминирования, сверхдоминирования. Международный проект “Геном человека”: цели, основные направления разработок, результаты. Виды генетических карт человека.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

1.Изучение кариотипа и строения хромосом человека.

5.Методы изучения наследственности человека (4) часа

Методы  изучения наследственности. Генеалогический метод,  сущность метода. Близнецовый метод. Близнецы как биологическое явление. Монозиготные (однояйцовые) и дизиготные (разнояйцовые). Цитогенетический метод, изучение хромосомного набора человека. Кариотип человека: аутосомы и половые хромосомы. Биохимический метод ,сущность. Иммуногенетика, генная инженерия, евгеника, биоэтика и другие

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 « Распознавание методов изучения генетики человека»

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 «Составление собственной родословной и анализ родословных великих людей»

6. Болезни человека (14) часов

 Мутации  в клетках человека. Основные группы мутагенов: физические, химические, биологические. Принципы классификации мутаций (по типу клеток, по степени влияния на генотип, по степени влияния на жизнедеятельность организма и т. д.) Основные группы мутаций, встречающихся в клетках человека: соматические и генеративные; летальные, полулетальные, нейтральные; генные или точковые, хромосомные и геномные. Наследственные заболевания. Моногенные заболевания: аутосомно-рецессивные, аутосомно-доминантные, сцепленные с Х-хромосомой рецессивные , сцепленные с Х-хромосомой доминантные, сцепленные с Y хромосомой . Хромосомные и геномные наследственные заболевания, связанные с изменением числа аутосом и с изменением числа половых хромосом .Врожденные заболевания. Критические периоды в ходе онтогенеза человека. Терратогенные факторы. Физические терратогены. Химические терратогены. Пагубное влияние на развитие плода лекарственных препаратов, алкоголя, никотина и других. Биологические терратогены. Болезни с наследственной предрасположенностью (мультифакториальные), особенности их проявления и профилактика. Профилактика наследственно обусловленных заболеваний. Медико-генетическое консультирование. Методы перинатальной диагностики. Достижения и перспективы развития медицинской генетики. Генная терапия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 «Решение генетических задач на аутосомно-доминантное наследование признаков»  

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 «Решение генетических задач на аутосомно-рецессивное наследование признаков»  

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5 «Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6 «Решение генетических задач на наследование групп крови»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7 «О чем может рассказать упаковка продуктов»

7. Вредные привычки и здоровье человека. (7) часов

Здоровье человека и вредные привычки(алкоголь, курение и др.). Влияние курения на здоровье женского организма. Последствия хронической интоксикации организма (токсикомания и наркомания) на будущее поколение. Отрицательное  влияние на развитие плода лекарственных препаратов.

ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ:

1. методы предупреждения и профилактики наследственных заболеваний у человека

2. мутации человека и их причины

3. влияние экологических факторов среды на генотип человека

 4. мероприятия по предупреждению ухудшения наследственности человека

Требования к уровню подготовки обучающихся

Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по биологии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни)  

ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ:  

основные положения биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез;

- основные положения биологических теорий (клеточная; хромосомная; антропогенеза)

- сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического)

 - сущность закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды)

 - сущность гипотез (чистоты гамет  и происхождения человека)  

строение и признаки биологических объектов  

- клеток ,  химический состав и строение органоидов

- генов, хромосом, гамет

сущность биологических процессов и явлений

 - обмен веществ и превращения энергии в клетке и организме,

- пластический и энергетический обмен, питание, дыхание,

- митоз, мейоз, развитие гамет позвоночных животных,

- оплодотворение у позвоночных животных; развитие и размножение,

 - индивидуальное развитие организма (онтогенез)

 - взаимодействие генов,

- современную биологическую терминологию и символику по цитологии, генетике, онтогенезу,

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения  

УМЕТЬ

объяснять  

- роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира

- единство живой и неживой природы,

- отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека - причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций - взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; причины

 - зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды;

 - проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме  

устанавливать взаимосвязи

строения и функций молекул, органоидов клетки;

решать задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания),

сравнивать (и делать выводы на основе сравнения)

- биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, процессы и явления

 - митоз и мейоз;

анализировать

 - влияние факторов риска на здоровье человека.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ  

для обоснования

 - мер профилактики распространения заболеваний, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

Методы контроля уровня достижений обучающихся:  

• устный контроль;

  • письменные контроль (программированный опрос в форме тестирования по вариантам КИМов);

 • взаимопроверка;

 • самопроверка;

• устный контроль;

• проекты;

 • рефлексия деятельности.

Текущий контроль осуществляется с помощью заданий КИМов.  

Итоговый контроль – тестовая работа в форме ЕГЭ.

Контроль и оценка планируемых результатов: «зачтено» и «не зачтено».

Перечень учебно-методического обеспечения

  Основная литература для учителя:

  1. Лемеза Н.А. Биология для поступающих в ВУЗы.- Мн.: Юнипресс, 2012.
  2.    Биология. / Сост. Лемеза Н.А., Морозик М.С., Морозов Е.И. – Минск: Университетское, 2006. С. 117.
  3. Генетика / Под ред. Т.Т. Логутовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  4. Дубинин Н. П. Общая генетика. — М.: Колос, 1987.
  5. Замотайлов С. С., Бурдун А. М. Краткий курс генетики. — М.: Агропромиздат, 2004.
  6. Основы генетики / Под ред. Дубникова А.С. — М.: Колос, 1997.
  7. Пригожин Н.Ю. Основы генетики: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Медицина, 2005.

Основная литература для обучающихся:

  1. Захаров В.Б. Общая биология: Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоват учреждений / Захаров В.Б., Мамонтов С.Г.,  Сонин Н.И. – М.: Дрофа, 2013.    

Дополнительная литература для учителя и обучающихся:

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1—3. М.: Мир, 1993. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. Т. 1—3. М.: Мир, 1988.
  2. Левитин М. Г., Левитина Т. П. Общая биология: Словарь понятий и терминов. СПб.: Паритет, 2002.
  3. Сайты и электронные издания Биология. 6 – 9 класс (Электронный ресурс): электронное учебное пособие. – 2003 г. Биология. 6 – 11 класс.
  4. Лабораторный практикум, аттестация, биогеографические карты, атлас анатомии и физиологии человека, хрестоматия, словарь терминов, Интернет – поддержка, определитель растений, коллекции фотоизображений и видеозаписей поведения животных. (Электронный ресурс): учебное электронное издание, методическое пособие для учителя. – 2004 г.
  5.  Большая школьная энциклопедия. Том 1. 1999г.
  6. Медицинская генетика: Учебник/ Н.П.Бочков, А.Ю.Асанов, Н.А.Жученко и др.; Под ред. Н.П.Бочкова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192с.
  7. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. С.И.Козлова, . Е.Семанова и др. Справочник. Ленинград, «Медицина» 1987г.
  8. http://home-edu.ru/pages/shpit/rodoslovnaja/zanitie-1/zanitie-1.htm
  9. http://bio.1september.ru/article.php?ID=200200202
  10. http://baby.geiha.ru/data1/11.htm
  11. http://festival.1september.ru/articles/655309/
  12. http://www.rosmedlib.ru/doc/ISBN9785222210451-SCN0007.html
  13. http://ru.vlab.wikia.com/wiki/Наследственность
  14. http://1-vopros.ru/335-mozhno-li-vliyat-na-nasledstvennost.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного учебного предмета "Лаборант - эколог"

Данная программа предназначена для обучения в 10-11 классе детей, проявляющих интерес к химии и биологии, и является практикоориентированным курсом в том числе для подготовки обучающихся к сдаче едино...

Рабочая программа элективного учебного предмета по биологии «Вы и ваши гены» для 10 – 11 классов. на 2012-2013 уч.год

В соответствии с требованиями Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования разработана данная программа элективного курса  «Вы и ваши гены»....

Рабочая программа элективного курса "Графика в среде CorelDRAW"

Рабочая программа элективного курса "Графика в среде CorelDRAW"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ 10 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К  ЕГЭ10 КЛАСС...

Рабочая программа элективного учебного предмета по математике для 10 - 11 класса

Рабочая учебна программа элективного учебного предмета по математике "КУрс - практикум для подготовки к ЕГЭ по математике"...

Рабочая программа элективного учебного курса "Актуальные вопросы математики" для учащихся 10-11 классов

Данный курс «Актуальные вопросы математики» под­держивает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики. Данная программа курса  своим содержанием ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Химия окружающей среды» по химии для 10 а класса

Актуальность данной программы обусловлена тем, что представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствам...