Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Надежда Георгиевна Смышляева

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН № 1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 19644 от 01.02.2011) с изменениями от 31.12.2015 № 1577.
  • Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы:  Н. И. Сонин, В. Б. Захаров М.: Дрофа, 2016 г.

             Рабочая программа реализуется  по учебникам и рабочим тетрадям (концентрический курс):

  • Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных уч­реждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М.: Дрофа, 2016. - (УМК «Сфера жизни»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_5.docx44.43 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»

Рекомендовано:

методическим объединением НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» Протокол №1

от «30» августа 2018г.

Руководитель ШМО

___________/Н.Г. Махрина____/

Рассмотрено:

Протокол заседания методического совета  

Заместитель директора

НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»

__________ О.Г. Сивоченко

от «30» августа 2018г.

Утверждаю:

Директор НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»

__________ Е.В. Бабушкина

Приказ № 435-0 от 31 августа 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного  предмета «Биология»

для 5 класса

на 2018-2019  учебный год

( в неделю 2 часа, в год 70 часов)

Составитель программы:

 Смышляева Н. Г., учитель технологии,

I квалификационной категории

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН № 1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 19644 от 01.02.2011) с изменениями от 31.12.2015 № 1577.
  • Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы:  Н. И. Сонин, В. Б. Захаров М.: Дрофа, 2016 г.

             Рабочая программа реализуется  по учебникам и рабочим тетрадям (концентрический курс):

  • Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М.: Дрофа, 2016. - (УМК «Сфера жизни»).
  • Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2017. - (УМК «Сфера жизни»).

Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: тетрадь для оценки качества знаний  к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2017. - (УМК «Сфера жизни»).

При составлении рабочей программы были внесены коррекции

  • 1 час взят из резерва в раздел 2 «Многообразие живых организмов» для контрольной работы за 1 полугодие.
  • 1 час взят из резерва в раздел 4 «Человек на Земле» для итоговой контрольной работы.

В рабочей программе отдельно не вынесены лабораторные работы т.к. они проводятся внутри урока. Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.


        Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

        Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

        Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

        Раздел «Ведение в биологию» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

        В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

        Цели образования для учащихся 5 классов:

1.Подготовка к восприятию  предмета биологии в старших классах.

2.Формирование вхождение в мир культуры на основе знакомства  с миром природы.

3.Формировать систему познавательных ценностей. Приобщение с помощью содержания  материала 5-го класса моральных норм  к культуре как к системе ценностей, накопленных в обществе в области  биологии.

4.Формирование ориентации в системе моральных норм в результате воспитания экологического сознания и любви к природе.

5.Овладение некоторыми ключевыми компетенциями: коммуникативными, информационными, ценностно-смысловыми.

6.Формирование познавательной культуры учащихся.

        Форма промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа

2. Планируемые результаты учебного предмета

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 часов).

Учащийся научиться:

  • основные признаки живой природы;
  • устройство светового микроскопа;
  • основные органоиды клетки;
  • основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
  • ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Ученик получит возможность:

  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
  • характеризовать методы биологических исследований;
  • работать с лупой и световым микроскопом;
  • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
  • объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (15 часов).

Учащийся научиться:

  • существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

основные признаки представителей Царств живой природы.

  • Ученик получит возможность:
  • определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;
  • устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;
  • различать изученные объекты в природе, на таблицах;
  • устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
  • объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.
  • проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 часов).

        Учащийся научиться:

- основные среды обитания живых организмов;

  • природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Ученик получит возможность:

  • сравнивать различные среды обитания;
  • характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
  • сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
  • выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
  • приводить примеры обитателей морей и океанов;
  • наблюдать за живыми организмами.
  • находить и использовать причинно-следственные связи;
  • строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
  • выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Раздел 4. Человек на Земле (6 часов).

  • Учащийся научиться:
  • предков человека, их характерные черты, образ жизни;
  • основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
  • правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
  • простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Ученик получит возможность:

  • объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;
  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • различать на живых объектах таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
  • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
  • работать в соответствии с поставленной задачей;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • работать с текстом параграфа и его компонентами;
  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

3. Содержание учебного предмета (35 часов, 1  час в неделю)

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 часов)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный  химический  состав,  обмен  веществ  и  энергии,   питание,  дыхание,   выделение,  рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология - наука о живых организмах Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка-элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы.

  • «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (демонстрационная)
  • «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»
  • «Строение клеток кожицы чешуи лука»
  • «Химический состав семян»
  • « Описание и сравнение признаков различных веществ. Наблюдение химических реакций»
  • «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»

Раздел 2. Многообразие живых организмов (15 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 часов)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы.

  • «Определение наиболее распространённых растений и животных»
  • «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»
  • «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения»

Раздел 4. Человек на Земле (6 часов)

  • Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи

 Демонстрация.

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы.

  • « Измерение своего роста и массы тела».
  •  «Способы оказания первой доврачебной помощи».

 

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

лабораторные

контрольные

Раздел 1.  Введение Живой организм: строение и изучение

8

6

Раздел 2. Многообразие живых организмов

15

1

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

6

3

Раздел 4. Человек на Земле

6

2

1

ИТОГО

35

11

2

5. Календарно-тематическое планирование

Часов

Название темы/урока

План

Дата

8

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

06.09

 

Основные признаки живого

13.09

 

Наука о живой природе

20.09

 

Методы изучения природы.   Л.р: «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (демонстрационная)

27.09

 

Увеличительные приборы.   Л.р: «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»

04.10

 

Живые клетки .  Л.р: «Строение клеток кожицы чешуи лука»

11.10

 

Химический состав клетки.  Л.р: "Химический состав семян"

18.10

 

Вещества и явления в окружающем мире.  Л.р: "Описание и сравнение признаков различных веществ. Наблюдение химических реакций". Л.Р: "Определение физических свойств белков, жиров, углеводов".

25.10

 

Великие естествоиспытатели. Биография К. Линнея, Ч. Дарвина, В. И. Вернадского

15

Раздел 2. Многообразие живых организмов

08.11

 

Как  развивалась жизнь на Земле

15.11

 

Разнообразие живого

22.11

 

Бактерии

29.11

 

Грибы

06.12

 

Растения. Водоросли.

13.12

 

Мхи.

20.12

 

Контрольная работа за 1 полугодие: «Живой организм: строение и изучение» и «Многообразие живых организмов"

27.12

 

Папоротники.

10.01

 

Голосеменные растения.

17.01

 

Покрытосеменные (цветковые) растения

24.01

 

Значение растений в природе и жизни человека

31.01

 

Животные. Простейшие.

07.02

 

Беспозвоночные.

14.02

 

Позвоночные

21.02

 

Значение животных в природе и жизни человека (комбинированный)

6

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

28.02

 

Повторение по теме: "«Многообразие живых организмов". Четыре среды обитания живых организмов.

07.03

 

Жизнь на разных материках.

14.03

 

Природные зоны Земли.

21.03

 

Жизнь в морях и океанах.  Л.р: «Определение наиболее распространённых растений и животных»

04.04

 

   Л.р: «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»

11.04

 

 Л.р: "Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения"

6

Раздел 4. Человек на Земле.

18.04

 

Как человек появился на Земле.   Л.р: «Измерение своего роста и массы тела»

25.04

 

Как  человек изменил Землю

16.05

 

Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?

23.05

 

Итоговая контрольная работа

30.05

 

Здоровье человека и безопасность жизни.

06.06

 

 Л.р: "Способы оказания первой доврачебной помощи"

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...