Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)

Надежда Георгиевна Смышляева

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН № 1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 19644 от 01.02.2011) с изменениями от 31.12.2015 № 1577.
  • Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы:  Н. И. Сонин, В. Б. Захаров М.: Дрофа, 2016 г.

Рабочая программа реализуется  по учебникам и рабочим тетрадям (концентрический курс):

  • Сонин, Н. И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных уч­реждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М.: Дрофа, 2016. - (УМК «Сфера жизни»).
  • Сонин, Н. И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Со­нина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2017. - (УМК «Сфера жизни»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»

Рекомендовано:

методическим объединением НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» Протокол №1

от «30» августа 2018г.

Руководитель ШМО

___________/Н.Г. Махрина____/

Рассмотрено:

Протокол заседания методического совета  

Заместитель директора

НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»

__________ О.Г. Сивоченко

от «30» августа 2018г.

Утверждаю:

Директор НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»

__________ Е.В. Бабушкина

Приказ № 435-0 от 31 августа 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного  предмета «Биология»

для 6 класса

на 2018-2019  учебный год

( в неделю 2 часа, в год 70 часов)

Составитель программы:

 Смышляева Н. Г., учитель биологии,

I квалификационной категории

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН № 1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 19644 от 01.02.2011) с изменениями от 31.12.2015 № 1577.
  • Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы:  Н. И. Сонин, В. Б. Захаров М.: Дрофа, 2016 г.

Рабочая программа реализуется  по учебникам и рабочим тетрадям (концентрический курс):

  • Сонин, Н. И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М.: Дрофа, 2016. - (УМК «Сфера жизни»).
  • Сонин, Н. И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2017. - (УМК «Сфера жизни»).
  • Сонин, Н. И. Биология. Живой организм. 6 класс: тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений/И.А. Акперова, Н.Б. Сысолятина, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2017. - (УМК «Сфера жизни»).
  • Сонин, Н. И. Биология. Живой организм. 6 класс: тестовые здания. С.В. Багоцкий, Л.И. Рубачёва, Л.И. Шурхал. - М.: Дрофа, 2016. - (УМК «Сфера жизни»).

        Программой курса предусмотрено проведение комбинированных уроков, лабораторных и практических уроков, выполнение самостоятельных, домашних и творческих работ. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений, рефератов, кроссвордов.

                Форма промежуточной аттестации: итоговая  контрольная работа.

Для детей с задержкой психического развития, обучающихся в 6 классе созданы условия, соответствующие их особым образовательным потребностям и возможностям. Эти условия включают индивидуальный подход, использование специальных методов работы, изменение планирования учебного материала на уроке, адаптацию требований к контрольным, проверочным, самостоятельным и другим видам работ, контроль планируемых результатов по измененной шкале оценивания.

Цель: Дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах, познакомить с многообразием жизни. Уделить внимание анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем.

Задачи:

  1. Знакомить учащихся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета.
  2. Показать особенность общебиологических знаний, имеющих обобщенный характер.
  3. Выработать навыки четкого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.
  4. Продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни.
  5. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.

При составлении рабочей программы были внесены коррекции:

  •  1 час взят из резерва для углубления темы «Тканей растений и животных». В рамках этого урока проводиться лабораторная работа.
  • 1 час взят из резерва для контрольной работы за 1 полугодие в Раздел 1 «Строение и свойства живых организмов».
  • 1 час взят из резерва для углубления темы «Опорные системы». В рамках этого урока проводиться лабораторная работа.
  • 1 час взят из резерва для итоговой контрольной работы за год  в Раздел 2 «Жизнедеятельность организмов».

В рабочей программе отдельно не вынесены лабораторные и практические работы т.к. они проводятся внутри урока.

  1. Планируемые результаты учебного предмета

РАЗДЕЛ 1. Строение и свойства живых организмов (13 часов)

  • Учащийся научиться:
  • суть понятий и терминов по теме;
  • основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов;
  • что лежит в основе строения всех живых организмов;
  • строение частей побега, основных органов и систем органов животных, указывать их значения.
  • Ученик получит возможность:
  • распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов;
  • исследовать строение органов растений и животных;
  • устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клеток;
  • устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;
  • исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;
  • обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.

РАЗДЕЛ 2. Жизнедеятельность организма (20 часов)

  • Учащийся научиться:
  • суть понятий и терминов по теме;
  • органы и системы органов, составляющие организм растений и животных.
  • Ученик получит возможность:
  • определять и показывать на таблицах органы и системы, составляющие организм растений и животных;
  • исследовать строение органов растений и животных;
  • объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
  • обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
  • сравнивать процессы жизнедеятельности между собой;
  • сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
  • наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
  • исследовать строение отдельных органов организмов;
  • фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц.

РАЗДЕЛ 3. Организм и среда (2 часа)

Учащийся научиться:

  • суть понятий и терминов по теме;
  • как тот или иной фактор среды может влиять на живые организмы;
  • характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе;
  • структуру природного сообщества.

Ученик получит возможность:

  • указывать изучаемые объекты на таблицах;
  • давать определения;
  • работать с биологическими объектами.

Личностные результаты обучения:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • развитие навыков обучения;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • осознание значения семьи в жизни человека;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры.

  1. Содержание учебного предмета (35 часов в год, 1 час в неделю)

РАЗДЕЛ 1. Строение и свойства живых организмов (13 часов)

Тема 1. Основные свойства живых организмов (1 час).

Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 2. Химический состав клеток (2 часа).

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: жиры, белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторная работа:

• «Определение состава семян пшеницы».

Тема 3. Строение растительной и животной клеток (2 часа).

»

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторная работа:

  • «Строение клеток живых организмов».

Тема 4. Деление клетки (1 час).

»

Деление – важнейшее свойство клеток. Значение деления для роста и развития многоклеточных организмов. Два типа деления. Деление – основа размножения организмов. Основные типы деления организмов. Митоз. Основные этапы митоза. Мейоз. Сущность мейоза и его биологическое значение.

Демонстрация:

  • Микропрепарат «Митоз»;
  • Микропрепараты хромосом набора человека, животных и растений.

Тема 5. Ткани растений и животных (2 часа).

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторная работа:

  • «Ткани растений»;
  • «Ткани животных».

Тема 6. Органы и системы органов (3 часа).

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Строение и функции листа. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторная работа:

 «Распознавание органов у растений и животных».

Тема 7. Растения и животные как целостные организмы (2 часа).

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

РАЗДЕЛ 2. Жизнедеятельность организма (20 часов)

Тема 8. Питание и пищеварение (2 часа).

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.        

Демонстрация:

  • действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал;
  • опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение листьями углекислого газа;
  • роль света и воды в жизни растений.

Тема 9. Дыхание (2 часа).

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация:

  • иллюстрация дыхания прорастающих семян, дыхание корней;
  • обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 10. Передвижение веществ в организме (2 часа).

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).

Демонстрация:

  • иллюстрация передвижения органических веществ по стеблю;
  • строение клеток крови лягушки и человека.

Лабораторная работа: 

  • «Пути передвижения воды и минеральных веществ по стеблю».

Тема 11. Выделение (2 часа).

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и

I

энергии.

Тема 12. Опорные системы (2 часа).

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Демонстрация:

  • коллекции скелетов животных, раковин моллюсков.

Лабораторная работа:

  • «разнообразие опорных систем животных».

Тема 13. Движение (2 часа).

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторная работа:

  • «Движение инфузории туфельки»;
  • «Перемещение дождевого червя».

Тема 14. Регуляция процессов жизнедеятельности (2 часа).

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Демонстрация:

  • Микропрепараты нервной ткани.

Тема 15. Размножение (2 часа).

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Демонстрация:

  • Способов размножения растений;
  • Гербарии растений.

Лабораторная работа: 

  • «Вегетативное размножение комнатных растений».

Тема 16. Рост и развитие (2 часа).

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие, распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Демонстрация:

  • Способы распространения плодов и семян растений;
  • Прорастание семян (видеофрагмент).

Лабораторная работа:

  • «Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)».

Тема 17. Организм как единое целое (2 часа).

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Организм функционирует как единое целое. Организм – биологическая система.

РАЗДЕЛ 3. Организм и среда (2 часа)

Тема 18. Среда обитания. Факторы среды (1 час).

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов.

Демонстрация:

  • Иллюстрация экологических взаимосвязей живых организмов.

Тема 19. Природные сообщества (1 час).

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. Основные термины: потребители, производитель, разрушители.

Демонстрация:

  • Модели экологических систем.

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

лабораторные

контрольные

Раздел 1.  Строение и свойства живых организмов

13

5

1

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

20

6

1

Раздел 3. Организм и среда

2

ИТОГО

35

11

2

5 Календарно-тематическое планирование

Часов

Название темы/урока

План

Дата

13

Строение и свойства живых организмов

04.09

Основные свойства живых организмов

11.09

Химический состав клеток.

18.09

 

Лабораторная работа: Определение состава семян пшеницы.

25.09

 

Строение растительной клетки.

02.10

 

Строение животной клетки. Лабораторная работа:  "Строение клеток живых организмов"

09.10

 

Деление клетки.

16.10

 

Лабораторная работа: Ткани растений.

23.10

 

Лабораторная работа: Ткани  животных.

06.11

 

Органы цветкового растения. Корень. Побег.

13.11

 

Стебель. Лист. Цветок. Плоды.

20.11

 

Органы и системы органов животных. Лабораторная работа: "Распознавание органов растений и животных"

27.11

 

Растения и животные как целостные организмы.

04.12

 

Контрольная работа за 1 полугодие: "Строение и свойства живых организмов".

20

Жизнедеятельность организма.

11.12

 

Воздушное и почвенное питание растений.

18.12

 

Питание животных.

25.12

 

Дыхание растений.

15.01

 

Дыхание животных.

22.01

 

Передвижение веществ в растительном организме. Лабораторная работа: «Пути передвижения воды и минеральных веществ по стеблю».

29.01

 

 Перенос веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных

05.02

 

Выделение.

12.02

 

Обмен веществ и энергии.

19.02

 

Опорные системы растений.

26.02

 

Опорные системы и их значение в жизни животных. Лабораторная работа: "Разнообразие опорных систем животных"

05.03

 

Движение. Лабораторная работа: "Движение инфузории туфельки"

12.03

 

Движение многоклеточных животных. Лабораторная работа: "Передвижение дождевого червя"

19.03

 

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость.Нервная система. Рефлекс, инстинкт.

02.04

 

Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений

09.04

 

Размножение и его виды. Бесполое размножение. Лабораторная работа: "Вегетативное размножение комнатных растений"

16.04

 

Половое размножение растений и животных.

23.04

 

Рост и развитие растений.

30.04

 

 Рост и развитие животных. Лабораторная работа: «Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)».

07.05

 

 Организм как единое целое.

14.05

 

Итоговая контрольная работа.

2

Организм и среда

21.05

 

Среда обитания. Факторы среды

28.05

 

Природные сообщества.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...