Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)

Надежда Георгиевна Смышляева

Рабочая программа по биологии составлена на основе:

  • Закона « ОБ образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ,
  • Федерального государственного образовательного стан­дарта основного общего образования,
  • примерной программы основного общего образования по биологии рекомендуемой Министерством образования и науки,
  • авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захарова ,Биология. Общие закономерности 9 класс.

Сонин Н.И., Агафонова И.Б., Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Биология 9. класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности 9 класс». – М.: Дрофа, 2015;

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена на основе:

  • Закона « ОБ образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ,
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
  • примерной программы основного общего образования по биологии рекомендуемой Министерством образования и науки,
  • авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захарова ,Биология. Общие закономерности 9 класс.

Сонин Н.И., Агафонова И.Б., Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Биология 9. класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности 9 класс». – М.: Дрофа, 2015;

Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по

биологии, 9 класс и реализует авторскую программу Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, Е.Т.Захаровой., входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник «Биология. Общие закономерности. 9 класс» имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

Для детей с задержкой психического развития, обучающихся в 9 классе созданы условия, соответствующие их особым образовательным потребностям и возможностям. Эти условия включают индивидуальный подход, использование специальных методов работы, изменение планирования учебного материала на уроке, адаптацию требований к контрольным, проверочным, самостоятельным и другим видам работ, контроль планируемых результатов по измененной шкале оценивания.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе в объеме 2 часа в неделю 70 часов из федерального компонента.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах основной школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической географии.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В программу внесены следующие изменения:

  • Целесообразно объединить темы «Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов» и «Введение. Биология наука о жизни», а освободившийся час перенести в Тему 13. «Биологические последствия адаптации. Макроэволюция» для контрольной работы по пройденным темам.
  • Из резервного времени отведен 1 час для контрольной работы в Тему 16.  «Развитие жизни на Земле».
  • Из резервного времени отведен 1 час для контрольной работы в Тему 6.  «Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)».
  • Из резервного времени отведены 2 часа для лабораторного практикума по решению генетических задач в Тему 7. «Закономерности наследования признаков».
  • Из резервного времени отведен 1 час для контрольной работы в Тему 8.  «Закономерности изменчивости».
  • Из Темы 9. «Селекция растений, животных и микроорганизмов» перенесен 1 час в Тему 17 «Биосфера, ее структура и функции» для контрольной работы.

Формы промежуточной аттестации:  итоговая контрольная работа.


Содержание курса
(70 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Демонстрация

  • схемы структуры царств живой природы.

Тема 2. Химическая организация клетки (2 часа)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности.

Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Лабораторная работа

  • Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
  • Органические вещества, входящие в состав клетки.

Тема 3. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2 часа)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз.

Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Тема 2.3

Тема 4. Строение и функции клеток (6 часов) 

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

Демонстрация.

  • Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа.
  • Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии.
  • Модели клетки.
  • Схемы строения органоидов растительной и животной клеток.
  • Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов.
  • Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме.
  • Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

Лабораторная работа

  • «Изучение растительной и животной клетки под микроскопом»
  • «Митоз в корешке лука».

Тема 5. Размножение организмов (2 часа)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га-метогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

Демонстрация

  • плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур;
  • микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

Лабораторная работа

• «Развитие половых клеток».

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (4 часа)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Демонстрация

  • таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий);
  • таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.

Тема 7. Закономерности наследования признаков (10 часов)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Демонстрация. 

  • Карты хромосом человека.
  • Родословные выдающихся представителей культуры.
  • Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Лабораторная работа

  • Второй закон Г.Менделя. Закон чистоты гамет.
  • Анализирующее скрещивание.

Практическое занятие

  • Решение генетических задач и составление родословных.

Тема 8. Закономерности изменчивости (4 часа)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрация.

  • «Примеры модификационной изменчивости».

Лабораторная работа

  • «Фенотипическая изменчивость»

Практическая работа

  • Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Тема 9. Селекция растений, животных и микроорганизмов (2 часа)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Демонстрация. 

  • Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков.
  • Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

Лабораторная работа

  • «Методы селекции растений и животных».

Тема 10. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и э/сивдтных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка.

Демонстрация.

  • Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей.
  • Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

Тема 11. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4 часа)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Демонстрация.

  • Биография Ч. Дарвина.
  • Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Тема 12. Микроэволюция (3 часа)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Лабораторная работа

  • «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»

Тема 13. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Тема 14. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (4 часа)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Лабораторная работа

  • «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

Тема 15. Возникновение жизни на Земле (2 часа)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Тема 16. Развитие жизни на Земле (6 часов)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Лабораторная работа

 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

Тема 17. Биосфера, ее структура и функции (9 часов)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Демонстрация:

  • схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части;
  • таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;
  • карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;
  • диафильмов и кинофильма «Биосфера»;
  • примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
  • структура биосферы

Практическая работа

  • «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме

Тема 18. Биосфера и человек (3 часа)

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Демонстрация

  • карт заповедных территорий нашей страны.

Практическая работа

  • «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».

Лабораторная работа

  • «Охрана природы и основы рационального природопользования».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 9 КЛАСС

В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:

знать/понимать:

  • особенности жизни как формы существования материи;
  • роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
  • фундаментальные понятия биологии;
  • сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
  • основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
  • соотношение социального и биологического в эволюции человека;
  • основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь:

  • пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  • решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
  • владеть языком предмета.

Тематическое планирование

название темы

кол-во часов

Лабораторные работы

Контрольные работы

Тема 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

2

Тема 2. Химическая организация клетки.

2

2

Тема 3. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

2

Тема 4. Строение и функции клеток.

6

2

Тема 5. Размножение организмов.

2

1

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

4

1

Тема 7. Закономерности наследования признаков.

10

4

Тема 8. Закономерности изменчивости.

4

1

1

Тема 9. Селекция растений, животных, микроорганизмов.

2

1

Тема 10. Развитие биологии в додарвиновский период

2

Тема 11. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.

4

Тема 12. Микроэволюция.

3

1

Тема 13. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

3

1

Тема 14. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

4

1

Тема 15. Возникновение жизни на Земле.

2

Тема 16. Развитие жизни на Земле.

6

1

Тема 17. Биосфера, ее структуры и функции.

9

2

1

тема 18. Биосфера и человек.

3

2

ИТОГО

70

17

5

Материально-техническое оборудование

  • Компьютер;
  • Проектор  + экран;
  • Таблицы, плакаты;
  • Муляжи;
  • Готовые препараты для лабораторно-практических работ;
  • Учебные диски;
  • Интернет-ресурсы (онлайн-тесты).

Календарно-тематическое планирование

Часов

Название темы/урока

План

Дата

2

Тема 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

05.09

 

Введение. Биология – наука о жизни

07.09

 

Многообразие живого мира.  Основные свойства живых организмов.

2

Тема 2. Химическая организация клетки

12.09

 

Лабораторная работа: Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

14.09

 

Лабораторная работа: Органические вещества, входящие в состав клетки.

2

Тема 3. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

19.09

 

Пластический обмен. Биосинтез белков

21.09

 

Энергетический обмен

6

Тема 4. Строение и функции клеток

26.09

 

Прокариотическая клетка

28.09

 

Эукариотическая клетка

03.10

 

Лабораторная  работа: Изучение растительной и животной клетки под микроскопом

05.10

 

Эукариотическая клетка.  Ядро

10.10

 

Деление клеток. Лабораторная работа: «Митоз в корешке лука»

12.10

 

Клеточная теория строения клеток

2

Тема 5. Размножение организмов

17.10

 

Бесполое размножение

19.10

 

Половое размножение. Развитие половых клеток. Лабораторный практикум на компьютере.

4

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

24.10

 

Эмбриональный период развития

26.10

 

Постэмбриональный период развития

07.11

 

Общие закономерности развития. Биогенетический закон

09.11

 

Контрольная работа по теме:  "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

10

Тема 7. Закономерности наследования признаков

14.11

 

Основные понятия генетики.

16.11

 

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя

21.11

 

Первый закон Г.Менделя. Полное и неполное доминирование.

23.11

 

Второй закон Г.Менделя.  Закон чистоты гамет. Лабораторный практикум на компьютере.

28.11

 

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.  

30.11

 

Анализирующее скрещивание. Лабораторный практикум на компьютере.

05.12

 

Лабораторный практикум: Решение генетических задач

07.12

 

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

12.12

 

Взаимодействие генов

14.12

 

Решение генетических задач и составление родословных». Лабораторный практикум на компьютере.

4

Тема 8. Закономерности изменчивости

19.12

 

Наследственная (генотипическая) изменчивость

21.12

 

Фенотипическая изменчивость. Лабораторный практикум на компьютере.

26.12

 

Практическая работа: Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой

28.12

 

Контрольная работа по теме:  "Закономерности наследования признаков", "Закономерности изменчивости"

2

Тема 9. Селекция растений, животных и микроорганизмов

09.01

 

Центры многообразия и происхождения культурных растений

11.01

 

Методы селекции растений и животных. Лабораторный практикум на компьютере. Селекция микроорганизмов

2

Тема 10. Развитие биологии в додарвиновский период

16.01

 

Становление систематики

18.01

 

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

4

Тема 11. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

23.01

 

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина

25.01

 

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

30.01

 

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

01.02

 

Формы естественного отбора

3

Тема 12. Микроэволюция

06.02

 

Вид, его критерии и структуры

08.02

 

Лаб. раб: Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора

13.02

 

Эволюционная роль мутаций

3

Тема 13. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

15.02

 

Главные направления эволюции

20.02

 

Общие закономерности биологической эволюции

22.02

 

Контрольная работа по теме: "Микроэволюция", "Биологические адаптации"

4

Тема 14. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

27.02

 

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных

01.03

 

 Лабораторная работа: «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

06.03

 

Забота о потомстве

13.03

 

Физиологические адаптации

2

Тема 15. Возникновение жизни на Земле

15.03

 

Современные представления о возникновении жизни

20.03

 

Начальные этапы развития жизни

6

Тема 16. Развитие жизни на Земле

22.03

 

 Жизнь в архейскую и протерозойскую эру

03.04

 

Жизнь в палеозойскую эру

05.04

 

Жизнь в мезозойскую эру

10.04

 

Жизнь в кайнозойскую эру

12.04

 

Происхождение человека

17.04

 

Контрольная работа по теме:  "Возникновение жизни на Земле", "Развитие жизни на Земле"

9

Тема 17. Биосфера, ее структура и функции

19.04

 

Структура биосферы. Лабораторный практикум на компьютере.

24.04

 

Круговорот веществ в природе

26.04

 

Биогеоценозы и биоценозы

08.05

 

Абиотические факторы среды

15.05

 

Интенсивность действия факторов среды

17.05

 

Биотические факторы среды

22.05

 

Взаимоотношения между организмами. Практическая работа «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме»

24.05

 

 "Селекция растений, животных и микроорганизмов", "Биосфера, её структуры и функции"

29.05

 

Итоговая контрольная работа

3

Тема 18. Биосфера и человек

31.05

 

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Практическая работа «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

05.06

 

Охрана природы и основы рационального природопользования. Лабораторный практикум на компьютере

07.06

 

Природные ресурсы и их использование





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...