Рабочая программа биология 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)

Новикова Наталья Михайловна

УМК Пасечник В.В. 1час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рп биология 6кл191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №80»

«Согласовано»

на заседании МО

«Согласовано»

«Утверждаю»

Протокол №___от «__» ____2018

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «Гимназия №80»

                      /О.Н.Гуляева

                            /А.Н.Скрипникова

/А.А. Миронов

Подпись                      /расшифровка

Подпись                      /расшифровка

Подпись                      /расшифровка

Дата            «_____»______2018

Дата            «_____»________2018

Приказ  №_____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета: биология

6 «А Б В Г» класс основного общего образования

Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

                                                                                  Разработчик рабочей программы:

                                                                          Новикова Наталья Михайловна,

                                                                                       учитель биологии

                                                         высшей категории

г. Барнаул, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе ООП основного общего образования МБОУ « Гимназия №80», в соответствии с ФГОС ООО и Программой основного общего образования по биология 5-9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г Швецов. // Биология.5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М.Пальдяева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.

Учебно-методический комплекс:

1. В.В.Пасечник Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2014.                                              2.В.В.Пасечник. Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» /В.В.Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2016.                                                                          3.В.В.Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6кл.: рабочая тетрадь к  учебнику В.В.Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В.Пасечник. – М.: Дрофа, 2013.                                                                                                       4. В.В.Пасечник. Биология: Диагностические работы к  учебнику В.В.Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В.Пасечник.2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.                                                                                                      

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю, всего 35 часов .

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

-внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

-видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений;

-основные процессы жизнедеятельности растений;

-особенности минерального и воздушного питания растений;

-виды размножения растений и их значение;

-основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

-характерные признаки однодольных и двудольных растений;

-признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

-важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение;

-взаимосвязь растений с другими организмами;

-растительные сообщества и их типы;

-закономерности развития и смены растительных сообществ;

-о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

-различать и описывать органы цветковых растений;

-объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

-изучать органы растений в ходе лабораторных работ;

-характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

-объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

-устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

-показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

-объяснять роль различных видов размножения у растений;

-определять всхожесть семян растений;

-делать морфологическую характеристику растений;

-выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

-работать с определительными карточками;

-устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

-определять растительные сообщества и их типы;

-объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

-проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

-анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

-осуществлять описание изучаемого объекта;

-определять отношения объекта с другими объектами;

-определять существенные признаки объекта;

-классифицировать объекты;

-проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;

-анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

-под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;

-различать объем и содержание понятий;

-различать родовое и видовое понятия;

-определять аспект классификации;

-осуществлять классификацию;

-под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;

-организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Личностные результаты обучения:

-воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;

-знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе;

-понимание основных факторов, определяющих взаимоотношение человека и природы;

-умение реализовывать теоретические познания на практике;

-осознание значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

-понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

-воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;

-признание учащимися прав каждого на собственное мнение;

-проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

-понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-умение слушать и слышать другое мнение;

-умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Содержание Программы

Биология. Многообразие покрытосеменных растений.

 6 класс

(35 ч, 1 ч в неделю )

РАЗДЕЛ 1                                                                                                                                    Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположения их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

•Лабораторные и практические работы                                                                                                                 Строение семян двудольных и однодольных растений.                                                            Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Корневой чехлик и корневые волоски.

Строение почек. Расположение почек на стебле.

Внутреннее строение ветки дерева.

Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).                                  

Строения цветка. Различные виды соцветий.

Многообразие сухих и сочных плодов.

РАЗДЕЛ 2                                                                                                                                             Жизнь растений (10 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ  в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрацияопыты,  доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

•Лабораторные и практические работы                                                                            Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.                                           Вегетативное размножение комнатных растений.                                                              Определение всхожести семян растений и их посев

•Экскурсия.  Зимние явления в жизни растений.

РАЗДЕЛ 3                                                                                                                             Классификация растений (6 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств с учетом местных условий.   Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

• Лабораторные и практические работы                                                                                                                    Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

•Экскурсия.    Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

РАЗДЕЛ 4                                                                                                                                 Природные сообщества (3 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.  Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

•Экскурсия.   Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Резерв времени - 2 ч.

Формы организации учебных занятий и основных видов деятельности.

Практические работы

Экскурсии

Лабораторные работы


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Наименование разделов и общих тем

Всего часов

1.

Строение и многообразие покрытосеменных растений.

14

2.

Жизнь растений.

10

3.

Классификация растений.

6

4.

Природные сообщества.

3

Резерв.

2

Итого.

35


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Наименование раздела программы и тема урока

Дата проведения

Вид контроля

Раздел1.Строение и многообразие покрытосеменных растений.

1

Строение семян двудольных растений. Вводный ИТБ№87,79. Л.р.№1 «Изучение строения семян двудольных растений»

3.09

*

2

Строение семян однодольных растений. Л.р.№2 «Изучение строения семян однодольных растений»ИТБ№80

10.09

*

3

Виды корней. Типы корневых систем. Л.р.№3 «Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы» ИТБ№81

17.09

*

4

Строение корней.

24.09

5

Условия произрастания и видоизменения корней.

1.10

6

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Л.р.№4 «Строение почек. Расположение почек на стебле» ИТБ№81

8.10

*

7

Внешнее строение листа. Л.р.№5 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» ИТБ№81

15.10

*

8

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Л.р.№6 «Строение кожицы листа. Клеточное строение листа» ИТБ№85

22.10

*

9

Строение стебля. Многообразие стеблей. Л.р.№7 «Внутреннее строение ветки дерева» ИТБ№85

*

10

Видоизменение побегов. Л.р.№8 «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)» ИТБ№80

*

11

Цветок и его строение. Л.р.№9 «Изучение строения цветка» ИТБ№81

*

12

Соцветия. Л.р.№10 «Ознакомление с различными видами соцветий» ИТБ№81

*

13

Плоды и их классификация. Л.р.№11 «Ознакомление с сухими с сочными плодами» ИТБ№80

*

14

Распространение плодов и семян.

Раздел2.Жизнь растений.

15

Минеральное питание растений.

16

Фотосинтез.

17

Дыхание растений.

18

Испарение воды растениями. Листопад.

19

Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р.№12 «Передвижение веществ по побегу растения» ИТБ№80

*

20

Прорастание семян. Л.р.№13 «Определение всхожести семян растений и их посев» ИТБ№80

*

21

Способы размножения растений.

22

Размножение споровых растений.

23

Размножение семенных растений.

24

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Л.р.№14 «Вегетативное размножение комнатных растений» ИТБ№80

*

Раздел3. Классификация растений.

25

Систематика растений.

26

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.

27

Семейства Пасленовые и Бобовые.

28

Семейство Сложноцветные.

29

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные.

30

Важнейшие сельскохозяйственные растения.

Раздел4.Природные сообщества.

31

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе.

32

Развитие и смена растительных сообществ.

33

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

34

Повторение по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений».(резерв)

35

Повторение по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений». (резерв)

*-текущий контроль


ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в классе

                                                  Учитель    Новикова Н.М

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в 6 Бклассе

                                                  Учитель    Новикова Н.М.

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в 6 Вклассе

                                                  Учитель    Новикова Н.М.

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в 6 Гклассе

                                                  Учитель    Новикова Н.М.

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...

Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс

Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов  Н.Н...

Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...

Рабочая программа 5 класс «Биология. Введение в биологию»

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельностиРабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным об...

Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина

Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...