Рабочая программа по внеурочной деятельности 7класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

Новикова Наталья Михайловна

Заповедные тропы Алтая - 35 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл внеурочная деятельность43.44 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №80»

«Согласовано»

на заседании МО

«Согласовано»

«Утверждаю»

Протокол №___от «__» ____2018

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «Гимназия №80»

                      /О.Н.Гуляева

                            /А.Н.Скрипникова

/А.А. Миронов

Подпись                      /расшифровка

Подпись                      /расшифровка

Подпись                      /расшифровка

Дата            «_____»______2018

Дата            «_____»________2018

Приказ  №_____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной проектной деятельности «По заповедным тропам Алтая »

7 «А Б В Г» класс основного общего образования

Срок реализации программы 9 месяцев

                                                                                  Разработчик рабочей программы:

                                                                          Новикова Наталья Михайловна,

                                                                                       учитель биологии

                                                         высшей категории

г. Барнаул, 2018

Пояснительная записка

Данная рабочая программа курса «По заповедным тропам Алтая» для 7-х классов, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы.

Рабочая программа «По заповедным тропам Алтая» представляет собой программу организации внеурочной проектной деятельности учащихся 7 класса.

Рабочая программа курса «По заповедным тропам Алтая» рассчитана на 1 час в недели, 35 часа в год

Курс «По заповедным тропам Алтая» построен на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у школьников проектных умений минимального уровня сложности.

Проектная деятельность «По заповедным тропам Алтая» является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся.

Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов на предметных занятиях для организации самостоятельного добывания знаний обучающимися и эффективного их усвоения, для формирования компетентностей обучающихся и решения воспитательных задач в основной школе.

Цель курса «По заповедным тропам Алтая» - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития; создание условий для выполнения каждым  учеником индивидуального или группового проекта по итогам учебного года.

Новизна этого курса в том  что дети изучая технологию проекта,  используют материал о заказниках и заповеднике Алтайского края, о памятниках природы.

Актуальность заключается в том что решаются вопросы экологического воспитания, дети занимаются краеведением

Задачи курса «По заповедным тропам Алтая»

1.Личностные: формирование позитивной самооценки, самоуважения школьника, развитие образовательной успешности каждого ученика.

2. Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по

совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.

3. 
Регулятивные: формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального

использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать

деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения,

добиваться поставленной цели.

4. 
Познавательные: формирование умения решать творческие задачи; умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Отличительные особенности программы

Важнейшей педагогической задачей в условиях реализации ФГОС ООО стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности ученика становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы. Важную роль в достижении успешности каждого ученика играет реализация доступного проектного замысла по выбору ребенка, на основании сферы его интересов и личностных возможностей.

Курс «По заповедным тропам Алтая» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных, индивидуальных или групповых  проектов. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у обучающихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.

Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации , ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности по созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта. Проектная деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).
При организации работы обучающихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах (ролях) , рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые обучающимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает обучающимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Дети знакомятся с проблемой охраны природы на местном материале, решаются краеведческие задачи, экологические.


Рабочая программа курса «По заповедным тропам Алтая» составлена в целях реализации требований ФГОС ООО к достижению метапредметных результатов. Согласно основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Гимназия №80» курс «По заповедным тропам Алтая» входит в состав внеурочной деятельности по общекультурному направлению , одному из пяти направлений духовно-нравственного развития , воспитания и социализации обучающихся. 
Форма организации: кружковые занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музее, библиотеке, на пришкольном участке . Внеурочная деятельность  включает проведение наблюдений,  реализации и презентации проектов в классе, на школьной  конференции ученических исследовательских и проектных работ.

Срок реализации программы: 1 год (7 класс).  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ КУРСА

Реализация рабочей программы спецкурса  должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к животным и растениям Алтайского края;
2) реализация установок по охране природы родного края;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения  являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами являются:
• выделение существенных признаков биологических объектов;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание учебного курса

 проектной деятельности « По заповедным тропам Алтая» (35часа)

Введение (7ч)

Что такое исследование

Познакомить с понятием исследование,коллективно обсудить где использует человек свою способность исследовать,используют результаты,научное открытие

Знать понятие исследование,что такое открытие.где и как использовать научные открытия

Уметь наблюдать,провести эксперимент

Планирование и поиск информации

Продуктивная групповая коммуникация Из представленной учителем информации выбирает ту, которая необходима для решения поставленной задачи

Наблюдение и наблюдательность

Организовать действия как вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению

Уметь вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению

Использует предложенные ресурсы, для выполнения алгоритма действий. Излагает полученную информацию по заданным вопросам

Что такое эксперимент

Как провести эксперимент и что такое эксперимент

Проводить эксперимент

Учимся вырабатывать гипотезы

Формулировка гипотез

выдвижение гипотез осуществление их проверки,

Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам.

Знакомство с логикой

Познакомить с логикой исследования

Уметь работать по алгоритму

Находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации

Привести примеры

Как задавать вопросы

Научить строить и задавать вопросы

Уметь строить и задавать вопросы

Излагает полученную информацию по заданным вопросам.

Учимся выделять главное и второстепенное

Научиться выделять главное и второстепенное из предложенного учителем

уметь выделять главное и второстепенное из предложенного учителем

Воспринимает основное содержание фактической определяя основную мысль, отношение говорящего к событиям и действующим лицам, основные факты и события, их последовательность

Как делать схемы

Переводит информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот.

Составить схемы

Как работать с книгой

Продемонстрировать извлечение информации по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника.

Умеет извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы.

Извлекает и систематизирует информацию из 1-2 простых источников по двум и более заданным критериям (основаниям).

Виды проектов (8 часов)

Что такое парадоксы

Познакомить с парадоксом

Знать парадокс

Излагает полученную информацию по заданным вопросам.

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

Научить проводить мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

умеет проводить мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

Находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации.

Созд. собственные произведен.идеальных и реальных моделей

Как сделать сообщение о результатах исследования

Познакомить с алгоритмом исследовательской деятельности,

элементарными умениями

владение приемами исследовательской деятельности,

элементарными умениями (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»)

Согласно заданным рамкам обсуждения, высказывают свои суждения и относятся к высказываниям других членов группы.

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

Организовать тренировочное самостоятельное исследование Познакомить с методами проведения исследования

Умеет организовывать исследование

Систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры (по одному основанию).

Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

Познакомить с методами проведения исследования

Умеет выбирать методы исследования

Планирование и поиск информации

Экспресс-исследование

Извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы.

Познакомить с методом исследования-экскурсией и как фиксировать результат работы

Коллективное исследование им научить групповому исследованию .Следовать заданной процедуре группового исследования.

Самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с задачей, поставленной перед группой.

Этапы проекта (9 часов)

Коллекционирование

Разнообразное коллекционирование и алгоритм демонстрации

Экспресс- исследование

Научить экспресс- исследованию по теме«Какие коллекции собирают люди»

владеет приемом экспресс исследовательской деятельности

Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам.

Провести исследование

Сообщение о своих коллекциях

Познакомить с алгоритмом сообщения

Готовит план выступления на основе заданных целей, целевой аудитории и жанра выступления

План исследования

Искусство делать сообщения

Научить определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации

Умеет определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации

Использование предложенного алгоритма действий.

Техника экспериментирования

Познакомить с техникой экспериментирования

Семинар «Как подготовиться к защите»

Научить как подготовиться к защите (вербальные невербальные)

Умеет при защите использовать вербальные и невербальные средства

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

Познакомить с проблемой ее формулировкой и помочь выбрать тему исследования

Реализация проекта (11 часов)

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований

владение приемами исследовательской деятельности,

элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:

«Что произойдет, если...»).

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований

владеет приемами исследовательской деятельности,

Фиксируют итоговый продукт (результат) Самостоятельно определяет, какой информации для решения поставленной учителем задачи ему не достает и планирует ее поиск.

исследование

 собственная работа к защите

Умеет строить защиту собственной работы

Использование предложенный алгоритм действий.

исследование

Мини -конференция по итогам экспресс-исследований

демонстрация результатов исследования

Формулирование  цели групповой коммуникации, высказывают идеи, называют области совпадения и расхождения мнений, выявляя суть разногласий,  сравнительная оценка предложенных идей относительно целей групповой работы

Итоги работы + презентация

Мини конференция по итогам собственных исследований

демонстрация результатов исследования

Использует вербальные средства (интонация, связующие слова…) для логической связи и выделения смысловых блоков своего выступления.

Использует невербальные средства (жесты, мимика…) или готовые наглядные материалы.

семинар Подготовка собственных работ к защите

защита исследовательских работ и творческих проектов

демонстрация результатов исследования

умеет демонстрировать результаты исследования

Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен.

Оценивают продукт (результат) коммуникации другой группы.

Защита проектов


                                        Тематическое планирование

Наименование разделов и общих тем

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение

7

7

2

Виды проектов

8

5

3

3

Этапы проекта

9

7

2

4

Реализация плана

11

11

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Наименование раздела программы и тема урока

Дата проведения

1

Что такое эксперимент

7а              7б

7в             7г

2

Учимся вырабатывать гипотезы

Формулировка гипотез

7а              7б

7в             7г

3

Знакомство с логикой

Познакомить с логикой исследования

7а              7б

7в             7г

4

Как задавать вопросы

Научить строить и задавать вопросы

7а              7б

7в             7г

5

Учимся выделять главное и второстепенное

7а              7б

7в             7г

6

Как делать схемы

7а              7б

7в             7г

7

Как работать с книгой

7а              7б

7в             7г

Виды проектов (8 часов)

8

Что такое парадоксы

7а              7б

7в             7г

9

Мыслительные эксперименты и эксперименты на моделях

7а              7б

7в             7г

10

Как сделать сообщение о результатах исследования

7а              7б

7в             7г

11

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

7а              7б

7в             7г

12

Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

7а              7б

7в             7г

13

Экспресс - исследование

7а              7б

7в             7г

14

Семинар по итогам экскурсии

7а              7б

7в             7г

15

Коллективная игра -исследование

7а              7б

7в             7г

Этапы проекта (9 часов)

16

Коллекционирование и алгоритм демонстрации

7а              7б

7в             7г

17

Коллекционирование и алгоритм демонстрации

7а              7б

7в             7г

18

Экспресс –исследование « Какие коллекции собирают люди»

7а              7б

7в             7г

19

Экспресс –исследование « Какие коллекции собирают люди»

7а              7б

7в             7г

20

Сообщение о своих коллекциях

7а              7б

7в             7г

21

Искусство делать сообщения

7а              7б

7в             7г

22

Техника эксперементирования

7а              7б

7в             7г

23

Семинар « Как подготовиться к защите

7а              7б

7в             7г

24

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

7а              7б

7в             7г

Реализация плана (11часов)

25

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследования

7а              7б

7в             7г

26

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследования

7а              7б

7в             7г

27

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследования

7а              7б

7в             7г

28

Семинар « Подготовка собственных работ к защите»

7а              7б

7в             7г

29

Мини конференция по итогам экспресс -исследований

7а              7б

7в             7г

30

Мини конференция по итогам экспресс -исследований

7а              7б

7в             7г

31

Семинар « Подготовка собственных работ к защите»

7а              7б

7в             7г

32

Семинар « Подготовка собственных работ к защите»

7а              7б

7в             7г

33

Защита исследовательских работ и творческих проектов

7а              7б

7в             7г

34

Защита исследовательских работ и творческих проектов

7а              7б

7в             7г

35

Коррекция результата

7а              7б

7в             7г

                 Методические рекомендации


1.Введение – знакомство с содержанием проекта.

Проект – это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.  Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

2.Виды проектов

По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.

Классификация проектов по ведущим видам деятельности: 

учебные исследования ;

информационный (сбор и обработка информации);

игровые (занятия в форме игры);

творческие проекты;

практико - ориентированные (практические).  

Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

3.Этапы проекта

Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть.

Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.

Важнейший этап работы над проектом – это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе.

Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.

По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап коррекции - осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы.

Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.

4.Портфолио проекта

Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление отчета в виде портфолио (титульный лист, введение, проблематика, актуальность, целеполагание, методы работы, форма проекта, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации (рисунки), компьютерная презентация).

5.5.Паспорт проекта

Краткое сущностное содержание проекта с исходными личностными данными (для размещение в портфолио семиклассника).




Материально-технического обеспечения

образовательной деятельности

Учебный кабинет, медиапроектор, наборы карандашей, ПК, принтер, цветная бумага, ножницы, фотоаппарат.

Литература для учителя:

1.Д.В.Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. М. Просвещение, 2010

2.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под редакцией В,В. Козлова А.М. Кондакова М. Просвещение, 2010

3 Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения) / под. ред. А.Г. Асмолова. – М. Просвещение, 2010

Литература для учащихся:

1. Красная книга Алтайского края

2.Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. Исследовательская деятельность www/direktor/ru

3.Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

4.М.В. Дубова Организация проектной деятельности  школьников. Практическое пособие . - М. БАЛЛАС,2008

5.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения .Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Фантазия" 6-7класс

Дополнительная общеобразовательная программа по конструированию и моделированиюодежды «Фантазия» социально-педагогического направления разработана на основе: примернойпрограммы внеурочной ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Важное о важном" 7класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Важное о важном» (во внеурочной деятельности есть следующие направления: духовно-нравственное, социальное) рассчитана на один год, ор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...