мастер-класс "Применение сингапурских структур обучения "
план-конспект по биологии

Шадрина Ирина Николаевна

Применение сингапурских структур обучения в решении проблемных ситуаций на уроках биологии в условиях ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_singapurskoy_metodike.docx20.8 КБ
PDF icon master-klass.pdf1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс (слайд 1)

«Применение

сингапурских структур обучения

 в решении проблемных ситуаций на уроках биологии в условиях ФГОС»

Автор: Шадрина И.Н., учитель биологии МБОУ г. Мурманска СОШ № 18

Замысел:

(слайд 2) Коллеги, я представлю вам мастер-класс по применению технологии проблемного обучения на уроках биологии. Хочу сказать, что данная технология активно используется мной уже третий год, моя методическая тема «Использование технологии проблемного обучения на уроках естественно-научного цикла». Я стараюсь постоянно искать новые методы и приемы, помогающие реализовать проблемный подход на уроках и во внеурочной деятельности.

Сегодня я покажу вам не только то, как можно погружать детей в проблемную ситуацию на уроке и формулировать проблемные вопросы, но и поделюсь совершенно, на мой взгляд, креативной методикой применения сингапурских структур обучения.

От вас я сегодня жду хорошего настроения, позитивного настроя, креативности и активного участия. И надеюсь на наше продуктивное сотрудничество.

(слайд 3,4) Пару слов о проблемном обучении: это такая форма организации учебного процесса, когда учитель вносит на урок проблему (проблемный текст или проблемное задание), а учащиеся формулируют проблемный вопрос и решают его различными способами, предложенные либо ими, либо учителем.

(слайд 5) Главное, чтобы обучающиеся почувствовали проблему, увидели ее. Осознали противоречия. Важно уметь подвести уч-ся к проблемному вопросу, научить формулировать вопросы. Конечно ученик из пассивного объекта превращается в активный субъект учебного процесса, мыслительные процессы запускаются на полную мощность. Ученику некогда скучать на таких уроках. Он постоянно находится в состоянии активного поиска, решения проблемы. Этим и обеспечивается деятельностный подход в обучении.

(слайд 6) Хотела бы начать со слов немецкого поэта Гейне

«Происхождение человека – одна из самых сложных и интригующих глав эволюции на Земле, "мучительная, древняя загадка”
                                                       (Г.Гейне).

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на данном занятии? (о происхождении человека)

(слайд 7) Коллеги, давайте мы с вами обратимся к одному научно-популярному тексту: «В гигантской молекуле ДНК человека примерно 31 тысяча генов. И около 95%-совершенно лишние гены, которые ничем не управляют и ничего не кодируют. Информация с них вообще никогда не считывается. Из этих генов большая часть-это ретрогены.

Они достались нам от доисторических животных- динозавров, зверообразных и приматов. Некоторые из них работают только на начальном этапе развития человеческого зародыша, когда он еще похож на рыбу, когда у него есть жаберные щели и хвост.

Иными словами, зародыш человека повторяет в своем развитии все этапы его эволюции- от рыбы до человека. Миллионы и миллиарды лет развития жизни на Земле сжимаются в недели и месяцы развития плода!

В каждой клетке нашего тела записана история эволюции!

И в каждом из нас сидит динозавр!»

Задание: в течение 1 минуты подумайте и определите проблему данного текста. Что вас удивило, что заставило задуматься, на чем остановился ваш взгляд?

(слайд 8) Да, действительно, откуда у нас с вами появились лишние гены? Можно предположить, что они нам достались от наших предков.

Задание: Коллеги, на основании этого факта, попробуйте сейчас сформулировать проблемный вопрос нашего занятия.

(слайд 9) МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА РЕЗУЛЬТАТОМ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОТНЫХ ПРЕДКОВ ?

  (слайд 10) Итак, у нас есть проблемный вопрос. Но каким же образом мы будем его решать? Какие ваши предложения? (изучать различные теории по этому вопросу, факты, антифакты, доказывать)

(слайд 11) Вот и Ч. Дарвин в середине 19 века изучая вопрос происхождения человека, предположил, что у человека и обезьян был когда-то общим предок. Так родилась симиальная (обезьянья) теория антропогенеза.

(слайд 12) Коллеги, а какие вы знаете теории происхождения человека???

(слайд 13) Существуют 4 основные теории антропогенеза.

(слайд 14) Ну а теперь, давайте я вас познакомлю с приемами сингапурской методики обучения, которая поможет нам сегодня в решении проблемного вопроса урока.

Итак, сингапурская методика представляет собой набор обучающих модулей (структур), из которых можно «собирать «урок, как из конструктора лего. Всего насчитывается около 250 структур, я вас познакомлю с некоторыми из них. Важно отметить особенности данной методики: это работа, основанная на сотрудничестве, постоянном взаимодействии, креативности и коммуникации. Главными понятиями являются слова «партнер» и «команда». Каждый ученик слышит и услышан.

(слайд 15) Сингапурская методика, как нельзя лучше подходит для формирования УУД.

(слайд 16) Итак, вернемся к антропогенезу. Первая структура, с которой я вас познакомлю, называется «Конерс» (углы). Каждый угол класса соответствует какой-то одной теории антропогенеза.

Коллеги, пожалуйста пройдите в тот угол класса, теория которого вам более близка и вы с ней согласны. Спасибо.

(слайд 17) Внимание. Сейчас я показываю вам сигнал тишины (хай файв), я поднимаю правую руку вверх, прошу вас сделать тоже самое. Данное действие будет сигнализировать вам о том, что я жду от вас тишины и внимания к моей персоне.

(слайд 18) Структура ТАЙМД РАУНД РОБИН (круговой обмен): Коллеги. Сейчас повернитесь друг к другу лицом. Ваша задача-вслух обменяться мнениями о причинах вашего выбора. Попробуйте высказать мнение партнерам по группе, почему вы согласны с данной теорией антропогенеза. Время 2 минуты

Отвечать будет человек, который выше всех в своей команде. Он поделится

общим мнением со всеми.

(слайд 19) Коллеги, займите места за столами. Как вы успели заметить, вы сегодня работаете в командах, вы партнеры.

Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу – дайте пять друг другу; партнеры по лицу – поздоровайтесь и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь рукой в центре стола».

У вас на столах карточки с номерами, распределите их между членами команды и запомните свой порядковый номер. Это очень важно. Так как я буду обращаться к вам по вашему номеру.

Потренируемся: первая команда участник под номером 2, вторая команда участник № 1. Третья команда участник № 3…

(слайд 20)

Итак. Ч. Дарвин рассматривал вопрос о положении человека в природе

"Я старался по мере сил доказать мою теорию, и, мне кажется, мы должны признать, что человек со всеми его благородными качествами, с его божественным умом, который постиг движение и устройство Солнечной системы, словом, со всеми высокими способностями, все-таки носит в своем физическом строении неизгладимую печать низкого происхождения”.

"Земля долго готовилась к принятию человека, и в одном отношении это строго справедливо, потому что человек обязан своим существованием длинному ряду предков. Если бы отсутствовало какое – либо из звеньев этой цепи, человек не был бы тем, кто он есть…”

(слайд 21) коллеги, давайте попробуем приблизиться к Дарвину и найти факты, указывающие на сходство человека с приматами.

Вы знакомитесь со структурой «ДЖОТ ТОТС» (запишите мысли) : перед вами разноцветные стокеры, Возьмите по 3 штуки. В течение 2 минут подумайте и запишите на них те слова или словосочетания, которые показывают признаки сходства человека и приматов. Вы записываете слова, произносите их вслух и кладете в центр стола лицевой стороной вверх. Начали.

(слайд 22) Хай файв.

Коллеги, проверим, что у вас получилось.

Участник №3 команды 1 зачитайте все слова вашей команды вслух.

Участник № 4 команды 2 у вас есть. Что добавить?

Участник № 2 команды 3…?

Итак, мы определили факты. Указывающие на общность признаков человека и обезьян.

(слайд 23) Стр-ра «Симантиниус раунд тейбл): пришло время определить антифакты. Давайте определим, а в чем наше превосходство (эволюционный прорыв) , отличающий нас от приматов.

Перед вами файл, в котором находятся  схемы «Отличия человека от обезьян». Возьмите любой цветной карандаш в руку и в течении 2 минут отметьте на схеме отличия 2-х рисунков.

Хай файв.

А теперь, обменяйтесь по кругу своими схемами с партнерами так, чтобы ваша схема в конечном итоге вернулась к вам. Тем самым , вы осуществите взаимопроверку результатов и проверите себя.

(слайд 24) Проверка.

(слайд 25) Стр-ра «ИНСАЙТ_АУТСАЙД_СЕКЛ)-внутренний и внешний круг.

Сейчас встаньте, пройдите в центр класса. Представители четных номеров образуйте круг. Теперь представители нечетных номеров. Повернитесь друг к другу лицом.

Представители внутреннего круга по очереди (начинает самый смелый) озвучьте своему партнеру по лицу 1 факт, свидетельствующий о сходстве человека и приматов. В свою очередь партнер внешнего круга-озвучивает 1 антифакт.

Итак, у нас есть факты, антифакты.

(слайд 26) Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу: МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА РЕЗУЛЬТАТОМ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОТНЫХ ПРЕДКОВ ?

(слайд 27) Однозначного ответа нет.

(слайд 28) Модель Фрейер: Коллеги, перед вами заготовка.

 Попробуем подытожить наши знания и заполнить эту модель. (пример на слайде)

В центре листа-главная проблема урока, по краям суть, факты, антифакты, вывод. Заполнять будем против часовой стрелки: от сути к выводу.

На место фактов приклейте ваши разноцветные стикеры, на место антифактов-схему «Различия человека от обезьян».

Попробуйте вывод выразить не словом.  Каким-нибудь символом.

К какому выводу вы пришли?

Верно: можно поставить знак вопроса или многоточие.

В теории эволюции Дарвина еще очень много загадок. Да и сам Дарвин так и не смог объяснить истинные причины эволюционного скачка.

(слайд 29)

 Рефлексия. Структура «встать-сесть»

Спасибо за работу.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка по теме"What is the family?" в 6 классе по УМК Биболетова с применением отдельных структур Сингапурского метода обучения, Шаймарданова Гульшат Ришатовна, учитель английского языка

Методическая разработка урока английского языка по теме"What is the family?" в 6 классе по УМК Биболетова с применением отдельных структур Сингапурского метода обучения, Шаймарданова Гульшат Ришатовна...

план-разработка урока в 5 классе "Супермалай" по Сингапурской структуре обучения (по учебнику Хайдаровой Р.З.)

Урок разработан по Сингапурской структуре обучения. Использованы 7 приемов по Сингапурской системе. Участвуют 4 команды по 4 ученика.У каждой команды есть капитан и девиз....

Урок по теме: «Правописание наречий» в 7 классе (повторение изученного с применением сингапурских структур обучения)

повторить правила, связанные с правописанием наречий, и их алгоритмы проверить прочность усвоения темы; «обозреть» наречие «панорамно» и показать  его место и назначение в современном русск...

Урок по теме: «Правописание наречий» в 7 классе (повторение изученного с применением сингапурских структур обучения)

повторить правила, связанные с правописанием наречий, и их алгоритмы проверить прочность усвоения темы; «обозреть» наречие «панорамно» и показать  его место и назначение в современном русск...

Урок чувашской литературы в 6 классе с использованием Сингапурских структур обучения (ФГОС)

А.Воробьевăн «Çурхи хирте» тата «Çăкăр» сăввинчи илемлĕх мелĕсем....

План – конспект урока математики с использованием сингапурских структур обучения

План – конспект урока математикис использованием сингапурских структур обучения...

Сингапурские структуры обучения (постеры)

Сингапурские структуры обучения (постеры)...