Рабочая программа по биологии 8 класс 68 часов
рабочая программа по биологии (8 класс)

Тукуреева Юлия Геннадьевна

Рабочая программа по биологии предназначена для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_8_kl.docx75.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Балгазын Тандинского кожууна

                                             

РАССМОТРЕНО

На заседании МО учителей естественных наук

От «   »___________ 2018г.

Руководитель МО

__________  Ооржак А.М.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МБОУ СОШ с.Балгазын

__________ Петрова Т.Б.

«    »___________ 2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУСОШ с.Балгазын

___________ Мальцева Н.С.

«     » ___________ 2018г.

Рабочая программа

по биологии

для 8 класса

Количества часов по учебному плану:

всего часов в год – 68

всего часов в неделю - 2

УМК: Пасечник В.В. Биология: Введение в общую биологию. 9 кл.: учебник / Д.В. Колесов, Маш Р.Д., И.Н. Беляев.   – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. -416с.:ил.

на 2018 - 2019 учебный год

Составитель: Тукуреева Юлия Геннадьевна, учитель биологии

                                               

 

Балгазын -  2018


1.Пояснительная записка

        1.1.Общая характеристика учебного предмета.

        Общая характеристика курса биологии.

В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий(УУД), программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

  Рабочая программа по биологии для учащихся 8 класса построена на основе:

  • Федерального закона №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Фундаментального ядра содержания основного общего образования,
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
  • Программы общего образования  по биологии  под редакцией В.В. Пасечника, УМК «Биология 5-9 классы» В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова;
  • Учебного плана МБОУ СОШ с. Балгазын  на 2018-2019 учебный год

Обеспечена учебником   Колесов Д.В., Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.  Биология: Человек. 8 класс. -5 изд., стереотип.-М: Дрофа,2016.-416 с.: ил.

1.2.Цели биологического образования в основной школе формулируются  на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном; на уровне требований к результатам освоения содержания предметной программы.

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

1.3.Задачи:

1. Овладение биологической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая биологические факты и понятия в целостную картину.

2. Формирование открытого биологического и экологического мышления: умение видеть развитие биологических и экологических процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

3. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

4. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения  биологии  которые определены стандартом.

        Состав участников образовательного процесса - одновозрастные, состоящие из воспитанников примерно одинакового уровня подготовки.

1.4.Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  в  рамках  основного  общего  образования  и в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 8 г. Вязьмы Смоленской области данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 8 классе 68 часов в год, а именно объемом 2 часа в неделю.

Рабочая программа педагога реализуется на основе УМК «Биология 5-9 классы» В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова и учебника серии «Вертикаль»: Биология Человек. 8 класс. Авторы: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Москва. Издательский центр  «Дрофа»,2016. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, рекомендован Министерством  образования и науки РФ и включен Федеральный перечень учебников.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Классы  - 8 А, 8 Б, 8 В.

Учитель – Тукуреева Ю.Г.

Количество часов - 68

Всего - 68 часов,  в неделю – 2 часа.

Виды и формы контроля:

  • устный опрос в форме беседы;
  • тематическое тестирование;
  • устные зачёты;
  • лабораторный контроль;
  • индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);
  • индивидуальные домашние задания (письменные и устные);
  • промежуточная аттестация в форме тестовых заданий.

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)

2.Содержание учебной программы:

2.1.Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
  • освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным по ступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
  •  Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  •  Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
  •  Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
  •  Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
  •  Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
  •  В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
  •  Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
  •  Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
  •  Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
  •  Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

 – осуществлять логическую операцию установления родо - видовых отношений;

– обобщать понятия

– осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
  • Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
  •  Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
  •  Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
  • Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
  • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД: 

  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
  •  В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
  •  Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

 Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • выделение существенных признаков биологических объектов;
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,  
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных; опасных для человека животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;

 5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Ученик должен знать:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными,
  • сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Ученик должен уметь:

  • использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
  • выделять эстетические достоинства человеческого тела;
  • реализовывать установки здорового образа жизни;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Система оценивания

1.Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

2.Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1.Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

3.Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2.Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов. 7

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или

допустил:

1. Не более двух грубых ошибок.

2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка выполнения тестовых заданий:

Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 91 – 100%.

Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 – 90%.

Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 – 70%.

Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 51%.

Отметка «1»: учащийся не выполнил тестовые задания.

2.2.Содержание курса биологии.

Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека(2 часа)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • методы наук, изучающих человека;
  • основные этапы развития наук, изучающих человека.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • работать с учебником и дополнительной литературой.

Раздел 2. Происхождение человека(3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация

Модель «Происхождение человека». Модели остатков древней культуры человека.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны узнать:

  • место человека в систематике;
  • основные этапы эволюции человека;
  • человеческие расы.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять место и роль человека в природе;
  • определять черты сходства и различия человека и животных;
  • доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.

Раздел 3. Строение организма(4 часа)

Общий обзор организма Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани.

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация

Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.

Лабораторная работа №1. «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей».

Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение.         Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Практическая работа №1. «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.»

Предметные результаты обучения

 Учащиеся должны знать:

  • общее строение организма человека;
  • строение тканей организма человека;
  • рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;
  • наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
  • выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
  • проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямо-хождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация

Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. Приемы оказания первой помощи при травмах.

Лабораторные и практические работы

Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома). Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • строение скелета и мышц, их функции.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять особенности строения скелета человека;
  • распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;
  • оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.

Раздел 5. Внутренняя среда организма(3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторные и практические работы

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— компоненты внутренней среды организма человека;

— защитные барьеры организма;

— правила переливание крови.

Учащиеся должны уметь:

— выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;

— проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;

— выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.

Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация

Модели сердца и торса человека. Приемы измерения артериального давления по методу Короткова. Приемы остановки кровотечений.

Лабораторные и практические работы

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выявляющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;

— о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;

— выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;

— измерять пульс и кровяное давление.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.

Раздел 7. Дыхание(4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация

Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Приемы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей. Роль резонаторов, усиливающих звук. Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной емкости легких. Приемы искусственного дыхания.

Лабораторные и практические работы

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и функции органов дыхания;

— механизмы вдоха и выдоха;

— нервную и гуморальную регуляцию дыхания.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;

— оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.

Раздел 8. Пищеварение(6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация

Торс человека.

Лабораторные и практические работы

Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании.

Предметные результаты обучения

 Учащиеся должны знать:

— строение и функции пищеварительной системы;

— пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;

— правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;

— приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Раздел 9. Обмен веществ и энергии(3 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторные и практические работы

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;

— роль ферментов в обмене веществ;

— классификацию витаминов;

— нормы и режим питания.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;

— объяснять роль витаминов в организме человека;

— приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— классифицировать витамины.

Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение(4 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции.

Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.

Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация

 Рельефная таблица «Строение кожи».

Лабораторные и практические работы

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация

 Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения».

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— наружные покровы тела человека;

— строение и функция кожи;

— органы мочевыделительной системы, их строение и функции;

— заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;

— оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Раздел 11. Нервная система(5 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.

Демонстрация

Модель головного мозга человека.

Лабораторные и практические работы

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга. Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении.

Предметные результаты обучения

 Учащиеся должны знать:

— строение нервной системы;

— соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять значение нервной системы врегуляции процессов жизнедеятельности;

— объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Раздел 12. Анализаторы(5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация

Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.

Лабораторные и практические работы

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением; а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— анализаторы и органы чувств, их значение.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должна уметь:

— устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

(5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация

Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторные и практические работы

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности;

— особенности высшей нервной деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные особенности поведения и психики человека;

— объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;

— характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— классифицировать типы и виды памяти.

Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) 

(2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация

Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Модель гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— железы внешней, внутренней и смешанной секреции;

— взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;

— устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— классифицировать железы в организме человека;

— устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.; их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация

Тесты, определяющие тип темперамента.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— жизненные циклы организмов;

— мужскую и женскую половые системы;

— наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки органов размножения человека;

— объяснять вредное влияния никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;

— приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— следить за соблюдением правил поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;

— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— осознавать значение семьи в жизни человека и общества;

— принимать ценности семейной жизни;

— уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;

— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

3.Календарно-тематическое планирование.

3.1. Тематическое планирование.

Разделы и темы курса

Коли-

чество

часов

Лабораторные работы

Контрольные работы

Введение. Науки, изучающие организм человека

2

Тема 1. Происхождение человека

2

Тема 2. Строение организма

4

Лабораторная работа №1.

«Изучение микроскопического строения тканей организма человека». 

Стартовая контрольная работа

Тема 3. Опорно-двигательная система

7 +1

Лабораторная работа №2. «Микроскопическое строение кости».

 Лабораторная работа №3. «Мышцы человеческого тела». Лабораторная работа №4.

«Влияние статической и динамической работы на утомление мышц». 

Лабораторная работа №5.

«Осанка и плоскостопие».

Тема 4. Внутренняя среда организма.

3

Лабораторная работа №6.

«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».

Тема 5. Кровеносная и лимфатические системы

6

Лабораторная работа №7. «Изучение особенностей кровообращения». 

Лабораторная работа №8.  «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

Лабораторная работа №9. «Опыты, определяющие природу пульса»

Тема 6. Дыхание

4+1

Лабораторная работа №10. «Функциональная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на  дозированную назрузку». 

Лабораторная работа №11.

«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

Тема 7. Пищеварение

6

Лабораторная работа №12. «Действие ферментов слюны на крахмал».

Тема 8. Обмен веществ и энергии

3

Тема 9. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

4

Тема 10. Нервная система

4

Тема 11. Анализаторы. Органы чувств

5

Тема 12. Высшая нервная деятельность. Поведение, психика

5

Лабораторная работа №13. «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового  динамического стереотипа». Лабораторная работа №14. «Измерение числа колебаний усеченной пирамиды в различных условиях».

Тема 13. Эндокринная система

2

Тема 14. Индивидуальное развитие организма

5

Итоговая контрольная работа

68


3.2. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

урока

темы

Тема урока

Д/з

Вид контроля

Планируемые результаты

Дата

План.

Факт.

Введение. Науки, изучающие организм человека (2 часа)

1.

1

Науки о человеке. Здоровье и его охрана.

§ 1.

Вопросы учебника

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

методы наук, изучающих человека;основные этапы развития наук, изучающих человека.

Учащиеся должны уметь:

выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

работать с учебником и дополнительной литературой.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны: испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; следить за соблюдением правил поведения в природе.

2.

2

Становление наук о человеке. Биологический диктант.

§ 2

Тема 1. Происхождение человека (2часа)

3.

1

Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей.

§ 3 – 4 с.28 - 30

Презентация

сообщения

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны узнать:

место человека в систематике;

основные этапы эволюции человека; человеческие расы.

Учащиеся должны уметь:

объяснять место и роль человека в природе; определять черты сходства и различия человека и животных; доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.

4.

2

Расы человека. Среда обитания

§ 4 с. 30-32, § 5

Тестирование

5.

Стартовая контрольная работа

Контрольная работа

Тема 2. Строение организма (4 часа)

6.

2

Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма.

§ 6 § 7

Вопросы учебника

Предметные результаты обучения

 Учащиеся должны знать:

общее строение организма человека; строение тканей организма человека;  рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.

Учащиеся должны уметь:

выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;

наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;

выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;

проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Личностные результаты обучения:  понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

уметь реализовывать теоретические познания на практике;

понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;  признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

 осознавать значение семьи в жизни человека и общества;

7.

3

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная .Лабораторная работа №1.

«Изучение микроскопического строения тканей организма человека».

§ 8

Лабораторный практикум

8.

4

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. 

§ 8, с.52-56, § 9

Вопросы учебника

Тема 3. Опорно-двигательная система (8 часов)

9.

1

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей.

 Лабораторная работа №2. «Микроскопическое строение кости».

§ 10

Лабораторный практикум

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

строение скелета и мышц, их функции.

Учащиеся должны уметь:

объяснять особенности строения скелета человека;

распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;

оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.

Личностный результаты: принимать ценности семейной жизни;  уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи; понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

10.

2

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей

§ 11-12, с.76-79

Презентациивопросы учебника

11.

3

Соединения костей

§ 12, с.79-83

Вопросы учебника

12.

4

Строение мышц. Обзор мышц человека.

 Лабораторная работа №3. «Мышцы человеческого тела».

§ 13

Лабораторный практикум

13.

5

Работа скелетных мышц и их регуляция.

 Лабораторная работа №4.

«Влияние статической и динамической работы на утомление мышц».

§ 14

Лабораторный практикум

14.

6

Нарушения опорно-двигательной системы. Лабораторная работа №5.

«Осанка и плоскостопие».

§ 15

Лабораторный практикум

15.

7

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

§ 16

Сообщения, презентации

16.

8

Обобщение и систематизация знаний по темам 1-3

Тестирование

Тема 4. Внутренняя среда организма (3 часа)

17.

1

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Лабораторная работа №6.

«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».

§ 17

Лабораторный практикум

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

компоненты внутренней среды организма человека; защитные барьеры организма; правила переливание крови.

Учащиеся должны уметь:

 выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;

 проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

 проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;

выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.

18.

2

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

§ 18

Вопросы учебника

19.

3

Иммунология на службе здоровья

§ 19

Презентация

Тема 5. Кровеносная и лимфатические системы (6 часов)

20.

1

Транспортные системы организма

§ 20

21.

2

Круги кровообращения. Лабораторная работа №7.

«Изучение особенностей кровообращения».

§ 21

Лабораторный практикум

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме; о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.

Учащиеся должны уметь:

 объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем; выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;

измерять пульс и кровяное давление.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.

22.

3

Строение и работа сердца. Лабораторная работа №8.

«Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

§ 22

Лабораторный практикум

23.

4

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа №9. «Опыты, определяющие природу пульса»

§ 23

Лабораторный практикум

24.

5

Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Лабораторная работа №10. «Функциональная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на  дозированную назрузку».

§ 24

Лабораторный практикум

25.

6

Первая помощь при кровотечениях.

§ 25

Практикум

Тема 6. Дыхание (4+1часа)

26.

1

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей

§ 26

Презентация

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

строение и функции органов дыхания; механизмы вдоха и выдоха; нервную и гуморальную регуляцию дыхания.

Учащиеся должны уметь:

выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;

оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.

27.

2

Легкие. Легочное и тканевое дыхание

§ 27

Вопросы учебника

28.

3

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

§ 28

Вопросы учебника

4

Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. Приемы реанимации. Лабораторная работа №11.

«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

§ 29

Лабораторный практикум

29.

5

Обобщение и систематизация знаний по темам 4-6

Тестирование

Тема 7. Пищеварение (6 часов)

30

1

Питание и пищеварение

§ 30

Вопросы учебника

Предметные результаты обучения

 Учащиеся должны знать:

строение и функции пищеварительной системы;

пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ; правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.

Учащиеся должны уметь:  выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения; приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

31.

2

Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа №12.

«Действие ферментов слюны на крахмал».

§ 31

Лабораторный практикум

32.

3

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока

§ 32

Вопросы учебника

33.

4

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника

§ 33

Карточки - задания

34.

5

Регуляция пищеварения

§ 34

Вопросы учебника

35.

6

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

§35

Презентация,

сообщения

Тема 8. Обмен веществ и энергии (3 часа)

36.

1

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

§36

Вопросы учебника

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

 обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ; роль ферментов в обмене веществ; классификацию витаминов;  нормы и режим питания.

Учащиеся должны уметь:  выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;

 объяснять роль витаминов в организме человека; приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

классифицировать витамины.

37.

2

Витамины.

§37

Презентация,сообщения

38.

3

Энергозатраты человека и пищевой рацион.

§38

Вопросы учебника

Тема 9. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 часов)

39.

1

Покровы тела. Кожа – наружный покровный орган. 

§39

Лабораторный практикум

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

 наружные покровы тела человека;

строение и функция кожи;

органы мочевыделительной системы, их строение и функции;

заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.

Учащиеся должны уметь:

выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;

оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

40.

2

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

§ 40

Презентация

41.

3

Терморегуляция организма. Закаливание

§41

Вопросы учебника

42.

4

Выделение

§42

Вопросы учебника

43.

5

Обобщение и систематизация знаний по темам 7-10

Тестирование

Тема 10. Нервная система (4 часов)

44.

1

Значение и строение нервной системы. Спинной мозг

§43-44

Вопросы учебника

Предметные результаты обучения

 Учащиеся должны знать:

 строение нервной системы;

соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Учащиеся должны уметь:

объяснять значение нервной системы врегуляции процессов жизнедеятельности;

объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

 проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

45.

2

Строения головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

§45

Карточки - задания

46.

3

Функции переднего мозга. 

§46

Карточки - задания

47.

4

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. 

§47

Карточки - задания

Тема 11. Анализаторы. Органы чувств (5 часов)

48.

1

Анализаторы

§ 48

Вопросы учебника

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

анализаторы и органы чувств, их значение.

Учащиеся должны уметь:

выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должна уметь:

 устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;

 проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

49.

2

Зрительный анализатор.

§49

Лабораторный практикум

50.

3

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

§50

Сообщения

51.

4

Слуховой анализатор

§51

Карточки - задания

52.

5

Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус

§52

Презентация

Тема 12. Высшая нервная деятельность. Поведение, психика (5 часов)

53.

1

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

§53

Карточки - задания

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности;

особенности высшей нервной деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

выделять существенные особенности поведения и психики человека;

объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;

характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

классифицировать типы и виды памяти.

54.

2

Врожденные и приобретенные программы поведения. Лабораторная работа №13. «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового  динамического стереотипа».

§54

Лабораторный практикум

55.

3

Сон и сновидения

§55

56.

4

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

§56

Вопросы учебника

57.

5

Воля. Эмоции. Внимание. Лабораторная работа №14. «Измерение числа колебаний усеченной пирамиды в различных условиях».

§57

Лабораторный практикум

Тема 13. Эндокринная система (2 часа)

58.

Роль эндокринной регуляции

§58

Карточки - задания

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать: железы внешней, внутренней и смешанной секреции;

взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Учащиеся должны уметь:

выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;

устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь: классифицировать железы в организме человека;

устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.

59.

Функция желез внутренней секреции

§59

60.

Обобщение и систематизация знаний по темам 11-13

Тестирование

Тема 14. Индивидуальное развитие организма (5 часов)

61.

Жизненные циклы. Размножение. Половая система

§60

Вопросы учебника

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

жизненные циклы организмов;

мужскую и женскую половые системы;

наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики.

Учащиеся должны уметь:  выделять существенные признаки органов размножения человека; объяснять вредное влияния никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода; приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь: приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

Личностные результаты:

62.

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

§61

Карточки - задания

63.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем

§62

Вопросы учебника, сообщения

64.

Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности

§63

Вопросы учебника

признавать право каждого на собственное мнение;

формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;

проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

уметь отстаивать свою точку зрения;  критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

65

Обобщение и систематизация знаний за курс 8 класса

66

Подготовка к итоговой контрольной работе

Тесты по темам

67

Итоговая  контрольная работа за курс биологии в 8 классе

Контрольная работа

68

Заключительный урок за курс 8 класса

Итого : 68 уроков, из них лабораторных работ-17, практических работ -3


4.Оснащение учебного процесса.

        4.1. Формы организации учебного процесса.

Виды и формы контроля:

  • устный опрос в форме беседы;
  • тематическое тестирование;
  • устные зачёты;
  • лабораторный контроль;
  • индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);
  • индивидуальные домашние задания (письменные и устные);
  • промежуточная аттестация (по выбору обучающихся) в форме тестовых заданий.

        4.2.         Учебно-методическое обеспечение учебного процесса.

Литература для учащихся

 1. Учебник: Колесов Д.В.,  Маш Р.Д. «Биология: человек» (М., издательский центр «ДРОФА», 2014 г.)

  2. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1989 г.)

       3. Колесников Д.В., Маш Р.Д. «Основы гигиены и санитарии» (М., «Просвещение», 2001 г.)

4. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.

 Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология: Сб. тестов, задач и заданий с ответами: По материалам Всероссийских и Международных олимпиад:

5.Пособие для учащихся средних и старших классов. – М.: Мнемозина, 1998.

Литература  для учителя:

  1. Биология .5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Авторы – составители Е.А.Якушева и другие.- Волгоград: и Учитель, 2009.
  2. Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. «Биологический эксперимент в школе» (М., «Просвещение», 1990 г.).
  3. Георгиева С.А. и др. «Физиология» (М., «Просвещение», 1981 г.)
  4. Демьяненков Е.Н. «Биология в вопросах и ответах» (М.,«Просвещение», 1996 г.)
  5. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс/Сост. Н.А. Богданов – 2 издание-М.: ВАКО,2016. -112 с.
  6. Лернер Г.И. «Человек: анатомия, физиология и гигиена (поурочные тесты и задания)» (М., «Аквариум», 1998 г.)
  7.  Сапин М.Р., Брыксина З.Г. «Анатомия и физиология человека» - для 9 класса школ с углубленным изучение биологии (М., «Просвещение», 1999 г.)
  8. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: методическое пособие.-М.: Глобус, 2008.
  9.  Колесов Д.В., Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.  Биология: Человек. 8 класс. -3 изд., стереотип.-М: Дрофа,2016.-416 с.: ил.

Нормативные документы.

  1. Федеральный закон №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
  3. Программа общего образования  по биологии  под редакцией В.В. Пасечника, УМК «Биология 5-9 классы» В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова;
  4. Учебный план МБОУ СОШ №8 на 2017-2018 учебный год
  5. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
  6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 1993.
  7. Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. –М.: Дрофа, 2007.
  8. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
  9. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 2080.
  10. Областной закон «Об образовании в Смоленской области».
  11. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Электронные издания

  1. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг.
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 2006 г.
  3. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология. 6 – 9 класс. – «Кирилл и Мефодий», 2003 г.
  4. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология. Анатомия и физиология человека. – «Просвещение», 2002 г.

Контрольные измерения.

1. Биология. 8 класс. Тесты. Составитель М.С.Гамелюк. – Саратов: Лицей, 2012.

2.Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Никишов Е.А., Резникова В.З.Биология: 6-9 классы: тематические и итоговые контрольные работы: дидактические материалы. – М. Вентана – Граф, 2009.

3.Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2002.

4. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс/Сост. Н.А. Богданов – 2 издание-М.: ВАКО,2016. -112 с.

5.Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8  классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.

4.3.Техническое обеспечение образовательного процесса.

Перечень средств обучения:

  • микроскоп
  • набор микропрепаратов по анатомии,
  • комплект таблиц по разделу «Человек»,
  • мультимедийные презентации,
  • комплект мультимедийного оборудования
  • компьютер - ноутбук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 10 класс (2 часа в неделю, 68 часов за год)

1. Пояснительная записка         Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта ос...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии (108 часов)

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины...

Рабочая программа по биологии И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко 6 класс, 68 часов (2 часа в неделю). С КТП и пояснительной запиской

Рабочая программа по биологии по линии Пономаревой (И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко) для использования в 6 классе, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской....

Рабочая программа по биологии Константинов В. М., Бабенко В. Г., Кучменко В. С. 7 класс, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской.

Рабочая программа по биологии Константинов В. М., Бабенко В. Г., Кучменко В. С. 7 класс, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской....

Рабочая программа по биологии Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской.

Рабочая программа по биологии Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской....

Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова 9 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю) С КТП и пояснительной запиской.

Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова 9 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю) С КТП и пояснительной запиской....