Рабочая программа профильного обучения 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс)

Очур-оол Саяна Сергеевна

Рабочая программа по биологии профильное обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma_prof.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка……………….…………………………………………..……….3
  2. Содержание учебного курса биологии ....…………………..………………………...…7
  3. Список дополнительной литературы ………………………….………………………...13

  • Настоящая рабочая программа разработана в соответствии:

  • с законом РФ «Об образовании в РФ» (статья 98, 14, 29,32);
  • Федеральным компонентом;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 16.10.2009г. № 373);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
  • типовым положением об общеобразовательном учреждении;
  • Сан Пин;
  • уставом МБОУ Гимназии № 5 г.Кызыла;
  • учебным планом;
  • модифицированная программа: по программе для 10-11 классов естественнонаучного профиля, разработанной к.б.н. О.В. Саблиной, доцента СУНЦ НГУ профессора, д.б.н. Г.М. Дымшица и по программе для классов, школ и лицеев с углубленным изучением биологических дисциплин (10-11 классы), разработанной В.Б. Захаровым.

          Цель рабочей программы: создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по биологии.

          Задачи программы:

  • дать представление о практической реализации федеральных стандартов при изучении биологии;
  • конкретно определить содержание, объем, порядок и изучения биологии с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса школы и контингента учащихся;
  • отбор учебного материала;
  • разработка КТП;
  • разработка КИМ;
  • отбор ФОПД, методов и технологий в соответствии с уровнем развития познавательных и коммуникативных возможностей класса.

10 класс (естественнонаучный профиль)

Пояснительная записка

               Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта. Программа разработана  на основе модифицированной программы из программы для 10-11 классов естественнонаучного профиля, разработанной к.б.н. О.В. Саблиной, доцента СУНЦ НГУ профессора, д.б.н. Г.М. Дымшица и из программы для классов, школ и лицеев с углубленным изучением биологических дисциплин (10-11 классы), разработанной В.Б. Захаровым.

              Изучение биологии на естественнонаучном профиле направлено на достижение следующих

целей:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

              Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы. Изучение предмета предусматривает и использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является для ряда специальных дисциплин. Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии.

               Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается лекционная форма обучения, представленная наряду с освоением учебного материала на семинарских занятиях.

              В 10 классе предусмотрено изучить следующие разделы: химические организации клетки, клеточные структуры и их функции, обеспечение клетки энергии, передача и реализация наследственной информации, индивидуальное развитие и размножение организмов, основные закономерности явлений наследственности и изменчивости, селекция и биотехнология.

             Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активности личности, мотивированных к самообразованию, к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое значение уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Во время изучения курса применяются такие формы обучения, как дискуссии, рефераты, доклады.

             

               Рабочая программа предусматривает некоторые изменения. 

        В программе перераспределены часы и порядок тем, изменены часы на прохождение тем. Раздел «Основы экологии» перенесен на изучение в 10 классе в виде элективного курса «Основы экологии». В программе сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока расширено и углублено, увеличено количество лабораторных работ, число демонстраций.

       

        Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 класса естественнонаучного профиля предусматривает обучение в объеме  105 часов - 3 часа в неделю.

         Рабочая программа ориентирована на использование учебника: П.М. Бородин, Л.В. Высоцкая, В.К. Шумный, Г.М. Дымшиц, А.О. Рувинский и др.  «Биология. Общая биология 10-11 класс» (профильный уровень): Учебник для общеобразовательных учебных заведений – М.: Просвещение, 2010г.

Методы и формы обучения.

Методы обучения:

  • методы поискового и исследовательского характера
  • интерактивные методы
  • самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.

Формы учебных занятий:

  • коминированный урок;
  • урок-лекция
  • практическиеи лабораторные работы;
  • семинары в форуме;
  • зачеты

Формы работы:

  • работа с текстом;
  • работа с лабораторным оборудованием.

Педагогичекие технологии:

  • здоровьесберегающие;
  • ИТК;
  • исследовательская и проектная деятельность;
  • личностно-ориентированный подход;
  • технология проблемного обучения;
  • дифференцированное (профилное) обучение.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии на естественнонаучном уровне в 10 классе ученик должен

знать:

  • Основные положения биологических теорий (клеточной, хромосомной теории наследования); сущность законов  (Г. Менделя, сцепленного наследования Т. Моргана, гомологических рядов в наследственной изменчивости, зародышевого сходства); закономерностей (изменчивости, сцепленного наследования, взаимодействия генов и их цитологических основ); правила (доминирования Г. Менделя, соотношения генотипов в популяции Харди-Вайнберга, экологической пирамиды); гипотезу  чистоты гамет; имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественнонаучной картины мира.
  • Строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение), генов, хромосом, женских и мужских гамет, вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов.
  • Сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие и организма (онтогенез), взаимодействие генов.
  • Использование современных достижений в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез).
  • Современную биологическую терминологию и символику.

уметь:

  • Объяснять роль биологических теорий, идей. Принципов, гипотез в формировании современной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм человека; наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций.
  • Решать задачи разной сложности по биологии.
  • Составлять схемы скрещивания.
  • Описывать клетки растений и животных (под микроскопом), готовить и описывать  микропрепараты.
  • Сравнивать биологические объекты: клетки растений, животных, грибов и растений; процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение) и делать выводы на основе строения.
  • Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и применять ее в собственных исследованиях.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: профилактики различных заболеваний, оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды обитания, личных действий по защите и охране окружающей среды.

Учебно - тематическое планирование включает в себя следующие разделы и темы:

Введение. Живое и жизнь.

4 часа

Биологические системы: клетка, организм.

101 час

I.   Химическая организация клетки.

14 часов

II.  Клеточные структуры и их функции.

10 часов

III. Обеспечение клеток энергией.

7 часов

IV. Передача и реализация наследственной информации.

8 часов

V.  Индивидуальное развитие и размножение организмов.

13 часов

   1. Самовоспроизведение клеток.

4 часа

   2. Размножение организмов.

4 часов

   3. Индивидуальное развитие – онтогенез.

5 часов

VI. Основные закономерности явлений наследственности и изменчивости

47 часов

   1. Основные закономерности наследственности.

20 часов

   2. Закономерности изменчивости.

13 часов

   3. Генетика человека.

10 часов

   4.Генетические основы индивидуального развития

4 часа

Итого

105 часов+ 1 резерв

           

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В 10 КЛАССЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ:

Введение. Живое и жизнь (4 часа)

        Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками. Единство живого. Основные свойства живых организмов. Многообразие живого. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

        Демонстрации:

        Биологические системы

        Уровни организации живой природы

        Методы познания живой природы

Раздел I. Биологические системы: клетка, организм (101 час)

Тема 1. Химическая организация клетки (14 часов)

       Цитология – наука о клетке. Клеточная теория. Многообразие форм и размеров клеток в зависимости от их функций. Клетка как целостная система. Методы изучения клетки.

       Макро- и микроэлементы. Вода. Водородные связи. Гидрофобные и гидрофильные молекулы.

        Биополимеры. Регуляторные и нерегуляторные полимеры.

          Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков.

          Углеводы. Моносахариды рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды – сахароза, лактоза. Полисахариды – крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов.

          Липиды. Химическое строение липидов. Жирные кислоты. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов.

          Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот.

          АТФ, макроэргические связи.

      Демонстрация:

      Строение молекул воды, углеводов, липидов.

      Строение молекулы белка

      Строение молекулы ДНК, РНК.

      Лабораторная работа:

        Каталитическая активность ферментов в живых тканях

      Практическая работа:

        Решение цитологических задач

Тема 2. Клеточные структуры и их функции (10 часов)

        Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны.        Мембранные органоиды. Интерфазное ядро. Прокариоты и эукариоты, их сравнение. Немембранные органоиды. Движение клеток.

      Демонстрация:

      Строение клетки

      Строение плазматической мембраны

      Строение ядра

      Строение клеток прокариот и эукариот      

     Лабораторная работа:

         Изучение строения растительной, животной и бактериальной клеток под микроскопом их описание.

Тема 3. Обеспечение клетки энергии (7 часов)

        Обмен веществ в клетке. Понятие метаболизма, анаболизма, катаболизма.

Источники энергии живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы. АТФ. Макроэргические связи. Использование энергии клеткой. Окислительно-восстановительные реакции в клетке. Биологические окислители-восстановители – НАД+, НАД·Н,НАДФ+, НАДФ·Н. Ацетил-КоА.

        Фотосинтез. Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл. Строение хлоропласта. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Темноавя фаза фотосинтеза. Хемосинтез.

        Использование энергии гетеротрофными организмами. Расщепление полисахаридов – крахмала и гликогена. Анаэробное расщепление глюкозы. Брожение. Цикл Кребса. Цепь переноса электронов. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.

      Демонстрации:

      Строение хлоропласта

      Фотосинтез

      Строение митохондрии

      Хемосинтез

Тема 4. Передача и реализация наследственной информации (8 часов)

        Белки – основа специфичности клеток организмов. Генетическая информация. Понятие  матричного синтеза. Информационная  РНК. Генетический код и его свойства.

        Транскрипция. Регуляция транскрипции. Транспортные РНК. Биосинтез белка. Регуляция синтеза белка. Удвоение ДНК. Принцип репликации.

        Современное представление о строении генов. Понятие генома. Строение хромосом. Особенности репликации ДНК хромосом эукариот. Теломеры, теломеразы и старение.

        Генная инженерия. Методы трансгенеза. Использование трансгенных организмов в медицине и сельском хозяйстве.

        Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Обратная транскрипция.

     Демонстрации:

      Репликация

      Таблица генетического кода

      Синтез белка на рибосоме

      Регуляция транскрипции у прокариот

      Строение вируса

      Хромосомы

     Практическая работа:

        Решение цитогенетических задач.

Тема 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов (13 часов)

Самовоспроизведение клеток (4 часа)

        Деление клеток про- и эукариот. Митотический цикл. Хромосомы. Фазы митоза. Амитоз.

Размножение организмов (4 часа)

        Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Определении пола у животных. Чередование гаплоидной и диплоидной стадии. Партеногенез. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение у животных и человека. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Индивидуальное развитие – онтогенез (5 часов)

        Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Апоптоз. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие растительного или животного организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

     Демонстрации:

      Таблицы, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения

      эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений

      Сходство зародышей позвоночных животных

      Схема митоза и мейоза.

Тема 6. Основные закономерности явлений наследственности и изменчивости(47 часов)

Основные закономерности наследственности (20 часов)

        Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности.  Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

        Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.

        Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

     Демонстрации:

     Моногибридное скрещивание и его цитологические основы

      Дигибридное скрещивание и его цитологические основы

      Сцепленное наследование

      Неполное доминирование

      Наследование, сцепленное с полом

      Перекрест хромосом

      Взаимодействие генов

     Практические работы:

        Решение генетических задач

Закономерности изменчивости (13 часов)

        Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

        Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

        Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии  и  проявлении  признаков и свойств. Вариационный ряд и вариационная кривая. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

     Демонстрации:

      Модификационная изменчивость. Норма реакции

      Мутационная изменчивость

      Механизмы хромосомных мутаций

      Закон гомологичных рядов в наследственной изменчивости

     Лабораторные работы:

        Описание фенотипа комнатных растений или сельскохозяйственных  растений

        Изменчивость, построение вариационного ряда, вариационной кривой

Генетика человека (10 часов)

        Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные  о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические  основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.

        Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Проблемы клонирования человека. Генетический прогноз и медико-генетическое  консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы. Демонстрация хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.

     Демонстрации:

    Наследственные болезни человека

     Лабораторная работа:

        Составление и анализ родословной

Генетические основы индивидуального развития (4 часа)

        Генетические основы индивидуального развития. Функционирование генов в ходе индивидуального развития. Детерминация и дифференцировка. Дифференциальная активность генов. Действие генов в эмбриогенезе. Перестройки генома в онтогенезе. Иммуноглобулиновые гены млекопитающих. Мобильные генетические элементы.               Множественное действие генов. Летальные мутации. Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы. Клонирование. Генетические основы поведения. Генетические основы способности к обучению.

Нормы и критерии оценивания

Оценивание устного ответа учащихся:

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Контроль уровня обученности

Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:

  1. Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.
  2. Биология 10-11Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.: Просвещение, 2008, - 143 с.
  3. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения– М.: Дрофа, 2004.
  5. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2004.
  6. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2004.
  7. В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.
  8. Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.
  9. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.
  10. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
  11. Г. И. Лернер Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.

Учебно-методический комплекс

Литература  для учителя:

  1. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.
  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1986.
  5. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
  6. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  7. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
  8. Е.В. Основы молекулярной биологии: Учебное пособие. – Ек-г: УрГПУ, 2003.
  9. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
  10. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
  11. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
  12. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  13. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
  14. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  15. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
  16. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
  17. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  18. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  19. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

Литература для учащихся:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  3. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для абитуриентов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1996.
  5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
  6. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
  7. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  8. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  9. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
  10. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: А.А. Биология. – Киев: Высшэйшая школа, 1987.
  11. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
  5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru,

www.km.ru/educftion


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 11 класса профильный уровень

программа для 11 профильного класса...

Рабочая программа для 9 класса по алгебре(профильное обучение)

Рабочая программа 9 класс алгебра( профильное обучение)...

Методическая разработка программы профильного обучения по алгебре в 11 классе (умк. Мордковича)

Программа по алгебре создана для работы в профильных классах по учебно-методическому комплекту А.Г.Мордковича....

Рабочая программа профильного обучения по биологии (10-11 класс)

Курс биологии на ступени среднего общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее  системной организации и эволюции, поэт...

Рабочая программа "Химия. 11 класс" для профильных классов (3,5 часа в неделю)

О.С.Габриелян.  Программа курса химии для 10-11 классов ОУ. Профильный уровень, 3 часа в неделю + 0,5 часа из школьного компонента.  Всего 119 часов.Учебник – О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова...

Образовательная программа профильного обучения «Физика в задачах» для 10-11 класса (2 года обучения)

Программный материал рассчитан на обучающихся 10-11 классов для изучения в течение двух лет на 3 учебных часа в неделю. Настоящая программа может быть положена в основу программы профильного курса по ...

Авторская программа профильного обучения по технологии "Общетехнологическая подготовка" (10-й класс)

Авторская программа по технологии для профильного уровня составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образовании. Данная программа позволяет всем учас...