Животный мир. Охрана органического мира.
план-конспект урока по экологии (7 класс)

Жалсараева Марина Анатольевна

Урок -  Животный мир. Охрана органического мира. Конспект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Животный мир. Охрана органического мира.

Цели и задачи урока: -расширить знания учащихся о животном мире

-дать знания о распространении типичных представителей животного мира и приспособлении их к среде обитания.

Оборудование: карта животного мира, природных зон, картины книги.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1) Какое растительное сообщество занимает самую большую площадь? (Лесное.)

2) Какая порода дерева самая распространенная в России, т. е. занимает большую площадь? (Лиственница.)

3) Каково отличие видового состава тайги Русской равнины от тайги Восточной Сибири? (На Русской равнине лесообразующие породы -ель, сосна обыкновенная, пихта, а в тайге Восточной Сибири -только лиственница.)

4) Почему в тундре «грибы выше деревьев»? (Деревья имеют карликовые формы, поднимаются над землей на 20-30 см, поэтому грибы очень хорошо видны и кажутся больше деревьев?)

5) Почему растительность степей образует сплошной покров, а растительность полупустынь - разреженный? (В пустынях и полупустынях скудное увлажнение и сплошном покрове растениям не хватало бы влаги?)

6) Каково значение растительного мира в природе? (Растения являются пищей для животных, они поставляют в атмосферу кислород, растения защищают почву от эрозии, растительный опад является источником образования перегноя почвы.)

7) Какие приспособления имеют растения пустынь? (Длинные корни, листья заменены на колючки)

III. Изучение нового материала

Животный мир по видовому составу богаче растительного. В России до I И) тысяч видов животных, а высших растений всего 18 тысяч видов. В животном мире наиболее многочисленны насекомые (их 90 тысяч видов). Состав и облик животного мира зависит от климата (температура, влажность), рельефа и геологической истории развития территории.

Размещение животных подчиняется закону широтной зональности и высотной поясности.

- Назовите природные компоненты, которые размещаются в соответствии с этими законами. (Климат, растительность, почвы.)

Животные являются частью природного сообщества, в котором они связаны с растениями пищевыми цепями. Каждое природное сообщество состоит из растений, растительноядных животных и животных хищников.

Тундра

В сообществе тундры растительность из мхов, лишайников, кустарников является пищей для насекомых, птиц (гуси, утки, куропатки, кулики и др.), зайцев, северных оленей, леммингов, которые в свою очередь являются добычей хищников: полярных волков, песцов, полярных сов, соколов.

Животные приспособились к условиям обитания кочеванием в поисках пищи (северные олени), линькой (песцы, совы, куропатки). Птицы (гуси, утки, кулики и др.) весной прилетают в тундру, когда появляется множество насекомых, рыбы.

Животные леса

Богаче животный мир лесов, где много укрытий и разнообразие корма.

Животные в лесу распределяются по ярусам. Одни ведут наземный образ жизни - это грызуны, копытные (лось, кабан, олень) и хищники – лиса и медведь, волк. Птицы занимают верхний древесный ярус. На деревьях так же обитают белки, колонки, соболя.

Некоторые животные меняют местоположение в ярусах: рысь может обитать и на земле, а охотится она, поджидая добычу на дереве; глухари и рябчик, гнезда строят на земле, а в поисках корма взлетают на деревья; куницы охотятся на земле, а селятся в дуплах деревьев.

Некоторые животные обитают и в тайге и в смешанных лесах, например, медведи, волки, лисы. А другие животные - только в тайге: клест и кедровка, соболь и колонок.

- Как приспособились животные к холодным снежным зимам? (Некоторые впадают в спячку, набрав жир за лето и осень - бурый медведь. У лося - длинные ноги, которые позволяют ему двигаться по глубокому снегу. Зимой мех животных становится гуще и теплей.)

Животные степей

Если животным леса всегда есть, где укрыться, то животные степей обитают на открытых пространствах. Корма в степи достаточно, но надо успеть быстро заметить опасность и либо убежать, либо скрыться в норе. Быстро бегают сайгаки (копытные животные), дрофы (крупные нелетающие птицы степей).

Одному животному трудно заметить приближающегося хищника, поэтому обитают они стадами - например, сайгаки.

Множество в степях грызунов (мыши, суслики, сурки), на которых охотятся хищные птицы (степной орел).

- Но среда обитания степных животных очень сильно изменена человеком, ведь большая часть степей распахана. Почему? (В степи самые плодородные почвы - черноземы, дающие богатые урожаи пшеницы, подсолнечника, кукурузы.)

В пустыне преобладают пресмыкающиеся - это змеи, ящерицы, черепахи, которые довольствуются водой поступающей с пищей. Некоторые впадают летом в спячку (суслик, черепаха). Днем змеи зарываются в песок.

Во время рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу:

Особенности животного мира России

Природная зона

Приспособление животных к условиям обитания

Типичные животные

1. Тундра

Покровительственная окраска, густой мех, откочевывание (олени). Перелеты птиц.

Северный олень, песец, полярная сова, волк, лемминг, белая куропатка, гусь, утка, лебедь

2. Леса

Ярусное распределение, лазание по деревьям, спячка, линька, гнезда, норы.

Лось, олень, кабан, лисица, медведь, волк, белки, бурундуки, глухарь, рябчик, кедровка, клест, соболь, колонок, косуля.

3. Степи

Недостаток укрытий. Быстрый бег, норы, стада, запасы пищи на зиму.

Сайгак, суслик, сурок, хомяк, дрофа, стрепет, степной орел, пустельга, жаворонки.

4. Пустыни

Приспособление к нехватке воды и высоким температурам (экономное расходование воды, спячка летом, норы).

Джейран, кулан, сайгак, тушканчик, ящерицы и змеи. Коньки, зуйки, авдотка.

IV. Закрепление (географический диктант)

-Главное в живой природе - ... (растительность).

-Богаче видовой состав - ... (животных).

-Среди растений богаче видовой состав - ... (трав).

-Среди животного мира преобладают - ... (насекомые).

-Искусственно привнесены в нашу флору и фауну - ... (ондатра, енот, норка).

- На разнообразие флоры и фауны влияют - ... (климат, почвы, рельеф, геологическая история территории).

-Закономерности в размещении видов растений и животных - ... (широтная зональность и высотная поясность).

IV Домашнее задание Б.: §18; Р.: §26.

Подготовить сообщение об Астраханском заповеднике.

Дополнительный материал к уроку

Северный олень. Наиболее ценное животное тундры Северный олень. Он дает жителям Севера пищу и одежду, а также является средством передвижения и зимой и летом. Олень спокойное, неприхотливое, послушное животное. Летом, когда корма много, олени нагуливают жир. Олени едят не только лишайник ягель, который еще называют оленьим мхом, летом олени едят и грибы, и морошку, и листья осоки, а некоторые и птичьими яйцами лакомятся. Но когда тундра покрывается снегом, начинается борьба за выживание.

В поисках пищи олени пробегают десятки километров. Растения в тундре растут медленно, пастбища восстанавливаются только через 10-15 лет.

Мех у оленя жесткий и очень плотный. Одежда из оленьей шкуры спасает ненцев, чукчей от ветров и жестокого холода.

Олени никогда не живут под крышей, как многие домашние животные и сами добывают корм. Иногда самки (их называют важенки) могут отбиться от стада и уйти за диким оленем, тогда они могут стать добычей волков.

Верблюд имеет ряд совершенно уникальных приспособлений. Верблюд экономит воду, и язык всегда держит за зубами, а не высовывает его, как это делает в жару собака. После недельного перехода по пустыне его горбы, в которых содержится жир, свисают на боку. Из 100 граммов жира при расщеплении молекулы образуется 107 грамм воды. Вот, где запасы воды. Но все-таки вода расходуется, и кровь верблюда становится густой. У человека такая кровь не прошла бы по мелким сосудам - человек может умереть от обезвоживания. У верблюда же мощное сердце проталкивает кровь по всему организму.

В пустыне днем жара, а ночью довольно прохладно. Верблюд не страда ет от таких перепадов температуры, хотя днем температура его тела под нимается до 42°С, а ночью спускается до 35°С. Для человека это страшная лихорадка. А при +42°С белок крови человека свертывается, верблюду ми чего при  такой температурной лихорадке не грозит.

А пища верблюда! Попробуйте пожевать кусочек верблюжьей колючки и, наконец, ноги верблюда имеют расширенную подошву с толстой кожей. Он не проваливается в песок и не обжигает подошву о раскаленный

песок. Вспомните, как хочется быстрее добежать до реки и остудить подошву от обжигающего песка на пляже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА КАЙБИЦКОГО РАЙОНА

В районе в основном произрастает широколиственные (дубравные) и мягколиственные (осинники и березняки). В лесохозяйственную деятельность на территории района осуществляет Кайбицкий спецсемлесхоз...

Урок биологии «Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них».

Урок знакомит учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука, формируеть умение сравнивать человека с д...

Важность охраны живого мира.

Презентация по теме " Важность охраны живого мира" биология 5 класс ФГОС...

Разработка урока "Человек и природа. Охрана живого мира"

Разработка урока по теме "Человек и природа. Охрана живого мира" 5 классЦель урока: формирование знаний о мерах охраны живого мираНа уроке ребята знакомятся с Красной книгой Камчатки и некот...

Презентация: "Важность охраны живого мира планеты".

Данная презентация транслируется при изучении темы "Важность охраны живого мира планеты". Включает в себя изучение животных, давно исчезнувших с лица Земли, животных и растений, которые нахо...

человек и природа охрана живого мира

современный урок географии с использованием материалов экскурсий...

«Важность охраны живого мира планеты» , 5 класс,

laquo;Важность охраны живого мира планеты» , 5 класс,...