человек и природа охрана живого мира
презентация к уроку по географии (5 класс)

современный урок географии с использованием материалов экскурсий 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заповедные места Республики Башкортостан

Слайд 2

Чтобы отдохнуть и отвлечься от будничной суеты, необязательно уезжать за тридевять земель. В нашей республике очень много красивых мест, от которых невозможно отвести взгляд.

Слайд 3

Заповедником называется территория, где сохраняется в естественном состоянии природный комплекс, полностью исключена из хозяйственной деятельности. В башкортостане есть три заповедника: • Заповедник Шульган-Таш • Башкирский Государственный заповедник • Южно-Уральский государственный природный заповедник Общая площадь только заповедников Башкортостана составляет 327,1 тыс. га. Это приблизительно 40% площадей всех особо охраняемых природных территорий. Наиболее благоприятные условия для охраны и научного изучения лесов Башкортостана созданы в государственных заповедниках республики. Эти заповедники имеют не только республиканское, но и общероссийское и даже мировое значение. Следует особо отметить, что наши заповедники географически расположены на стыке 2 частей света: Европы и Азии, и потому они имеют весьма интересные флористические и фаунистические комплексы..

Слайд 4

Шульган-Таш (заповедник) Шульган-Таш — государственный природный заповедник в Башкортостане , имеющий федеральный статус. Расположен в западных предгорьях Южного Урала , в горно-лесном поясе, в пределах Бурзянского района . Общая площадь — 22 531 га, или 225 кв. км. Название происходит от башкирских слов « Шульган » (« опустилась », « провалилась », « исчезла ») и « Таш » (« камень »). Шульган-Таш — уникальный культурно-исторический объект. Упоминается во многих мифах и легендах башкир . Например , в эпосе башкирского народа Урал-батыр . На территории заповедника находится уникальная карстовая Капова пещера , или Шульган-Таш . Протяжённость всех ходов пещеры составляет более 2,9 км. Пещера имеет три яруса, внутри пещеры протекает речка Подземный Шульган , которая и образовала эту пещеру.

Слайд 5

Шульган-Таш

Слайд 6

Башкирский заповедник Башкирский государственный природный заповедник расположен в Бурзянском районе Республики Башкортостан , на отрогах Южного Урала . Заповедник был организован 11 июля 1930 года . В 1951 году решением Совета Министров Башкирской АССР заповедник был ликвидирован, а на его территории организован лесхоз : началась интенсивная эксплуатация леса. Только в ноябре 1958 году первый заповедник Башкирии был восстановлен [1] . До 1986 года заповедник состоял из 3 участков: Урал-Тау , Южного Крака и Прибельского . Заповедник был создан для охраны ненарушенных экосистем горного Предуралья, в первую очередь ненарушенных лесов. Основное направление научных исследований заповедника — комплексное изучение природных экосистем западных склонов Южного Урала. В заповеднике произрастает около 700 видов травянистых, кустарниковых и древесных растений; обитает 51 вид млекопитающих и 155 видов птиц, 27 видов рыб, 4 — земноводных, 6 — пресмыкающихся. В лесах заповедника ещё встречается дикая башкирская бортевая пчела

Слайд 7

Башкирский заповедник

Слайд 8

Южно-Уральский заповедник Южно-Уральский государственный природный заповедник расположен на территории Белорецкого района Башкортостана и, частично, Челябинской области . Заповедник образован Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 487—152 от 19 июня 1978 г. для охраны и изучения горно-таежных экосистем Южного Урала. Заповедник расположен в центральной, наиболее высокой части Южного Урала на территории Республики Башкортостан и Челябинской области. Общая площадь 252,8 тыс. га. На территории заповедника расположены несколько горных хребтов — Машак , Зигальга , Нары, Кумардак и Ямантау . Гора Большой Ямантау , имеющая высоту 1640 м, является самой высокой горой Южного Урала . Реки — Большой Инзер , Малый Инзер , Тюльма , Юрюзань . Доступ на территорию заповедника ограничен. Есть предположения что заповедник был основан в целях ограничения доступа к секретным объектам, расположенным в ЗАТО городе Межгорье и на прилегающей территории.

Слайд 9

Южно-Уральский заповедник

Слайд 10

Зигальга Зигальга ́ ( башк . Егәлгә ) — хребет Южного Урала, на левобережье реки Юрюзань . Зигальга — один из самых мощных и протяженных хребтов Южного Урала. Относится к центральному таганайско-ямантаусскому поясу. По хребту названа Зигальгинская свита . Наиболее значительные вершины, с юга на север: высшая точка Зигальги и третья по высоте на Южном Урале — Большой Шелом (1427 м.), Третий Шелом (1293), Мёрзлый Утёс ( Мёрзлая ) (1237), Поперечная (1389), Евлакта (1310).

Слайд 11

Зигальга

Слайд 12

Ямантау Яманта́у ( башк . Яман тау — «плохая (злая) гора») — горный массив в Башкортостане . Протягивается на северо-запад, ширина — 3 км, длина — 5 км. Главные вершины — Большой Ямантау (1640 м) и Малый Ямантау (1510 м). Вершина «Большой Ямантау » является высшей точкой Южного Урала . Находится на территории Южно-Уральского заповедника , расположен в Белорецком районе Башкортостана . Башкиры зачастую вкладывали прикладной смысл в название географических объектов. Название «злая гора», вероятно, вошло в обиход, поскольку склоны горного массива заболочены и завалены курумником , что не позволяло пасти скот. Также бытуют верования местных башкир о том, что лошади умирали во время похода на эту гору, а на склонах горы водилось много медведей.

Слайд 13

Ямантау

Слайд 14

Инзер Инзе́р ( башк . Инйәр ) — река в Башкортостане , левый приток реки Сим (бассейн Камы ). Берёт начало от слияния Большого и Малого Инзера . Последние несколько лет река все больше мелеет. Есть карьер , прилегающий к реке, где идёт активная промышленная добыча камней и гравия. На берегах пасётся скот — коровы, быки, лошади, овцы. Около автодорог есть незакрытые съезды, где постоянно моют личные автомобили, загрязняя реку.

Слайд 15

Инзер

Слайд 16

Ассинский водопад Ассинский ( Ассинский зеркальный, Абзановский ) — водопад в Предуралье, у реки Инзер , на скале Плачущий Камень . Административно находится в Архангельском районе Башкортостана . Памятник природы с 1965 года (Постановление СМ БАССР от 17.08.1965 № 465). Высота около 6 метров. Туристическая и научная достопримечательность [1] Плачущий Камень сло­жен карбонатными породами, обиль­но порос мхом, есть деревья. Водопад находится с южной его стороны, которая круто спускается к Инзеру. С обратной, северной части, гора полога и покрыта степной растительностью.

Слайд 17

Ассинский водопад

Слайд 18

Атыш (водопад) Атыш (от башк . Атыш — бьющий, стреляющий) — водопад на Южном Урале , в Архангельском районе республики Башкортостан . Водопад — это выход из грота Атыш на поверхность подземной реки, которая также называется Атыш . Сам грот (он же Атышская пещера ) находится в горе Яш-Кузь-таш . Возраст водопада очень большой. Гора, где находится водопад Атыш , сложена известняками возрастом 570 миллионов лет. Воды речушек Агуй и Атыш проточили в верхней части горы известняк, и прошли вниз на южный склон горы, составляющий коренной берег речной долины реки Лемеза . В настоящее время водопад Атыш — одно из наиболее популярных мест ценителей башкирских природных красот. В связи с чем сложилась очень неприглядная экологическая обстановка вокруг водопада. Повсеместно видны кучи мусора, в том числе и напротив самого водопада.

Слайд 19

Атыш

Слайд 20

Гадельша Водопад Гадельша – крупнейший из водопадов Республики Башкортостан. У него несколько названий – Ибрагимовский , Туялас , Худолаз . Но все же наиболее распространенное – Гадельша , от расположенной поблизости одноименной деревни.

Слайд 21

Гадельша

Слайд 22

Б анное Банное ( Яктыкуль , Яктыкул , Мауыззы , башк . Яҡты күл — «светлое озеро») — озеро в Башкортостане , бассейн реки Урал [1] . Площадь зеркала — 7,7 км²; площадь водосбора — 36,3 км²; длина — 4170 м, средняя ширина — 1880 м; максимальная глубина 85 м [ источник не указан 593 дня ] , средняя — 10,6 м, объём воды — 81,7 млн м³ [1] , площадь водосбора — 36,3 км² [1] . Озеро расположено в срединной части Башкирского Зауралья между вершинами Кутукай (664 м), Каранъялык (620 м) и отрогами хребта Яманкая , в 28 км [1] к северо-востоку от села Аскарово , райцентра Абзелиловского района Башкортостана , в 45 км к северу от Магнитогорска .

Слайд 23

Банное

Слайд 24

Ильменьский природный заповедник На границе с Башкирией, в Челябинской области расположен один из старейших в нашей стране. Он был создан в 1920 году декретом Ленина. Уже тогда, в разрушенной долгой гражданской войной стране, остро стоял вопрос об охране этих уникальных мест. В настоящее время заповедник занимает 34 место среди других природоохранных комплексов. Несмотря на то, что территория заповедника всего немногим более 34 тысяч га, здесь расположены глубоководные озера Южного Урала: Савелькуль , Бараус , Большой Ишкуль , Большое и Малое Кисегачи , Теренкуль и другие. Вода этих озер отличается чистотой и особым минеральным составом. Почти вся территория Ильменского заповедника - леса с богатейшей растительностью, отличительная черта которой - ее мозаичность. Здесь сосняки перемешиваются с березняками, дубравы с небольшими полянами. Однородного леса в заповеднике не встретишь, и в этом его особенность. Животный мир заповедника типичный для Южного Урала. Большинство видов занесено в Красную Книгу страны и охраняется на федеральном уровне. Здесь прекрасно себя чувствуют пятнистый олень и бобр, лось и косуля, лисица и волк, куница и рысь.

Слайд 25

Ильменьский природный заповедник



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 69 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ” ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Методическая разработка урока по географии

«Человек и природа. Охрана живого мира»

Введение.

Природа Республики Башкортостана вызывает восхищение практически у всех жителей и гостей республики, кому посчастливилось хоть раз побывать в ее замечательных заповедных уголках. По своим природным условиям Республика Башкортостан занимает особое место в России, в первую очередь в европейской части, которая оказалась наиболее освоенной.

Актуальность темы заключается в том, что в условиях интенсивного развития хозяйственной деятельности человека, а так же «дикого туризма», природные комплексы (в т.ч. охраняемые) претерпевают существенные негативные изменения. Такая тенденция проявляется на территории большинства регионов страны, в т.ч. и Республики Башкортостан.

РО РГО реализует Грант Министерства семьи, труда и социальной защиты РБ на сохранение ценнейшего памятника природы от неконтролируемого туристического антропогенного прессинга, который грозит уничтожением реликтовых ледяных образований Аскынской ледяной пещеры.

Знакомство с уникальными местами родного края является важной составляющей воспитания патриотизма подрастающего поколения.


Разработка урока по географии, 5 класс

Тема: «Человек и природа. Охрана живого мира»

I Образовательный ресурс.

Название ресурса

Краткая характеристика

1

видеоролик «Аскинская ледяная пещера. Южный Урал» https://youtu.be/LzdcP4dpGZk 

Впечатление о поездке в Аскинскую ледяную пещеру

2

Распечатки страниц Красной книги Башкортостана

3

Презентация «Заповедные места Башкортостана» Соболева Н., Кирия А.

Количество слайдов - 26

4

Дополнительная текстовая информация

Предмет, класс

География, 5 класс

Учитель

Бородкина Светлана Викторовна, МБОУ «ЦО №69 с углубленным изучением отдельных предметов»

Тема урока:

«Человек и природа. Охрана живого мира».

№ урока по теме

№2 по теме «Человек и природа». Углубление знаний по данной теме продолжится в 8 классе

Тип урока:

Урок «открытия» новых знаний.

Урок с введением регионального компонента.

Цель урока:

Формирование знаний о мерах охраны живого мира

Задачи:

Образовательные: 

  • Изучить меры охраны живого мира;
  • Познакомить с Красной книгой Башкортостана;
  • Познакомить с некоторыми заповедниками Башкортостана

Развивающие:

  • Продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками информации (учебник, видеофрагменты, карты);
  • Развить навыки анализа данных;
  • Способствовать развитию логического и метапредметного мышления, познавательного интереса.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитаю чувства любви к Родине и природе;

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Самостоятельно формулировать понятия: заповедник и красная книга. Продолжить осваивать работу с контурными картами.

Познавательные:

анализировать информацию из нескольких источников, выделять общее и делать выводы; определять понятия, строить логические рассуждения с установлением причинно-следственных связей.

Регулятивные:

Ставить учебные задачи, выполнять учебное задание в соответствии с планом;

Коммуникативные: кратко формулировать мысли в письменной и устной форме, развивать навыки сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению.

Осознание практической и личностной значимости изучаемого материала; формирование эмоционально-положительного отношения ученика к учебе, развитие любознательности и мотивации к познаванию нового, привитие моральных норм, любви и бережного отношения к природе, осознание ребенком назначений ООПТ.

Основные понятия: 

Заповедник, Красная книга

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • видеоролик,
  • учебник География 5 класс А.А. Летягин (2013 год),
  • атлас Республики Башкортостан,
  • контурные карты РБ.

II Технологическая карта урока.

Этапы  урока

Действия учителя

Действия учащихся

1.1Организационный

Проверяет готовность обучающихся к уроку, готовность рабочего места. Приветствует учащихся:

 – Добрый день, ребята! Все ли готово к уроку. Прошу садится.

 

Приветствуют учителя, присаживаются за парты.

Готовят все необходимое к уроку (атлас РБ, контурные карты РБ, учебник, тетрадь, письменные принадлежности). Приветствуют учителя.

2. Мотивация. Создание проблемной ситуации.

  1. Ребята, посмотрите, я приготовила к нашему уроку иллюстрации разных животных (На доске развешаны фотографии ушастого ежа, выхухоли, северного кожанка, нетопыри, ночницы и вечерницы, байбака, степной пищухи, марала, птицы могильника). Что вы можете сказать об этих животных, они вам знакомы? Что их объединяет?

После варианта правильного ответа учитель акцентирует внимание учащихся на то, что этих животных больше нет на Земле и никогда, мы их не увидим.

  1. Как вы думаете, почему они исчезли?

  1. Давайте сделаем вывод.  Каковы же основные причины их исчезновения?

На доске учитель вывешивает плакат с выводами детей, где названы основные причины исчезновения животных:

  • Прямое уничтожение организмов того или иного вида;
  • Уничтожение мест обитания вида.

  1. А как вы думаете, эти же причины могут стать причиной исчезновения растений? Назовите.

  1. Рассматривают фотографии; дают ответ на вопрос: эти животные исчезли;

  1. Предлагают варианты причин исчезновения животных;

  1. Выделяют осиновые причины исчезновения животных: прямое уничтожение (охота, браконьерство), уничтожение мест обитания (лесные пожары и т.д.).

  1. Предполагают причины исчезновения растений: прямое уничтожение (сбор букетов; вытаптывание), уничтожение мест обитания (распашка степей; лесные пожары и т.д.)

3. Актуализация и целеполагание

  1. Существует ли сегодня проблема исчезновения организмов? Можете привести примеры?

В подтверждение  вариантам ответов детей учитель приводит примеры:

- По данным Всемирного союза охраны природы за последние 500 лет полностью вымерло 844 вида животных. И каждый час исчезает 3 вида живых существ (животных или растений).

- А может ли человек поспособствовать сохранению живого мира на Земле? А как?

  1. А теперь скажите, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

Тема урока: Человек и природа. Охрана живого мира (Напечатанный вариант темы вывешивается на доску).

  1. Поставим Цель нашего урока: Выявить основные способы охраны живого мира на Земле.

  1. Назовите, какие существует меры охраны?

  1. Составим план урока:
  1. Знакомство с КК.
  2. Что такое заповедник.
  3. Познакомиться с некоторыми заповедниками Башкортостана.
  4. Подробно рассмотреть проект РО РГО туристический комплекс «Аскынская ледяная пещера»

План вывешивается на доску.

  1. Отвечают на вопросы учителя;
  2. Называют тему урока;
  3. Формируют цель урока;
  4. Называют варианты по мерам охраны природы;
  5. Составляют план урока.

4. Изучение нового материала

Практическая работа.

  1. Мы выяснили, что на сегодня существуют множество растений и животных на грани выживания.

  1. Как узнать, что данный вид редкий или на грани исчезновения? Вероятно, существует какой-то документ? Назовите этот документ. Итак, что же такое Красная книга.

  1. Знакомит, что существует 3 вида КК (международная, национальная, региональная).  Учитель показывает КК Башкортостана. Как вы думаете, какая информация содержится в КК об этих животных? Давайте попробуем перечислить.

  1. Раздает ксерокопии страниц КК Башкортостана, просит ребят ознакомиться.

  – Давайте обсудим, в чем уникальность флоры и фауны Башкортостана.

  1. Итак, документ существует, что же необходимо для сохранения мест обитания животных и произрастания растений? Как уже ранее вы называли – это создание заповедников.
  2. Знакомит с проектом РО РГО туристический комплекс «Аскынская Ледяная Пещера», задачей которого являются регулярное проведение комплексного мониторинга природных параметров спелеосистемы, организация регламентированного экскурсионно-туристического использования, обустройство маршрутов для обеспечения безопасности туристов и сохранности пещеры.

- Давайте посмотрим видеоролик «Аскинская ледяная пещера. Южный Урал»  https://youtu.be/LzdcP4dpGZk 

  1. – Мы посмотрели видеоролик, давайте обсудим что вы узнали и дадим определение заповеднику.

  1. – Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми заповедниками Башкортостана и узнаем где они находятся, а также вы поработаете с физическими картами.

Демонстрация презентации «Заповедные места Башкортостана». Презентация состоит из краткой характеристики заповедника; охраняемых животных; местоположения заповедника на территории РБ.

 По ходу презентации ребята должны найти на физической карте в атласе РБ заповедники.

  1. Вносят предложения (КК). Пытаются сформировать определение Красной книги (-список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов). Записывают в тетрадь.
  2. Работают со страницами КК Башкортостана.

  1. Просмотр видеоролика.

  1. Обсуждение видеоролика, что узнали нового. Записывают в тетрадь определение термина «Заповедник» (-специальные территории, где запрещена любая деятельность человека).

  1. Находят на физической карте РБ заповедники.

Физ.минутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Показывает упражнения.

Закрепление изученного материала

  1. – А сейчас мы проверим новые знания. Нанесите названия заповедников на контурные карты РБ. После выполнения задания вы проверите как с заданием справился ваш сосед по парте.
  2. По завершении выполнения задания дети проводят взаимопроверку.

Критерии оценки:

1 балл за один верный ответ;

6 баллов –«5»;

 5-4 балла –«4»;

3-2 балла – «3»;

менее 2 баллов – «2»

  1. Выполняют задание: на контурных картах РБ наносят названия заповедников.

  1. Взаимопроверка.

5. Рефлексия

Организует рефлексию:

Вопросы классу:

- Что я знал до урока о причинных исчезновения животных и растений?

- Что нового узнал?

- Что показалось трудным?

Итог урока

Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. Отвечают на вопросы.

Высказывают свои соображения по качеству освоения материала.

6. Домашнее задание

1. §  учебника;

2. По желанию кто-то из вас может подготовить сообщение о понравившемся редком животном  из КК Башкортостана


Список используемой литературы

Башкирская энциклопедия. Гл. ред. М. А. Ильгамов т. 1. А-Б. 2005. — 624 с.; ISBN 5-88185-053-X. т. 2. В-Ж. 2006. −624 с. ISBN 5-88185-062-9.; т. 3. З-К. 2007. −672 с. ISBN 978-5-88185-064-7.; т. 4. Л-О. 2008. −672 с. ISBN 978-5-88185-068-5.; т. 5. П-С. 2009. −576 с. ISBN 978-5-88185-072-2.; т. 6. Советы нар. хозяйства. -У. 2010. −544 с. ISBN 978-5-88185-071-5; т. 7. Ф-Я. 2011. −624 с.. науч.. изд. Башкирская энциклопедия, г. Уфа.

Галеева А. Х. Красная книга // Башкирская энциклопедия. — Уфа: ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2019. — ISBN 978-5-88185-306-8.

Красная книга Республики Башкортостан: в 2 т. Т. 1: Растения и грибы. — 2-е изд., доп. и переработ. — Уфа: МедиаПринт, 2011. — 384 с. — ISBN 978-5-9903354-1-7

Красная книга Республики Башкортостан: в 2 т. Т. 2: Животные. — 2-е изд., доп. и перераб. — Уфа: Информреклама, 2014. — 244 с. — C. 122—123. — ISBN 978-5-904555-77-1

Реестр особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. Изд. 2-е, перераб. — Уфа: Издательский центр «МедиаПринт», 2010. — 414 с.

Учебник География 5 класс А.А. Летягин (2013 год)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важность охраны живого мира.

Презентация по теме " Важность охраны живого мира" биология 5 класс ФГОС...

Человек и природа в современном мире. Повесть «Прощание с Матёрой» - катастрофический разрыв человека со своими корнями.

Разработка урока: Человек  и природа в современном мире. Повесть «Прощание с Матёрой» - катастрофический разрыв человека со своими корнями.В разработке даётся краткий обзор творчества писателя, ...

Разработка урока "Человек и природа. Охрана живого мира"

Разработка урока по теме "Человек и природа. Охрана живого мира" 5 классЦель урока: формирование знаний о мерах охраны живого мираНа уроке ребята знакомятся с Красной книгой Камчатки и некот...

Конспект урока, Презентация к уроку «Важность охраны живой природы»

Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства....

Презентация: "Важность охраны живого мира планеты".

Данная презентация транслируется при изучении темы "Важность охраны живого мира планеты". Включает в себя изучение животных, давно исчезнувших с лица Земли, животных и растений, которые нахо...

«Важность охраны живого мира планеты» , 5 класс,

laquo;Важность охраны живого мира планеты» , 5 класс,...

План-конспект урока по биологии. 5 класс. Важность охраны живого мира планеты

Методическая разработка урока по биологии в 5 классеТема: Важность охраны живого мира планетыУчебник: «Биология. 5 класс» И. Н. Пономарева, И. В. Николаева, О. А. Корнилова...