План-конспект урока по биологии. 5 класс. Важность охраны живого мира планеты
методическая разработка по биологии (5 класс)

Павлова Юлия Юрьевна

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе

Тема: Важность охраны живого мира планеты

Учебник: «Биология. 5 класс» И. Н. Пономарева, И. В. Николаева, О. А. Корнилова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazhnost_ohrany_zhivogo_mira_planety.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по биологии. 5 класс.

Тема: Важность охраны живого мира планеты

Учитель: Павлова Юлия Юрьевна

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер с доступом в интернет, интерактивная доска.

Учебник: «Биология. 5 класс» И. Н. Пономарева, И. В. Николаева, О. А. Корнилова

Цели урока

Образовательные

продолжить формирование следующих УУД по данному учебному материалу:

научить анализировать, выделять главное (существенное)

исследовать зависимость

Развивающие

формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия

учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки

развивать самостоятельное мышление, речь учащихся

Воспитательные

формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию

содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий

пробудить чувство ответственности, долга

Место урока в разделе

Третий урок в разделе "Человек на планете Земля". Ему предшествует урок "Как человек изменял природу". Данный урок дает понимание почему важно сохранять живую природу. После него следует урок "Сохраним богатство живого мира"

Основные термины и понятия

Косвенное влияние человека на природу, прямое влияние человека на природу, истребленные организмы, исчезающие организмы, заповедник, заказник, питомник, национальный парк

Наглядность

Презентация, Google карта ( https://www.google.com/maps/d/edit?mid=12B-6hN2-uqHGI21GpbK3FaPG-yc&usp=sharing )

Формы работы на уроке

Индивидуальная, фронтальная, в парах

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку

Опрос Д/З

Учитель просит детей встать около парт и задвинуть стулья. Учитель задает вопросы, которые требуют односложных ответов «да» или «нет». При ответе на вопрос «Да» дети должны сделать шаг влево, «Нет» - вправо

  1. Письменная речь позволила людям передавать накопленные знания и опыт из поколения в поколение

да→

  1. Увеличение роста человека привело к возникновению способности мыслить

←нет

  1. Древний человек не уничтожал леса т.к. у него не было специальных приспособлений

←нет

  1. Древний человек в результате охоты истребил мамонта и шерстистого носорога

да→

  1. Для возобновления леса человек производит лесопосадки

да→

  1. Тропический лес легко восстановить потому что в нем обитает незначительное количество видов растений

←нет

  1. Лес - это дом для многих видов живых организмов

да→

Учитель дает обратную связь и просит детей сесть

Изучение нового материала

Учитель: Для того, чтобы продолжить разговор и определить тему нашего сегодняшнего урока посмотрим фрагмент видеоклипа Майкла Джексона на песню «Earth Song» (Песня Земли)

(Просмотр клипа)

Учитель: О чем говорит это клип/песня?

Ученики: ……………………..

Учитель: Итак, мы можем сформулировать тему урока: «Важность охраны живого мира планеты». (Учитель записывает тему урока и дату на доске, дети записывают их в тетради)

Давайте определим задачи нашего сегодняшнего урока (учитель совместно с детьми формулирует задачи к уроку и записывает их на доске)

Задачи урока

  1. Выделить угрозы для живого мира нашей планеты (причины уничтожения живого мира)
  2. Познакомиться с истребленными и редким животными и растениями планеты
  3. Начать знакомство с методами сохранения живого мира планеты

Учитель: Почему исчезают живые существа в настоящее время?

Ученики: …………………..Из-за влияния человека

Учитель: Какие угрозы несет человек?

Ученики: ………………… (перечисляют разнообразные угрозы)

Учитель: Давайте попытаемся разделить все угрозы (классифицировать) их на 2 большие группы в зависимости от особенностей воздействия человека на живой организм/на среду его существования (учитель создает на доске схему, которую дети переносят в тетрадь. Примеры предлагают дети – фронтальная работа)

Влияние человека на природу

Косвенное влияние

(изменение среды обитания):

- загрязнение водоемов

- вырубка лесов

- создание плотин

- осушение болот

- распашка степей

и т.д.

Прямое влияние

- охота (ради чего?)

- сбор букетов

- рыбная ловля

и т.д.

Учитель: Влияние человека настолько велико, что человек за время своего существования на Земле уже истребил ряд живых организмов, а некоторые находятся на грани исчезновения в настоящее время. Прочитайте раздел «Угроза для жизни» параграфа 26 и заполните таблицу «Истребленные и исчезающие виды». (Ученики читают учебник и с помощью текста заполняют таблицу – индивидуальная работа)

«Истребленные и исчезающие виды»

Истребленные животные

Редкие и исчезающие животные 

Редкие и исчезающие растения

Тур

Тарпан (дикая лошадь)

Морская корова

Дронт

Амурский тигр

Дальневосточный леопард

Соболь

Выхухоль

Дрофа

Сайгак

Белые медведи

Киты

Голубая пролеска

Синяя сон-трава (прострел)

Сиреневый сочевичник

Хохлатки

Цикламены

Венерин башмачок

Кувшинка белая

Кубышка желтая

(Проверка правильности заполнения таблицы. Для этого учитель просит каждый из списков зачитать кого-то из детей, один читает – остальные проверяют)

Учитель с помощью презентации рассказывает о причинах вымирания некоторых организмов, а также показывает фотографии тех организмов, которых нет на рисунках учебника – тур, тарпан, выхухоль, дрофа, сайгак, голубая пролеска, прострел, хохлатки, цикламен, венерин башмачок, кубышка желтая, кувшинка белая)

Учитель: Послушаем информация к размышлению:

«Виды продолжают исчезать»

До появления человека 1 вид исчезал за 1000 лет

С 1850 - 1950 гг.  – за 10 лет

После 1950 – за 1 год

Сейчас – за 1 день

Учитель: Какие меры предпринимает человек для того чтобы сохранить живую природу нашей планеты?

Ученики: …………………………………… (предлагают свои ответы)

(Учитель записывает ответы на доске, а дети в тетради)

Меры по сохранению живой природы:

  1. Создание заповедников, заказников, и национальных парков
  2. Создание питомников
  3. Создание Красных книг

Учитель: теперь нам с вами предстоит разобраться в понятиях «заповедник», «заказник», «национальный парк» и «питомник». Перед вами на столах лежат термины(понятия) и их определения. Посоветовавшись с товарищем попробуйте их сопоставить

Задание: Сопоставьте понятие и его определение (работа в парах)

  1. Территория, на которой запрещена любая деятельность людей
  2. Охраняемая природная территория, которая предназначена для туризма в просветительских целях
  3. Специальный центр для размножения редких видов живых организмов
  4. Территория, на которой частично ограничена хозяйственная деятельность человека для сохранения отдельных видов

А. заповедник

Б. заказник

В. национальный парк

Г. питомник

Учитель: Давайте проверим результаты вашей работы и оформим их в таблицу «Охраняемые природные территории»

(с помощью Google карты ( https://www.google.com/maps/d/edit?mid=12B-6hN2-uqHGI21GpbK3FaPG-yc&usp=sharing ) учитель приводит примеры и дети записывают их в таблицу.)

«Охраняемые природные территории»

Понятие

Определение

Примеры

Заповедник

Территория, на которой запрещена любая деятельность людей

Баргузинский заповедник – I заповедник на территории нашей страны. Был создан в 1916 году с целью сохранить баргузинского соболя

Заповедник «Восток Финского залива»

Нижне-Свирский заповедник

Заказник

Территория, на которой частично ограничена хозяйственная деятельность человека для сохранения отдельных видов

Земля Франца –Иосифа – самый крупный заказник в России

Линдуловская роща, Заказник «Лебяжий» – заказники в Ленинградской области

Национальный парк

Охраняемая природная территория, которая предназначена для туризма в просветительских целях

Национальный парк Лосиный остров в Москве и московской области

Питомник

Специальный центр для размножения редких видов живых организмов

Окский журавлиный питомник

Алтайский питомник (создан с целью воспроизведения кабарги)

Рефлексия

Учитель: Итак, вы виде что в настоящее время человек осознал свое негативное влияние на природу и предпринимает достаточно много различных мер по сохранению живого мира планеты. И те не менее я предлагаю каждому из вас написать на специально выданном вам «дереве жизни» ответ на вопрос: «Что еще по вашему мнению могут предпринять правительства разных стран, чтобы остановить обеднение растительного и животного мира планеты?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

Важность охраны живого мира.

Презентация по теме " Важность охраны живого мира" биология 5 класс ФГОС...

План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".

Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...

план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"

Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....

План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»

Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...

Презентация: "Важность охраны живого мира планеты".

Данная презентация транслируется при изучении темы "Важность охраны живого мира планеты". Включает в себя изучение животных, давно исчезнувших с лица Земли, животных и растений, которые нахо...

«Важность охраны живого мира планеты» , 5 класс,

laquo;Важность охраны живого мира планеты» , 5 класс,...