Главные вкладки

    План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".
    план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

    Завершинская Галина Анатольевна
    Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ». Основная задача модульного урока в 6 классе – научиться работать самостоятельно, выполняя конкретные задания; научиться оценивать свою работу. Учитель выступает в роли помощника; направляет и координирует работу учащихся. Оборудование: у каждого ученика «Маршрутный лист». В нём чётко расписаны не только задания, но и дано руководство по усвоению учебного материала; регламентировано время и указано количество баллов за выполнение каждого задания; дан дополнительный материал (приложение). Урок разбит на несколько учебных элементов (УЭ). УЭ – 0. Целеполагание. Учитель вместе с детьми озвучивает цель урока; что ученик должен узнать и чему должен научиться. УЭ – 1. Проверка готовности ученика к усвоению нового материала. Входной контроль. Входной контроль включает 3 задания. Задание №1.Допиши пропущенное слово (проверка знаний о признаках живой материи). Задание №2. Работа с текстом, рисунком (проверка умений работать с текстом, на основании этого делать выводы). Задание №3. Работа со схемой (проверка умений работать со схемой). При выполнении входного контроля учитель следит за временем. УЭ – 2, УЭ – 3. Изучение нового материала. УЭ – 2. Совместная работа учителя и учащихся. Цель: усвоить, что такое обмен веществ и где он происходит. В начале можно вместе с детьми прочитать определение обмена веществ, а потом разобрать вопросы ( задание №1). Задание №2.Закрепление ( формирование понятия, чем обмен веществ растений отличается от обмена веществ животных). Работа с рисунками. Задание №3. Задание носит личностную ориентацию. Рассчитано на сильных детей. Формирует умение размышлять, доказывать. После выполнения этого задания можно эти вопросы обсудить вместе (если позволит время). УЭ – 3.Самостоятельная работа. Задача этого этапа – выяснить зависимость обмена веществ от условий окружающей среды. Задание №1. Задание на умение сравнивать и на основании сравнения делать выводы. Сложное задание. Если дети затрудняются можно выполнить вместе. Задание №2.Работа с дополнительным текстом. Личностно ориентированное задание. Задание №3. Работа на формирование умений составлять схему на основании материала. УЭ -4.Закрепление изученного материала. Выходной контроль. Цель: проверить усвоение знаний. Задание №1. Проверка фактического материала (составление схемы). Задание №2. Проверка умений сравнивать объекты; объяснять причины различий (работа с рисунками). Задание №3. Проверка умений применять свои знания ( задание личностно ориентировано). УЭ – 5. Подведение итогов. Резюме. Проверка умения анализировать свои действия, работу. УЭ – 6. Рефлексия. Формирование умений оценивать свою работу (выставление оценок в оценочный лист). В конце урока учитель собирает «Маршрутные листы». Домашнее задание: с. 86-87. Используемая литература. Журнал «Биология в школе», Интернет (www.mordovnik.ru., kaktus.bimber.ru.).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Модульный урок на тему:

    «ОБМЕН ВЕЩЕСТВ – ОСНОВНОЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ».

    6 класс.

    Учитель биологии  МОУ «Мордовская ООШ» Завершинская Г.А.

    Номер учебного элемента

    (УЭ)

    Учебный материал с указанием заданий

    Руководство по усвоению учебного материала

    1

    2

    3

    УЭ-0

    Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над заданиями ты должен:

    а).узнать значение обмена веществ в жизни организмов;

    б).научиться работать с предложенным учителем материалом и выполнять конкретные задания; подсчитывать баллы.

    2 мин.

    Тема урока записана на доске.

    УЭ-1

    Проверка изученного материала.

    УЭ-2

    Изучение нового материала.

    УЭ-3

    Изучение нового материала.

    УЭ-4

    Закреп-ление изученного материала.

    УЭ-5

    Подведение итогов.

    УЭ-6

    ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ.

    Цель. Проверить себя, как усвоил материал по теме: «Разнообразие биологических явлений», и убедиться, что готов изучать новый материал.

    Задание №1. (5 баллов).

    Допиши пропущенное слово.

    1.Явления, свойственные живым телам, называются ……………………………..

    2.Способность живых тел активно отвечать на изменения в окружающей среде называют………………………………….

    3.Свойство всех живых организмов воспроизводить себе подобных называется………………………………..

    4.Свойство живых организмов, обеспечивающее им выживание в конкретных условиях среды, называется…………………….

    5.Потребление, переработка, образование новых и выделение ненужных организму веществ во внешнюю среду, называют………………………………..

    Задание №2. (4 балла)

    Работа по рисунку (растение росянка).

    Рассмотри рисунок, прочти описание росянки:

    «Болотное растение росянка питается насекомыми, листья росянки имеют волоски, покрытые сверкающими капельками клейкой жидкости. Как только к такому листу притронется насекомое, эти волоски быстро смыкаются над ним.

    Волоски выделяют сок, под действием которого насекомое переваривается и через несколько часов всасывается».

    Ответь на вопрос: какие биологические явления здесь  описаны?

    Задание №3. (6 баллов).

    Рассмотри схему №1.

    -Какое биологическое явление здесь изображено?

    - Можно ли явление, изображённое на схеме, назвать обменом веществ?

    Цель: усвоить, что такое обмен веществ и где он протекает.

    В тексте дано определение обмена веществ; прочти его, выполни задания 1-3.

    «Обмен веществ – это процесс поступления веществ в организм из окружающей среды, их переработка, доставка в каждую клетку тела, образование в клетках новых веществ, свойственных данному организму, с выделением энергии и ненужных веществ из организма в окружающую среду».

    Таким образом, в обмене веществ различают две стороны: потребление веществ и их выделение.

    Задание №1 .

    - Что такое обмен веществ?

    -Какие вещества поступают из окружающей среды в организм ?

    -Какие вещества удаляются из организма?

    Что произойдёт с организмом, если прекратится обмен веществ? Почему?

    -Для чего необходима энергия организму?

    Задание №2 (3 балла).

    Напишите рядом со стрелками названия веществ.

    РАСТЕНИЕ

    ЖИВОТНОЕ

    Задание №3.

    Представь, что ты замёрз и, чтобы согреться, начал делать гимнастику.

    Ответь на вопросы:

    - Почему сердце стало работать сильнее?

    -Почему стало теплее?

    - Попробуй научно обосновать процессы, которые происходят в организме.

    Цель: убедиться в том, что обмен веществ в организме зависит от условий окружающей среды.

    Задание №1. (3 балла).

    Сравни растения в разные периоды года (лето и зима), ответь на вопросы и перечисли условия, от которых зависит обмен веществ.

    Ответь на вопросы:

    - Почему растения зимой и летом выглядят по-разному?

    - Почему летом изменяются размеры растений?

    Задание №2 (1 балл).

    Прочитай текст и ответь на вопрос.

    «Осенью, с наступлением холодов, суслик впадает в спячку. В это время его сердце бьётся 5-7 раз в минуту, число вдохов и выдохов снижается (до одного вдоха в 2 мин).

    Резко понижается потребление кислорода».

    -Почему происходят эти изменения?

    Задание №3 (3 балл).

    Заполни схему: «Условия, обеспечивающие обмен веществ».

    Обмен веществ

    Зависит от:

    Выходной контроль.

    Цель: проверить усвоение знаний об обмене веществ.

    Задание №1 (3 балла).

    Закончи схему: вместо точек напиши названия веществ:

    Из внешней среды.                  Во внешнюю среду.

    КЛЕТКА

    И

    ОРГАНИЗМ

    Задание №2 (4 балла).

    Рассмотри рисунок.

               

                                                                                         

                                                                                       

                                                                                                                                                                           

    Одуванчик лекарственный, выросший на газоне и на обочине дороги, имеет разные размеры.

    -Почему?

    Задание №3 (1 балл)

    Прочитай текст и ответь на вопрос: «В душном, не проветриваемом помещении снижается работоспособность; ученики хуже выполняют задания».

    Как вы полагаете, связано ли это явление с обменом веществ?

    Резюме (1 балл).

    Цель: определи, усвоил ли ты, что такое обмен веществ и от чего он зависит.

    Прочитай текст, вместо точек поставь слова:

    «Обмен веществ – основное …………………..

    явление. Он обеспечивает клетку и организм………………, ………………., ………………. Обмен веществ зависит от…………….., ………………………………..,……

    ………….

    Рефлексия.

    -Что я узнал(ла) на уроке?

    -Чем мне понравился урок?

    -Всё, что я узнал(ла) на уроке, смогу ли применить в жизни? Как?

    10 мин

    Выполнять задания можно в любом порядке.

    За 10 мин постарайтесь выполнить все три задания и набрать не менее 10 баллов.

    Работа учеников с учителем (фронтальная беседа).

    За каждый правильный ответ на вопрос получаешь дополнительный балл.

    10 мин

    Вопросы и ответы обсуди с товарищем. Сами определите количество баллов за ответы (занесите их в лист учёта).

    Работа с раздаточным материалом под руководством учителя.

    Ответы занеси в таблицу.

    Обсуждение вопроса в группах.

    1-2 мин

    Подсчитай количество баллов, которые ты набрал при выполнении заданий. Лист учёта отдай учителю.

    1-2 мин

    Примечание . Если ты набрал 25-30 баллов и больше – оценка «5», если 20-25 – оценка «4», если ты набрал 16-19 баллов – оценка «3», если меньше 16 – неудовлетворительно, но не огорчайся, у тебя ещё будет возможность исправить положение.

    Приложение.

    Фамилия.

    Имя.

    УЭ-1

    УЭ-2

    УЭ-3

    УЭ-4

    УЭ-5

    Резюме.

    Сумма

    Баллов.

    «Оценка»

    Условия обмена веществ.

    На обочине дороги.

    На газоне.

    1.Скорость обмена веществ.

    2.Температура.

    3.Химический состав пищи.

    Медленная.

    Повышенная.

    Неполный.

    Быстрая.

    Нормальная.

    Полный.

    Росянка

    Схема №1.

    Методические рекомендации к уроку:                            «Обмен веществ – основное биологическое явление»

    6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм».

    Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ».

    Основная задача модульного урока в 6 классе – научиться работать самостоятельно, выполняя конкретные задания; научиться оценивать свою работу. Учитель выступает в роли помощника; направляет и координирует работу учащихся.

     Оборудование: у каждого ученика «Маршрутный лист». В нём чётко расписаны не только задания, но и дано руководство по усвоению учебного материала; регламентировано время и указано количество баллов за выполнение каждого задания; дан дополнительный материал (приложение).

    Урок разбит на несколько учебных элементов (УЭ).

    УЭ – 0. Целеполагание. Учитель вместе с детьми озвучивает цель урока;  что ученик должен узнать и чему должен научиться.

        УЭ – 1. Проверка готовности ученика к усвоению нового материала. Входной контроль.

    Входной контроль включает 3 задания.

    Задание №1.Допиши пропущенное слово (проверка знаний о признаках живой материи).

    Задание №2. Работа с текстом, рисунком (проверка умений работать с текстом, на основании этого делать выводы).

    Задание №3. Работа со схемой (проверка умений работать со схемой).

    При выполнении входного контроля учитель следит за временем.

    УЭ – 2, УЭ – 3. Изучение нового материала.

    УЭ – 2. Совместная работа учителя и учащихся. Цель: усвоить, что такое обмен веществ и где он происходит.

    В начале можно вместе с детьми прочитать определение обмена веществ, а потом разобрать вопросы ( задание №1).

    Задание №2.Закрепление ( формирование понятия, чем обмен веществ растений отличается от обмена веществ животных). Работа с рисунками.

    Задание №3. Задание носит личностную ориентацию. Рассчитано на сильных детей. Формирует умение размышлять,  доказывать.

    После выполнения этого задания можно эти вопросы обсудить вместе  (если позволит время).

    УЭ – 3.Самостоятельная работа. Задача этого этапа – выяснить зависимость обмена веществ от условий окружающей среды.

    Задание №1. Задание на умение сравнивать и на основании сравнения делать выводы. Сложное задание. Если дети затрудняются можно выполнить вместе.

    Задание №2.Работа с дополнительным текстом. Личностно ориентированное задание.

    Задание №3. Работа  на формирование умений составлять схему на основании материала.

    УЭ -4.Закрепление изученного материала. Выходной контроль. Цель: проверить усвоение знаний.

    Задание №1. Проверка фактического материала (составление схемы).

    Задание №2. Проверка умений сравнивать объекты; объяснять причины различий (работа с рисунками).

    Задание №3. Проверка умений применять свои знания ( задание личностно ориентировано).

    УЭ – 5. Подведение итогов.

    Резюме. Проверка умения анализировать свои действия, работу.

    УЭ – 6. Рефлексия.

     Формирование умений оценивать свою работу  (выставление оценок в оценочный лист).

    В конце урока учитель собирает «Маршрутные листы».

     Домашнее задание: с. 86-87.

    Используемая литература.

    Журнал «Биология в школе»,

    Интернет (www.mordovnik.ru., kaktus.bimber.ru.).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект модульного урока по биологии, 8 класс

    Цель: Самостоятельно изучить строение скелета головы и раскрыть их значение и строение1.     Какое строение  и значение имеет череп?2.     Почему кос...

    План - конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления».

    Тип урока: обобщение и систематизация учебного материалаЦель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения,...

    презентация к уроку английского языка 8 класс по теме: Обмен одежды в магазине.

    Урок направлен на развитие диалогических навыков и совершенствование лексики по теме "Одежда". Можно предложить учащимся разыграть ситуацию с обменом одежды, попросив их принести элементы одежды. Можн...

    План-конспект и презентация урока по математике 5 класс: "Обыкновенные дроби"

    Тема: «Обыкновенные дроби»Раздел программы: «Доли. Обыкновенные дроби»Тип урока:  повторительно-обобщающийЦель урока:   повторить и обобщить знания учащихся по теме «Обыкновенные дроби»...

    План - конспект открытого интегрированного урока по биологии на тему "Выбор есть всегда"

    Открытый урок был проведен в рамках республиканского семинара "Опыт реализации интеригованного подхода в обучении и воспитании детей - сирот в условиях Волжской школы - интерната"....

    Конспект урока обществознания в 7 классе по теме "Обмен, торговля, реклама"

    Тема: Обмен, торговля, рекламаЦели: Познакомить учащихся с основными экономическими процессами в области  торговли, а так же с механизмами купли-продажи, обмена, рекламной деятельности. Сформиров...

    Презентация к уроку биологии 8 класс на тему "Обмен веществ и энергией".

    Часы сделаны из нескольких десятков деталей, организм человека из более чем из 60-100 триллионов клеток. какое основное свойство организма человека обеспечит их жизнедеятельность?...