План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Завершинская Галина Анатольевна
Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ». Основная задача модульного урока в 6 классе – научиться работать самостоятельно, выполняя конкретные задания; научиться оценивать свою работу. Учитель выступает в роли помощника; направляет и координирует работу учащихся. Оборудование: у каждого ученика «Маршрутный лист». В нём чётко расписаны не только задания, но и дано руководство по усвоению учебного материала; регламентировано время и указано количество баллов за выполнение каждого задания; дан дополнительный материал (приложение). Урок разбит на несколько учебных элементов (УЭ). УЭ – 0. Целеполагание. Учитель вместе с детьми озвучивает цель урока; что ученик должен узнать и чему должен научиться. УЭ – 1. Проверка готовности ученика к усвоению нового материала. Входной контроль. Входной контроль включает 3 задания. Задание №1.Допиши пропущенное слово (проверка знаний о признаках живой материи). Задание №2. Работа с текстом, рисунком (проверка умений работать с текстом, на основании этого делать выводы). Задание №3. Работа со схемой (проверка умений работать со схемой). При выполнении входного контроля учитель следит за временем. УЭ – 2, УЭ – 3. Изучение нового материала. УЭ – 2. Совместная работа учителя и учащихся. Цель: усвоить, что такое обмен веществ и где он происходит. В начале можно вместе с детьми прочитать определение обмена веществ, а потом разобрать вопросы ( задание №1). Задание №2.Закрепление ( формирование понятия, чем обмен веществ растений отличается от обмена веществ животных). Работа с рисунками. Задание №3. Задание носит личностную ориентацию. Рассчитано на сильных детей. Формирует умение размышлять, доказывать. После выполнения этого задания можно эти вопросы обсудить вместе (если позволит время). УЭ – 3.Самостоятельная работа. Задача этого этапа – выяснить зависимость обмена веществ от условий окружающей среды. Задание №1. Задание на умение сравнивать и на основании сравнения делать выводы. Сложное задание. Если дети затрудняются можно выполнить вместе. Задание №2.Работа с дополнительным текстом. Личностно ориентированное задание. Задание №3. Работа на формирование умений составлять схему на основании материала. УЭ -4.Закрепление изученного материала. Выходной контроль. Цель: проверить усвоение знаний. Задание №1. Проверка фактического материала (составление схемы). Задание №2. Проверка умений сравнивать объекты; объяснять причины различий (работа с рисунками). Задание №3. Проверка умений применять свои знания ( задание личностно ориентировано). УЭ – 5. Подведение итогов. Резюме. Проверка умения анализировать свои действия, работу. УЭ – 6. Рефлексия. Формирование умений оценивать свою работу (выставление оценок в оценочный лист). В конце урока учитель собирает «Маршрутные листы». Домашнее задание: с. 86-87. Используемая литература. Журнал «Биология в школе», Интернет (www.mordovnik.ru., kaktus.bimber.ru.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модульный урок на тему:

«ОБМЕН ВЕЩЕСТВ – ОСНОВНОЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ».

6 класс.

Учитель биологии  МОУ «Мордовская ООШ» Завершинская Г.А.

Номер учебного элемента

(УЭ)

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1

2

3

УЭ-0

Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над заданиями ты должен:

а).узнать значение обмена веществ в жизни организмов;

б).научиться работать с предложенным учителем материалом и выполнять конкретные задания; подсчитывать баллы.

2 мин.

Тема урока записана на доске.

УЭ-1

Проверка изученного материала.

УЭ-2

Изучение нового материала.

УЭ-3

Изучение нового материала.

УЭ-4

Закреп-ление изученного материала.

УЭ-5

Подведение итогов.

УЭ-6

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ.

Цель. Проверить себя, как усвоил материал по теме: «Разнообразие биологических явлений», и убедиться, что готов изучать новый материал.

Задание №1. (5 баллов).

Допиши пропущенное слово.

1.Явления, свойственные живым телам, называются ……………………………..

2.Способность живых тел активно отвечать на изменения в окружающей среде называют………………………………….

3.Свойство всех живых организмов воспроизводить себе подобных называется………………………………..

4.Свойство живых организмов, обеспечивающее им выживание в конкретных условиях среды, называется…………………….

5.Потребление, переработка, образование новых и выделение ненужных организму веществ во внешнюю среду, называют………………………………..

Задание №2. (4 балла)

Работа по рисунку (растение росянка).

Рассмотри рисунок, прочти описание росянки:

«Болотное растение росянка питается насекомыми, листья росянки имеют волоски, покрытые сверкающими капельками клейкой жидкости. Как только к такому листу притронется насекомое, эти волоски быстро смыкаются над ним.

Волоски выделяют сок, под действием которого насекомое переваривается и через несколько часов всасывается».

Ответь на вопрос: какие биологические явления здесь  описаны?

Задание №3. (6 баллов).

Рассмотри схему №1.

-Какое биологическое явление здесь изображено?

- Можно ли явление, изображённое на схеме, назвать обменом веществ?

Цель: усвоить, что такое обмен веществ и где он протекает.

В тексте дано определение обмена веществ; прочти его, выполни задания 1-3.

«Обмен веществ – это процесс поступления веществ в организм из окружающей среды, их переработка, доставка в каждую клетку тела, образование в клетках новых веществ, свойственных данному организму, с выделением энергии и ненужных веществ из организма в окружающую среду».

Таким образом, в обмене веществ различают две стороны: потребление веществ и их выделение.

Задание №1 .

- Что такое обмен веществ?

-Какие вещества поступают из окружающей среды в организм ?

-Какие вещества удаляются из организма?

Что произойдёт с организмом, если прекратится обмен веществ? Почему?

-Для чего необходима энергия организму?

Задание №2 (3 балла).

Напишите рядом со стрелками названия веществ.

РАСТЕНИЕ

ЖИВОТНОЕ

Задание №3.

Представь, что ты замёрз и, чтобы согреться, начал делать гимнастику.

Ответь на вопросы:

- Почему сердце стало работать сильнее?

-Почему стало теплее?

- Попробуй научно обосновать процессы, которые происходят в организме.

Цель: убедиться в том, что обмен веществ в организме зависит от условий окружающей среды.

Задание №1. (3 балла).

Сравни растения в разные периоды года (лето и зима), ответь на вопросы и перечисли условия, от которых зависит обмен веществ.

Ответь на вопросы:

- Почему растения зимой и летом выглядят по-разному?

- Почему летом изменяются размеры растений?

Задание №2 (1 балл).

Прочитай текст и ответь на вопрос.

«Осенью, с наступлением холодов, суслик впадает в спячку. В это время его сердце бьётся 5-7 раз в минуту, число вдохов и выдохов снижается (до одного вдоха в 2 мин).

Резко понижается потребление кислорода».

-Почему происходят эти изменения?

Задание №3 (3 балл).

Заполни схему: «Условия, обеспечивающие обмен веществ».

Обмен веществ

Зависит от:

Выходной контроль.

Цель: проверить усвоение знаний об обмене веществ.

Задание №1 (3 балла).

Закончи схему: вместо точек напиши названия веществ:

Из внешней среды.                  Во внешнюю среду.

КЛЕТКА

И

ОРГАНИЗМ

Задание №2 (4 балла).

Рассмотри рисунок.

           

                                                                                     

                                                                                   

                                                                                                                                                                       

Одуванчик лекарственный, выросший на газоне и на обочине дороги, имеет разные размеры.

-Почему?

Задание №3 (1 балл)

Прочитай текст и ответь на вопрос: «В душном, не проветриваемом помещении снижается работоспособность; ученики хуже выполняют задания».

Как вы полагаете, связано ли это явление с обменом веществ?

Резюме (1 балл).

Цель: определи, усвоил ли ты, что такое обмен веществ и от чего он зависит.

Прочитай текст, вместо точек поставь слова:

«Обмен веществ – основное …………………..

явление. Он обеспечивает клетку и организм………………, ………………., ………………. Обмен веществ зависит от…………….., ………………………………..,……

………….

Рефлексия.

-Что я узнал(ла) на уроке?

-Чем мне понравился урок?

-Всё, что я узнал(ла) на уроке, смогу ли применить в жизни? Как?

10 мин

Выполнять задания можно в любом порядке.

За 10 мин постарайтесь выполнить все три задания и набрать не менее 10 баллов.

Работа учеников с учителем (фронтальная беседа).

За каждый правильный ответ на вопрос получаешь дополнительный балл.

10 мин

Вопросы и ответы обсуди с товарищем. Сами определите количество баллов за ответы (занесите их в лист учёта).

Работа с раздаточным материалом под руководством учителя.

Ответы занеси в таблицу.

Обсуждение вопроса в группах.

1-2 мин

Подсчитай количество баллов, которые ты набрал при выполнении заданий. Лист учёта отдай учителю.

1-2 мин

Примечание . Если ты набрал 25-30 баллов и больше – оценка «5», если 20-25 – оценка «4», если ты набрал 16-19 баллов – оценка «3», если меньше 16 – неудовлетворительно, но не огорчайся, у тебя ещё будет возможность исправить положение.

Приложение.

Фамилия.

Имя.

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

Резюме.

Сумма

Баллов.

«Оценка»

Условия обмена веществ.

На обочине дороги.

На газоне.

1.Скорость обмена веществ.

2.Температура.

3.Химический состав пищи.

Медленная.

Повышенная.

Неполный.

Быстрая.

Нормальная.

Полный.

Росянка

Схема №1.

Методические рекомендации к уроку:                            «Обмен веществ – основное биологическое явление»

6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм».

Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ».

Основная задача модульного урока в 6 классе – научиться работать самостоятельно, выполняя конкретные задания; научиться оценивать свою работу. Учитель выступает в роли помощника; направляет и координирует работу учащихся.

 Оборудование: у каждого ученика «Маршрутный лист». В нём чётко расписаны не только задания, но и дано руководство по усвоению учебного материала; регламентировано время и указано количество баллов за выполнение каждого задания; дан дополнительный материал (приложение).

Урок разбит на несколько учебных элементов (УЭ).

УЭ – 0. Целеполагание. Учитель вместе с детьми озвучивает цель урока;  что ученик должен узнать и чему должен научиться.

    УЭ – 1. Проверка готовности ученика к усвоению нового материала. Входной контроль.

Входной контроль включает 3 задания.

Задание №1.Допиши пропущенное слово (проверка знаний о признаках живой материи).

Задание №2. Работа с текстом, рисунком (проверка умений работать с текстом, на основании этого делать выводы).

Задание №3. Работа со схемой (проверка умений работать со схемой).

При выполнении входного контроля учитель следит за временем.

УЭ – 2, УЭ – 3. Изучение нового материала.

УЭ – 2. Совместная работа учителя и учащихся. Цель: усвоить, что такое обмен веществ и где он происходит.

В начале можно вместе с детьми прочитать определение обмена веществ, а потом разобрать вопросы ( задание №1).

Задание №2.Закрепление ( формирование понятия, чем обмен веществ растений отличается от обмена веществ животных). Работа с рисунками.

Задание №3. Задание носит личностную ориентацию. Рассчитано на сильных детей. Формирует умение размышлять,  доказывать.

После выполнения этого задания можно эти вопросы обсудить вместе  (если позволит время).

УЭ – 3.Самостоятельная работа. Задача этого этапа – выяснить зависимость обмена веществ от условий окружающей среды.

Задание №1. Задание на умение сравнивать и на основании сравнения делать выводы. Сложное задание. Если дети затрудняются можно выполнить вместе.

Задание №2.Работа с дополнительным текстом. Личностно ориентированное задание.

Задание №3. Работа  на формирование умений составлять схему на основании материала.

УЭ -4.Закрепление изученного материала. Выходной контроль. Цель: проверить усвоение знаний.

Задание №1. Проверка фактического материала (составление схемы).

Задание №2. Проверка умений сравнивать объекты; объяснять причины различий (работа с рисунками).

Задание №3. Проверка умений применять свои знания ( задание личностно ориентировано).

УЭ – 5. Подведение итогов.

Резюме. Проверка умения анализировать свои действия, работу.

УЭ – 6. Рефлексия.

 Формирование умений оценивать свою работу  (выставление оценок в оценочный лист).

В конце урока учитель собирает «Маршрутные листы».

 Домашнее задание: с. 86-87.

Используемая литература.

Журнал «Биология в школе»,

Интернет (www.mordovnik.ru., kaktus.bimber.ru.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект модульного урока по биологии, 8 класс

Цель: Самостоятельно изучить строение скелета головы и раскрыть их значение и строение1.     Какое строение  и значение имеет череп?2.     Почему кос...

План - конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления».

Тип урока: обобщение и систематизация учебного материалаЦель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения,...

презентация к уроку английского языка 8 класс по теме: Обмен одежды в магазине.

Урок направлен на развитие диалогических навыков и совершенствование лексики по теме "Одежда". Можно предложить учащимся разыграть ситуацию с обменом одежды, попросив их принести элементы одежды. Можн...

План - конспект открытого интегрированного урока по биологии на тему "Выбор есть всегда"

Открытый урок был проведен в рамках республиканского семинара "Опыт реализации интеригованного подхода в обучении и воспитании детей - сирот в условиях Волжской школы - интерната"....

Конспект урока обществознания в 7 классе по теме "Обмен, торговля, реклама"

Тема: Обмен, торговля, рекламаЦели: Познакомить учащихся с основными экономическими процессами в области  торговли, а так же с механизмами купли-продажи, обмена, рекламной деятельности. Сформиров...

Презентация к уроку биологии 8 класс на тему "Обмен веществ и энергией".

Часы сделаны из нескольких десятков деталей, организм человека из более чем из 60-100 триллионов клеток. какое основное свойство организма человека обеспечит их жизнедеятельность?...

Конспект открытого урока по биологии 8 класс. Тема:Витамины и их роль в организме человека"

Конспект урока по биологии разработан для учащихся 8 класа и соответствует ФГОС,...