Человек и природа в современном мире. Повесть «Прощание с Матёрой» - катастрофический разрыв человека со своими корнями.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Збродько Виктория Георгиевна

Разработка урока: Человек  и природа в современном мире. Повесть «Прощание с Матёрой» - катастрофический разрыв человека со своими корнями.

В разработке даётся краткий обзор творчества писателя,  показана активная позиция героев в борьбе за сохранение природы, обращено  внимание на разнообразие проблем, которые ставит автор; формируется  неравнодушное отношения к проблемам своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshchanie_s_matyoroy.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА урока: Человек  и природа в современном мире. Повесть «Прощание с Матёрой» - катастрофический разрыв человека со своими корнями.

Цели урока:

     - дать краткий обзор творчества писателя,  показать активную позицию героев в борьбе за сохранение природы, обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит автор;

        - развивать чувство ответственности за судьбу своей страны, чувствовать связь прошлого с настоящим и будущим;

       - формировать неравнодушное отношения к проблемам своей Родины, вовлечь в беседу о смысле человеческой жизни, о духовном единении людей и преемственности поколений.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы урока: аналитическая беседа, лекция учителя.

МПС: русский язык  - «Лексика».

           Факультатив «Литература Кузбасса» - Судьба земли как планеты в творчестве кузбасских поэтов.

Оборудование урока: портреты В.Г.Распутина, иллюстрации к уроку.

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А.С.Пушкин

Ход урока: обращение к эпиграфу

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

          Любовь к отеческим гробам

На них основана от века по воле Бога самого

Самостоянье человека – залог величия его

Животворящая святыня!

Земля была без них мертва,

Без них наш целый мир – пустыня,

Душа – алтарь без божества.

Эти слова почти что два века назад сказал Александр Сергеевич Пушкин, а наш современник – Валентин Григорьевич Распутин только подтвердил эти слова своей повестью «Прощание с Матёрой». Итак, тема нашего сегодняшнего урока: Человек и природа в современном мире. Повесть «Прощание с Матёрой» - катастрофический разрыв человека со своими корнями.

Учащийся: В повести «Прощание с Матёрой» легко угадывается судьба села Аталанка, где прошли детские годы писателя. Аталанка в годы строительства Братской ГЭС (Восточная Сибирь, Ангара) попала в зону затопления, и, хотя село перенесли на новое место, наладить прежний, раз и навсегда устоявшийся уклад жизни было чрезвычайно трудно. « Негде стало сеять хлеб. Многие новые пашни не годились: кругом была в основном глина…» Рукотворные моря лишили людей привычного уклада жизни, лишили родной земли – малой родины.

Учитель: В своей повести, которая появилась в журнале « Наш современник» в 1976 году и была издана в Праге, Мюнхене, Хельсинки  и т.д. Лариса Шепитько и Элем Климов сняли фильм « Прощание», вышедший в 1983 г., основанной на реальных событиях, писатель отразил общие тенденции, опасные, прежде всего с точки зрения нравственного здоровья нации. Поэтизируя прошлое, писатель остро ставит проблемы современности, утверждая вечные ценности, призывает к их сохранению.

Какие же это проблемы? (ответы учащихся с записью на доске).

- духовные, связанные с совестью, с памятью, с верой;

-экологические проблемы - «экология души», если не будет желания человека сохранить природу, то не будет и природы. И какие же проблемы главнее: духовные или материальные?

Каковы ваши впечатления от прочитанного?

Скажите, правильное ли, на ваш взгляд,, решение официальных лиц о затоплении Матёры? (все точки зрения записываются на листе и вывешиваются на доске)

-Да, будет от Матёры польза:  на электричество пойдет, уверен Андрей;

-Нет, Матёра – их жизнь, прошлое, могилы предков, это земля, вскормившая многие поколения селян.

-Строительство ГРЭС – это необходимо для блага  народа. Но делать нужно всё по-хозяйски и по-человечески.

Учитель:            Итак, у нас несколько мнений. Интересно будет посмотреть в конце урока: изменятся ли они?

Распутин – мастер пейзажных зарисовок. Он использует самые сочные, праздничные краски и сильные, необычные звуковые образы, необходимые для того, чтобы воссоздать природу Сибири. Зачитать (музыкальное сопровождение: Чайковский « Времена года» )

« Опять с грохотом и страстью пронесло лёд, нагромоздив на берега торосы, и Ангара освобождено открылась. Вытянувшись в могучую сверкающую течь…Опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки»… Но жизнь в деревне уже нарушена. Какие детали говорят нам об этом? Зачитайте или назовите их. ( Ответы учащихся) Но не всегда же так было…,   а теперь пришло время узнать историю Матёры (краткий пересказ).

Учитель: Можно ли сказать, что Матёра была в стороне от истории страны? Скажите, а зачем автор показывает нам историю острова, ведь его всё равно затопят? Представьте себе. Что этого описания нет в повести, какое было бы ваше отношение к Матёре? Подумайте и свои рассуждения запишите и заслушаем, что у вас получилось? (зачитывают свои рассуждения). И вот деревне и острову больше не бывать. Ниже по Ангаре строят плотину для электростанции, вода поднимется и затопит остров. Вот и надо жителям прощаться со своей Матёрой… Как вы понимаете слово «прощаться»? (расстаться с одушевлённым лицом), получается, что прощание произойдёт с одушевлённым предметом. Давайте поробуем произнести про себя слово Матёра – чувствуется ласковость, нежность, что – то материнское, но в тоже время и «матёрость», возмужалость, древность. А какое лексическое значение слова Матёра? Заглянем в словарь Даля: (материк, берег у реки, твёрдая земля, остров, суша). Попробуем составить синонимический ряд: Матёра – мать - сыра земля, Родина, модель земного рая, обетованная земля. Скажите, почему Распутин расселил своих героев именно на острове…не полуостров, не деревня, а именно остров. Давайте вспомним географию, что такое остров (часть суши со всех сторон, окружённая водой) Чем является вода для человека? (чистота, как физическая, так и духовная). Действительно, весь остров Матёра – это обетованная земля, исключительно безгрешное пространство, отделяемое многими водами от чужого грешного мира. Водный рубеж – лучшая граница от греха и суеты людской. За 300 лет для многих людей стала эта земля матерью, заботливо вскармливающая детей своих и дети отвечали любовью.  Казалось, что эта земля будет жить вечно. Но человек, возгордившись силой своей, нарушает исстари заведённый порядок. И  уходит Матёра, а вместе с ней уходит душа этого мира. Как вы думаете, почему повесть начинается с весеннего пейзажа? (образ весны не начало расцвета, не пробуждение, а последняя вспышка жизни, конец «нескончаемого ряда» дней Матёры. Скоро Матёра погибнет, а жителей, которых называют «утопленниками» переселят в новый посёлок, на правый берег Ангары, где хлеб не родится. А земля сверху чёрная, а как подняли -  так красная.

Учитель: С фразы Богодула: « Мёртвых грабют…» - завязывается сюжетный узел: матёринцы отбивают могилы своих родственников. Давайте послушаем главную героиню повести Дарью Пинигину и обратите внимание. Как жители называют пожогщиков? (представлениеДарьи Пинигиной: когда мы от Богодула узнали, что что-то страшное происходит на кладбище то я скомандовала: «Побежали, девки. То ли рехнулся, то ли правду говорит. За мной поспевала Настасья, позади, держа мальчонку за руку, семенила Сима, Богодул, баламутя деревню, отстал и мы ворвались на кладбище одни. Те, кого Богодул, называл чертями, уже доканчивали своё дело, стаскивая отпиленные тумбочки, оградки и кресты в кучу, чтобы сжечь одним огнём. Я не выдержала и из последних сил, ожгла мужика сбоку по руке подобранной палкой, закричав: « А ну – ка марш отседова, нечистая сила, а он ещё и посмеялся над нами, сказав: «Вы откуда здесь взялись? Из могилок, что ли?» Но мне было не шуток, и я шла на него приступом: « Чтоб счас же тебя не было, поганая твоя душа! Могилы зорить…А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя  тут? Ребяты лежат? Не было у тебя, у поганца, отца с матерью» Я поглядела на сбросанные как попало, кресты и тумбочки и стало мне еще тошней…Я слабо слышала, что рядом выкрикивала Сима: «Для вас святого места на земле  не осталось! Ироды!» Тут вышел какой – то Жук (фамилия то такая) и начал нам объяснять, что прежде чем пускать воду, следует навести в зоне затопления порядок, подготовить территорию…Он говорил нам, что здесь разольётся море. Пойдут пароходы, поедут люди. Туристы и  интуристы поедут, а тут кресты плавать будут, но Вера закричала: « Пароходы поплывут…это когда твои пароходы поплывут, а мне как теперь здесь находиться, - Вера даже задохнулась и продолжала кричать, - Покуда я здесь живу, подо мной земля, и не нахальте на ней. Можно было эту очистку под конец сделать, чтоб нам не видать…Да, отбили мы всё же своих, скоро эти черти уехали, а мы долго ещё ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки.

Учитель: Согласны вы, страшная картина? Так  как называли этих людей и почему? (разрушение и осквернение захоронений всегда и везде считалось святотатством) В повести противопоставлены два начала: светлое, жизнеутверждающее и тёмное, разрушающее. Несмотря на физическую немощь, старики, старухи и дети одержали моральную победу над людьми, слепо исполняющими чужую неумную волю.

Для  Валентина Распутина очень важна сцена «Прощание с родными могилками». Вот на какие раздумья наталкивает Дарью последнее посещение погоста. Кстати, а как вы объясните  лексическое значение слова «погост» (священное место, где покоятся (гостят) тела умерших до будущего воскресения).- Зачитать с.218. Действительно, человек лишь узелок в нескончаемой нити поколений. Человек – часть семьи, семья – часть рода, род – часть народа, народ – часть Родины… Рождение, родители, род, народ, Родина – (на доске) однокоренные слова, имеющие одни и те же истоки. И, действительно: правда человека в памяти, скажите, что значит для нас такая память и так ли она важна для нас? Дарья говорит землякам: «Памяти никакой не стало, вся износилась…» - что она имеет в виду? Почему эту правду не может постигнуть её сын Павел и внук Андрей? (Представление молодого поколения: Нам тоже жалко Матёру, но ведь и после затопления она будет помогать людям своим электричеством). Пока я молодой, говорит Андрей, надо всё посмотреть, везде побывать. Что хорошего, когда человек прожил жизнь на одном месте. Кроме того, Андрей хочет как лучше, рвётся работать, значит, занят делом. Ведь участие в делах страны это и есть забота обо всёх. Скажите, какие ценности для молодых главнее? ( Взамен духовных – материальные. Прагматический подход к жизни взял верх, духовные идеалы для них утратили свою силу. Если Павел ещё сомневается в правильности решения правительства, то Андрей рвётся на великую стройку, хотя в глубине души и ему жаль Матёру. А Дарья, жалеет внука, ведь его «живое сердце может износиться» в беготне по местам, которые « на виду». Во время спешки, гонки по жизни человек теряет самого себя…

Учитель: может потому ещё жалко Матёру, что существует на ней много преданий, легенд. Одна из них – о «царственном листвене»: рассказ учащегося (О Листвене шло поверье, что им крепится остров к дну речному, к общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять Матёра. К нему приходили как на исповедь: и молодые и старые. Даже техника «новаторов» была бессильна перед Лиственеем. «Неповалимый»,- сдался бригадир и, зная теперь Лиственю полную цену, ещё раз смерил его взглядом от земли доверху…» И выстоявший, непокорный Листвень продолжал властвовать надо всем вокруг. Но вокруг него было пусто.

Учитель: А, вы знаете, тяжкий грех совершает тот, кто нарушает не писанный, но всем известный закон: нельзя рубить старое дерево, отнимая у него, таким образом, право на естественную смерть. А пересаживать можно старое дерево, а старых людей?

На острове начинаются пожары: огонь и вода – стихии, дающие тепло и свет, это основы жизни, средство очищения. Официальные же лица, превращают этот дар в губящую всё живое стихию. Страшно то, что в пожогщики нанимаются сами жители посёлка, для того, чтобы получить  деньги – это Петруха и Клавдия. Их, наверное, можно понять: они просто устали от бесконечного труда, а переселение представляется – выходом в другую жизнь. Скажите: можно ли назвать таких людей хозяевами? Как вы понимаете слово «хозяин»?  (ответы учащихся) Живёт на острове фантастическое существо – маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверёк. Давайте познакомимся с ним и подумаем: может это и есть хозяин? (сообщение учащейся: с. 208)  Трудная ему досталась доля: зная, не уметь. Ни изменить, ни предотвратить. Этот безвредный, и беспомощный зверёк – воплощение природного добра и понимания, прощения и долготерпения. В конце повести раздаётся его тоскливый вой. Прощается он? Протестует? Предупреждает? Призывает к милосердию? Спрятался остров в тумане, чтоб не нашли его, не сожгли единственный барак, в котором находятся не желающие до последнего момента покидать землю предков старухи.

Учитель: Очень часто мы говорим: « Человек – царь природы», а Дарья иронизирует: « Поцарюет, поцарюет, да и загорюет. Дик, дик человек, этак и зверь не умеет. Прости нам, господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Можно согласиться с героиней? Так кого можно назвать хозяином? (ответы уч-ся). Дарья дорожит своей памятью, не зря и речь у неё напевная, мягкая, многие слова несут на себе отпечаток местного говора. Приведите примеры речи, монолога Дарьи, (ответы уч-ся: с.215 – 217) Незабываемы страницы о том, как Дарья выполняет  этот завет родителей (ответы уч-ся: Дарья убирала, белила свою избу, украшала её пихтовыми ветками, обряжала. Все подруги спешили на помощь старой Дарье, но она не захотела принять помощи. Всё это не понятно пожогщикам: « Ты, бабка, в своём уме? Жить, что ли собралась? Мы завтра пожигать будем, а она белит. Ты что?» Последний свой долг Дарья видела в том, чтобы « по – родному, по – свойски» проводить Матёру. Утром она сказала: « Всё, зажигайте. Но чтоб в избу ни ногой…». Образ Дома символичен. Он изображён одухотворённым, живым, чувствующим.).

Учитель: С этим образом связан и  образ Хозяина – духа Матёры. Накануне затопления слышится его прощальный голос. Трагическим завершением повествования является ощущение конца света: герои, оставшиеся последними на острове, чувствуют себя «неживыми», брошенными. Ощущение потусторонности усиливает образ тумана, в котором  скрывается остров: «Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана».

Предавая смерти Матёру, что предают люди? (ответы уч-ся: родовую память, историю, традиции, чувство собственного достоинства). Учитель: Я предлагаю вам такое задание: Давайте, вообразим, что мы встретили героев Распутина через три года, какими они стали, изменились ли, чем занимаются? Но прежде чем приступить к выполнению этого задания давайте разделимся на группы (по цвету карточек), и из каждой группы по одному представителю для  выполнения другого задания

1 группа – образ Дарьи Пинигиной.

2 группа – Павел и его сын Андрей.

3 группа – пожогщики.

Помимо того, что вы попробуете показать нам эти образы, представитель каждой команды должен взять интервью у героя из команды соперников. Будут оцениваться не только вопросы, но и ответы, оценивать будете сами. 2 – зад.: вам даны отрывки окончания повести Распутина « Прощание с Матёрой», попробуйте себя в роли автора и закончите произведение по своему желанию. ( Проверка задания) Учитель: давайте обратимся к началу нашего урока, где мы говорили о проблемах, которые Распутин пытался решить в своём произведении – называют: духовные и материальные, какие проблемы важнее (духовные) и почему? Обратим внимание на доску, в начале урока было несколько мнений на решение официальных лиц о затоплении Матёры. Изменилось ли ваше мнение и почему (ответы уч – ся). Учитель: Судьба земли как планеты, её прошлое, настоящее и будущее, и тревога за неё - основное в творчестве и наших кузбасских поэтов: Геннадий Юров отмечает:

Не различу, где облако, где дым,

Где пойма – где шахтовые провалы…

Мы поздно спохватились:

- Что творим!

Ах, если нам всё начать сначала!

Начать сначала…

Что будет с нами? Что мы несём земле? Способны ли мы оживить и украсить Землю?

Друзья мои! Процесс необратим.

Природа возвращение осудит.

Не будет ликвидации плотин.

И возрожденья мамонта не будет…

… Друзья мои! Теперь необходим

Последний пик – заботы человечной

О бабочке, живущей день один,

О воздухе, которым дышим вечно.

Подумаем над этими словами и после урока…Подумаем и над словами Пушкина, сказанными в начале урока…Подумаем и об уроках повести Распутина. Матёра стала не только символом, отчего дома, но и России. Повесть Распутина горяча и тревожна, но через боль ведёт к исцелении

Эта книга о почтительном отношении к предкам, о «малой» и большой Родине, о духовной сопричастности к тем местам, на которых живёшь. Ведь без памяти нет ни народа, ни нации, ни Человека. И Распутин уверен, что в наших силах сохранить родную землю и быть счастливыми на ней.

А ещё один кузбасский поэт Валентин Махалов советует:

Открой родной природе душу,

И с ней, единым чувством слит,

На зорьке утренней послушай

Дыханье ровное земли.

Рефлексия, саморефлексия.

Задание на дом: прочитать любое произведение  на тему « Человек и природа» (В.Шукшин. Рассказы; Ч.Айтматов «Плаха», Б.Васильев «Не стреляйте в белых  лебедей»), подумать над вопросами:

- что мы теряем и что приобретаем в отношениях с природой?

-что значит экологическая совесть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крыша дома твоего ( по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой»

Открытый урок посвящён творчеству В.Г.Распутина (проведён в канун юбилея писателя- 75 лет)...

Открытый урок "У кого нет памяти, у того нет жизни" по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"

Помочь учителям русского языка и литературы ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный  мир его героев; обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель; формиро...

Открытый урок "У кого нет памяти, у того нет жизни" по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"

Материалы для открытого урока по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"...

Урок по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"

Урок для обучающихся 11 класса, носит нравственный характер, построен на технологии критического мышления, использованы исследовательские методы....

Открытый урок литературы 11класс по теме Проблематика повести В. Распутина "Прощание с Матёрой"

Данный урок был проведён в канун юбилея  писателя В.Распутина. Урок носил воспитательный характер....

Урок по творчеству Распутина Тема: Пророческий пафос произведений В.Г.Распутина По повестям «Пожар», «Прощание с Матёрой».

У каждого, кто прочитал хоть одну повесть или один рассказ этого писателя, кто имеет сердце, у кого открыты глаза, не останется сом...

Конспект открытого урока "По страницам повести В.Г. Распутина "Прощание с Матёрой".

Урок проведён на параллели 11-х классов в связи с 75-летием писателя В.Г. Распутина. Это урок-конференция. Сопровождался показом фрагментов из  художественного фильма "Прощание". На уроке п...