Урок по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"
план-конспект урока (литература, 11 класс) на тему

Мойсеева Елена Иннокентьевна

Урок для обучающихся 11 класса, носит нравственный характер, построен на технологии критического мышления, использованы исследовательские методы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе

Тема: Образ Дома в повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой»

Ход урока:

  1. Пролог урока:

Звучит музыка Ф.Шуберта «Ave Maria» (М.Андре – труба, Ж.Паркер-Смит – орган)

- Охарактеризуйте, пожалуйста, прослушанную музыку. Какая она по характеру? (Духовная)

- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О душе)

  1. Определение ключевого вопроса урока:

- С этим понятием неразрывно связано понятие «дом», которое является ключевым в теме нашего урока.

- А какие ассоциации у вас возникают при слове «дом»?

ДОМ                                квартира, семья, родители, очаг, быт, традиции, дача, имение,

                                         Дом знаний, дом торговли, дом души.    

- Обратимся к произведению Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» и посмотрим: ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕК СО СВОИМ ДОМОМ? – вопрос  написать на доске.

  1. Работа над произведением:

- Чтобы ответить на вопрос, вынесенный в центр урока, надо определить в повести те эпизоды, которые неразрывно связаны с домом.

Оставшиеся жители в бараке Богодула

Разорение кладбища

Прощание Настасьи со своей избой

Сожжение

мельницы

Сожжение Петрухой своего дома

Прощание Дарьи с родной избой

ДОМ

- Кто из героев повести взял на себя всю ответственность за происходящее в Матёре? (Дарья)

- Она сегодня и будет своим печальным взглядом сопровождать наш разговор, а мы, говоря о том, что же с нами происходит,  должны быть честными перед ней и перед самими собой.

(Поместить на доске репродукцию картины

- Первое событие, которое завязывает сюжет, - разорение кладбища. Зачем Распутин из всей цепи событий это поставил первым?

- Почему герои повести так всполошились, когда узнали об этом вандализме?

- Почему автор неоднократно (и даже в эпизоде прощания Дарьи с родными могилками) пишет, что пришлые убрали с могил всё: тумбочки, оградки и даже кресты? В чём важность этой детали? (Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и   воскресения. Водружённый в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело усопшего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в царстве Божием. И если крест уничтожается, то усопшему отрезаются все пути к воскрешению. Символ надежды).

-   Какое  имеет продолжение история с  кладбищем?     (могилки остаются на погибающей Матёре)

- Как прощается со своим домом Настасья? (гл.7, с.49)

-  Особенно горька судьба дома Катерины (гл.8, с.60-62). Как вы думаете, почему все матёрцы собираются к горевшей избе? (Этим огнём освещается судьба всех матёрцев. И потому жители обречённой на смерть земли собираются всем миром проводить первую «умирающую» избу).

- Почему прибежавшие люди стояли друг от друга отдельно? Почему эта беда не сплотила их в данный момент? («Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности. Всегда так: при неприятном, постыдном событии, сколько бы много ни было вместе народу, каждый старается, никого не замечая, оставаться один - легче потом освободиться от стыда. В душе им было нехорошо, неловко, что стоят они без движения, что они и не пытались совсем, когда ещё можно было спасти избу, - не к чему было пытаться. То же самое будет и с другими избами, скоро уж, - Петрухина первая. И они смотрели, смотрели, ничего не пропуская, как это есть, чтобы знать, как это будет, - так человек с исступлённым вниманием вонзается глазами в мёртвого, пытаясь заранее представить в том положении, которого ему не миновать, себя».)   - глава 8, стр. 60-62

- Как автор описывает глаза и лица людей, глядящих на горевшую избу?

-  Почему лица кажутся «слепленными, восковыми», как у умерших? (Потому что часть их жизни умрёт вместе с островом, что был для них домом. Тем более дом поджигает не пришлый, а свой же, деревенский.)

-   Как в городе называли людей, переселившихся из зоны затопления? (утопленниками)

-  В чём смысл этого прозвища? (мёртвые, умерла часть души, не зря умирает в городе Егор)

-  Как горящая изба предсказывает судьбу остающихся? («Тесина на крыше вдруг поднялась в огне стоймя и, чёрная, угольная, но всё же горящая, загнулась в сторону деревни - там, там быть пожарам, туда смотрите».)

- Если «свой» без сожаления поджёг дом, что уж говорить о чужаках?  Какое отношение имеет к дому мельница?

-   Как Распутин показывает бездну падения чужаков в эпизоде поджога мельницы? (гл.16, с.123-124)

- Чем отличается поведение чужаков в этом эпизоде от поведения матёрцев в эпизоде поджога Петрухой своей избы?

-  Почему Дарья считает своим долгом проводить мельницу в последний путь?

- Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Что для Дарьи изба? (гл.20, с. 154-161)

- Последнее пристанище матёрцев - барак Богодула. К какому произведению относит нас этот барак? («Котлован» Платонова)

-  Вспомните символичность и котлована, и барака, в котором существовали строители, и подумайте, в чём символичность этого последнего пристанища героев в повести «Прощание с Матёрой»? (Автор упорно называет его курятником).

-   Вас не удивляет, что со старухами на разорённой Матёре остаётся маленький мальчик, внук Симы?

-  Перед вами выдержки из мыслей, рассуждений Дарьи. Как вы думаете, какое из них должно подвести итог нашему разговору? (Приложение 1)

-  Что же происходит с нашим домом души? Как ответить на этот вопрос? Каков же выход?

-  Этот вопрос волновал умы и сердца не одного поколения писателей, об этом говорят в своих произведениях писатели 20 века И.Шмелёв и Ф.Абрамов:

     Счастлив тот дом, где пребывает мир...

где брат любит брата, родители пекутся

о детях, дети почитают родителей!

Там благодать Господня...

            И.С.Шмелёв. «Лето Господне»

       Главный-то дом человек в душе

у себя строит. И тот дом ни в огне

не горит, ни в воде не тонет.

                          Ф.А.Абрамов. «Дом»

Рефлексия:

1.  Составление синквейна:

 1. ДОМ.

2. Два прилагательных.

3. Три глагола.

4. Фраза из четырёх слов.

5 Синоним к первому существительному.

2.  Продолжить фразу:

- Сегодняшний разговор на уроке для меня (мне) ...

-  Для продолжения сегодняшнего разговора о надвигающейся катастрофе земли и души на следующем уроке я оставляю вам материалы о сегодняшней ситуации: мнение учёного о запуске Богучанской ГЭС, живые голоса реальных      людей      затопляемой      деревни      Усть-Илимского      района, стихотворение усть-илимского поэта Александра Федюковича (Приложение 2). На этих материалах можно провести интегрированный урок литературы - экологии - географии.

Домашняя работа:

1.  Написать эссе «Дом души».

2.  Подумать над вопросом: «Какая связь между домом души и царским лиственем?»

Пока будете собираться, послушайте ещё раз музыку, звучащую в начале урока. Пусть она звучит в вашей душе и не даст ей оскудеть.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Выдержки из мыслей и рассуждений Дарьи

«Говорит: живи, Дарья, пока живётся. Худо ли, хорошо - живи, на то тебе жить выпало. В горе, зле будешь купаться, из сил выбьешься, к нам захочешь - нет, живи, шевелись, чтобы покрепче зацепить нас с белым светом, занозить в ём, что мы были», - глава 4.

«Много на себя не бери - замаешься, а возьми ты на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть», - глава 4.

«Люди про своё место под богом забыли - от чё я тебе скажу...» -глава 12.

«Мать, ежли она одного ребёнка холит, а другого неволит, - худая мать», - глава 12.

«...нам Матёру на подержание только дали... чтоб обихаживали мы её с пользой и от неё кормились. А вы чё с ей сотворили? Вам её старшие поручили, чтобы вы жисть прожили и младшим передали. Оне ить с вас спросют. Старших не боитесь - младшие спросют», - глава 13.

«Душу свою потратили - вам и дела нету. Ты хошь слыхал, что у его, у человека-то, душа есть?..

В ком душа, в том и бог, парень.

Кто душу вытравил, тот не человек... На чё угодно такой пойдёт, не оглянется», - глава 14

Выдержки из мыслей и рассуждений Дарьи

«Говорит: живи, Дарья, пока живётся. Худо ли, хорошо - живи, на то тебе жить выпало. В горе, зле будешь купаться, из сил выбьешься, к нам захочешь - нет, живи, шевелись, чтобы покрепче зацепить нас с белым светом, занозить в ём, что мы были», - глава 4.

«Много на себя не бери - замаешься, а возьми ты на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть», - глава 4.

«Люди про своё место под богом забыли - от чё я тебе скажу...» -глава 12.

«Мать, ежли она одного ребёнка холит, а другого неволит, - худая мать», - глава 12.

«...нам Матёру на подержание только дали... чтоб обихаживали мы её с пользой и от неё кормились. А вы чё с ей сотворили? Вам её старшие поручили, чтобы вы жисть прожили и младшим передали. Оне ить с вас спросют. Старших не боитесь - младшие спросют», - глава 13.

«Душу свою потратили - вам и дела нету. Ты хошь слыхал, что у его, у человека-то, душа есть?..

В ком душа, в том и бог, парень.

Кто душу вытравил, тот не человек... На чё угодно такой пойдёт, не оглянется», - глава 14



Предварительный просмотр:

        Красивый миф и горькая быль                                                                Приложение 2

                                                           Александр Федюкович

Жила-была сибирская река,

Бежавшая, по мифу, от Байкала,

По волюшке своей в седых веках

Невестой Енисеевою стала.

Фаты белее пена в шиверах,

Румянец девичий, на плёсах её зори...

Струилась, разбивая скалы в прах,

Не знала, что за счастьем ходит горе.

Байкал метнул утёс - не удержал...

Журчала Ангара на перекатах: -

Жаль старого отца, взаправду жаль,

Но я люблю, а это чувство свято.

Вовек не расплескать любви моей...

Стремглав текла река, что было силы.

Красавец своенравный Енисей

Бежал не в океан, на встречу с милой.

И встретились.

Слились: струя в струю,

А капля в каплю...

Потекли степенно.

О, счастие, для них ветра поют...

Но...

Наступили злые перемены.

Мы, люди, порешили, что зазря

Уходит сила в скалы и пороги,

А мы...

Мы, между нами говоря,

Всесильны, человеки-полубоги!

И поднялась громада, усмирив

У самого Байкала бег стремнины...

И гордая река, главу склонив,

Шла Золушкой на Братские турбины.

А нам всё мало!

Вырос Усть-Илим...

И здесь плотина!

Дальше Богучаны...

Эх, люди, люди!!!

Что же мы творим?!

С рекою?

Нет, с собою, как ни странно.

Жила-была сибирская река,

Бежавшая, по мифу, от Байкала,

А мы стреножили...

Она течёт. Пока.

Полустоячая, но это - лишь начало,

Цветочки.

Будут горькими плоды...

Ответят наши дети или внуки

За наши неразумные труды

С подачи дилетантов от науки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Урок по творчеству Распутина Тема: Пророческий пафос произведений В.Г.Распутина По повестям «Пожар», «Прощание с Матёрой».

У каждого, кто прочитал хоть одну повесть или один рассказ этого писателя, кто имеет сердце, у кого открыты глаза, не останется сом...

Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)

Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")

совершенствовать умение анализировать  текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...

Урок по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"

Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г.Распутина             ...