Урок по творчеству Распутина Тема: Пророческий пафос произведений В.Г.Распутина По повестям «Пожар», «Прощание с Матёрой».
методическая разработка (10 класс) по теме

У каждого, кто прочитал хоть одну повесть или один рассказ этого писателя, кто имеет сердце, у кого открыты глаза, не останется сомнений в благотворности распутинских произведений, потому -то вновь и вновь он будет возвращаться к его героям, чтобы сверить свои побуждения с их мыслями. О.Н.Шахерова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v.g.rasputin.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по творчеству В.Г.Распутина.

Тема: Пророческий пафос произведений В.Г.Распутина

По повестям «Пожар», «Прощание с Матёрой».

Цели: Познакомить учащихся с творчеством В.Г.Распутина; раскрыть проблемы, которые поднимает писатель в своих произведениях.

                                                                     У каждого, кто прочитал хоть одну повесть или один рассказ этого писателя, кто имеет сердце, у кого открыты глаза, не останется сомнений в благотворности распутинских произведений, потому -то вновь и вновь он будет возвращаться к его героям, чтобы сверить свои побуждения с их мыслями.

                                                                                                          О.Н.Шахерова.  

1*.Биографическая справка: (подготовленный ответ.) Файлы (1 – 5).

2*.Лингволитературный анализ повестей В.Г.Распутина «Пожар» и «Прощание с Матёрой».

*Почему В.Г.Распутин выбрал для своих повестей именно эти названия? Случайны ли они?( Выход на идею произведения при помощи анализа семантики слова-заглавия или слов в заглавии).

Файл 6-8 .(лексический анализ слов прощание, Матёра).

Вывод 1:остров Матёра и одноимённая деревня, находящаяся на нём, для писателя и для многих персонажей произведения - одушевлённые лица. Матёра - живое существо, просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. Для ёе жителей она  -первооснова, «стержень, на котором держится их бытиё: прошлое, настоящее, будущее».

Вывод 2: все значения и оттенки слова Матёра одновременно реализуются в тексте повести. Матёра полна сил, крепка , опытна( «…будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение») и неисправима: нельзя на ней жить не по совести, не задумываясь о смысле бытия.( Не случайно уже в «Пожаре», давая характеристику Афоне Бронникову как надёжному человеку, Иван Петрович уверенно говорит: «Свой, из старой, дозатопленной деревни парень

 Слово Матёра семантически и ассоциативно связано со словом мать. Суффикс – ер -  в русском языке указывает название лиц по действию.

Вывод 3: Матёра - это лицо( причём одушевлённое), чьё назначение быть матерью: Матёра для всех её жителей родная, первоосновная, « самой судьбой назначенная земля, что имела она чёткие границы, сразу за    которыми начиналась уже не твердь, а течь .Но от края до края, от берега и до берега хватало в ней и раздолья, и богатства , и красоты , и дикости , и всякой твари по паре всего , отделившись от материка , держала она в достатке , не потому ли и называлась громким именем Матёра?»

Слово Матёра семантически и ассоциативно связано со словом материк. Матёра – часть, материк.

Вывод 4: одновременность реализации этих значений способствует созданию обобщённо - символического образа. Они объединяются общим значением первоосновы и надёжности и даже – вечности.

Прощание с Матёрой для многих её жителей было прощанием со всеми веками накопленными духовными ценностями, да и с самой жизнью. Недаром автор устами персонажа всех их называет « утопленниками », что символизирует нравственную, духовную смерть матёринцев.

Файл 9-11. Повести «Пожар» предшествует эпиграф: «Горит село, горит родное». Почему эту повесть, а не «Прощание с Матёрой» автор предварил таким эпиграфом? Казалось бы, что для «Прощания с Матёрой» он как нельзя лучше соответствует. Ведь там действительно горит село.

В «Пожаре» смысл эпиграфа исходит как бы от обратного: село Сосновка не сгорело, даже магазинчик удалось отстоять. Гораздо страшнее, что «горят» души людей, нравственность, духовность общества.

На первый взгляд может показаться, что это бытовая повесть, заурядная, про пожар, в котором сгорело на складах много из того,   что не досталось людям. Но через дым и копоть вырисовались очертания державной катастрофы. Писатель ощутил, что «просто край открылся, край дальше некуда. Ещё вчера что – то оставалось наперёд, сегодня кончилось».

«Пожар» показал, что в закромах много пряталось и не доходило до народа. Он показал, что тот, кто больше радел о всеобщем имуществе, защищал, сберегал наследие народа, - был зачастую немым,что при спасении добра некоторые стараются прихватить его себе, перебросить через личный забор, что безразличные к людям, злые криминальные «архаровцы» стали силой.

В обеих рассматриваемых повестях В.Г.Распутина слово пожар является ключевым.

Практически всё повествование «Прощания» можно отнести условно к двум полюсам пожар, огонь – потоп, вода. И если в повести эти две стихии сосуществуют ( прежде, чем затопить « старые деревни, решено было, чтобы не возиться с хламьём, пустить под огонь» ) , то в «Пожаре» на первый план выходит огонь как более разрушительная сила , уничтожающая всё мгновенно и бесповоротно.

Антонимы пожар – потоп  огонь – вода становятся синонимами, поскольку в них на первый план выходит общее значение – «бедствие», «гибель», «уничтожение».

Вывод:  взаимоисключающие стихии объединились (и объединились по воле людей), чтобы уничтожить самое главное , основное для человека – связь с родной землёй.

*В самом начале повествования в «Прощании» писатель как вскользь обронил слова твердь, всякой твари по паре. Случайно ли употребление этих библеизмов

В повести В.Г.Распутина косвенно используется библейский сюжет о всемирном потопе (затопление деревни), который несёт гибель старому миру ради нового. Только будет ли этот новый мир лучше, чем мир, сложившийся на Матёре до «потопа», - вот над каким вопросом мучительно размышляют герои произведения. Как видно из двух повестей, эти размышления и сомнения отнюдь не напрасны.

Один из пороков нашего мира – смешение вековечных понятий добра и зла, совестливости и бессовестности. У кого же нет совести? В ком нет души человеческой?

Файл 12. Слово турист в современном русском языке не несёт в себе отрицательной оценки человека. Но благодаря идейно - эстетической обработке это слово в контексте  повести приобретает отрицательно - оценочное значение «временность», «непостоянство»; туристы временно пребывают где - либо, а значит, и относятся ко всему как временщики, по принципу,  «после нас - хоть потоп».

Семантическая трансформация слова турист в повестях В.Г.Распутина не исчерпывается ..появлением отрицательной оценочности его.Значение расширяется: в «туристов»превращаются жители Сосновки, для которых их деревня – как короткая остановка, привал, как временное пристанище.

А из «туристов» люди превращаются «орду». Слово это весьма красноречиво: толпа, скопище, банда. А  рядом стоят экспрессивные глаголы: нагрянуть, захватить, покончили.

Файл 13.

Высшей степени негативности автор достигает в слове архаровцы («Пожар»).

Архаровцы – это символ бездуховности, нравственной гибели человека. Не созидать, а разрушать – вот способ их существования.

Файл 14.

В рассматриваемых повестях писатель использует обобщённые символы – образ огня, пожара. Горит  Матёра, пылают товарные склады в Сосновке. Но как различно поведение людей на этих пожарах! Не смог противостоять человек пожирающему огню, бессильным  перед ним оказался. Пожар с Матёры перекинулся не только на сосновские склады, не только в душу человека, он запылал в обществе.

Вывод 5: празднует «свою буйную сатанинскую радость» полымя и на Матёре, и в Сосновке. Не выдерживают люди испытания огнём. Издавна в обществе считалось смертным грехом думать о собственной выгоде, когда на твоих глазах разыгрывается трагедия. В Сосновке забыли об этом. Подтверждение тому - сцены воровства во время тушения складов.

3*.Заключительное слово учителя.

Отпылал пожар. И уцелевший зелёненький магазинчик, спасение которого казалось победой над пламенем, не успокаивал, а добавлял, напротив, выбивающимся своим видом и горечи, и боли, и угара. Замерла после пожара Сосновка. Достатку и бессовестности была принесена кровавая жертва – егоровский дух, дядя Миша Хампо. Но эта жертва, одновременно является очистительной.  

Файл 15.

Подобное явление в литературе называется катарсисом, когда воплощение трагичного конфликта не подавляет своей безысходностью, а производит на читателя просветляющее действие

Есть надежда на спасение в «Пожаре»: пока не было огня, тужились Иван Петрович да Афоня только вдвоём, а «налетел огнь – сбежались и люди» , да и архаровцы «при большой беде могли показать себя людьми – не совсем же пропащее это племя».

Рассмотренные повести являются своеобразным призывом В.Г.Распутина к читателям включиться в битву с «преобразователями» природы, своего рода бездумными реформаторами. В двадцатые годы такого рода люди хотели зажечь пожар «мировой революции» и тем самым сжечь этот мир. В семидесятые они уже строили наоборот, занимались разрушительной мелиорацией, уничтожали « неперспективные» деревни, они же построили Чернобыльскую АЭС, воздвигали Байкальский целлюлозный комбинат, разрабатывали проект поворота Оби, Иртыша, Енисея в пустыни Средней Азии. Для этого должна была быть затоплена Западно - Сибирская низменность. Подобных «планов громадьё уже обернулось исчезновением города Мологи и сотен поселений на дне Рыбинского водохранилища и Чернобыльской катастрофой.

Повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой» и «Пожар» - обращение к нам: «Остановись, подумай, человек, не рушь бездумно, не увлекайся миражами, не разрушай фундамент, на котором стоит мир. Помни прошлое. Помни предков.

Список использованной литературы:

  1. В.Г.Распутин. Повести. Рассказы. Том 1 – 2.Дрофа. Москва. 2007.
  2. О. А. Шахерова. Распутин в школе. Дрофа. Москва. 2007.
  3. О.А.Хорт, В. В. Никовска. ЛИТЕРАТУРА. 11 класс.

 

                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "У кого нет памяти, у того нет жизни" по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"

Помочь учителям русского языка и литературы ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный  мир его героев; обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель; формиро...

Открытый урок "У кого нет памяти, у того нет жизни" по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"

Материалы для открытого урока по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"...

Открытый урок литературы 11класс по теме Проблематика повести В. Распутина "Прощание с Матёрой"

Данный урок был проведён в канун юбилея  писателя В.Распутина. Урок носил воспитательный характер....

Урок изобразительного творчества по теме:"Воспитание патриотов"

В этом уроке я пытаюсь сформировать чувство гордости за свою страну через изобразительное искусство....

Урок по литературе на тему «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Урок запланирован с целью: сформировать начальное представление о концепции повести А. Грина «Алые паруса»; способствовать формированию представления об А.С. Грине как талантливом русском ...

Обучающий урок, повторительно-обобщающий, по теме: "Любовь в произведениях русских писателей"

laquo;Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во в...