Обучающий урок, повторительно-обобщающий, по теме: "Любовь в произведениях русских писателей"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Можеванова Марина Александровна

«Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы.

Тема урока: Любовь в произведениях русских писателей.

Тип урока: обучающий, повторительно – обобщающий.

Цели:

  1. Повторить с обучающимися ранее изученные произведения известных писателей, сделав акцент на любовной тематике, показать на примере взаимоотношений конкретных персонажей произведений, учить анализировать, выявлять проблемы, определять позицию автора и выражать своё мнение на данную тему;
  2. Развивать умение выявлять любовный пафос произведений, анализировать поступки персонажей, их взаимоотношения, проблемы, касающиеся любовной тематики, умение выступать с сообщениями на аудиторию.
  3. Воспитывать трепетное отношение к высшим человеческим чувствам, интерес к предмету через изучаемую тему, позиционировать творчество русских писателей.

Ход урока.

  Вступительное слово учителя.

«Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём», — писал Владимир Маяковский в своём дневнике.

Постановка целей и задач на урок.

Сегодня на уроке мы будем говорить о любви. Повторим ранее изученные вами произведения известных писателей, где говорится о любви, о разных взаимоотношениях между героями, посмотрим, каким бывает это чувство на примере нескольких произведений, это – роман Л. Толстого «Война и мир» (рассмотрим данную тему на примере отношений Наташи Ростовой и Пьера Безухова), роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (на примере отношений Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой) , повесть А. Куприна «Гранатовый браслет» (бескорыстная любовь телеграфиста Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной), рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» (многочисленные романы молодой Изергиль).

Итак, давайте вспомним роман Льва Толстого «Война и мир».  Как мы можем охарактеризовать Наташу Ростову и Пьера Безухова? Как складывались их отношения? Почему они образовали семью только в эпилоге романа, что им мешало это сделать раньше?

После обсуждения данных вопросов – сообщение обучающегося.

Сообщение 1  Л. Толстой «Война и мир» - взаимоотношения Н. Ростовой и П. Безухова.

Наташа Ростова и Пьер Безухов являются одними из главных героев знаменитого романа "Война и мир" Толстого. Они знакомы с детства, их семьи принадлежат к высшему обществу Москвы и Петербурга. В детстве  Пьер уезжает за границу, где живет 10 лет. В возрасте 20 лет он возвращается в Россию и возобновляет дружбу с Наташей Ростовой, при этом отмечает, какая она редкая девушка и обворожительная. Он любит её, но Наташа воспринимает Пьера только как друга. В дальнейшем их судьбы складываются таким образом: Наташа собирается замуж за Андрея Болконского, затем увлекается Анатолем Курагиным, женатым человеком. Андрей только перед своей смертью смог простить её. В итоге Наташа остаётся одна. Пьер женится на сестре Анатоля – Элен Курагиной. Элен не любит мужа и живет с ним только ради денег. Она обманывает супруга с другими мужчинами. Пьер глубоко страдает из-за своего неудачного брака. В конце концов он разводится. В один прекрасный день Пьер признаётся Наташе в том, что, будь он холост, он просил бы её руки. Это признание очень трогает Наташу, а сам Безухов чувствует себя счастливым впервые за долгое время. С годами Наташа изменилась, повзрослела, ошибки её научили по – другому смотреть на жизнь, она стала более разборчивее в людях, она смогла разглядеть в Пьере настоящего мужчину – внимательного и заботливого по отношению к ней. В эпилоге романа они поженились, у них образовалась дружная, полная любви и гармонии семья, Наташа и Пьер стали родителями четверых детей (у них родилось 3 дочери и сын).

После выступления обучающегося, учитель подводит итог сказанному – благодаря настойчивости Пьера, его бесконечной любви к Наташе, ему удалось завоевать её расположения к себе, и у них в результате получилось создать семью.

Переходим к роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание». Что вы можете сказать о главном герое данного произведения и о Соне Мармеладовой? Какие это были люди? Что их объединяло? Как складывались их отношения?

После обсуждения данных вопросов - сообщение обучающегося.

Сообщение 2 Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» - взаимоотношения Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой.

В романе «Преступление и наказание» среди разнообразия тем, Достоевский поднимает и тему любви. Чувства в произведении развиваются между главным героем Родионом Раскольниковым и Соней Мармеладовой. Они становятся спасением друг для друга, воскрешают чувства, давно притаившееся где-то в глубине души. На первый взгляд, герои чрезвычайно далеки. Так, Раскольников — преступник, который переступил через нормы морали и нравственности ради достижения собственного блага. Соня же вынуждена встать на кривую дорожку из-за семьи (в 17 лет вынуждена заниматься проституцией). Не верит в возможность их отношений читатель и из-за веры: девушка религиозна, Раскольников скорее атеист. Объединяет героев то, что они являются представителями «униженных и оскорбленных». Доверительные отношения Родиона и Сони складываются постепенно и связываются тайной после того, как молодой человек признаётся ей в совершенном преступлении. Девушка покоряет сердце Раскольникова тем, что не осуждает его, а сочувствует. Она рекомендует признаться во всем, явиться с повинной. Перед походом в полицию Родион наведывается к Соне, которая благословляет его, надевая крест. Девушка незаметно следует за ним, поддерживает каждую секунду. В эпилоге герои наконец-то смогут быть счастливы, когда вместе отправятся на каторгу: Раскольников отбывать наказание, а Соня поддерживать его. Соня привела Родиона к вере в Бога, он нравственно возродился благодаря ей. В финале романа – они вместе, одна семья.

Учитель: таким образом, эти молодые люди, нагрешившие в своей жизни каждый по- своему, настрадавшиеся, притягиваются друг к другу, поддерживают друг друга, становятся друг для друга опорой, и у них образуется семья.

Сейчас поговорим о произведении А.Куприна «Гранатовый браслет».

Назовите главных героев рассказа, охарактеризуйте их.

Счастлива ли княгиня Вера в браке, как вы думаете?

Что вы можете сказать о Желткове?

О какой любви говорит Куприн в своём произведении?

После обсуждения данных вопросов – сообщение обучающегося.

Сообщение 3 А. Куприн «Гранатовый браслет» - Вера Шеина и телеграфист Желтков.

В основе повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» лежат взаимоотношения между Верой Шеиной и Желтковым, которые наполнены настоящим трагизмом.

Развитие любовной истории начинается тогда, когда телеграфист Желтков видит Веру Николаевну в цирке. Герой признается в том, что в первую же секунду он полюбил её, потому что на свете не было никого и ничего похожего на Веру.
Любовь Желткова возникает еще тогда, когда Вера не была замужней женщиной. Когда героиня выходит замуж за князя Шеина, Желтков продолжает со всей искренностью любить Веру, потому что не в силах отказаться от своих чувств.
На протяжении целых восьми лет (шесть из которых Вера находилась в браке с Василием Львовичем) Желтков испытывает искреннее чувство любви, которое является единственной ценностью в жизни Желткова. Он признаётся в том, что ничего, кроме неё, не заботит его в жизни. Для героя вся жизнь заключается в его возлюбленной. Желтков уверен в том, что его чувства – настоящая любовь. Сначала герой каждый день посылает своей возлюбленной письма, в которых признаётся в своих чувствах. Желтков тайно наблюдает за Верой, с подробностью описывает то, где она находилась в тот или иной день, в каком она была наряде. Однако письма перестают приходить так часто в результате того, что сама Вера написала Желткову записку, в которой просила оставить её в покое. Теперь Желтков присылает письма только по праздникам.
В день рождения Веры Желтков присылает ей подарок с запиской, в которой рассказывает о том, что перед ней семейная ценность – гранатовый браслет. Отдавая свою семейную реликвию, Желтков демонстрирует то, насколько сильна и бескорыстна его любовь. Герой готов отдать последнее, чтобы порадовать возлюбленную. Получив подарок, Вера чувствует беспокойство. Она принимает решение вернуть браслет Желткову и ещё раз поговорить о том, чтобы он оставил её в покое. Желтков даёт обещание родственникам Веры и самой Вере, что он больше не станет докучать ей. Он слушается свою возлюбленную, которая просит его как можно скорее прекратить эту историю. Герой пишет прощальное письмо к Вере и совершает самоубийство.
Узнавшая об этом Вера понимает, что мимо нее прошла искренняя и самоотверженная любовь, любовь совершенно исключительного характера.

Учитель: есть и такие жизненные истории, когда любовь остаётся безответной, и не каждый человек может это принять, поэтому случаются жизненные трагедии, которые приводят даже к смерти.

Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль»

Сделайте характеристику образа Изергиль. Расскажите о её жизни, о её отношениях с мужчинами. Какими они были?

После обсуждения данных вопросов – сообщение обучающегося.

Сообщение 4  М.Горький «Старуха Изергиль» - взаимоотношения молодой Изергиль.

В молодости Изергиль была очень весёлой и беззаботной. Переизбыток сил позволял ей с легкостью работать "с восхода по закат", а затем всю ночь петь и гулять с парнями. Изергиль впервые познала любовь к мужчине в возрасте пятнадцати лет. Её избранником оказался простой рыбак. Но он быстро наскучил энергичной и свободолюбивой девушке. Её душа тянулась к смелым и мужественным людям, живущим опасной жизнью.

 Молодая молдаванка познакомилась с гуцулом, ей понравился его неукротимый характер. Однако и этот роман был недолгим, так как гуцула вскоре казнили. В поисках новых острых ощущений Изергиль довелось побывать даже в турецком гареме. Но и на этот раз она испытала скуку от богатой однообразной жизни. Девушка сбежала вместе с сыном хозяина гарема - совсем молодым мальчиком, который умер "от тоски по дому, или от любви". Следующим любовником Изергиль был "маленький полячок", с которым она переехала в Польшу. Он быстро ей надоел. Во время ссоры женщина просто взяла и бросила "полячка" в реку. Оказавшись без мужской поддержки, Изергиль стала торговать собой. Но она всё же не опустилась до положения женщины, готовой на всё ради денег. Мужчины дрались и разорялись, чтобы добиться её благосклонности.

Молодость Изергиль быстро прошла. Дожив до 40 лет, она поняла, что уже не может с легкостью покорять мужчин. В этом возрасте её настигла последняя настоящая любовь к одному "шляхтичу". Постаревшая женщина впервые узнала, что значит быть брошенной любимым человеком. Чтобы вернуть любимого, она пошла на преступление: убила часового и освободила пленных поляков. Изергиль в очередной раз доказала, что никому и никогда не покорится. Она отвергла благодарность любимого и рассталась с ним. Годы уже не позволяли женщине вести прежнюю вольную жизнь. Теперь Изергиль доживает свой век, глядя на счастье молодых людей и сравнивая с ними свою жизнь. Таким образом, мимолётные увлечения Изергиль ни к чему серьёзному не привели – у неё ни семьи, ни детей, по сути, она встречает старость в одиночестве.

Учитель: данная история учит читателей быть более серьёзнее, разборчивее в любовных связях, не растрачиваться на многочисленные романы – это ни к чему хорошему не приводит.

Всем выступавшим с сообщениями ребятам спасибо за хорошую домашнюю работу и за выступления!

Сейчас я хочу зачитать вам высказывания о любви тех писателей, произведения которых мы с вами сегодня обсуждали.

Как вы понимаете данные высказывания? Давайте обсудим!

М Горький так говорил о любви: Истинная любовь бьёт сердце, как молния, и нема, как молния. Без любви жить человеку невозможно: затем ему и душа дана, чтобы он мог любить.

Обсуждение.

Л. Толстой: Истинная любовь бесконечна, и нет количества тех оскорблений, которые она не простила бы, если она истинная любовь.

Обсуждение.

Ф. М. Достоевский: Любовью всё покупается, всё спасается. Любовь такое бесценное сокровище, что на неё весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи ещё выкупишь.

Обсуждение.

А. Куприн: Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться. Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильней!

Обсуждение.

Вывод по уроку: Итак, мы сегодня повторили те произведения, которые изучали ранее, увидели, как раскрывается в них тема любви. Ещё раз делаем вывод, что любовь – это сложное чувство, приносящее и страдания, и требующее большой работы над взаимоотношениями, и страсть, и вера, и понимание, и радость, и трагедия. Все герои через это проходят, и кто – то обретает семью и гармонию, кто – то не в силах побороть жизненные трудности, а кто – то, как Изергиль, растрачивает себя на мимолётные увлечения, не замечая, что жизнь проходит, и начинать что – то заново уже поздно. Поэтому любовь – это труд, ответственность любящих людей за сохранение данного чувства, где – то меняя характер, подстраиваясь друг под друга, оберегая, заботясь, поддерживая. Запомните это!

Оценки за урок: за активную работу в обсуждении, за сообщения.

Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на тему «Любовь – волшебная страна!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."

Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени  и показать...

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»,презентация,план-навигатор....

"Святки. Святочные гадания и их отражение в произведениях русских писателей"

Руские традиции и обычаи -одна из составляющих  нашей культуры. Изучить их помогают произведения русских писателей. В произведениях Пушкина, Жуковского, Льва Толстого ярко изображены Святки...

Урок с применением уровневой технологии "Новогодний праздник в произведениях русских писателей"

Урок с применением уровневой технологии "Новогодний праздник в произведениях русских писателей"...

Открытый урок по литературе «Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков»

Открытый урок по литературе «Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков» (на примере произведений А.П.Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна). Урок-диспут....

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ В МАССОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ КАК ТРАНСЛЯЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ РУССКОГО НАРОДА

Образ мыслей народа, характерные национальные черты, совокупность духовных установок постижим для школьника благодаря близкому знакомству с миром литературы. Художественные произведения русских класси...

Презентация. Обобщающий урок по произведениям русских писателей XIX века. 7 класс.

Презентация. Обобщающий урок по произведениям русских писателей XIX века. 7 класс....