Главные вкладки

    Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."
    план-конспект урока биологии (6 класс) на тему

    Баринова Наталья Павловна

    Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени  и показать отображение этих явлений в произведениях русских композиторов, художников, писателей и поэтов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ТЕМА УРОКА:        Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов.

    ЦЕЛЬ УРОКА:        Познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада, показать явление листопада, как приспособление к сезонным изменениям, красоту осени и отображение этих явлений в произведениях писателей, поэтов, композиторов и художников.

    ХОД УРОКА:        

    1. Организационный момент.

    П. Проверка знаний учащихся.

    А. Фронтальный опрос:

    1. Какие органы имеет цветковое растение?

    2. Какое значение имеет корень?

    Б. На доске:/назначить проверяющего учащегося/

        Дописать:

    1. Схема процесса фотосинтеза
       время суток, органические вещества.

    2. Схема процесса дыхания
       время суток, органические вещества.

    3. На магнитной доске составить макет строения растительной клетки.

        Рассказать о ее строении.

    В. Индивидуальный опрос.

    а. 1. Как можно убедиться, что лист испаряет воду?

        2. Что такое клеточный сок?

    б. 1. Какое значение имеет испарение воды листьями?

        2. Какие приспособления имеют растения к уменьшению испарения?

       Учащиеся следят за рассказом, исправляют, дополняют ответы.

       Учитель: Прокомментировать ответы и поставить оценки.

    ВЫВОД:        Мы изучили функции листа: фотосинтез, дыхание, испарение, но есть еще функции, которые нам предстоит изучить.
    Ребята, как вы определяете, что в жизни растений наступают осенние явления? /перечисляют/.

    Объявить и записать тему: «Осенняя окраска листьев. Листопад. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов, композиторов».

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

    Учитель литературы:         Природа – есть тот источник красоты, которого достает на всех, из которого каждый черпает по мере разумения. Все наши великие писатели, поэты, композиторы, художники черпали свое вдохновение в народном творчестве и в родной русской природе. Музыкальные произведения, отражающие природу, также волнуют нас, как и непосредственное соприкосновение с ней.

    Удивительным, феноменальным чувством природы обладал П.И. Чайковский. Он владел счастливой способностью слушать и слышать родную природу. И не случайно в мировой фортепьянной литературе нет произведения подобного «Временам года».

    /Прослушивание фрагментов пьесы/.

    Сентябрь. Охота.         Пора. Пора. Рога трубят.

                                    Псари в охотничьих уборах

                                    Чем свет уж на конях сидят,

                                    Борзые прыгают на сворах.

    Октябрь. Осенняя песня.

                                    Осень. Осыпается наш бледный сад.

                                    Листья пожелтелые по ветру летят.

    Учитель биологии:        Осенью листья постепенно желтеют и краснеют из-за разрушения хлорофилла. Оранжевые и желтые вещества /пигменты/ - антоциан и ксантофилл сохраняются и становятся заметными. Окраска листьев зависит не только от пигментов в пластидах, но и от пигментов, присутствующих в клеточном соке.

    Почему же листья изменяют зеленую окраску?

    /Учащиеся отвечают/.

    - 1. Разрушение хлорофилла.

    - 2. Пигменты: хлорофилл, антоциан, ксантофилл.

    - 3. Накопление ненужных растениям веществ.

    УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:        Вспомнить золото берез и багрянец осин, и лазурь неба, и запоздалые цветы в порыжевшей траве, и запахи и звуки осени помогут нам произведения художников. /демонстрация иллюстрации «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» И.И.Левитана/.

    «Короткая, но дивная пора» жизни русской природы.

    - Что вы видите на этой картине? Какие чувства вызывает она у вас?

    /Идет беседа учителя и учащихся/.

                            Картина звучит как поэма, посвященная русской осени, и недаром в памяти зрителя всплывают изумительные строки А.С.Пушкина:

    «…пышное природы увяданье,

    в багрец и золото одетые леса.»

                            А сколько еще у нас замечательных художников-пейзажистов, умеющих так тонко, так красочно, так поэтично передать все переливы света и красок природы на полотне.

                            Как зеленое чудо станет золотым, оно приносит душе человека много эстетических радостей. Именно об этом пишут наши поэты.

    ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ           Ф.Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

    Есть в осени первоначальной

    Короткая, но дивная пора –

    Весь день стоит как бы хрустальный

    И лучезарны вечера…

    Где бодрый серп гулял и падал колос,

    Теперь уж пусто все – простор везде,-

    Лишь паутины тонкий волос

    Блестит на праздной борозде.

    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

    Но далеко еще до первых зимних бурь –

    И льется чистая и теплая лазурь

    На отдыхающее поле.

    УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:        Стихотворение А.Н.Майкова «Пейзаж» создает такое же яркое представление об этой поре года в природе.

    ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ:        Люблю дорожкою лесною,

    Не зная сам куда брести;

    Двойной глубокой колеею,

    Идешь – и нет конца пути…

    Кругом пестреет лес зеленый;

    Уже румянит осень клены,

    И ельник зелен и тенист;

    Осинник желтый бьет тревогу;

    Осыпался с березы лист

    И, как ковер, устлал дорогу…

    Идешь, как будто по водам,

    Нога шумит… а ухо внемлет

    Малейший шорох в чаще там,

    Где пышный папоротник дремлет.

    А красных мухоморов ряд,

    Что карлы сказочные, спят…

    Уж солнца луч ложится косо…

    В дали проглянула река…

    На тряской мельнице колеса

    Уже шумят издалека…

    УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ:        Умение видеть и чувствовать красоту

    природы вызывает чувство радости и удивления. Человек получает огромное наслаждение от общения с природой.

    УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:        Г.НИКОЛАЕВУ знают как замечательного

    поэта и писателя.

    Ее произведение «Наш сад» - это лирическая поэма в прозе о природе, о жизни, о любви.

    Г.НИКОЛАЕВА была влюблена в природу и очень тонко чувствовала ее. Записки ведутся по временам года.

    ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ:        День золотых берез

    В лесу вспыхнули березовые костры. Всегда березы сливались с зеленью леса, а сейчас вдруг выступили вперед – насквозь золотые, полнолиственные, белостволые. Сосны, неизменно прекрасные, отступили перед их красотой. Багрянец вишен, желтизна орешника – все меркнет перед их светлым-светлым, новорожденным золотом. Молодое золото берез. Молодой день, полный бодрой, солнечной свежести, тепла, живительного кислорода.

    УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ:        К осени в листьях накапливаются ненужные, а иногда вредные для них вещества. Они удаляются с опадающими листьями. Начинается листопад. Это приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой, так как холодную воду корни многих растений всасывать не могут. Если бы растения не сбрасывали листья, они погибли бы от недостатка влаги.  У некоторых цветковых растений листья сохраняются всю зиму, например, брусника, клюква. Листья их плотные, слабо испаряют воду, сохраняются под снегом. Мы называем некоторые растения вечнозелеными, но листья их не вечны, а постепенно опадают.

    УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:        Многие русские поэты восхищались таким природным явлением, как листопад.

    ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ:        И.А..БУНИН. «ЛИСТОПАД».    
    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Веселой, пестрою стеной,
    Стоит над светлою поляной.
    Березы, желтою резьбой
    Блестят в лазури голубой,
    Как вышки, елочки темнеют,
    А между кленами синеют
    То там, то здесь в листве сквозной
    Просветы в небо, что оконца.
    Лес пахнет дубом и сосной,
    За лето высох он от солнца,
    И осень тихою вдовой
    Вступает в пестрый терем свой…
    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Стоит над солнечной поляной,
    Завороженный тишиной.

    УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:        Константин Паустовский сказал: «Человек, знающий жизнь растений и растительного мира, гораздо счастливее того, кто даже не может отличить ольху от осины или клевер от подорожника». Именно природе К.Паустов-ский обязан большинством написанных им произведений. В рассказе «Желтый свет осени» так он описывает свою встречу с осенью:

    ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ:        В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные снизу и совсем еще зеленые на верхушках. Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шепот.

    ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ:        Мотивы песен создают настроение человека. /исполняется или прослушивается  романс на стихи С.А.ЕСЕНИНА «Отговорила роща золотая»в сопровождении слайдов презентации с картинами русских художников на осеннюю тему/. В этом романсе за красочностью и многозвучностью ощущается нечто грустное и печальное.

    ВЫВОД

    УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ:        В.В.Бианки говорил, что «к самым таинственным, призрачным дверям всегда найдется простой вещественный ключ. Умей его только найти. Сокровища будут твои.». «Вещественный ключ» - это знание природы. Он откроет все ее сокровища, которые будут служить человеку. Чтобы найти этот ключ, надо любить и понимать природу.

    ЗАДАНИЕ НА ДОМ:        параграф №31 /записать на доске/

    Как бы вы описали встречу с осенью?

    /письменное домашнее сочинение/

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕН-

    НОГО МАТЕРИАЛА        ВИКТОРИНА
    1.Назовите фамилию художника, написавшего картину «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».
    2.От какого пигмента зависит окраска листа?
    3.Как называется клетка и щель между замыкающими клетками?

    4.Назовите фамилию поэта, написавшего стихотворение «Есть в осени первоначальной…»

    5.Назовите фамилию поэта, написавшего стихотворение «ПЕЙЗАЖ».

    6.Как называются красящие вещества?

    7.Как называется пигмент красного и фиолетового цвета?

    8.Как называется процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа?

    ПРОЧТИ СЛОВО:        Из слова-ответа взять начальную букву и составить слово.

    1.В чем находится запас питательных веществ в зародыше фасоли? /семядоля/.

    2.Минеральные удобрения, влияющие на рост и развитие листа и стебля? /озотные/.

    3.Как называется рост за счет конуса нарастания? /верхушечные/.

    4.Как называется верхняя часть пестика? /рыльце/.

    5.Как называется пигмент красного и фиолетового цвета? /антоциан/.

    6.Вид корневой системы у двудольных? /стержневая/.

    7.Как называется увеличительное стекло в микроскопе, обращенное рассматриваемому предмету? /объектив/.

    8.Рост стебля за счет образовательной вставочной ткани в междоузлиях? /вставочный/.

    СЛОВО-ОТВЕТ – «САВРАСОВ»

    (несколько слов о данном поэте, демонстрация картины А.К.Саврасова «Осень.Сокольники».)

    ОЗНАКОМИТЬ С РИСУНКАМИ

    УЧАЩИХСЯ.

    ИТОГ УРОКА. ОЦЕНИТЬ РАБОТУ УЧАЩИХСЯ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»

    Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»,презентация,план-навигатор....

    «Вечные сюжеты» искусства в произведениях русских писателей и поэтов.

    Для понимания смысла произведения большую роль играет активное усвоение  общекультурного материала. Это позволяет поддерживать живой интерес учеников к литературному произведению.(из Лекции 8...

    Образ Родины в произведениях русских писателей

    Конспект вводного урока по литературе, посвященного Дню знаний....

    ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХIХ ВЕКА

    Статья посвящена символике растений в произведениях русской классической литературы...

    Методическая разработка (сценарий) интегрированного урока (биология и русский язык) «Осенняя окраска листьев. Листопад (Два лика осени)». 6 класс.

    Методическая разработка (сценарий)  интегрированного урока (биология и русский язык)  «Осенняя окраска листьев. Листопад (Два лика осени)».6 класс.Цели урока:Образовательные...