Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."
план-конспект урока биологии (6 класс) на тему

Баринова Наталья Павловна

Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени  и показать отображение этих явлений в произведениях русских композиторов, художников, писателей и поэтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:        Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов.

ЦЕЛЬ УРОКА:        Познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада, показать явление листопада, как приспособление к сезонным изменениям, красоту осени и отображение этих явлений в произведениях писателей, поэтов, композиторов и художников.

ХОД УРОКА:        

1. Организационный момент.

П. Проверка знаний учащихся.

А. Фронтальный опрос:

1. Какие органы имеет цветковое растение?

2. Какое значение имеет корень?

Б. На доске:/назначить проверяющего учащегося/

    Дописать:

1. Схема процесса фотосинтеза
   время суток, органические вещества.

2. Схема процесса дыхания
   время суток, органические вещества.

3. На магнитной доске составить макет строения растительной клетки.

    Рассказать о ее строении.

В. Индивидуальный опрос.

а. 1. Как можно убедиться, что лист испаряет воду?

    2. Что такое клеточный сок?

б. 1. Какое значение имеет испарение воды листьями?

    2. Какие приспособления имеют растения к уменьшению испарения?

   Учащиеся следят за рассказом, исправляют, дополняют ответы.

   Учитель: Прокомментировать ответы и поставить оценки.

ВЫВОД:        Мы изучили функции листа: фотосинтез, дыхание, испарение, но есть еще функции, которые нам предстоит изучить.
Ребята, как вы определяете, что в жизни растений наступают осенние явления? /перечисляют/.

Объявить и записать тему: «Осенняя окраска листьев. Листопад. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов, композиторов».

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Учитель литературы:         Природа – есть тот источник красоты, которого достает на всех, из которого каждый черпает по мере разумения. Все наши великие писатели, поэты, композиторы, художники черпали свое вдохновение в народном творчестве и в родной русской природе. Музыкальные произведения, отражающие природу, также волнуют нас, как и непосредственное соприкосновение с ней.

Удивительным, феноменальным чувством природы обладал П.И. Чайковский. Он владел счастливой способностью слушать и слышать родную природу. И не случайно в мировой фортепьянной литературе нет произведения подобного «Временам года».

/Прослушивание фрагментов пьесы/.

Сентябрь. Охота.         Пора. Пора. Рога трубят.

                                Псари в охотничьих уборах

                                Чем свет уж на конях сидят,

                                Борзые прыгают на сворах.

Октябрь. Осенняя песня.

                                Осень. Осыпается наш бледный сад.

                                Листья пожелтелые по ветру летят.

Учитель биологии:        Осенью листья постепенно желтеют и краснеют из-за разрушения хлорофилла. Оранжевые и желтые вещества /пигменты/ - антоциан и ксантофилл сохраняются и становятся заметными. Окраска листьев зависит не только от пигментов в пластидах, но и от пигментов, присутствующих в клеточном соке.

Почему же листья изменяют зеленую окраску?

/Учащиеся отвечают/.

- 1. Разрушение хлорофилла.

- 2. Пигменты: хлорофилл, антоциан, ксантофилл.

- 3. Накопление ненужных растениям веществ.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:        Вспомнить золото берез и багрянец осин, и лазурь неба, и запоздалые цветы в порыжевшей траве, и запахи и звуки осени помогут нам произведения художников. /демонстрация иллюстрации «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» И.И.Левитана/.

«Короткая, но дивная пора» жизни русской природы.

- Что вы видите на этой картине? Какие чувства вызывает она у вас?

/Идет беседа учителя и учащихся/.

                        Картина звучит как поэма, посвященная русской осени, и недаром в памяти зрителя всплывают изумительные строки А.С.Пушкина:

«…пышное природы увяданье,

в багрец и золото одетые леса.»

                        А сколько еще у нас замечательных художников-пейзажистов, умеющих так тонко, так красочно, так поэтично передать все переливы света и красок природы на полотне.

                        Как зеленое чудо станет золотым, оно приносит душе человека много эстетических радостей. Именно об этом пишут наши поэты.

ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ           Ф.Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:        Стихотворение А.Н.Майкова «Пейзаж» создает такое же яркое представление об этой поре года в природе.

ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ:        Люблю дорожкою лесною,

Не зная сам куда брести;

Двойной глубокой колеею,

Идешь – и нет конца пути…

Кругом пестреет лес зеленый;

Уже румянит осень клены,

И ельник зелен и тенист;

Осинник желтый бьет тревогу;

Осыпался с березы лист

И, как ковер, устлал дорогу…

Идешь, как будто по водам,

Нога шумит… а ухо внемлет

Малейший шорох в чаще там,

Где пышный папоротник дремлет.

А красных мухоморов ряд,

Что карлы сказочные, спят…

Уж солнца луч ложится косо…

В дали проглянула река…

На тряской мельнице колеса

Уже шумят издалека…

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ:        Умение видеть и чувствовать красоту

природы вызывает чувство радости и удивления. Человек получает огромное наслаждение от общения с природой.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:        Г.НИКОЛАЕВУ знают как замечательного

поэта и писателя.

Ее произведение «Наш сад» - это лирическая поэма в прозе о природе, о жизни, о любви.

Г.НИКОЛАЕВА была влюблена в природу и очень тонко чувствовала ее. Записки ведутся по временам года.

ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ:        День золотых берез

В лесу вспыхнули березовые костры. Всегда березы сливались с зеленью леса, а сейчас вдруг выступили вперед – насквозь золотые, полнолиственные, белостволые. Сосны, неизменно прекрасные, отступили перед их красотой. Багрянец вишен, желтизна орешника – все меркнет перед их светлым-светлым, новорожденным золотом. Молодое золото берез. Молодой день, полный бодрой, солнечной свежести, тепла, живительного кислорода.

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ:        К осени в листьях накапливаются ненужные, а иногда вредные для них вещества. Они удаляются с опадающими листьями. Начинается листопад. Это приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой, так как холодную воду корни многих растений всасывать не могут. Если бы растения не сбрасывали листья, они погибли бы от недостатка влаги.  У некоторых цветковых растений листья сохраняются всю зиму, например, брусника, клюква. Листья их плотные, слабо испаряют воду, сохраняются под снегом. Мы называем некоторые растения вечнозелеными, но листья их не вечны, а постепенно опадают.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:        Многие русские поэты восхищались таким природным явлением, как листопад.

ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ:        И.А..БУНИН. «ЛИСТОПАД».    
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Березы, желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:        Константин Паустовский сказал: «Человек, знающий жизнь растений и растительного мира, гораздо счастливее того, кто даже не может отличить ольху от осины или клевер от подорожника». Именно природе К.Паустов-ский обязан большинством написанных им произведений. В рассказе «Желтый свет осени» так он описывает свою встречу с осенью:

ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ:        В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные снизу и совсем еще зеленые на верхушках. Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шепот.

ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ:        Мотивы песен создают настроение человека. /исполняется или прослушивается  романс на стихи С.А.ЕСЕНИНА «Отговорила роща золотая»в сопровождении слайдов презентации с картинами русских художников на осеннюю тему/. В этом романсе за красочностью и многозвучностью ощущается нечто грустное и печальное.

ВЫВОД

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ:        В.В.Бианки говорил, что «к самым таинственным, призрачным дверям всегда найдется простой вещественный ключ. Умей его только найти. Сокровища будут твои.». «Вещественный ключ» - это знание природы. Он откроет все ее сокровища, которые будут служить человеку. Чтобы найти этот ключ, надо любить и понимать природу.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ:        параграф №31 /записать на доске/

Как бы вы описали встречу с осенью?

/письменное домашнее сочинение/

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕН-

НОГО МАТЕРИАЛА        ВИКТОРИНА
1.Назовите фамилию художника, написавшего картину «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».
2.От какого пигмента зависит окраска листа?
3.Как называется клетка и щель между замыкающими клетками?

4.Назовите фамилию поэта, написавшего стихотворение «Есть в осени первоначальной…»

5.Назовите фамилию поэта, написавшего стихотворение «ПЕЙЗАЖ».

6.Как называются красящие вещества?

7.Как называется пигмент красного и фиолетового цвета?

8.Как называется процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа?

ПРОЧТИ СЛОВО:        Из слова-ответа взять начальную букву и составить слово.

1.В чем находится запас питательных веществ в зародыше фасоли? /семядоля/.

2.Минеральные удобрения, влияющие на рост и развитие листа и стебля? /озотные/.

3.Как называется рост за счет конуса нарастания? /верхушечные/.

4.Как называется верхняя часть пестика? /рыльце/.

5.Как называется пигмент красного и фиолетового цвета? /антоциан/.

6.Вид корневой системы у двудольных? /стержневая/.

7.Как называется увеличительное стекло в микроскопе, обращенное рассматриваемому предмету? /объектив/.

8.Рост стебля за счет образовательной вставочной ткани в междоузлиях? /вставочный/.

СЛОВО-ОТВЕТ – «САВРАСОВ»

(несколько слов о данном поэте, демонстрация картины А.К.Саврасова «Осень.Сокольники».)

ОЗНАКОМИТЬ С РИСУНКАМИ

УЧАЩИХСЯ.

ИТОГ УРОКА. ОЦЕНИТЬ РАБОТУ УЧАЩИХСЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»,презентация,план-навигатор....

«Вечные сюжеты» искусства в произведениях русских писателей и поэтов.

Для понимания смысла произведения большую роль играет активное усвоение  общекультурного материала. Это позволяет поддерживать живой интерес учеников к литературному произведению.(из Лекции 8...

Образ Родины в произведениях русских писателей

Конспект вводного урока по литературе, посвященного Дню знаний....

ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХIХ ВЕКА

Статья посвящена символике растений в произведениях русской классической литературы...

Методическая разработка (сценарий) интегрированного урока (биология и русский язык) «Осенняя окраска листьев. Листопад (Два лика осени)». 6 класс.

Методическая разработка (сценарий)  интегрированного урока (биология и русский язык)  «Осенняя окраска листьев. Листопад (Два лика осени)».6 класс.Цели урока:Образовательные...

Образ Снегурочки в произведениях русских писателей и поэтов

В статье рассматриваются фольклорные источники образа Снегурочки. Автор анализирует  стихотворные и прозаические произведения русских писателей XIX - XX веков, в которых встречается образ Снегуро...