Главные вкладки

    Интегрированный урок «Образ осени в творчестве северных – художников, поэтов и композиторов»
    план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

    Гуляева Наталья Павловна

    Место урока в учебном курсе:  рассчитан для учащихся 5 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_obraz_oseni.docx168.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Средняя школа № 4 г. Нарьян-Мара с углублённым изучением отдельных предметов»

    Интегрированный урок

    «Образ осени в творчестве северных – художников, поэтов и композиторов»

    Гуляева Наталья Павловна – учитель музыки

    Фролова Алла Михайловна – учитель ИЗО, черчения и МХК

    октябрь 2018 г.

    Пояснительная записка.

      Место урока в учебном курсе: урок рассчитан для учащихся 5 класса.

    Урок «Образ осени в творчестве северных – художников, поэтов и композиторов»

     входит в раздел учебной дисциплины по ИЗО и музыке « Музыка и ИЗО».

    Урок интегрированный (Музыка и ИЗО).

       Выявление у детей эмоционального отклика на художественный образ осеннего  пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия осенней природы, помочь почувствовать красоту осенней природы посредством музыки, живописи, поэзии; развивать эстетическое воображение к действительности.

        Содержание урока соответствует поставленным целям и задачам урока.

    В течении урока обучающие исследуют и находят необходимую информацию, выполняют различные виды деятельности( фронтальную и индивидуальную).

    Урок дает сформировать представление о выразительных возможностях музыкального и изобразительного искусства на примере состояний образов осенней природы.

    Интегрированный урок в 5 «а» классе (ИЗО и музыка)

    Тема: «Образ осени в творчестве северных – художников, поэтов и композиторов».

    Тип урока: интегрированный урок

    Цель урока: сформировать представление о выразительных возможностях музыкального и изобразительного искусства на примере состояний образов природы.

    Задачи:

    1. Воспитательные:

    - воспитание эстетического отношения к произведениям искусства;

    - воспитание музыкального, художественного вкуса;

    - активизировать стремление учащихся к самовыражению, смело выражать то, что они чувствуют, изобразительными средствами, высказываниями, движениями рук

    - творческое мышление, любовь к искусству.

    2. Развивающие:

    - развитие эмоциональной сферы, умения чувствовать живопись, музыку и выражать своё отношение к ним;

    - развитие творческого воображения;

    - развитие образно-ассоциативного мышления учащихся.

    3. Образовательные:

    -углубить знания о выразительных и изобразительных возможностях музыки;

    - обучение элементам анализа художественного, поэтического и музыкального произведения;

    - обучение художественной грамотности, формированию практических навыков работы цветом и в технике эстамп, для передачи осеннего пейзажа;

    - научить объединять различные виды художественной деятельности – изобразительное искусство, музыку, поэзию;

    - поиск справочного материала о северных художниках, поэтах и музыкантов.

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

    Методы работы:

    словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый

    - объяснительно - иллюстративный (изложение материала);

    - практический (отработка навыков);

    - исследовательский (просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).

    Оборудование и материалы:

    1. Наглядные пособия (авторская мультимедийная презентация)

    1. Музыкальная аудио-запись,  проектор

    3. Образцы техники эстамп, палитра осени

    4. Художественные материалы (гуашь, кисти, губка, тонированная бумага, баночка с водой)

    5. Гербарий

    6. Костюмы ведущих, осенние листья для физминутки

    Музыкальный материал: звуки зимы, П.И.Чайковский «Зима. Январь»,  Г. Свиридов музыкальные иллюстрации к  повести А.С.Пушкина « Метель».

    Художественный ряд: картины местных художников: Надежды и Павла Выучейских, Юрия Яворика.

    Методические приемы: беседа, рассмотрение иллюстраций картин, физминутка, исполнительская деятельность: музыкально-ритмические движения, практическая работа учащихся, выставка работ, подведение итогов урока.

    Метапредметные связи: музыка, ИЗО, МХК, литература.

    Продолжительность урока: 40 минут

    Ожидаемый результат:

    - личностное освоение содержания музыкального образа на основе ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;

    - усвоение терминов и понятий музыкального  и художественного языка на основе выявления их общности и различий;

    - сформировать наглядно-образное представление музыкального текста;

    - научатся воспринимать во взаимосвязи различные виды художественной деятельности - изобразительное искусство, музыку, движение;

    - совершенствуется техника работы гуашью;

    - развитие творческого воображения.

    Ход урока

    Слайд№1  (оранжевый фон)

    1. Организационный момент

    Учитель Музыки: Добрый день, дорогие ребята!

    Учитель ИЗО: Сегодня у нас необычный урок. А необычный он потому, что у нас сегодня гости. Повернитесь и улыбкой поприветствуйте их.

    Учитель Музыки: Сегодня в мир прекрасного вас поведут два вида искусства: музыка и живопись.

    1 этап. Подготовительный

    Королева  Музыки:  Мы сегодня не просто так пришли в костюмах, и вы, наверное,  уже догадались, о чём мы сегодня будем говорить?

    Дети…..

    Королева  ИЗО:  Совершенно верно, сегодня мы будем с вами говорить об осени  в творчестве поэтов, художниках, композиторах  воспевающих  наш северный край!

    Слайд№2  Тема урока с эпиграфом «Образ осени в творчестве северных – художников, поэтов и композиторов».

    Учитель ИЗО:

    Дороги и реки,
    крик стаи гусиной
    и топот оленей,
    везущих аргиш, - 
    мой ненецкий край,
    На груди у России
    Полярной звездою
    ты ярко горишь!

    П. Явтысый

    Вы услышали отрывок из стихотворения нашего северного поэта Прокопия Явтысого

    Учитель Музыки:  Какие чувства вложил в этот отрывок поэт?...........

    Дети:

    Учитель        А вы какие чувства испытываете к своему родному краю? ….

    Дети

    Учитель: Скажите, а вы любите осень  и почему?

    Дети:

    Учитель ИЗО:  Какая бывает осень по характеру? (ответы ребят)

    Учитель Музыки: Скажите, а у вас настроение меняется от погоды? (ответы детей)

    Слайд№3  Анимация дождик

    Учитель Музыки: читает стихотворение о дождике Николаевой  Елены

    Все ругают дождик...

        Все ругают дождик,
        А ему обидно:
        Он же так старался!
        Разве вам не видно?
        Вымыл все дорожки,
        Крыши и машины,
        Парки, стадионы,
        Окна и витрины.
        Стало всё блестящим
        И таким красивым!
        Но никто за это
        Не сказал: "Спасибо".
        Вот, и плачет дождик,
        Моросит уныло -
        Он же так старался
        Добрым быть и милым!

    Учитель:  Давайте скажем дождику спасибо за его старания. Вот и сегодня на уроке мы с вами будем  учиться слышать, понимать и чувствовать произведения искусства с которыми будем знакомиться и находить краски, звуки   для художественного озвучивания  стихотворения . …………………….

    СЛАЙД С ЗАДАЧАМИ и Вопрос……Ребята, как вы думаете, какие задачи сегодня мы поставим на уроке? Что вы ждете от урока?….

    Учитель Музыки: Ребята, вам было дано  всем разное домашнее задание.

    Какое  задание было дано 1 ой колонке?

    1 колонка: Найти известных северных поэтов нашего  края.

    Учитель ИЗО:  Назовите каких вы нашли поэтов нашего края?

    Ответы детей:

    1. Прокопий Андреевич Явтысый  (1932 – 2005)
      Ненецкий поэт, прозаик, художник. Родился в семье оленевода.


    2)  Алексей Ильич Пичков. Писатель, поэт, журналист. Родился в 1934 г на полуострове Канин на берегу Белого моря в семье оленевода.


    3)  Василий Николаевич Ледков (1933г. – 2002) 
    Прозаик и поэт. Родился в Большеземельской тундре в семье оленевода.

    4)  Алексей Пичков

    Слайд№4     Появляются фото поэтов

    Учитель Музыки: О чём писали поэты в своих произведениях?

    Учитель Музыки:  Все произведения ненецких поэтов знакомят читателей с их малой родиной – тундрой. Мы узнаем о животных и растениях нашего края, узнаем, как живут люди, чем они занимаются.

    Учитель ИЗО:  Какое  задание было дано 2 ой колонке?

    2 колонка:  найти художников, которые воспевали красоту нашего северного края;

    Дети: Надежда Выучейская , Прокопий Явтысый….

    Учитель ИЗО:  Давайте познакомимся с нашими северными художниками: Надеждой и Павлом Выучейскими  (брат и сестра)

    Слайд№5   Портрет  Надежды Выучейской и картины

    Учитель ИЗО:  Художники в свойственной каждому из них индивидуальной манере создают на своих картинах удивительный, загадочный мир северной природы и ее жителей.

    Слайд№6   Портрет  Павла Выучейского  и картины

    Учитель ИЗО:  Самобытный художник Павел Выучейский, званий  никаких не имел, тем не менее его работы притягательны и колоритны.

    Слайд№ 7  Портрет Евгения Одегова  и картины

    Слайд№8   Портрет Юрия Яворика

    Учитель Музыки: Какое задание было дано 3 ей колонке?

    3 колонка:   найти композиторов -  песенников нашего края и  города.

    Дети: (Епифановский, Т. Сядейская и т.д.)

     Слайд№9   (портреты композиторов-песенников)

    Учитель Музыки:  А какие народные инструменты нашего края вы знаете?

    Ответы детей

    Учитель Музыки: Скажите, какие музыкальные инструменты у меня в руках?

    Ответы детей

    2этап. Основной

    Учитель ИЗО:  А сейчас скажите,  пожалуйста,  могут ли соединиться вместе такие области искусства как: живопись, музыка, поэзия?

    Учитель Музыки:   Сегодня на уроке мы попробуем объединить эти виды искусств. Давайте рассмотрим на примере стихотворения

    Слайд№ 10   стихотворение на  слайде читает Учитель ИЗО 

    Учитель Музыки: Какие вы услышали главные слова, которые отражают красоту и характер Севера.

    Ответы детей

    Учитель Музыки: А сейчас попробуем это стихотворение не только услышать, но и увидеть.

    Учитель объясняет задание, что нужно делать каждой колонке

    Ребятам раздаются целлофановые пакеты (шуршание листвы, бубен) остальные машут руками, изображая ветер, звучит музыка и ученик читает выразительно стихотворение

    Слайд№ 10   стихотворение ------тихая музыка фоном Чайковский. Октябрь.

    3 Этап. Практическая работа:

    Учитель ИЗО:  А сейчас давайте эту красоту осени передадим на бумаге

    Учитель ИЗО: Сегодня мы  с  вами  создадим  картину осени в технике «эстамп» и набрызг.

    Слайд№ 11   Учитель даёт определение техники эстамп

    Учитель ИЗО: Скажите,  из каких цветов состоит палитра осени?

    Ответы детей

    Учитель ИЗО:   Сегодня у нас на уроке работа будет в парах, на столах у вас листы: тонированные, с набрызгом  и белые листы, гуашевые краски, паралоновая губка, гербарий.

    Объясняется технология выполнения работы: 1 группа: раскрашивается гербарий разными цветами и прикладывая к тонированному листу, получают отпечатки, 2 группа: раскладывая гербарий на белом листе, делают набрызг, добавляя, то убирая листья, 3 группа: раскладывает листья на белом листе и примакивая паралоном, смоченном разными цветами, примакивает вокруг листьев, получая отпечатки

    Учитель Музыки: А творческую атмосферу поможет создать  в этом нам, музыка (слайд с музыкой и анимацией падающих листьев)

    Во время практической работы звучит музыка

    4 этап.   Обсуждение работ

    5 этап. Закрепление

    Учитель ИЗО: Сегодня на уроке мы с вами соприкоснулись с разными видами искусства, с изобразительным искусством и музыкой,  поэтами,  которые обращались к этому времени года.

    Учитель Музыки: Мы с вами увидели характер осени в картинах художников, услышали с помощью звуков музыки и слов.

    А значит,  неповторимость каждого мгновения природы можно передать с помощью музыки, красок и слов.

    6 этап Рефлексия:

    И - Вам понравился урок?

    М - Что нового вы узнали сегодня?

    И - С кем и чем познакомились?

    М - Так могут ли виды искусства, которые мы рассмотрели, соединяться вместе?

    Учитель Музыки:  А сейчас давайте вместе споём известную песню о Нарьян-Маре, где муз и сл. написали………….

    Учитель ИЗО:   Большое спасибо вам, ребята за работу на уроке

    Выставление оценок.

    7  Этап Домашнее задание

    Д/З: Учитель ИЗО. Познакомиться с творчеством местных художников,  посмотреть их картины. Выучить стихотворение об осени одного из местных поэтов.

    Д/З: Учитель музыки. Записать  названия песен о Нарьян – Маре, которые поют ваши родители, дедушки и бабушки.

    Учитель ИЗО:  Тундра красива в разные времена года. Вот как об этом пишет Алексей Пичков. «Опять пойдём в осенний лес» 

    Опять пойдём в осенний лес,
    Где жёлтый лес усилен красным
    Пусть встреча будет ненапрасной,
    Ведь много здесь сейчас чудес.
    Осенний жёлтый лист резной
    И золотая паутина,
    Блестя, на тусклом солнце стынет,
    Туман курится над рекой.
    Но пахнет лес ещё грибами,
    Тот запах будет долго с нами.
    И будет долго жёлтый цвет
    Стоять у нас перед глазами.

    Список использованной литературы

    1. Сергеева Г.П, Критская Е.Д. Музыка. 5 класс. - М.: «Просвещение», 2017.

    2. Сергеева Г.П, Критская Е.Д.  Уроки музыки. 5-6 класс. - М.: «Просвещение», 2017.

    3. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство 5 класс. – М.: «Просвещение», 2014.


    Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    1.  Фонохрестоматия музыкального материала «Музыка 5 класс», 2015г.
    2
    .  П.И.Чайковский- «Зима. Январь» и Г. Свиридов « Метель»

    3. Звуки природы

    4.  http://www.denysberezhnoy.com,

    5. http://nsportal.ru/

    Справочный материал

    1. Прокопий Андреевич Явтысый (1932 – 2005)
      Ненецкий поэт, прозаик, художник. Родился в семье оленевода. Учился в ненецкой школе – интернате. Окончил Ленинградский педагогический институт им. Герцена Произведения писал на ненецком языке. Автор учебного пособия по ненецкому языку «Вы'терко». 
      В конце 80–х годов начал заниматься живописью.

      2) Алексей Ильич Пичков родился в 1934 г на полуострове Канин на берегу Белого моря в семье оленевода. Учился в школе посёлка Шойна, закончил филологический факультет педагогического института им. Герцена в Ленинграде.
      Писатель, поэт, журналист, автор 17 сборников стихов и рассказов. Писал в основном на русском языке.
      Лауреат премии им. Н. Рубцова (2000) (1934 – 2006) 

      3) Василий Николаевич Ледков (1933г. – 2002) 
      Прозаик и поэт. Родился в Большеземельской тундре в семье оленевода. Писать начал в школьные годы. Окончил институт им. Герцена. Автор более 10 поэтических сборников, романов. Произведения писал преимущественно на ненецком языке. Стихи издавались в Монголии и Венгрии. Рассказ «Чум» переведён на немецкий, французский, английский, испанский, чешский и словацкий языки.
      Все произведения ненецких поэтов знакомят читателей с их малой родиной – тундрой. Мы узнаем о животных и растениях нашего края, узнаем, как живут люди, чем они занимаются.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного урока " История создания песен о Великой Отечественной войне поэтами и композиторами Тверского края."

    Урок проведен в рамках работы РМО учителей музыки 24.02.1011 г.Цель урока: развитие  интереса учащихся к изучению исторического прошлого Тверского края.Интегрированный урок музыки и краевед...

    Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."

    Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени  и показать...

    Осенний пейзаж в творчестве композиторов, художников, поэтов

    Конспект урока в 4 классе по программе "Музыка" Сергеевой, Критской....

    Интегрированный урок "Образ матери в изобразительном искусстве и музыке"

    Духовно-нравственная ценность в семье, уважение и взаимопонимание.Цель: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества...

    Интегрированное внеклассное мероприятие русской и чувашской литератур, изобразительного искусства «Унылая пора! Очей очарованье!..» (осень в творчестве русских и чувашских художников, композиторов и поэтов)

    Жизнь человека всегда неотъемлема от природы. Познавая ее тайны, создавая мифы и легенды, устраивая свою жизнь, люди воспринимали ту гармонию, которая существовала в природе. Она являлась источн...

    Презентация к интегрированному уроку "Образ князя Игоря в музыке, истории, литературе"

    Презентация содержит материал, который можно использовать при проведении урока литературы в 9 классе по "Слову о полку Игореве"...

    Внеклассное мероприятие "Времена года.Осень в творчестве композиторов, поэтов и художников"

    Вступительное слово учителя:«Природа – это универсальный и прекрасный мир, который всегда вдохновлял поэтов и писателей, художников и музыкантов на создание неповторимых образов времен года. Они ...