Осенний пейзаж в творчестве композиторов, художников, поэтов
методическая разработка по музыке по теме

Смирнова Елена Юрьевна

Конспект урока в 4 классе по программе "Музыка" Сергеевой, Критской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока музыки в 4 классе.458.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки

“Осенний пейзаж в творчестве композиторов, художников, поэтов”

4 класс

Автор - учитель музыки школы №185

с углубленным изучением английского языка

Смирнова Елена Юрьевна

Цель урока: осознание взаимосвязи различных видов искусств через знакомство с лучшими произведениями музыкального, художественного, поэтического искусства.

  • Образовательные цели - познакомить с музыкальными произведениями:

П.И. Чайковский “Осенняя песня”, В. Калинников “Осень”, ПетерисВаскс “Осень”

Картинами: И.И. Левитана, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова, С. Новикова, С. Федорова

Осенней лирикой Светланы Магнитской

- учить, проводить ассоциации между произведениями, анализировать средства выразительности

  • Развивающие – развивать потребность учеников высказывать свои мысли, эмоционально откликаться на услышанное и увиденное произведение, продолжать работу над развитием вокально-хоровых навыков.
  • Воспитательные -   воспитывать любовь к музыке, природе, родному краю, культивировать ощущение прекрасного в жизни, в том числе, и в музыке

Подготовка к уроку

Оборудование: компьютер, проектор, экран, фортепьяно, музыкальный центр

Методические пособия: репродукции картин русских художников, видеоряд “Золотая осень”, видеоряд на музыку  П. Васкса  “Осень”, кроссворд

Работа с детьми: подбор стихотворных текстов, индивидуальная работа с учащимися по подготовке к выразительному чтению на уроке, создание монтажа и подготовка его к демонстрации на уроке, постановка и подготовка танцевального выступления,

творческое домашнее задание учащимся - подготовить осенние пейзажи, оформление выставки домашних творческих работ.


Ход урока

Видеоклип “Золотая осень” с музыкальным оформлением “Осенняя песня” П.И. Чайковского ( вторая часть)

Беседа учителя с учащимися с целью выявления восприятия музыкального произведения

- Что мы увидели на экране? (картины осенней природы)

- Это были фотографии или картины художников?  (картины А.И. Куинджи, И.И. Левитана, В.В. Поленова и д.р.)

-Что такое пейзаж? (картины природы)

-Подберите эпитеты. чтобы описать,. какую осень вы увидели? (яркую, красочную, пеструю, величественную)

- Какая палитра красок выбрана художниками? (разнообразная, яркая)

- Что мы чувствуем, когда видим эти картины? (восхищение)

- Что вы слышали, когда шел видеоряд? (“Осенняя песня” П.И. Чайковский. вторая часть из альбома “времена года”)

- Расскажите о музыке, она была созвучна картинам? (средства музыкальной выразительности)

- Что ощущали? (спокойствие, равновесие, наслаждение красотой, великолепием, торжеством природы)

- В чьем исполнении звучала пьеса?(В исполнении фортепиано)

На экране репродукции картин русских художников с изображением осенних пейзажей.

 

Учитель: 

Каждое время года интересно и красиво по своему, но осень поражает нас своим великолепием, роскошью красок, преобразивших природу. Не случайно, именно эта пора вдохновляет композиторов, художников и поэтов на создание потрясающих произведений искусства.

- Что такое искусство? (средство общения между людьми)

Выступление учащегося:

...Казалось мне, что в старом парке 
Среди вечерней тишины
Звучали мягкими шелками
Прекрасной Осени шаги...

И сладкий воздух словно дивно

Напомнил аромат духов,

Что исчезал вослед незримо

Её таинственных шагов
И в золотой небесной выси
Кружился с ветром и взлетал
Прозрачный шелк осенних листьев...
И Осень шла... и парк молчал...

                                 Светлана Магнитская

Учитель беседует с учащимися по содержанию стихотворного текста и его восприятию.

- О чем эти стихи? (об осени)

- Можно ли назвать их музыкальными? (да)

- Какие слова особенно музыкальны? (шелка, шаги,,,)

- Что ощущали? (поступь, созерцание, любование природой, наслаждение, всплеск и покой)

- По эмоциональному состоянию близка  этому стихотворению музыка? (да)

- Выразительно было прочитано стихотворение? (да)

- Что делает поэтическую речь выразительной? (правильная интонация, паузы, акценты)

-Какой репродукции,расположенной на экране,созвучно это стихотворение?

Звучит музыкальное произведение “Октябрь” Виктора Калинникова в исполнении учителя.

Беседа с учащимися после прослушивания произведения.

- Узнали текст? Назовите автора (А.С. Пушкин)

Музыку написал Виктор Калинников, это хоровое произведение. Осень была самым любимым временем года Пушкина, поэтому его осенняя лирика такая яркая.

- От начала и до конца вы чувствовали одно эмоционально состояние? (нет)

Разбираем каждый эпизод и средства музыкальной выразительности

“октябрь уж наступил…”(последние вздохи осени, уныние.  покой)

“но пруд уже застыл…” (оцепенение)

“сосед мой выступает…” (можно попросить ученика проиллюстрировать движение охотника, чтобы почувствовать характер)

“и будет лай собак…” (изобразительные черты в музыке)

“унылая пора…” (контраст, ощущение тоски сменяется восторгом, наслаждением созерцания великолепных осенних пейзажей)

- Какие музыкальные средства выразительности делали музыку такой яркой? (мелодия, штрих, динамика, темп, тембр, диапазон…)

- Я пела без сопровождения, значит…(а, capella)

-Проведите параллель между эпизодами музыкального произведения и репродукциями.

-Когда в одном произведении соединяется два вида искусства, оно становиться ярче выразительнее? Почему? (музыка и поэзия находится в синтезе, тесном слиянии, дополняя и обогащая друг друга, еще больше средств выразительности, которые воздействуют на нас, заставляют наше сердце откликнуться)

Выступление учащегося:

...Как был прекрасен день осенний!
Звенела красками листва
И акварелью настроений
Взлетали птицы в небеса,

Святая солнечная церковь
На позолоченном холме
Звучала праздничною песнью,
И колокольный звон извне

Наполнил сердце созерцаньем
И благовестием Любви –
Чудесным солнечным посланьем 
Единства Бога и души.                                                    

                                                           Светлана Магнитская

  -В какой из  картин мы ощущаем такое же настроение?                              

Звучит музыкальное произведение Петериса Васкса “Осень”.

Обсуждение после прослушивания.

- Что чувствуем,  когда слушаем эту музыку? (дрожь, трепет, холод, озноб, прощание)

- Что представляем? (лист,  дрожащий на ветру. Последний,  как последняя надежда)

- На каком инструменте исполнялось произведение? (на рояле)

- Как двигались руки пианиста? (Как осенние листья на ветру)

Танцевальная композиция «Танец с листьями» под  музыку Петериса  Васкса «Осень» в исполнении учащейся

Беседа с детьми после танцевального номера

- Помог ли танец лучше почувствовать музыку? (да)

- Расскажите о мелодии? (секундовые соотношения, интонация плача, вздох, стон, прерванность мелодии, недосказанность, паузы, нет сил петь мелодию, природа засыпает)

- эта музыка изобразительна? (да)

- Какими бы красками нарисовали? (темными, мрачными)

В музыке и в танце были использованы разные средства выразительности, но они успешно дополняли друг друга. Находились в синтезе.

Выступление учащихся (монтаж)

...Я смотрела в окно моей памяти... 
Дождь осенний скользил за стеклом
Там, где розы остались усталые,
Там, где мой неслучившийся дом…
Прикасалась ладонями осени,
Словно вновь возвращала себя
В чувства яркие солнечной россыпи,
В светлый мир отраженья Добра...
Отчего же скользят так беспомощно
Мои пальцы за тонким стеклом
Там, где розы остались усталые,
Там, где мой неслучившийся дом...

                                      Светлана Магнитская

Беседа с учениками

- Попробуйте проанализировать ваше прочтение стихов? Удалось ли вам передать настроение, характер стихотворения? Созвучен ли он ,, Осени ,, Васкса? (самоанализ учеников)

-Проведите параллель с картиной.

Экскурс по выставке домашних творческих работ. Сопоставление работ художников и детских рисунков.

Классу было дано домашнее задание : нарисовать осенние пейзажи. На экране  - репродукции картин Новикова, Федорова и Левитана.

1- фейерверк осенних красок

2- спокойствие, созерцание

3- поздняя осень

Детям предлагается распределиться по группам в соответствии с настроением их осенних пейзажей. Несколько учеников доказывают правильность своего выбора .Далее на экран выводится изображение кроссворда и дети, соревнуясь по группам, решают его. Победившей команде вручается приз.

Слово учителя:

Победа заслуженная, но ведь главное – совместное творчество, командный дух и музыка, которая всех объединяет.

Кроссворд

По вертикали:

  1. Автор музыкального произведения «Осень»
  2. Эмоциональное состояние, отраженное в произведении искусства
  3. Композитор – Петерис…
  4. Музыкальный знак

По горизонтали:

  1. Автор музыкального произведения «Осенняя песня»
  2. Художественное полотно
  3. Профессия человека, создающего художественные полотна
  4. Картина природы
  5. Время года
  6. Окраска звука
  7. Художественное средство выразительности

Обобщающее слово учителя

Сегодня на уроке мы  вами разобрали три музыкальных произведения, решили занимательный кроссворд, насладились изображением осенних пейзажей, послушали стихи,

 провели параллели между ними, почувствовали эмоциональную связь музыки и картин.

 Мы убедились, что такие виды искусства, как музыка, живопись и литература  взаимосвязаны, находятся в синтезе, но отражают окружающий мир своими разнообразными средствами выразительности.

Распевание

Пение

“Все еще впереди” Евгения Зарицкая, “Осенний блюз” Александр Ермолов.

Заключительный этап урока

Учитель благодарит учащихся за активность, творчество, сотрудничество.

Объявляет оценки учащихся за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пейзаж в творчестве Киселевского художника - Селищева М.Г.

Первая презентация - это биография художника Селищева. М.Г. Вторая презентация - Пейзажи в творчестве художника Селищева М.Г. Во второй презентации рассматриваются картины художника и дается описание....

Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."

Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени  и показать...

Методическая разработка "«Пейзаж в творчестве русских художников второй половины XIX века»

Представляется методическая разработка 6 занятий по теме "Пейзаж", кототрые проводятся в рамках курса "Диалоги о прекрасном" педагогом дополнительного образования ЦТРиГО "На Васильевском" Свистуновой ...

“Тема войны в творчестве художников, композиторов и поэтов - песенников”

Сценарий мероприятия для детей среднего школьного возраста в рамках месячника военно-патриотической работы....

Внеклассное мероприятие "Времена года.Осень в творчестве композиторов, поэтов и художников"

Вступительное слово учителя:«Природа – это универсальный и прекрасный мир, который всегда вдохновлял поэтов и писателей, художников и музыкантов на создание неповторимых образов времен года. Они ...

методическая разработка урока «Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов»

Природа в творчестве орловских художников, поэтов, композиторов...