Образ Родины в произведениях русских писателей
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Мишанькина Таисия Викторовна

Конспект вводного урока по литературе, посвященного Дню знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_sentyabrya.doc68 КБ
Office presentation icon 1_sentyabrya_malaya.ppt2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы, 7 класс

Тема: «Образ Родины в произведениях русских писателей».

Цель: выявить, насколько школьники подготовлены к восприятию нового курса литературы, каковы их читательский кругозор, культура речи и реакция на вопросы учителя;

Задачи:

  • развивать связную речь учащихся, умение анализировать художественные произведения, сравнивать и делать выводы;
  • повышать интерес к чтению художественных произведений как духовную потребность;
  • способствовать воспитанию  любви к Родине, родной природе.

Оборудование: учебник; презентация.

Тип урока: урок совершенствования и комплексного применения знаний.

1.  Организационный этап.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя с элементами беседы.

- Вот и наступил новый учебный год, и вы приступаете к изучению нового курса литературы. А задумывались ли вы, что такое литература? Какую роль в жизни человека она играет? Какое влияние оказывает литература на человека и почему так задевают за живое, так трогают душу литературные произведения?

   Много десятилетий назад Алёша Пешков, будущий великий писатель Максим Горький, живя «в людях», впервые прочитал поэмы А. С. Пушкина: « Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданное красивое место, - всегда стремишься обежать его сразу, - вспоминал он позднее.- Так бывает после того, когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и неожиданно развернётся перед тобой сухая поляна, вся в цветах и солнце. Минуту смотришь на неё очарованный, а потом счастливо обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует… Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично всё, о чём говорили они, это делало меня счастливым, жизнь мою – лёгкой и приятной, стихи звучали как благовест новой жизни. Какое счастье – быть грамотным!

- Какие сравнения использует Максим Горький для передачи своих чувств при чтении пушкинских сток?

- Что такое благовест? Объясните значение этого слова с точки зрения его образования. (Благовест – колокольный звон, извещающий о церковной службе; здесь: предвестие, предзнаменование. Благовест – сложное слово, состоит из корней двух слов: благо и вести.)

- Приходилось ли вам испытывать чувство счастья от того, что вы грамотны и можете насладиться чтением хорошей книги? Какие книги вызывали такие же чувства, какие вызывали поэмы Пушкина у Максима Горького?

- Хочется ли вам погрузиться в этот удивительный мир литературы, радоваться каждой новой встрече с хорошей книгой на уроках литературы в 7 классе?

- А сегодняшний наш урок будет не совсем обычным. Чтобы определить тему урока, я предлагаю вашему вниманию песню на слова и музыку О. Дубовой.

(Звучит песня « Родина моя»).

 - О чём эта песня?

 – Когда мы произносим слово «родина», каждый из нас мысленно представляет какой-то свой, милый и близкий сердцу уголок родной земли. Что же представляете вы, говоря, слова «родина», «моя родина»?

       (Выслушиваются ответы детей)

-Как вы думаете, что же вам ответят на этот вопрос дети, живущие на севере?

- А дети, живущие на Дальнем Востоке? (У берегов Черного моря, у подножия Уральских гор?)

-Почему ответы получились разные? (Потому что наша Родина огромная)

-Россия – самая большая страна мира.

 а) Географическая викторина. 

- Давайте вспомним, какие уникальные природные объекты находятся только на территории России. (Слайд)

Сколько морей омывают берега России? (13)

Назовите самое глубокое, старое и чистое озеро в мире, которое находится в России? (Байкал)

Как называется самое холодное обитаемое место в мире, которое располагается на территории нашего государства? ( г. Оймякон)

Назовите самое мелководное море на Земле, которое тоже находится в России? (Азовское)

Сколько в России насчитывается озер? ( Более 1 млн.)

Какое дерево – символ России, имеет белую кору?

 б) Работа по карте России.

-Посмотрите, как велика и необъятна наша страна! Она протянулась от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. Когда на Дальнем Востоке встает солнце, мы уже ложимся спать. Когда на севере страны наступают холода, на юге – плещется тёплое море, цветут каштаны. Каждый уголок России славится своей природой, художественными промыслами, людьми, которые там живут.

-А что для каждого из нас означает понятие «Русская земля»? Как её можно назвать по-другому?

- Я думаю, что теперь вы сможете продолжить понятийный ряд : Русь, Россия,….. (Отечество, Отчизна). Все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает и учиться, где живут его родные и близкие.

Отечеством мы зовем её потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды.

3. Работа над темой урока.

- А как связаны между собой два понятия «Родина» и «литература»?

- Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

 (Образ Родины в произведениях русских писателей)

- Чувство любви к Родине, к России пронизывает сердца многих людей, которые жили и живут в России. Неслучайно к образу России обращаются и художники, и музыканты, и поэты. Родина всегда вдохновляла поэтов и писателей на создание художественных произведений. В творчестве каждого русского поэта тема Родины занимает важное место.

Тема Родины в русской поэзии характеризуется своим традиционным лексическим фондом, который на протяжении многих лет претерпел ряд изменений.

- Выделите традиционный лексический фонд, характерный для темы Родины.

Можно выделить группы наиболее активных, регулярно повторяющихся слов: Родина, Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов. В поэзии 19 века наиболее часто повторяющаяся лексическая группа – это существительные, обозначающие детали сельского пейзажа  называющие жителей сельской местности, явления природы: кров, очаг, хижина, обитель, река, ручей, холм, дубрава. Традиционным представлением о России как о северной стране, лишенной тепла и солнца, обусловлено широкое употребление таких слов: снег, мороз, холод, туман, болота, непогода, тучи, вьюга, буран, метель, зима. Русский пейзаж – это прежде всего зимний пейзаж (А.С. Пушкин «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Зимний вечер»).

(Чтение уч-ся стих. А. С. Пушкина)

С темой родины связаны слова  даль, ширь, простор, раздолье, пространства, равнины. Ассоциативно близкими этим словам являются такие: поля, степи, дорога, конь, тройка, дым, дымка, журавли, дуб, липа, береза, рябина. Данная лексика выполняет функцию ключевых слов, она нередко используется в заглавиях стихотворений.

   Сергей Есенин – поэт-современник, он жил в начале 20 века и в своих стихах признался в любви к России.

Но и тогда,

 Когда во всей планете

 Пройдет вражда племен,

 Исчезнет ложь и грусть, -

 Я буду воспевать

 Всем существом в поэте

 Шестую часть земли

 С названьем кратким “Русь”

С. А. Есенин

Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к природе с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. “Моя лирика жива одной большой любовью к Родине, чувство Родины – основное в моем творчестве”, — говорил Сергей Есенин. К вершинам своего поэтического творчества он поднялся из глубин народной жизни. Этим и объясняется то, что образ России Есенин связывает с русской деревней, в которой рязанские поля, мужики, косившие траву и сеявшие свой хлеб, были страной его детства. Мир народнопоэтических образов окружал его с самого рождения:

Творчество Есенина отличается своей образностью, мелодичностью. В нем тесно переплелись и удалое раздолье, и душевная тоска.

 Россия – единственная любовь Есенина: “Чувство Родины – основное в моем творчестве – оно все, без нее ничего. Женщины, дети, дом, друзья – все это можно отдать другому, только не Россию, вне России не будет ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы.”.

Представьте себе, что перед вами лист бумаги, краски и кисти. Скажите, какие краски вы бы использовали, чтобы нарисовать иллюстрации к стихотворению?

Ученик: Зеленый – цвет весенней листвы, травы; голубой – цвет ручейка; золотой – цвет смолы и солнечных лучей, белый – цвет цветов черемухи, коричневый – цвет земли, проталины.

Учитель: Итак, мы с вами решили, что иллюстрации к этому стихотворению должны быть по-весеннему светлыми, солнечными. В литературе есть специальный прием, который называется «цветопись» и служит для создания в стихотворении особого настроения. Цветопись – это использование поэтом слов с цветовым значением. Сейчас вы получите карточки со строфами из стихотворений Есенина. Ваша задача – найти в них слова, которые выражают цветовые значения. Ученики выполняют задания (подчеркивают на листках слова с цветовым компонентом, потом мы все это проговариваем вслух).

 Проверка правильности выполненного задания.

Учитель: Вы убедились, что в стихотворениях Есенина цветопись – любимый художественный прием для создания образа родной природы. Скажите, какие цвета встречаются в его стихотворениях?

Ученик: Золотой, серый, розовый, зеленый, серебряный, красный, белый, синий.

Учитель: Цветом Родины, цветом Руси был для Есенина синий цвет, синь. Синь – это цвет гармонии и покоя, цвет той особой, грустной и дорогой сердцу поэта России, которую так любил Есенин.

А теперь давайте обратимся к стихотворению Н.Рубцова «Тихая моя родина». (Чтение наизусть подготовленным учеником).

1. Обсудите и запишите в тетрадь, какая Родина у Рубцова. (Деревушка, где он родился, куда вернулся.)

2. Что можно узнать из этого стихотворения о жизни Рубцова ? (Умерла мать, учился в школе, любил ловить рыбу, близок с природой, покинул дом). (Биографические сведения).

3. Из этих воспоминаний складывается чувство Родины.

Какие перемены произошли в родном краю ? Нарушили ли они «чувство Родины в душе лирического героя» ? (Нет, глаз отличает перемены, но сердце их не воспринимает «Словно ворона веселая, сяду опять на забор»).

4. Какое значение имеет настойчивое повторение слова «тихий», «тихо».  (Тишина, успокоение – это то, чем встречает лирического героя родной край. Здесь все просто, естественно, любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края, пусть тиха и неприметна, но неповторима).

5. Какие литературные приемы использует Рубцов для выражения чувства любви к родному краю? ( Эпитеты -  «тихая родина»; сравнения – «словно ворона веселая»; повторы – «тихо, тихо»; метафоры – «речка за мною туманная будет бежать и бежать», «с небом, готовым упасть», аллитерация – «тина теперь и болотины».

- Что объединяет эти стихи, какое чувство вызывают они?                                                                                            

          «Каждый любит природу по-своему и как может», - пишет К.Г. Паустовский,

          Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.»

   - Согласны ли вы с Паустовским, что «любовь к природе – один из вернейших признаков любви к своей стране»?

          Вывод: при всех индивидуальных различиях и пристрастиях русских поэтов объединяет любовь к природе родного края, родине, осознание нерасторжимой связи с ней. И все это они передают нам в наследство, на память.

Величие России — не только в красоте её природы, но и в ее исторических свершениях.

  • Мы гордимся подвигами воспетых в народных былинах и сказаниях богатырей-пограничников и дружинников киевских князей Олега, Святослава, Ярослава Мудрого, отразивших в 9-12 веках набеги на Русь  кочевников-хазар, печенегов, половцев.

  • Устояли полки наших предков под началом новгородского князя Александра Невского и перед закованными в броню шведскими и немецкими рыцарями, пришедшими грабить Русь в начале 13 века.

  • В летописи России записано немало славных событий. Они живут в памяти народа. Гордость России – это славные дела наших предков. Мы гордимся тем, что русичи не отступили без боя, не сложили оружия перед непобедимыми несметными полчищами Чингисхана и Батыя, завоевавшими половину Евразии. Да, Русь была побеждена в   13веке монголо-татарами, но не сдалась. И в 1380 году князь Дмитрий Донской, собрав войско защитников, на Куликовом поле одержал победу.

  • Мы по праву можем гордиться тем, что именно наш народ смог в 1812 году победить в боях огромную армию завоевателя Европы французского императора Наполеона. Славой на все времена покрыли себя российские герои Бородинской битвы под командованием фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

  • Россия гордится и тем, что  в 1941-1945 годах наш народ выстоял в самой страшной Великой Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками, разгромил их армии и освободил страны Европы.

    Историческая тематика интересовала писателей во все времена. Два великих русских поэта и писателя А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов обращались к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно. Известно, что Пушкин занимался исследованием жизни и деятельности Петра I. Связанные с его именем героические страницы русской истории нашли свое отражение во многих произведениях великого поэта. Перу Пушкина принадлежит произведение в прозаической форме — историческая повесть “Капитанская дочка”. Важно, что великого классика интересовали не одни исторические события, великие битвы, но и жизнь обычных людей того времени. Пушкин прослеживал, как конкретно время и сложившаяся в стране ситуация влияют на жизнь людей, на их судьбы, характер, цели.

 Литературно-распределительный диктант.

А. С. Пушкин

М. Ю. Лермонтов

Н. В. Гоголь

Н. А. Некрасов

А. А. Ахматова

«Песнь о вещем Олеге», «Бородино», «Тарас Бульба», «Русские женщины», «Мужество»

Время походов князя Олега, Бородинское сражение, время существования Запорожской Сечи, восстание декабристов, Великая Отечественная война.

        Учитель. Как мы убедились, замечательные русские писатели 19 века  в

        своем творчестве часто обращались к исторической теме. Эту тему

        продолжат впоследствии писатели 20 века, не потеряла она актуальности и

        сейчас.

История нашей страны насчитывает более тысячи лет. За это время сменилось много поколений. Одно поколение давало жизнь другому. Наши предки создали для нас язык, сохранили громадную территорию, накопили богатейшие знания об окружающем нас мире, передали нам огромные материальные и духовные богатства, разнообразные традиции.

Рефлексия.

    - В чём заключается главная ценность России?

    - Перечислите важнейшие ценности человека.

    - Как связаны между собой понятия «Родина» и «литература»?

1. Итак, главная ценность России - люди, их жизнь, труд, культура.

Важнейшие ценности человека: семья, отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония.

Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира может радоваться или тревожиться, быть спокойным или тревожным, создавать что-то новое и нужное людям или предаваться унынию и тоске. От чего это зависит? От того, чем ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми.

Как во внутреннем, так и во внешнем мире есть высокое и низкое, светлое и темное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого выбирать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким.

 Послушайте притчу о двух волках.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

б) Беседа

-Текст притчи небольшой, а как много мудрости заключено в ней.

- Как вы думаете, почему старик не дает своему внуку четкого ответа на вопрос о том, какой волк побеждает?

В. Боков «Откуда начинается Россия?»

Россия начинается с пристрастья

 К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

 Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

 Она горит и светит в темноте.

 Отсюда все дела ее большие,

 Ее неповторимая судьба.

 И если ты причастен к ней, –

 Россия

 Не с гор берет начало, а с тебя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Россия – наша Родина! 17,1 млн. кв. км

Слайд 2

Родина Отечество Отчизна родная сторона родная страна

Слайд 3

Образ Родины в произведениях русских поэтов и писателей.

Слайд 4

В поэзии 19 века наиболее часто повторяющаяся лексическая группа – это существительные, обозначающие детали сельского пейзажа называющие жителей сельской местности, явления природы: кров, очаг, хижина, обитель, река, ручей, холм, дубрава. Традиционным представлением о России как о северной стране, лишенной тепла и солнца, обусловлено широкое употребление таких слов: снег, мороз, холод, туман, болота, непогода, тучи, вьюга, буран, метель, зима. Русский пейзаж – это прежде всего зимний пейзаж.

Слайд 5

А. С. Пушкин Зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче… погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Слайд 6

С темой родины связаны слова: даль, ширь, простор, раздолье, пространства, равнины. Ассоциативно близкими этим словам являются такие: поля, степи, дорога, конь, тройка, дым, дымка, журавли, дуб, липа, береза, рябина.

Слайд 7

Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес. Тенькает синица Меж лесных кудрей, Темным елям снится Гомон косарей. По лугу со скрипом Тянется обоз — Суховатой липой Пахнет от колес. Слухают ракиты Посвист ветряной... Край ты мой забытый, Край ты мой родной!.. Сергей Александрович Есенин 1895-1925 Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, - Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь” С. А. Есенин

Слайд 8

Николай Михайлович Рубцов 1936-1971 Тихая моя Родина Тихая моя Родина! Ивы, река, соловьи... Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. Где же погост? Вы не видели? Сам я найти не могу. — Тихо ответили жители: Это на том берегу. Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос. Тина теперь и болотина Там, где купаться любил... Тихая моя Родина, Я ничего не забыл. Новый забор перед школою, Тот же зеленый простор. Словно ворона веселая, Сяду опять на забор! Школа моя деревянная!.. Время придет уезжать — Речка за мною туманная Будет бежать и бежать. С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь.

Слайд 9

«Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране. К. Г. Паустовский

Слайд 10

Величие России — в ее исторических свершениях. Мы гордимся подвигами воспетых в народных былинах и сказаниях богатырей-пограничников и дружинников киевских князей Олега, Святослава, Ярослава Мудрого, отразивших в 9-12 веках набеги на Русь кочевников-хазар, печенегов, половцев. Устояли полки наших предков под началом новгородского князя Александра Невского и перед закованными в броню шведскими и немецкими рыцарями, пришедшими грабить Русь в начале 13 века.

Слайд 11

В летописи России записано немало славных событий. Они живут в памяти народа. Гордость России – это славные дела наших предков. Мы гордимся тем, что русичи не отступили без боя, не сложили оружия перед непобедимыми несметными полчищами Чингисхана и Батыя, завоевавшими половину Евразии. Да, Русь была побеждена в 13веке монголо-татарами, но не сдалась. И в 1380 году князь Дмитрий Донской, собрав войско защитников, на Куликовом поле одержал победу. Мы по праву можем гордиться тем, что именно наш народ смог в 1812 году победить в боях огромную армию завоевателя Европы французского императора Наполеона. Славой на все времена покрыли себя российские герои Бородинской битвы под командованием фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Россия гордится и тем, что в 1941-1945 годах наш народ выстоял в самой страшной Великой Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками, разгромил их армии и освободил страны Европы.

Слайд 12

А. С. Пушкин … … М. Ю. Лермонтов … … Н. В. Гоголь … … Н. А. Некрасов … … А. А. Ахматова … … « Бородино», «Песнь о вещем Олеге», « Русские женщины», «Тарас Бульба», «Мужество» Время походов князя Олега, Бородинское сражение, время существования Запорожской Сечи, восстание декабристов, Великая Отечественная война.

Слайд 13

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», время походов князя Олега М. Ю. Лермонтов «Бородино», Бородинское сражение Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», время существования Запорожской Сечи Н. А. Некрасов « Русские женщины», восстание декабристов А. А. Ахматова «Мужество» , Великая Отечественная война.

Слайд 14

Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека: семья, отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония.

Слайд 15

Россия начинается с пристрастья К труду, к терпенью, к правде, к доброте. Вот в чем ее звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте. Отсюда все дела ее большие, Ее неповторимая судьба. И если ты причастен к ней, – Россия Не с гор берет начало, а с тебя. В. Боков

Слайд 16

Ф. М. Достоевский писал: «Учитесь читать. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. В добрый путь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."

Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени  и показать...

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»,презентация,план-навигатор....

Социальный проект в рамках предмета литературы "Образ осени в произведениях русских поэтов и писателей"

Проект  «Образ осени в произведениях русских поэтов и писателей» ориентирован на школьную программу и имеет место в 6-9 классах при изучении темы «Поэзия 19 века».  Цель -  вызвать у уч...

«Говорящие» фамилии и имена как средство создания образа в произведениях русских писателей». Часть 2

Во второй части исследовательской работы говорится об именах в произведениях А.С.Пушкина, в сказках, в балладе В. Жуковского "Светлана", в повести "Бедная Лиза" Н. Карамзина, в рассказе Н.Гоголя "Шине...

ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХIХ ВЕКА

Статья посвящена символике растений в произведениях русской классической литературы...

Образ Снегурочки в произведениях русских писателей и поэтов

В статье рассматриваются фольклорные источники образа Снегурочки. Автор анализирует  стихотворные и прозаические произведения русских писателей XIX - XX веков, в которых встречается образ Снегуро...