«Вечные сюжеты» искусства в произведениях русских писателей и поэтов.
методическая разработка по мхк (11 класс) на тему

Для понимания смысла произведения большую роль играет активное усвоение  общекультурного материала. Это позволяет поддерживать живой интерес учеников к литературному произведению.

(из Лекции 8  Н.В. Свирина Способы построения и содержание интересного урока литературы с.40)

Явление «бродячих», «традиционных» сюжетов – проявление законов преемственности литературного процесса, заслуживающего внимания. Одним из наиболее распространенных источников обобщенных сюжетных моделей для писателя являются библейские сюжеты в их точном или инверсированном воспроизведении. Таков, например, сюжет евангельской притчи о блудном сыне, покинувшем дом ради удовольствий этого мира и с раскаянием вернувшегося под отчий кров. «Следы» этого сюжета отчетливо просматриваются в различных произведениях русских писателей, воспроизводящих данную сюжетную схему на конкретном жизненном материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx375.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Для понимания смысла произведения большую роль играет активное усвоение  общекультурного материала. Это позволяет поддерживать живой интерес учеников к литературному произведению.

(из Лекции 8  Н.В. Свирина Способы построения и содержание интересного урока литературы с.40) 

Явление «бродячих», «традиционных» сюжетов – проявление законов преемственности литературного процесса, заслуживающего внимания. Одним из наиболее распространенных источников обобщенных сюжетных моделей для писателя являются библейские сюжеты в их точном или инверсированном воспроизведении. Таков, например, сюжет евангельской притчи о блудном сыне, покинувшем дом ради удовольствий этого мира и с раскаянием вернувшегося под отчий кров. «Следы» этого сюжета отчетливо просматриваются в различных произведениях русских писателей, воспроизводящих данную сюжетную схему на конкретном жизненном материале.

«Вечные сюжеты» искусства в произведениях

русских писателей и поэтов.

Так отрок Библии, безумный расточитель,

До капли истощив раскаянья фиал,

Увидев наконец родимую обитель,

Главой поник и зарыдал.

(«Воспоминания в Царском Селе»)

Цели:

-развитие интереса к изучаемым произведениям;

-развитие понимания взаимосвязи живописи и литературы;

-воспитание критического отношения к человеческим порокам, пустому времяпрепровождению.

Ход урока

- Ребята, перед вами три названия известных вам произведений: «Телеграмма». «Станционный смотритель», «Отцы и дети». Назовите авторов, вспомните сюжет, скажите, что объединяет эти такие разные произведения?

(Ответ: так сразу и не скажешь, вроде,  ничего общего.)

-Хорошо. Тогда я вам напомню, как начинается «Станционный смотритель».  На одной из станций вымокший до нитки герой-рассказчик  ждет, когда смотритель заполнит его подорожную, и от нечего делать рассматривает картинки по стенам. Что это за картинки?

Находим в тексте и зачитываем.

Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Все это доныне сохранилось в моей памяти…

Пушкин в самом начале повести кратко пересказывает Притчу о блудном сыне. Давайте вспомним ее. 

(Напоминаю, что Притча — небольшой рассказ, в иносказательном  смысле заключающий религиозное или моральное поучение.  Притча даёт возможность человеку самостоятельно понять и истолковать   заключённый в ней смысл, принять истину как плод самостоятельного раздумья и личного выбора.)

Текст читает подготовленный ученик.

Чтение сопровождается  презентацией

с репродукциями картин известных художников,

 иллюстрирующих  разные моменты притчи.

Этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся!

У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: «Отец! дай мне следуемую мне часть имения». Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество.

Ге́ррит ван Хо́нтхорст. Блудный сын. 1622

Геррит ван Хонтхорст. Блудный сын. 1622

Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться.

Изгнание блудного сына. Бартоломей Мурильо. 1660

Изгнание блудного сына. Бартоломео Мурильо. 1660

И он пошел, и пристал (т. е. присоединился) к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней.

Блудный сын кормит свиней. Бартоломео Мурильо. 1660

Блудный сын кормит свиней. Бартоломео Мурильо. 1660

 С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.

Пьер Пюви де Шаванн. Блудный сын. 1872

Пьер Пюви де Шаванн. Блудный сын. 1872

Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: «Сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: «Отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

Блудный сын. Сальватор Роза

Блудный сын. Сальватор Роза

Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его. Сын же начал говорить: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим»…

Возвращение блудного сына. Пальма Джоване. 1595

Возвращение блудного сына. Пальма Джоване. 1595

Возвращение блудного сына. Франческо Гверчино. 1619

Возвращение блудного сына. Франческо Гверчино. 1619

Возвращение блудного сына. Рембрандт. 1642

Возвращение блудного сына. Рембрандт. 1642

Возвращение блудного сына. Бартоломео Мурильо

Возвращение блудного сына. Бартоломео Мурильо 1667-1670

Возвращение блудного сына. Помпео Батони. 1773

Возвращение блудного сына. Помпео Батони. 1773

Возвращение блудного сына. Рембрандт. 1666/1669

А отец сказал слугам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его; дайте ему перстень на руку и обувь на ноги; и заколите откормленного теленка; станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся». И начали веселиться.

Старший же сын возвращался в это время с поля. Услышав в доме пение и ликование, он призвал одного из слуг и спросил: «Что это такое?» Слуга сказал ему: «Брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что увидел его здоровым». Старший сын рассердился и не хотел войти в дом. Отец же вышел к нему и звал его.

         Но он отвечал отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал (не нарушал) приказания твоего; но ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда пришел этот сын твой, беспутно расточивший имение свое, ты заколол для него откормленного теленка».

Отец же сказал ему: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое — твое. А о том надобно было и тебе радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся».

-Последняя репродукция не подписана. Из всех картин  эта самая известная. Кто автор?                  

 

Обсуждение смысла притчи и репродукции картины Рембрандта.

-Внимательно рассмотрите картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Как вы думаете, прямой или иносказательный смысл притчи “проиллюстрирует”  картина великого художника? Помните: в притче всё иносказание (имеющий уши да слышит!). Ведь притчу о блудном сыне можно трактовать и так: в ней речь идёт о взаимоотношениях не только отца и сына, но и человека и Бога, о попытке человека жить без Бога и о возвращении к Богу. И о том, что Бог принимает вернувшегося сына.

Обсуждение

Под впечатлением этой картины Александр  Городницкий пишет пронизывающее стихотворение: (прослушивание стихотворения в аудиозаписи)

В доме холодно, пусто и сыро.

Дождь и ветер стучат о порог.

Возвращение Блудного Сына

Пишет Рембрандт. Кончается срок.

Сын стоит на коленях, калека,

Изможденных не чувствуя ног,

Голова - как у бритого зека, -

Ты откуда вернулся, сынок?

Затерялись дороги во мраке.

За спиною не видно ни зги.

Что оставил ты сзади - бараки?

Непролазные дебри тайги?

Кто глаза твои сделал пустыми, -

Развратители или война?

Или зной Галилейской пустыни

Все лицо твое сжег дочерна?

Не слышны приглушенные звуки.

На холсте и в округе темно, -

Лишь отца освещенные руки

Да лица световое пятно.

Не вернуться. Живем по-другому.

Не округла, как прежде, Земля.

Разрушение отчего дома -

Как сожжение корабля.

Запустение, тьма, паутина,

Шорох капель и чаячий крик,

И предсмертную пишет картину

Одинокий и скорбный старик.

- Ключевые слова стихотворения? Как вы их понимаете?  (выделены жирным шрифтом)

Ученики: Уничтожение корабля неизбежно ведёт к гибели всех людей, находящихся на нём. Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома - это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого.

-Как сюжет притчи  трансформировался в каждом из названных в начале урока произведениях?

Ученики: в первом и втором – дочери, ушедшие и вернувшиеся только на могилы своих родителей. Раскаяние наступило, но наступило слишком поздно…

- В романе «Отцы и дети» сюжетные коллизии притчи о блудном сыне (уход из дома – испытания: распутная жизнь, разорение и голод – раскаяние и возвращение домой) прочитываются в жизненных историях главных персонажей. Назовите их?

Аркадий Кирсанов     Павел Петрович Кирсанов                  Базаров

Проследите по тексту  пути героев.

Работа в группах.

Выводы в коллективной работе примерно следующие:

Аркадий Кирсанов. Эпизод встречи отца и сына на станции почти один в один повторяет эпизод в притче. Но сын не сразу возвращается в отчий дом. Он еще какое-то время будет «блудным» сыном. Будет отрицать искусство, религию («о себе он не молился»). Только пройдя через величайшее из чувств (Любовь к Кате) вернется домой, станет хозяином.

Павел Петрович Кирсанов

 С первых страниц романа автор изображает старшего среди братьев Кирсановых как чужого в своем родовом поместье. В истории Павла Петровича есть и  уход из дома,  и распутная жизнь,  и потеря интереса к жизни, и возвращение в отчий дом, где роль отца на себя берет  младший брат. В сцене беседы братьев в главе VII обнаруживаются намеки на притчу: «- Я был еще глуп и суетлив тогда, - отвечал Павел Петрович, - с тех пор я угомонился, если не поумнел. Теперь, напротив, если ты позволишь, я готов навсегда у тебя поселиться. Вместо ответа Николай Петрович обнял его…»

 Базаров

 Мотив блудного сына является основой сюжетной линии Евгения Базарова.

 Евгений Базаров постоянно ощущает в себе «родовое» начало – в нем жива память о деде, который «землю пахал». В Базарове идет борьба его нигилистической идеи с природным, родовым.

Оба возвращения Базарова домой воспринимаются им самим не как возвращение, а только как приезд. Хотя картина встречи сына отцом вызывает ассоциации с известным эпизодом притчи. Отец выходит навстречу сыну, но не бежит, как его евангельский предшественник, а пытаясь сдержать свои чувства, стоит на крыльце, «растопырив ноги», «всё продолжая курить, хотя чубук так и прыгал у него между пальцами»

И обед, приготовленный матерью, сравним с пиром, устроенным в честь блудного сына, хотя родители понимают, что сын приехал ненадолго.

Второй приезд к родителям больше похоже на возвращение блудного сына, который, покаявшись, просит отца принять его «в число наемников». Однако и в данном случае Базаров ставит условие – «на шесть недель». К окончательному возвращению он еще не готов, как не готов принять веру своих родителей.

Выводы: Тургенева волнует проблема взаимоотношения отцов и детей и не выйти на библейскую притчу он не мог. Обращаясь к евангельскому сюжету, Тургенев сверяет проповедуемые в нем христианские истины с собственным жизненным опытом и философскими представлениями и обнаруживает их совпадение.

Вся мировая культура: музыка, живопись, литература – проникнуты Евангельской мудростью. Без знания Евангельских заповедей, сюжетов, притч невозможно приобщиться к великой культуре. Притча о блудном сыне несёт идею покаяния и прощения. Никогда не поздно понять свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение. Тема блудного сына актуальна и сегодня. Она будет актуальна и важна всегда, потому что в любую эпоху человек проходит путь сомнений, ошибок, отступничества и возвращения. И спасение человека от всех бед и напастей, что выпадают на его долю, в умении критично отнестись к самому себе, оценить свои ошибки.

 В конце урока прослушиваем аудиозапись «Блудный сын».

                      Стихи Б.Слуцкого

                      Музыка Вад. и Вал. Мищуков

Истощенный нуждой, истомленный трудом,

Блудный сын возвращается в отческий дом.

И стучится в окно осторожно: "Можно?"

Сын мой единственный, можно!

Можно все, лобызай, если хочешь, отца,

Обгрызай духовитые кости тельца.

Как приятно, что ты возвратился,

Ты б остался, сынок, изменился.

Сын губу утирает густой бородой,

Поедает тельца, запивает водой,

Аж на лбу блещет капелька пота

От такой непосильной работы.

Вот он съел, сколько мог, вот он в спальню прошел,

Спит на чистой постели, ему хорошо,

И встает, и свой посох находит,

И ни с кем не прощаясь, уходит.

Д/З  Стихотворение  Слуцкого отличается от Притчи. Проанализируйте его.

(Стихотворение написано в 1956 году. Это поворотный год в истории нашей страны. И не смирение,  и не покаяние было в цене в то время)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тверской край в жизни известных писателей и поэтов.

Данный материал поможет учителю  в разработке уроков при изучении биографии писателей и поэтов, посетивших Тверскую губернию или живших когда-то на Тверской земле. Это,конечно же, А.С.Пушкин, Ф.М...

Образ Московского Кремля в текстах русских писателей и поэтов

Показать своеобразие, неповторимость и историченское значение Московского Кремля как символа государства Российского....

Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."

Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени  и показать...

Презентация к уроку "Вечное и вечное в искусстве" по повести Н.В. Гоголя "Портрет"

Презентация содержит опорные материалы и дополнительный иллюстративный материал к уроку по теме "Вечное и вечное в искусстве" по повести Н.В. Гоголя "Портрет"....

Писатели и поэты Вязниковского края

Презентация о писателях и поэтах вязниковского края ( к 60 - летию вязниковской литературной группы, декабрь, 2012 год)...

"Путешествие в мир вечных сюжетов и образов"

Конспект урока по музыке "Путешествие в мир вечных сюжетов и образов" (в лабиринтах античной мифологии), 2-х часовой урок, 6 класс....

Вечные сюжеты

Знакомство с балетом "Спартак"...