Тема урока: Видоизменение корней
учебно-методический материал по биологии (6 класс)

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Задач и урока:

—        Образовательные:

·        Сформировать у учащихся новые понятия – видоизменения корневой системы, клубни, воздушные корни, луковицы.

·        Разъяснить особенности строения   и образования корневых систем.

·        Продолжать формировать навык грамотного выполнения и оформления лабораторных работ.

   Развивающие:

·        Сформировать у учащихся умение разъяснять особенности строения корня и корневых систем, сравнивать строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем.

·        Развивать навыки работы с биологическими терминами,   практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем.

·         Анализировать результаты своей деятельности и делать выводы.

·        Развивать творческое мышление и монологическую речь.

   Воспитательная:

·        Осуществлять сотрудничество в ходе  лабораторной работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка.

·        убедить в необходимости  изучения растений.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся имеют представление о видоизменениях корней как результате приспособления растений к условиям существования.

Метапредметные: развивается умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования растений и видоизменениями их корней.

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе установления причинно-следственных связей между условиями существования растений и видоизменениями их корней.

Основные понятия урока: корнеплоды; корневые клубни; воздушные корни; дыхательные корни.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса о причинно-следственных связях между условиями существования растений и видоизменениями их корней.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Видоизменение корней

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Задач и урока:

—        Образовательные:

        Сформировать у учащихся новые понятия – видоизменения корневой системы, клубни, воздушные корни, луковицы.

        Разъяснить особенности строения   и образования корневых систем.

        Продолжать формировать навык грамотного выполнения и оформления лабораторных работ.

   Развивающие:

        Сформировать у учащихся умение разъяснять особенности строения корня и корневых систем, сравнивать строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем.

        Развивать навыки работы с биологическими терминами,   практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем.

         Анализировать результаты своей деятельности и делать выводы.

        Развивать творческое мышление и монологическую речь.

   Воспитательная:

        Осуществлять сотрудничество в ходе  лабораторной работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка.

        убедить в необходимости  изучения растений.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся имеют представление о видоизменениях корней как результате приспособления растений к условиям существования.

Метапредметные: развивается умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования растений и видоизменениями их корней.

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе установления причинно-следственных связей между условиями существования растений и видоизменениями их корней.

Основные понятия урока: корнеплоды; корневые клубни; воздушные корни; дыхательные корни.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса о причинно-следственных связях между условиями существования растений и видоизменениями их корней.

План работы

Этап I организационный (2мин)

Содержание этапа

 Приветствие учителя и организация рабочего места обучающимися

Деятельность обучающихся

Организация рабочего места и настрой на учебную деятельность

Деятельность учителя

Приветствие и наблюдение за учащимися

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Подготовить рабочее место к работе, настроившись на учебную деятельность

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организовывать себя на предстоящую работу; выполнять НОТ школьника

Этап II Проверка домашнего задания (5 мин)

Содержание этапа

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы

Деятельность учителя

Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

  1. Вы уже несколько уроков изучаете тему корень.
  2. Что такое корень?
  3. Посмотрите внимательно на слайд. Что вы здесь видите?
  4. ( Растения имеют разную корневую систему)
  5. От чего это зависит?
  6. ( От климатических условий)
  7. Какие функции выполняет корень?

( удерживает растение в почве, всасывает воду с минеральными веществами, откладывает в запас питательные вещества)

Самые длинные корни – 120м у дикого инжира, он растет в восточной Африке. В Шотландии вяз имеет корневую систему – 110м. Глубокие корни имеют растения, растущие в пустынях от 20 до 50м.

Планируемые результаты

Знают что такое корень, основные функции корневой системы

Дают определение биологическим терминам;

 Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.

Этап III актуализация знаний (5 мин)

Содержание этапа

Актуализация опорных знаний и умений.

Деятельность обучающихся

Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. Предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы.

Деятельность учителя

Записывает тему урока на доске. Задает вопросы, для выявления опорных знаний и умений.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

На сегодняшнем уроке мы будем работать в группах. У нас 4 группы, в каждой группе есть капитан. Каждый в группе будет заполнять свой маршрутный лист. А капитан в своем маршрутном листе будет отмечать, кто отвечает, дополняет. Капитаны – сегодня мои помощники.

  • Берем свои маршрутные листы
  • Подписываем Ф.И.
  • В верхнем углу слева найдите квадратик – смайлик, нарисуйте с каким настроением вы пришли на урок.

 Как вы думаете, ребята, о чем сегодня пойдёт речь?

Корни выполняют целый ряд функций, не менее важных и интересных.

Давайте попробуем выделить основные задачи нашего урока. Что мы сегодня будем изучать?

Задачи:

1. Изучить видоизмененные корни.                    

2. Узнать их практическое значение.                

3. Выяснить, что видоизмененные                    

корни результат приспособленности                

растений к условиям существования.

И я предлагаю вам отправиться в путешествие. В пути нас с вами ждёт много интересного и неожиданного. И так начнем наше путешествие.

Планируемые результаты

Умеет планировать свои действия.

 

 Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       

Этап IV  Усвоение новых знаний (10 мин)

Содержание этапа

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы. Делают выводы по изученному материал

Заполняют таблицу

Деятельность учителя

Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Отгадайте загадки:

1) Сама в земле – коса на улице? (морковь).

2) Круглая, а не месяц
Желтая, а не масло
С хвостиком, а не мышь (репа).

3) За хохол, да в котел,

    А потом – борщок на стол. (свёкла)

4) Тело – бело, как береза,

   Платье – красно, словно роза.

 Красна, а не калина;

Горька, а не осина;

Кругла, а не лукошко,

Хвост есть, а не кошка.  (Редис)

5.Назовите, какие вы знаете виды корней?

( Главный, боковой, придаточный)

6.Как образуются эти  корни?

7.Перед вами лежат корнеплоды моркови, репы, редиса, свёклы. Рассмотрите их.

8.Как образовались эти корнеплоды? ( Утолщение главного корня и  у некоторых утолщаются ещё и нижние участки стебля)

9.Какую функцию они выполняют? (Запасающую)

10. К таким корням относится корень петрушки – он у нее стержневой. Откладываются в такие кладовые в основном углеводы: крахмал и сахара

Продолжаем наше путешествие.

Посмотрите внимательно на подземную часть георгина и батата.

Что это?

Как они образуются?

Корневые клубни – образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней.

 Батат, или сладкий картофель, возделывается в тропических и субтропических странах. Его разросшиеся клубневидно утолщенные боковые корни очень калорийны и имеют сладкий вкус. В некоторых странах это основное пищевое растение.

А что ещё могут запасать корни?

Корни могут служить не только для запасания питательных веществ, но и для запасания воды. Особенно хорошо эта функция выражена у тропических  орхидей. Наружная часть коры, свисающая вниз придаточных воздушных корней этих растений состоит из крупных клеток, которые могут впитывать воду подобно губке. Во время дождя эти клетки наполняются водой, которая затем расходуется на нужды растения.

Планируемые результаты

Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Знают видоизменения корневой системы, от каких факторов зависит изменения корневой системы

Умеют различать различные видоизменения корневой системы и приводить примеры;

давать определения биологическим терминам;.

 Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    формирование;

составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов  с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.

Этап V Закрепление изученного материала (5 мин)

Содержание этапа

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.

Деятельность обучающихся

Самостоятельная работа с учебником, с целью закрепления нового материала и поиска ответов на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы учителя

Деятельность учителя

Постановка вопросов. Помощь, при формулировке ответов на них.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Ребята, давайте обобщим материал, который мы сегодня рассмотрели.

1. У разных растений корневая система, видоизменения разные.

2. От чего это зависит?  От климатических условий.

3. Какие функции выполняют видоизменения корней?

Мне нужен помощник!!!

Предлагаю вам разгадать ребус, который зашифрован на доске.

1. Сосульке той не нужен карниз –

    Растет она в землю, кончиком вниз.

    Оранжевым боком, зелёной косицей

   И вкусом заставит всех удивиться?   (морковь)

2. Овощное растение со стержневым корнем?   (петрушка)

3. Какое растение умеет шагать по стенам?  (плющ)

4. Как называются корни, отрастающие от стебля?   ( придаточные)

5. Назовите видоизменения корней батата?  (корневые клубни)

6. Как называется корень, который отходит от главного? (боковой)

7. У этого растения имеются воздушные корни?  (орхидея)

8. Дыхательные корни имеет?   (кипарис)

9. Чем снабжают дыхательные корни растение?   (кислородом)

10. Красная мышка с белым хвостом

      В норке сидит, подле зеленым листом?  (редис)

Физкультминутка

Планируемые результаты

Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.

Знают видоизменения корней

Умеют различать различные видоизменение корней и приводить примеры;

давать определения биологическим терминам;

 Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия

Этап VI Контроль (10 мин)

Содержание этапа

Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся различать методы изучения живой природы и приводить примеры.

Деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы учителя

Самостоятельно заполняют  предложенную таблицу, используя текст учебника.

Деятельность учителя

Постановка проблемного вопроса. Контроль над выполнением поставленного задания.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Название видоизменения

Корня

Особенности строения

Примеры растений

Корнеплоды

Разросшийся главный корень.

Морковь, редис, свёкла, репа.

Корневые клубни

Утолщение придаточных и боковых корней.

Георгин, батат.

Воздушные корни

Длинные придаточные  корни, всасывающие воду.

Орхидея, монстера.

Дыхательные корни

Боковые корни, которые растут вертикально вверх.

Кипарис болотный, ива ломкая.

Корни – прицепки

Короткие придаточные корни с мощными прицепками.

Плющ.

Планируемые результаты

самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой измененной ситуации.

Знать: называние видоизменения корней

Уметь: различать видоизменения корней и приводить примеры; работать с предложенными таблицами и схемами.

 Познавательные:

заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

классифицировать методы изучения живой природы.

Регулятивные: прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы

Личностные: мотивировать свои действия.

Этап VII Рефлексия (2 мин)

Содержание этапа

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Деятельность обучающихся

Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно.

Деятельность учителя

Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок?»

Планируемые результаты

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества.

Коммуникативные:

понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Регулятивные:

Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого.

Личностные:

умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

Этап VIII Домашнее задание (по выбору учащихся) (1 мин)

Содержание этапа

Деятельность обучающихся

Фиксируют домашнее задание.

Деятельность учителя

Объясняет, что следует выучить дома. Дает краткие рекомендации

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Вот несколько вариантов домашнего задания, каждый из вас выбирает один из них и выполняет его.

1.        Параграф 4 учебника В.В. Пасечник (стр.12-15)-выучить параграф и уметь кратко пересказать самые главные пункты;

2.        Ответить на вопросы в конце параграфа-письменно, в рабочей тетради;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА УРОКА: ВЫЧИСЛЕНИЕ КОРНЯ n-ой СТЕПЕНИ

Объяснение темы проводится в несколько этапов с опорой на понятие квадратного корня...

«Использование образовательных технологий деятельностного типа на уроках истории Донского края в 7 классе».Тема урока: «Наши корни»

Данный урок был подгротовлен ко дню открытых дверей в Верхнедонской гимназии. Моей целью было познакомить коллег с методиками деятельностного типа, испозуемими в моей работе. Учащиеся смогли продемонс...

Тема урока: "Формулы корней квадратных уравнений"

Конспект и презентация урока разработаны для проведения урока математики в 8 классе по теме "Квадратные уравнения"....

Алгебра и начала анализа 11 класс Тема урока: «Свойства корня n - степени»

Урок совершенствования знаний  и отработки умений....

Урок биологии в 6 классе. Тема урока: «Видоизменения подземных побегов»

Урок биологии в 6 классеТема урока: «Видоизменения подземных побегов»...