методическая разработка открытого урока
методическая разработка по биологии (8 класс)

Тукуреева Юлия Геннадьевна

Открытый урок проводился в рамках муниципального этапа Учитель года 2019

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Гигиена органов пищеворения70 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по биологии на тему "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций"

 «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть»                                                                                   (Сократ)

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: мультимедийное оборудование, ПК учителя, презентация к уроку, карточки для работы в группах.

Цель: изучение  правил  гигиены органов  пищеварения; ознакомление  с кишечными инфекциями.

Задачи:

Образовательные: изучить  признаки, причины желудочно-кишечных заболеваний и пути их профилактики. убедить учащихся в необходимости соблюдения норм гигиены.

Развивающие: совершенствовать умения работать с текстом, продолжать развивать умения анализировать, выделять главное, обобщать.

Воспитательные: совершенствовать навыки работы в парах, воспитывать чувства коллективизма, способствовать гигиеническому воспитанию учащихся.


Ход урока

I.Организационный момент 
Учитель: Прозвенел звонок, а это значит, что наше занятие началось. Я приветствую всех присутствующих сегодня на уроке. Я рада, что вы пришли на урок биологии, чтобы узнать что-то новое из этой сложной, но очень интересной и занимательной науки. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня. (Прием обратной связи "Ладошки") Спасибо Вам! Я думаю, что вы будете активны в течение всего урока. 

II Мотивация учебной деятельности учащихся

Вступительное слово учителя

Диетологи говорят: «Если отец болезни неизвестен, то её мать всегда – питание». А известный американский пропагандист ЗОЖ Поль Брэгг в одной из своих книг писал: «Человек по своему неблагоразумию в еде, питье и невоздержанности умирает, не прожив и половины той жизни, которую мог бы прожить. Он потребляет самую трудно перевариваемую пищу, запивая её ядовитыми напитками, и после этого поражается, почему не доживает до ста лет».

Как считают ученые-медики, мы совершенно бездумно, день за днем, разрушаем собственное здоровье, не отдавая себе отчета в том, что и как едим. А ведь в питании, как и во всем, существуют определенные законы, нарушать которые нельзя. Питаясь чем, придется и как придется, мы совершаем одну ошибку за другой, а расплачиваемся потом за эти ошибки своим здоровьем. Давайте попробуем разобраться в своих ошибках в питании.

III Определение темы и целей урока

Учитель: Ребята, посмотрите на экран, перед вами изображены картинки (слайд №1). Какие ассоциации возникают у вас? Ребята определите самостоятельно тему нашего урока.

- И тема нашего урока «Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций». (слайд №2).

- Какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке?

  • изучение правил гигиены питания;
  • изучить признаки, причины желудочно-кишечных заболеваний и пути их профилактики. (слайд №3).

IV Изучение нового материала

Учитель:  Тема правильного питания в настоящее время чрезвычайно актуальна и я хочу привести этому доказательства.

   По данным Научно-исследовательского института питания РАМН, в России лишний вес имеют около 60 процентов женщин и 50 процентов мужчин старше 30 лет. Именно тучность является причиной множества заболеваний, приводит к сокращению жизни в среднем на 10 лет. 
Есть и другая сторона медали – чрезмерная худоба. От истощения страдают не меньше, а умирают еще раньше, чем от ожирения. 
Прямая зависимость между нашим питанием и развитием самых серьезных заболеваний прослеживается в 60-70 процентах случаев. 

      Основоположники разных школ питания пытались ответить на извечные вопросы науки о питании - как, когда, сколько и что есть?

      Попытаемся и мы ответить на эти вопросы в ходе нашего урока.

Представьте себе, что вы врач – диетолог, к вам на приём пришёл пациент с жалобами на плохую работу органов пищеварения, частые боли в животе, диарею, вздутие, плохой аппетит.  В беседе с ним вы установили, что причиной всех этих симптомов является неправильное питание. Вы должны дать этому пациенту рекомендации по правильному питанию. Для работы используйте текст учебника стр. 177 – 178 и выданный вам дополнительный материал.  Свои рекомендации запишите на выданных вам листах (Приложение №1), 

Начинаем работать. Уважаемые сотрудники, прошу вас изучить текст.

 Проверка правил 1 учащийся читает, все проверяют и дополняют, сравнивают с предложенным вариантом. (слайд №4) 

Учитель: Многие великие философы и писатели говорили о гигиене питания. Например: Сократ- древнегреческий философ говорил: «Лучшая приправа к пище - голод», Абу-аль-Фарадж- сирийский церковный деятель, писатель утверждал, что «Лучше время от времени недоедать, чем постоянно переедать», великий русский писатель А.П. Чехов говорил: «Встав из-за стола голодным - вы наелись; если вы встаете наевшись - вы переели; если встаете переевши - вы отравились». (слайд №5)

Прежде чем перейдем к изучению следующего вопроса, проведём физкультминутку. (Физкультминутка)

Учитель: Переваривание пищи частично осуществляется полезными микроорганизмами, находящимися в кишечнике. Попадание же болезнетворных микроорганизмов (сальмонеллы, палочки ботулизма, дизентерийной палочки, холерного вибриона), и недоброкачественная пища может стать причиной отравлений и заболеваний органов пищеварения.

Для лучшего усвоения нового материала мы с вами будем работать в парах. Вам нужно изучить текст параграфа «Кишечные инфекции и их предупреждение» и раздаточного материала и заполнить пропуски в таблице по плану: заболевание, признаки, причины, профилактика. (Приложение №2). 

Инфекционные заболевания (10 мин)

заболевание

переносчики

симптомы заболевания

предупреждение болезней

ботулизм

крупный рогатый скот

головная боль, слабость, боль в животе, тошнота, рвота. Расстройство зрения, потеря голоса.

  1. Обращать внимание на сроки годности продукта
  2. Вздутость консервированных продуктов

сальмонеллез

домашняя птица, крупный и мелкий рогатый скот

температура, тошнота, рвота, частый стул.

термическая обработка продуктов.

Холера,

Брюшной тиф

Вода, грязная посуда, немытые фрукты и овощи 

понос, рвота, нарушается работа сердца и почек, отдышка.

  1. Обеззараживание воды
  2. Термическая обработка продуктов
  3. Обеззараживания места общего пользования
  4. вакцинация

дизентерия

мухи

температура, боли в мышцах и суставах, боли в левой половине живота.

  1. Мыть руки
  2. Пред употреблением мыть продукты

Пищевые отравления

Несвежая пища, ядовитые грибы, ягоды.

Боли в животе, тошнота, рвота, расстройство кишечника, слабость

  1. Не есть несвежие продукты, незнакомые грибы, ягоды

Аскаридоз

Грязные продукты, непровареное мясо, грязные руки, животные

Утомление, рассеянность, тошнота, рвота, головные боли

  1. Мыть руки, овощи фрукты, варить мясо, рыбу.

Отчёт по группам (оценивание друг друга)

Какие выводы можно сделать из всего вами сказанного?

В результате обсуждения учащиеся делают выводы:

1. Пищевое отравление может вызываться различными микроорганизмами, чаще всего это сальмонеллы, палочки ботулизма, холерный вибрион, дизентерийная палочка.

2. Попадая в организм, бактерии выделяют яд, который вызывает острое воспаление слизистой желудка, тонкой и толстой кишки. Симптомы: тошнота, рвота, боли в животе, головная боль, иногда судороги.

3. Инфекция передается через зараженные пищевые продукты – мясо, рыбу, молоко, салаты и т. д.

4. Желудочно-кишечные инфекции называют «болезни грязных рук». (слайд №6)

Перед вами лежат продукты (на столе консервная банка, яблоко, стакан воды и куриное яйцо или картинки). Как вы думаете, что их объединяет?
1) Консервная банка.
Следует проявлять осторожность с консервированными продуктами, т.к. в них могут содержаться бактерии ботулизма. На что обращаем внимание при выборе консервов? (Срок годности, нет ли вздутия.)
2) Яйцо.
Может стать причиной сальмонеллеза и брюшного тифа. Заражение происходит чаще в летнее – осеннее время через зараженные продукты (яйца, мясо, молоко). Что делать? (Варить, жарить, мыть руки.)
3) Стакан воды.
Да, это просто вода. Но в ней может содержаться холерный вибрион – возбудитель холеры! Он долго сохраняется в воде, но быстро гибнет при нагревании и обеззараживании. Как поступим? (Кипятить воду, не пить воду из водоемов, не купаться в запрещенных местах.)
4) Грязное яблоко.
Оно, конечно, не отравленное, как в сказке о мертвой царевне, но может вызвать неприятное заболевание – дизентерию. Ее еще называют “болезнью грязных рук”. Что делать? (Мыть фрукты, посуду, руки.)

И так, ребята, сегодня мы с вами познакомились с правилами правильного питания, заболеваниями органов пищеварения и я надеюсь, что вы поняли, что многое зависит от самого человека: от его привычек, образа жизни. Я надеюсь, что эти знания помогут вам и вашим близким сохранить своё здоровье предупредить  заражения различными инфекциями. А вы правильно ли питаетесь? Давайте проверим (Тест Приложение №3)

V Рефлексия: (2 мин)

Учитель просит каждого по очереди произнести фразу:

“Правильное питание позволяет мне…”,

Урок заканчивается и мне хотелось бы взять у Вас интервью. Ответьте на любое незаконченное предложение.
Сегодня я почувствовал(а), что …
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Я почувствовал, что …
Меня удивило, что …
Я приобрел …


VI. Домашнее задание: Учитель комментирует задание, а учащиеся записывают в дневник: изучить параграф учебника 35, ответить на вопросы к параграфу, творческие задания по выбору учащихся:

-пословицы и поговорки о правильном питании, здоровой пище.

- составить меню на день для своей семьи.

- подготовить сообщение на тему “Правильное питание”.

- составьте кроссворд.


VII. Итог урока. Заключительное слово учителя. Учитель рассказывает притчу. Притча: “В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же городе жил человек, который позарился на место, положение и престиж мудреца и хотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился к мудрецу. Он решил спросить мудреца: “О Мудрейший из мудрых, - скажет он, - если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?” Если мудрец скажет: “Мертвое!”, он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: “Живое!”, он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу. Когда горожанин вошел во дворец и сделал все, так как хотел, ответ мудреца удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе. Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав лишь минуту, ответил: “Все в твоих руках!” Ваше здоровье, дети, в ваших руках. Будьте здоровы!

Ребята, наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за урок. На память о нашей встречи я хочу подарить вам памятку «Правила здорового питания»

Основные правила питания:

  1. Регулярное питание (принимать пищу в определенные часы, 4-5 раз в день).
  2. Пища должна иметь привлекательный вид, приятный запах и вкус.
  3. В пищу нужно употреблять сырые овощи и фрукты.
  4. Разнообразное питание.
  5. Умеренность в еде.
  6. Есть не торопясь.
  7. Нельзя есть много соленой, сладкой и острой и копченой пищи.
  8. Не есть за 2 часа до сна.
  9. Соблюдение правил личной гигиены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «ОБОРУДОВАНИЕ» «АВТОМАТИЗАЦИЯ» Тема урока: «Осахаривание крахмала».

ММеетодическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарн...

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...

Методическая разработка открытого урока по литературе «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни

Методическая разработка урока литературы "Поучение Владимира Мономаха - урок жизни....