Учебно-опытническая работа по биологии
проект по биологии (9 класс)

Золотухина Елена Николаевна

« ВЛИЯНИЕ ПРЕДПОСЕВНОЙ ЗАКАЛКИ СЕМЯН НА УРОЖАЙНОСТЬ МОРКОВИ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нижнесмородинская средняя общеобразовательная школа»

Поныровского района Курской области

УЧЕБНО – ОПЫТНАЯ РАБОТА

ТЕМА

« ВЛИЯНИЕ ПРЕДПОСЕВНОЙ ЗАКАЛКИ СЕМЯН НА УРОЖАЙНОСТЬ МОРКОВИ».

Выполнил:

Ученик 9 класса

Кащавцев Михаил

Руководитель:

Учитель географии, биологии, химии

Золотухина Е.Н.

2017 год.

Оглавление.

Введение

Цели и задачи работы.

Методика опыта

Название культуры, семейства, сорта.

Тема опыта.

Цели и задачи опыта.

Состав звена.

Площадь и схема опыта.

Исторический экскурс об известной всем свекле.

Биологические особенности выращивания свеклы.

План работы по проведению опыта.

Агротехническое обоснование.

Дневник фенологических наблюдений.

Условия погоды.

Прогнозируемые результаты опыта.

Выводы

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ.

Данная учебно – опытническая работа направлена на решение проблемы по обеспечению столовой школы экологически чистыми сельскохозяйственными продуктами.

Цели работы:

-формирование интереса детей к сельскохозяйственному производству через непосредственное их участие в практической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке;

-совершенствование традиционной натуралистической работы школьников, способствующей подготовке грамотного землепользования и сохранению биоразнообразия агроэкологических систем 

Задачи работы:

- подвести итог исследовательской и практической деятельности учащихся на учебно – опытном участке школы;

-способствовать развитию у учащихся творческих способностей и устойчивого интереса к овладению технологиями выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции;

- способствовать формированию общей экологической культуры среди учащихся;

-содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию, профессиональному самоопределению детей.

Для проведения исследовательской работы использовались литературные источники: учебное пособие «Практикум по овощеводству»,в нём изложен материал об основных овощных культурах, их биологических особенностях.

Научно-популярная литература: « Юным овощеводам». В данном издании дан исторический экскурс овощных культур, их лекарственные свойства, разнообразие, использование.

Данная опытническая работа проводилась на пришкольном учебно-опытном участке МКОУ «Нижнесмородинская средняя общеобразовательная школа» с апреля по сентябрь 2017 года.

Учебно-опытный участок расположен на территории Поныровского района, на севере Курской области. Территория лежит в умеренно-континентальном типе климата с преобладанием западных воздушных масс. Почвы на территории района представлены чернозёмами: на территории пришкольного участка – выщелоченные чернозёмы. На полях района выращивают: зерновые ( пшеницу, ячмень, овёс, кукурузу), технические (сахарная свекла), бобовые культуры ( горох, соя), кормовые (люпин, рапс, люцерна) культуры.

Учебно-опытный участок школы существует с 1969 года. Вокруг участка создана из зелёных насаждений живая изгородь. Участок хорошо освещён солнцем, имеет источник водоснабжения.

Основным содержанием труда учащихся на пришкольном участке является опытническая работа. Опыты проводятся со всеми культурами, которые возделываются на участке. Тематика опытной работы всегда разнообразная, но темы опытов доступны для детей, связаны с прохождением учебной программы.

Название культуры: Морковь посевная(Daucus zamivus Poehl)

семейство зонтичные – Apiaceae Lindl (Umbelliferae juss)

Сорт: «Лосиноостровская»

Тема опыта:

Влияние предпосевной закалки семян на урожайность моркови.

Цели и задачи опыта:

-применяя предпосевную закалку семян перед посевом ускорить появление и дальнейшее развитие растений;

-применяя тщательный уход и рыхление почвы, вырастить урожай моркови на опытной делянке с 20 м2 не менее 80 кг;

-обеспечить сельскохозяйственной, экологически чистой продукцией школьную столовую;

-закрепить и расширить знания по биологии, полученные на уроках;

-овладеть методами управления ростом и развитием растений;

-приобрести умения и навыки выращивания растений.

Состав звена.

Кащавцев Михаил.

Бельчиков Иван.

Перелыгин Владимир.

Площадь и схема опыта.

Исторический экскурс об известной всем моркови.

Всем нам известный овощ с вкусным и сладким корнеплодом оранжевого, красного, желтого и даже белого цвета – морковь – был знаком людям ещё за 2 тысячи лет до нашей эры. Имеются письменные свидетельства того, что в древнеримском государстве морковь широко культивировали на полях и огородах. Римляне охотно употребляли её даже в свежем виде как лакомство.

В европейских странах этот вкусный корнеплод распространился на полях с 14 века.

Издревле узнали люди и его лечебные свойства. В народной медицине морковь применялась весьма разносторонне.

В наши дни лечебные и питательные свойства моркови получили научное обоснование. Морковь оказалась богатой витаминами, сахарами, минеральными солями и другими биологическими активными веществами, которые и составляют её целебный комплекс. Особенно много в корнеплодах моркови каротина, из которого в организме человека и животных вырабатывается витамин А. Потому-то морковь и занимает одно из ведущих мест в нашем огороде.

Несмотря на древность культуры, морковь не везде и не сразу получила признание. Американцам, например, выходец из Средиземноморья пришёлся не по вкусу, и корнеплод скоро перестали выращивать. Но морковь взяла да и «поселилась» на заброшенных пустырях. Здесь её «открыли» вторично... свиньи, которым корнеплод очень полюбился. Волей-неволей пришлось американским крестьянам снова

« пустить» морковь на свои поля, сначала в качестве кормовой культуры, а потом и как полезный овощ.

Биологические особенности выращивания моркови.

Морковь – травянистое растение из ботанического семейства сельдереевых (зонтичных). Известно около 60 видов моркови, которые распространены преимущественно в странах Средиземноморья, а также в Африке, Австралии, Новой Зеландии и Америке. Наиболее широкое признание получила морковь культурная.

Культурная морковь – двулетнее растение, подразделяется на столовую и кормовую. В первый год она образует корнеплод массой от40 до 300г с прикорневой розеткой листьев, на второй – выбрасывает цветочную стрелку и образует семена.

Культурная морковь произошла от дикой. В овощеводстве большинства стран распространены сорта средиземноморского подвида с оранжево-красным корнеплодом и с белым венчиком цветка. В Азии можно встретить сорта с тёмно-фиолетовым корнеплодом.

В нашей стране морковь выращивают повсюду, вплоть до районов Заполярного круга. Морковь любит солнце, поэтому участок для неё подбирают, хорошо освещаемый солнцем в течение всего дня. Поэтому одним из главных агротехнических приёмов ухода за посевами моркови являются своевременное прореживание и содержание грядок в рыхлом и чистом от сорняков состоянии.

План работы по провидению опыта.

варианта

Название работы

Сроки проведения

Примечание

1

Закалка семян.

10 апреля

2

Рыхление почвы.

20-22 апреля

3

Весенняя перекопка участка с внесением удобрений, бороноване

25 – 27 апреля

4

Посев семян

28 апреля

5

1я Прополка и рыхление

19 мая

6

Прореживание всходов

20-25 мая

Прополку и рыхление производить через каждые 2 недели до смыкания ботвы. Производить замеры средней массы корнеплодов .

7

поливка

По мере надобности

8

2я прополка и рыхление

3 июня

9

Первая подкормка

16 июня

10

3я прополка и рыхление. Выборка «пучкового» товара - 2е прореживание

17 июня

5 июля

11

4я прополка и рыхление

3 июля

12

Вторая подкормка

16 июля

13

Уборка моркови.

15-20 сентября.

Агротехническое обоснование.

Закалка семян.

Семена намочить в воде и держать в тёплой комнате в течение 4-5 суток. В первые сутки семена перемешивать через 3-5 часов, в дальнейшем 2-3 раза в сутки. Набухшие семена положить в горшок и закопать в снег и держать 10-15 дней при температуре 0-1 градус С. Если весна запаздывает, надо затормозить прорастание наклюнувшихся семян, посыпав солью снег под горшком (10 апреля).

Рыхление почвы.

Поверхность почвы, вспаханной с осени, заскородить в два следа (20-22 апреля)

Весенняя перепашка участка с внесением удобрения, боронование.

На делянку в 20м2 равномерно внести 16-20 кг перегноя или минеральные удобрения ( 0,4 кг сульфата аммония, 0,6- 0,10 кг суперфосфата, 0,4-0,6 кг калийной соли).Почву перепахать или перекопать на глубину 20-25 см. Забороновать в два следа( 25-27 апреля)

Посев семян.

К семенам моркови добавить семена «маячных» растений ( салат, редис). Высеять семена на глубину 2 см в четыре строчки. Расстояние между строчками 25 см, между лентами 50 см. На контрольной делянке высеять сухие семена(28 апреля.)

Прополка и рыхление.

Первое рыхление междурядий (шаровку) провести, как только появятся всходы «маячные» культуры, а когда появятся всходы моркови, произвести прополку сорняка в рядках. В это же время удалить растения «маячной» культуры. Пропалывать вручную. Рыхлить мелко, не повреждая рядков посева (19 мая). В дальнейшем прополку и рыхление производить через каждые две недели до полного смыкания рядков. Последние рыхления ( в период формирования и интенсивного роста корнеплодов) делать более глубокими ( 3 июля).В дальнейшем прополку и рыхление проводить через каждые две недели, до смыкания ботвы. Не допускать образования корки.

Прореживание всходов и прополка.

После появления первого настоящего листа оставить по одному лучшему растению на расстоянии 2 3 см друг от друга. Выдернутые растения использовать на посадку в изреженные места ( 20- 25 мая).

Поливку производить по мере надобности, по вечерам; распылитель лейки во время поливки держать близко к почве. В засушливую погоду полив обязателен в период прорастания семян, укоренения всходов и утолщения корня.

Первая подкормка и рыхление.

Когда у моркови образуются 3-4 листка, произвести подкормку ( на ведро воды 15 г сульфата аммония, 40 г суперфосфата, 20 г калийной соли); подкормку внести в бороздки по обеим сторонам рядка. Ведром раствора полить 20м рядка. Затем поверхность почвы взрыхлить (16 июня).

Выборка «пучкового товара».

Когда морковь будет иметь корнеплод толщиной 1 см, растения проредить – провести выборку «пучкового товара». Расстояние между растениями оставить для сорта Лосиноостровская5-6 см (5 июля).

Вторая подкормка.

Растения на опытной делянке подкормили раствором: на ведро воды 30 г сульфата аммония, 40 г суперфосфата и 40 г хлористого калия. Поливать из расчёта ведро раствора на 20 м. Внести в бороздки по обеим сторонам рядка. Затем поверхность почвы взрыхлить. На контрольной делянке растения не подкармливать(16 июля)

Уборка моркови. Уборку произвести в сухую погоду. С выкопанных корнеплодов отряхнуть землю, ботву обрезать в уровень с головкой корнеплода. Корнеплоды убрать в подвал для хранения (15-20 сентября)

Дневник фенологических наблюдений.

Сорт « Лосиноостровская»

Опытная делянка.

п/п

Фазы роста и развития подопытной культуры

Дата

Наблюдения

Что наблюдалось

примечание

1

Появление всходов

«маячной культуры»

Появление всходов моркови.

15 мая

17 мая

1 фаза - от прорастания семени до появления всходов.

( необходимо много влаги, почти вдвое больше, чем весит само семя)

2

Прореживание всходов. Появление первого настоящего листочка.

20 мая

появляются первые настоящие листья.

Необходимо прорыхлить междурядья и удалить сорняки, как только обозначатся рядки всходов.

Прореживание всходов( является важнейшим агротехническим приёмом, в первые дни после появления настоящих листьев каждый день задержки прореживания вызывает потери 2-3 центнеров корнеплодов с гектара).

3

Образование 3-4 листков

15 – 18 июня.

Происходит интенсивное нарастание ассимилирующей поверхности растения, то есть листьев, начинается утолщение корня, а затем и формирование корнеплода.

Растение требует много питательных веществ, поэтому в почву вносим подкормку.

4

Образование корнеплода диаметром 1 см.

Выборка «пучкового товара»

5 июля.

нарастание листьев, корнеплодов

Поливка по мере необходимости.

Использование молодых морковок в пищу(заморозка для школьной столовой)

Вторая подкормка.

5

Наиболее интенсивное летнее – осеннее накопление в корнеплоде сухих веществ, в том числе и сахара.

10августа-15 сентября.

Замедление с ( последующим прекращением) роста новых листьев.

Обилие почвенной влаги нежелательно, так как это вызывает нарастание новых листьев, снижает накопление сахара и задерживает созревание корнеплодов.

6

Уборка урожая

15-20 сентября после уборки столовой свёклы.

Производится в сухую погоду.

Дневник фенологических наблюдений

Сорт « Лосиноостровская»

Контрольная делянка.

п/п

Фазы роста и развития подопытной культуры

Дата

Наблюдения

Что наблюдалось

примечание

1

Появление всходов «маячной культуры»

Появление всходов моркови

15 мая

23 мая

Появление 2 зародышевых листочков

1 фаза - от прорастания семени до появления всходов.

( необходимо много влаги, почти вдвое больше, чем весит само семя)

2

Прореживание всходов. Появление первого настоящего листочка.

26 мая

появляются первые настоящие листья.

Необходимо прорыхлить междурядья и удалить сорняки, как только обозначатся рядки всходов.

Прореживание всходов( является важнейшим агротехническим приёмом, в первые дни после появления настоящих листьев каждый день задержки прореживания вызывает потери 2-3 центнеров корнеплодов с гектара).

3

Образование3-4 настоящих листков

21 – 24июня.

Происходит интенсивное нарастание ассимилирующей поверхности растения, то есть листьев, начинается утолщение корня, а затем и формирование корнеплода.

Растение требует много питательных веществ, поэтому в почву вносим подкормку

4

Образование корнеплода диаметром 1 см.

Выборка «пучкового товара»

15 июля.

Максимальное нарастание листьев, корнеплодов.

Поливка по мере необходимости.

Использование молодых морковок в пищу(заморозка для школьной столовой)

Вторая подкормка.

5

Наиболее интенсивное летнее – осеннее накопление в корнеплоде сухих веществ, в том числе и сахара.

10августа-15 сентября.

Замедление с( последующим прекращением) роста новых листьев.

Обилие почвенной влаги нежелательно, так как это вызывает нарастание новых листьев, снижает накопление сахара и задерживает созревание корнеплодов.

6

Уборка урожая

17-30 сентября после уборки столовой свёклы

Производится в сухую погоду.

Условия погоды:

Весна:

Во время весенней обработки почвы и посева стояла тёплая погода, заморозков практически не было. Почва быстро теряла влагу, вследствие интенсивного испарения. На опытных участках морковь дала дружные всходы. На контрольной делянке всходы появились значительно позднее и были недружные.

Лето:

Июнь месяц стояла жаркая погода, с незначительными, редкими дождями. Первая декада июля отличалась повышением температур, с периодически выпадающими осадками. Со второй половины июля температура была стабильно высокая, выпадали осадки преимущественно ливневого характера. Август был теплым, даже жарким, с периодическими дождями. В целом погода для выращивания моркови была удовлетворительная. Полив производился 2 раза за весь период выращивания.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Дата уборки урожая

Средний урожай моркови

Опытная делянка

Контрольная делянка

В пересчете на 1га

примечание

С 15 сентября

С 15 сентября

75 кг

60кг

375 ц\га

300ц/га

средняя урожайность

ВЫВОДЫ ПО ПРОВЕДЕННОМУ ОПЫТУ

Для получения высоких урожаев моркови необходимо применять закаливание семян перед посевом. Это позволяет ускорить появление всходов и дальнейшее развитие растений. Что ведёт к получению более высоких урожаев моркови – ценного корнеплода, содержащего витамин А, необходимого для зрения . Это позволит обеспечить школьную столовую ценной питательной продукцией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: дальнейшие перспективы учебно-опытной работы на пришкольном участке будут связаны с получением высоких урожаев выращиваемых овощей с применением различных технологий выращивания экологически чистой продукции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Научно-популярная литература.

Сергей Небесный «Юным овощеводам»; Издательство «Детская литература» 1985 г.

Практикум по овощеводству. Учебное пособие. Под редакцией Г.И. Тараканова. М., «Просвещение», 1978г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из описания опыта работы учителя биологии высшей категории Н.Н.Авериной:Технология модерации на уроках биологии.

«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно…»...

«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).

Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность  в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться  - даст возможность самореализации, ...

Учебно - опытническая работа "Изучение возможности и условий выращивания арбузов и дынь в школьной теплице"

Данный материал содержит описание проведенного  в школьной теплице  учебного опыта по выращиванию арбузов и дынь. Опыт проводился в форме проектной работы юннатов школы под руководством учит...

Итоговая атестационная работа по биологии "Методика проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии"

В данной работе раскрыты методы, формы и виды контроля на уроках биологии....

Обобщение опыта работы учителя биологии по теме "Развитие творческих способностей на уроках биологии"

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой це...

Из опыта работы учителя биологии Бальжиевой М.А. " Использование образовательных технологий на уроках биологии".

Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллектуал...