Учебно - опытническая работа "Изучение возможности и условий выращивания арбузов и дынь в школьной теплице"
проект по биологии на тему

Егоров Александр Николаевич

Данный материал содержит описание проведенного  в школьной теплице  учебного опыта по выращиванию арбузов и дынь. Опыт проводился в форме проектной работы юннатов школы под руководством учителей биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arbuzy_i_dyni_v_shkolnoy_teplitse.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дорогобужская средняя общеобразовательная школа № 2

Кружок юных натуралистов

Учебно – опытническая работа

 Тема: «Изучение возможности и условий выращивания арбузов и дынь в школьной теплице».

     Автор:  Закабунин Станислав  10 класс

Руководитель опыта: учитель биологии                                                                                                           Егоров Александр Николаевич    

г. Дорогобуж

2012 г.

Оглавление.

  1. Введение: тема, цели, задачи.                                                                    
  2. Методика опыта.                                                          
  3. Результаты опыта. Выводы и предложения.
  4. Заключение.
  5. Список литературы.                                                      

                             

                                   

  1. Введение.

Тема опыта:

«Изучение возможности и условий выращивания арбузов и дынь в школьной теплице».

Цели:

- определение оптимальных условий выращивания в теплице бахчевых культур: арбузов, дынь;

 - создание условий для повышения уровня сформированности учебных и практических знаний, умений и навыков учащихся в процессе проведения учебно-практического опыта.

Задачи:

         -способствовать развитию познавательных интересов учащихся на уроках и во внеурочной деятельности;

           -создавать условия для практической отработки теоретических знаний в процессе наблюдений и экспериментов при выполнении практических работ ;

          -формировать и совершенствовать практические навыки при работе на учебно-опытном участке,  в теплице во время уроков и во внеурочной деятельности;

           -воспитывать ответственность, трудолюбие, уважение к людям труда.

      Актуальность выбранной темы:  климат на Земле изменяется, изменяются биологические особенности и условия развития растений, соответственно должны измениться  и агротехнические приёмы выращивания растений как в открытом грунте, так и в условиях защищенного грунта. В школьной теплице с апреля и до самой осени (после отключения отопления), растения испытывают такое же  воздействие окружающей среды, что и в открытом грунте.  Выращивание арбузов и дынь в теплице представляет определенный интерес для учащихся, способствует их вовлечению опытническую работу. В этих условиях встаёт вопрос об определении оптимальных условий выращивания бахчевых культур в школьной теплице.

       

   

     2. Методика опыта.

 Опыт проводился в теплице учебно-опытного участка

МБОУ Дорогобужская СОШ №2.

                              Схема опыта

 

Дыни  сортов: «Ананасная»

Арбузы сортов: «Сахарный малыш», «Огонёк»

 Площадь стеллажей: 4*4 м2

 Почва: дерново-перегнойная

 Засорённость: низкая

Освещённость: естественное и искусственное(лампы дневного света)

Размер делянки – 4 кв. м.

Количество делянок-  4

Число рядов в делянке – 2

Расстояние в ряду – 70 см.

Ширина междурядий – 70 см.

Общая площадка под опытом  - 16 кв. м.  

Удобрения: органические (перегной);  минеральные (мочевина, сульфат аммония, суперфосфат двойной, калийная соль)

    Графическая схема опыта

     1 повторность                                                                           2 повторность

Биологические особенности бахчевых культур.

Дыня и арбуз –  это тепло и светолюбивые бахчевые культуры.

  Арбу́з обыкнове́нный -  однолетнее травянистое растение семейства Тыквенные . Плод шаровидной, овальной, уплощённой или цилиндрической формы; окраска коры от белой и жёлтой до тёмно-зелёной с рисунком в виде сетки, полос, пятен; мякоть розовая, красная, малиновая, рыжебелая и жёлтая. В настоящее время выращивается в 96 странах мира в более чем 1200 разновидностях. Листья серо-зеленой окраски, длинночерешковые, без прилистников, обычно разрезные с тремя — пятью лопастями, каждая из которых разделена на более мелкие дольки. В молодом возрасте густо опушены. Расположение листьев очередное. Листовая поверхность достигает очень больших размеров (иногда более 2000 листьев на одном растении).

   У арбуза встречаются три типа цветка — мужской, женский и гермафродитный — цветок женского типа с недоразвитыми пыльниками. У большинства сортов на одном растении образуются мужские и гермафродитные или женские цветки, т. е. растения арбуза являются однодомными. 

   Плод — многосемянная ягодообразная тыквина, разнообразная по размеру, форме, окраске, рисунку и толщине коры, с различной по структуре, окраске и другим свойствам мякотью, с разнообразными по форме, размеру и окраске семенами.

Дыня – однолетнее, травянистое, стелющееся растение. Съедобной её частью  является мякоть плодов, очень сахаристая и вкусная с разной консистенцией и  окраской с чрезвычайно тонким и нежным ароматом и приятным привкусом. Стебли дыни мощные и грубые, с разветвлением с 3-4 плетями от основания и главным стеблем, который достигает 3 м длины и до 3 см толщины в основании. Суммарная длина всей вегетативной массы, т.е. плетей нулевого, а также первого, второго и следующих порядков, достигает 20-25 м.

   Листки большие, длина листовой пластинки, в зависимости от сорта или гибрида, плодородия почвы и агротехники достигает 14-18 см, ширина болеее 20-22 см.

    Дыня - растение однодомное, однополая, но встречается и с двуполыми гермафродитными цветами. Цветки, которые располагаются в пазухах листков - женские по одному (иногда по два), мужские, собранные в соцветие по 5-7, иногда и больше цветков, имеют желтый венчик, пять лепестков и пять тычинок, пыльники с двумя гнёздами. Завязь нижняя, плод много семенная, ложная ягода. Размер плодов неоднородный, варьирует в пределах 0,5-40,0 кг. Семена с плацентой находятся в центральной части плода, полностью или частично её заполняя.

   Дыня имеет мощную корневую систему, которая состоит из главного корня - стержневого и длинных боковых ответвлений, которые отходят от него в разных направлениях и сильно разветвленны. Мощность развития главного корня колеблется в зависимости от условий роста, плотности почвы, влажности, удобрений и т.п., а также от сортовых особенностей.

        Агротехника возделывания

      Агротехника: Арбуз выращивают в открытом грунте и теплицах, на легких воздухо- и водопроницаемых почвах. Посев производят, когда почва прогреется на глубину 8-10 см до 15-16°С. Схема  посадки в теплицах 70 х70, с использованием шпалер, (плоды  можно подвешивать в сетках). Перед посевом семена обрабатывают в  растворе марганцовокислого калия, затем промывают чистой водой.  По мере роста, растения формируют в один стебель, производя  удаление боковых побегов и оставляют на нем 2-3 завязи (остальные  удаляют). Дальнейший уход состоит из умеренного полива, рыхления,  подкормок.

      Когда производится посадка дыни в теплицу, ее семена прорастают при температуре от 18ºС, но лучшим температурным режимом для нее будут от 27 до 35ºС. Для того что бы дыни и арбузы в теплице хорошо себя чувствовали необходима дневная температура в пределах 30ºС, а ночная не должна опускаться ниже 18ºС. И дыня и арбуз устойчивы к засухе, но боятся повышенной влажности. Если влажность очень большая, то они подвержены развитию разнообразных грибных заболеваний.

Влажность воздуха около 60% будет оптимальной для выращивания  арбузов и дынь в теплице.

     Основные приемы выращивания дыни такие же, как и арбуза. Уход за дыней состоит из умеренного полива и осторожного рыхления без переворачивания плетей. Поливают растения раз в 10 - 15 дней сначала под корень (в лунку). Впоследствии, с ростом растений, воду лучше пускать в борозды, сделанные в междурядьях вдоль рядов.

Для ускорения формирования и созревания плодов растения прищипывают первый раз над 4-6-м настоящим листом. После образования нужного количества завязей (2-3 на растении) прищипывают все точки роста и удаляют лишние завязи. Благодаря этому растения расходуют больше пластических веществ на формирование плодов, а не на наращивание вегетативной массы (стеблей и листьев).

Болезни и вредители.

       Мучнистая роса.
На верхней, а затем и на нижней стороне листа и на стебле проявляются небольшие белые мучнистые пятна. В дальнейшем, пораженные листья желтеют и отмирают, а при сильном развитии болезни - поражаются и плоды. 
     Оливковая пятнистость. 
На стеблях болезнь проявляется в виде язвочек, на листьях образуются бурые пятна. На плодах появляются маслянистые пятна, которые затеи превращаются в язвочки светло-коричневого цвета со спороношением гриба оливкового цвета. На границе здоровой и больной ткани выделяется студенистая жидкость. Пораженные завязи гибнут, а плоды теряют товарные качества.
      Антракноз. 
На листьях образуются желтовато-бурые, округлые, довольно крупные пятна. На черешках, стеблях и плодах появляются вдавленные пятна в виде язв с розовым налетом. При поражении прикорневой части стебля растения часто погибают. Развитию болезни способствует высокая влажность воздуха и температура. Антракноз 
характерен для тепличных растений, в открытом грунте встречается редко.
        Вредители.
В теплицах наибольший вред арбузам наносят бахчевая тля и паутинный клещ. Они высасывают сок растений, проколов кожицу листа, от чего листья желтеют и засыхают. При сильном поражении растения погибают.

            Календарный план работ по проведению опыта.

Дата

Наименование работ

Оценка за работу

1

15 октября

3 апреля

замена грунта, внесение удобрений.

 Выравнивание почвы, рыхление, прополка.

Хорошо

отлично

2

 5-6 апреля

Замачивание семян.

Отлично

3

15 апреля

Посев замоченными семенами

Хорошо

3

по необход.

Прополка.

отлично

4

по необход.

Рыхление почвы.

отлично

5

27 июня

Ручное опыление

хорошо

6

по необход.

Полив.

хорошо

7

11 июня

7августа

 Подкормка раствором комплексного удобрения .

отлично

9

5 сент.

Удаление поврежденных и увядших листьев.

хорошо

10

23 сент.

Уборка и учёт урожая.

отлично

Фенологические наблюдения.

Содержание наблюдений

Арбуз

Дыня

1.

Посев

15 апреля

15 апреля

2.

Всходы

27 апреля

25 апреля

3.

                  Бутонизация                  

8 июня

12 июня

4.

Начало цветения

16 июня

15 июня

5.

Техническая спелость

20 августа

14 августа

6.

Биологическая спелость

  1. сентября
  1. сентября

3.Результаты опыта.  Выводы и предложения по опыту.

Плоды арбуза — продукт универсального использования и отличаются высокими питательными, вкусовыми и диетическими свойствами. Они содержат хорошо усваиваемые организмом человека сахара, в среднем 4—8%, у лучших сортов до 14%. Сладкий вкус плодов обусловлен большим количеством фруктозы (2,3—4,8%) и сахарозы (1—5,1%). Среднее содержание сухого вещества в плодах по сортам  и варьирует от 5 до 9,1%.

Арбузы содержат белок на 100 г сырой массы: (0,72%), пищевые волокна (0,5%), гемицеллюлозу (1,2—1,5), клетчатку (0,1%), пектиновые вещества (0,8—2%), жиры (0,1%). В мякоти и коре плодов имеются необходимые человеку незаменимые аминокислоты.  Из макро- и микроэлементов арбузы сравнительно богаты магнием (224 мг на 100 г сырой массы), калием (64 мг), железом (1 мг), кальцием (14 мг), фосфором (7 мг), натрием (16 мг). В них обнаружены сера, марганец, никель и цинк. По содержанию солей железа арбузы превосходят почти все овощи, уступая лишь салату и шпинату. Витамины в арбузах есть, но их количество невелико: В, — 0,04 мг, В2 — 0,03 мг, С — 7—10 мг, РР — 0,24 мг, каротин — 0,1 мг на 100 г сырого вещества. Обнаружена в плодах и фолиевая кислота. Энергетическая ценность их низкая (38 ккал, или 159 кДж). Из семян арбуза получают ценное пищевое жирное масло, богатое витаминами, которого содержится 25—30%.

В пищу употребляют полностью созревшие плоды в основном в свежем виде как десерт. Нестандартные и недозрелые плоды засаливают.  Используют их и в пищевой промышленности для технической переработки — изготавливают повидло, джем, пастилу, цукаты, конфеты, патоку, варенье, арбузный мед (нардек), вино. Различные изделия подают к столу как гарнир к мясу и рыбе.

Арбузы хорошо утоляют жажду. В тропических странах их используют для приготовления прохладительных напитков (охлажденный арбузный сок, разбавленный водой с добавлением сахара).

         Химический состав, пищевые и лечебные свойства дыни. Плоды дыни - ценный пищевой и диетический продукт. Они содержат 13 - 20% сахаров, каротин, витамин С,  РР,  фолиевую кислоту, пектиновые вещества, клетчатку, минеральные соли железа, калия, натрия; жиры, летучие и ароматические вещества.

 По содержанию сахаров дыня превосходит арбуз, но сахар дыни представлен не фруктозой, а менее сладкой сахарозой. Витамина С в ней в три раза больше, чем в арбузе. Усвояемого железа в дыне в два раза больше, чем в мясе курицы, и в 17 раз больше, чем в молоке.

Дыню употребляют в пищу в основном в свежем виде. Следует знать, что есть ее лучше не сразу после обеда, а через два, три часа. При таком приеме пищи дыня лучше усваивается и приносит больше пользы организму. Нельзя съедать за один прием слишком много дыни, так как это приводит к расстройству деятельности кишечника.

      Дыня хорошо утоляет жажду и успокаивающе действует на нервную систему. Она обладает мочегонным и мягким слабительным действием. Дыня оказывает стимулирующее влияние на процесс кроветворения и рекомендуется при малокровии. Мякоть дыни полезна при сердечно -сосудистых заболеваниях, болезнях печени и почек.

Систематическое употребление дыни облегчает состояние больных подагрой, мочекаменной болезнью и другими нарушениями обмена. Но дыня противопоказана при сахарном диабете и диспепсии. В народной медицине дыню применяют как лекарство от кашля (экстракт из семян) и ревматизме (втирание сока).

Из мякоти дыни можно готовить питательные маски для лица, очищающие и отбеливающие кожу. Отвар дыни применяют при пигментированных пятнах, веснушках и угрях.

Выводы:

      Работа по селекции дынь и арбузов может быть очень полезной для любительского овощеводства средней полосы России. Важно, что при испытании сортов Огонёк и Сладкий малыш зависимости развития растений от светового режима данной местности не наблюдалось. Растения развивались нормально, что свидетельствует о соответствии долготы дня и у нас, и в местах их первичного произрастания. Значит, эти сорта можно выращивать в северных районах. Водный и почвенный режимы также были близки к оптимальным. Отсутствие болезней и вредителей свидетельствует о надлежащем уходе за растениями.


4. Заключение.

         Известно, что весь курс биологии предусматривает скопление конкретных фактов и формирование научных понятий, содержание которых наиболее полно раскрывается в курсе общей биологии. Школьная теплица должна быть    местом, где   учащиеся,  начиная с 5-го класса, на конкретных примерах накапливают фактический материал биологического характера, приобретают практические навыки. Работая в теплице, они детально изучают элементы микроклимата — температуру воздуха и почвы, влажность воздуха и т. д., овладевают методикой управления режимом тепла, света, минерального и водно-воздушного питания. Они приобретают элементарные навыки исследовательской работы с растениями.

         Школьная теплица — это не только центр практической работы по биологии и опытнической работы юных натуралистов. Она привлекает внимание всего школьного  коллектива — учителей  и  учащихся. Успехи и  достижения юных овощеводов и цветоводов вызывают законную гордость за свою школу, за свой класс, оказывают благотворное влияние на формирование личности  учащихся.

5. Литература.

1.Мышляева Н. А.  Опытно-практические работы по сельскому хозяйству. М:, «Просвещение» 1995 год.

2. Папорков М. А., Клинковская Н. И., Милованова Е. С.  Учебно-опытная работа на пришкольном участке.  М:, «Просвещение»  1980 год.

3. Брошюра «Тематика и методика опытов для учебно-опытных участков школ и станций юных натуралистов».  Смоленский государственный педагогический институт, Смоленский сельскохозяйственный институт, областная и городская станции юных натуралистов.   Смоленск .  1995 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал на тему: Конспект открытого занятия "Обучение социально-бытовым навыкам детей с ограниченными возможностями в условиях дома- интерната

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕСАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"ДОМ -ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОН...

практический проект учащихся в школьной теплице

В работе представлен ход практико-ориентированного учебного проекта, реализованного на базе школьной теплицы...

Школьная теплица

материал о работе школьной теплицы...

Проект «Школьная теплица»

Школьная теплица должна успешно решать проблемы политехнизации трудового обучения и воспитания школьников. Работа в школьной теплице формирует у учащихся трудовые навыки по выращиванию растений и уход...

Проект В ШКОЛЬНОЙ ТЕПЛИЦЕ РАСТУТ ЦАРИЦЫ!!!»

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«В ШКОЛЬНОЙ ТЕПЛИЦЕ РАСТУТ ЦАРИЦЫ!!!»...

Социально-значимый проект "Школьная теплица"

В данном проекте поставлены задачи освоения школьной теплицы: выращивание рассады для цветочных клумб, зелени для школьной столовой. Цели достигнуты....

Конспект "Экскурсия в школьную теплицу"

Экскурсия - одна из эффективных форм успешной социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ. Данная экскурсия знакомит детей с ближайшим окружением (теплицей), формирует элементарные представления дет...