Программа метапредметного курса "Задача"
учебно-методический материал по биологии

Урнышева Вера Михаловна

Метапредметный курс "Задача" содан для участников клуба "Авиценна", клуба будующих медиков, с целью ориентирования на   осознанный выбор будующей профессии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки республики Бурятия

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Турунтаевская средняя общеобразовательная школа№1»

Прибайкальского района

Республика Бурятия

«Рассмотрено» руководитель МО

________/ ____________/

Протокол № ______

от «___»________2016 г.

«Согласовано»

заместитель руководителя по

УВР МОУ «Турунтаевская

СОШ№1»

_________/________________/

«___»___________2016 г.

«Утверждено»

Директор МОУ «Турунтаевская СОШ №1»

_________/____________/

«___»___________2016 г.

                        

Программа метапредметного курса

 «Задачи  в учебном процессе в школе, жизни и  медицинской специальности».

 Составила : Урнышева Вера Михайловна, учитель биологии.

с. Турунтаево

2016 г

Программа метапредметного курса  «Задачи  в учебном процессе в школе, жизни и  медицинской специальности».

 составлена Урнышевой В.М., учителя биологии ТСОШ №1.

Пояснительная записка к метапредметному курсу «Задачи  в учебном процессе в школе, жизни и  медицинской специальности».

 Метапредметный курс «Задача» создан на основе

 Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.).

основной образовательной программы МОУ   ТСОШ№1.

Методологической базой данного инновационного курса являются исследования Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко, А.А. Андрюшкова, О.И. Глазуновой, А.А. Устиловской. В контексте мобильности и стремительности развития современной жизни, изменяемости требований к системе образования, идеи этих ученых кажутся нам наиболее значимыми и отвечающими требованиям современной жизни.

Актуальность проблемы, связана с необходимостью реализации инновационных изменений в преподавании и заключается:

  • в освоении новых технологий организации деятельности учеников;
  • в формах и методах обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства;
  • в формировании и развитии универсальных учебных действий;
  • в новых подходах к системе оценки достижения планируемых результатов школьников.
  • Метапредметный курс «Задача» создан для участников клуба «Авиценна» - клуба будующих медиков, с целью улучшения их подготовленности к осознанному выбору своей специальности, повышению их способности реализации своих личных потребностей и способностей для успешной реализации  своей личности  в жизни.  
  • Данный курс расширен социализацией учащихся – т.к. курс рассчитан для ребят клуба, имеющего определенную профессиональную ориентацию,  в программу курса входят и живое общение с медицинскими работниками, знакомство с задачами, которые им приходится решать и самим стать участниками определенной социальной структуры.

Цель курса:

реализация метапредметного  подхода,  с целью развития  у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, способность к труду и жизни в условиях современного мира прописанного в «Законе об образовании»

Задачи курса:

1.Познакомить обучающихся с решением задач разного типа, в разных областях науки и жизни.

2.Развитие у обучающихся универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Содержание.

 На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. У школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

По многим школьным предметам обучение построено преимущественно на задачах, в которых имеются все условия и для их решения необходимо знать только алгоритм. Такие задачи называют закрытыми. Хотя закрытая задача может быть и довольно сложной, требующей внимания и хорошего владения формально-логическими операциями соответствующего аппарата.

В жизни редко встречаются задачи, решаемые действием в один ход и имеющие единственное правильное решение. Задачи, которые мы решаем в быту, в бизнесе, в почти любой профессиональной деятельности, требуют интуиции, выхода за рамки формальных мыслительных операций.

  • Как найти себе достойного жениха (или невесту)?
  • Куда пойти учиться?
  • Как справиться с отсутствием дисциплины в новом классе?
  • Как правильно воспитать ребенка?

Открытые задачи не похожи на обычные школьные задачи. Иногда школьники смотрят на такую задачу, и даже не понимают, как к ней подступиться.

Выделяют два типа таких задач:

Изобретательские задачи – требуется что-нибудь придумать (изобрести) или найти выход из нестандартной (проблемной) ситуации. Изобретательская задача возникает, когда не существует стандартных, традиционных способов решения или использование таких способов в поставленных условиях невозможно.

Примеры изобретательских задач:

  1. Как только в скворечнике на дереве запищали птенцы, тут как тут объявился кот – ходит, облизывается. Мальчик, смастеривший домик для скворцов, захотел помочь птицам. И придумал способ, как закрыть котам доступ к скворечнику. Как же?
  2. Животные часто гибнут под колесами машин ночью, перебегая шоссе... Исключить такое перебегание, построив забор на протяженности всего шоссе – нереально. Как предупредить животных о приближающейся машине?
  3. 1987 году на теплоход «Художник Сарьян», находившийся в малайзийском порту, внезапно спикировал гигантский рой пчел. Атака агрессивных насекомых испугала местных докеров, которые поспешили сойти с теплохода. Разгрузка могла задержаться на неопределенный срок. Дело в том, что дикие пчелы Малайзии очень коварны: стоит одной пчеле ужалить человека, как на него набрасывается весь рой. Как быть?

Исследовательские задачи – необходимо объяснить непонятное явление, выявить его причины. В этом случае ключевыми являются вопросы: как происходит? почему? Обычно условие исследовательской задачи предполагает целый набор ответов-гипотез.

Примеры исследовательских задач:

  1. Если ядовитая змея укусит другую ядовитую змею, то укушенная змея погибнет. Если змее ввести подкожно 100 мг ее же собственного яда, то она тоже погибнет. Почему же змея не погибает, когда глотает отравленную своим же ядом добычу?
  2. Известно, что акулы – самые прожорливые хищники. Уже через несколько часов после появления на свет акулята могут охотиться. А детеныши тигровой песчаной акулы становятся хищниками прямо в утробе матери: самый сильный зародыш поедает сначала неоплодотворенную икру, а затем и находившихся рядом своих братьев и сестер. Тем не менее, самка тигровой акулы обычно производит на свет одновременно двух детенышей. Как в утробе матери удается выжить двум хоть и маленьким, но очень агрессивным хищникам?
  3. Однажды на берегу океана рыбаки нашли мертвого кита. На его коже никаких видимых повреждений не было. При разделке туши рыбаки обнаружили, что вся мускулатура кита…сварена! С другими видами животных такие случаи никогда не наблюдались. Как бы вы это объяснили?
  4. «Заблудившийся голубь»: Почтовый голубь по кличке Билли сбился с курса и по ошибке совершил… трансатлантический перелёт. Голубь стартовал в северной Франции и должен был приземлиться в Англии. Но где-то над Ла-Маншем Билли сбился с курса и полетел совсем не в ту сторону. В результате он пролетел 5,5 тысячи километров и приземлился в Нью-Йорке. В Англию голубя вернули самолётом. Как птицы ориентируются при дальних перелетах? По каким причинам голубь мог сбиться с курса?

Для решения изобретательских и исследовательских задач открытого типа разработаны некоторые приемы и алгоритмы. Это сложные и многоходовые инструменты, которые требуют особого навыка и определенных умений для работы с ними. Для работы со школьниками можно использовать упрощенную процедуру решения.  

Процедура решения задач:

  1. Подготовка к работе. На этом шаге предлагается прочитать условие задачи, сформулировать его своими словами и записать в традиционной форме:

Дано: … 

Найти (объяснить): …

Если школьникам кажется, что они могут дать ответ «сходу», пусть запишут свою гипотезу (идею) и продолжат решение задачи, но – скорее всего они смогут выдвинуть и другие гипотезы.

  1. Анализ условия. Здесь школьникам предлагается проанализировать условие задачи и ответить на следующие вопросы:

- Какой объект в данной задаче основной? Из каких частей или элементов он состоит?

- Какие объекты находятся вокруг основного объекта? С какими объектами и как он взаимодействует?

- Какие процессы протекают в самом объекте, с его участием, а также вокруг него?

Если на этом шаге возникли какие-то гипотезы, их нужно записать. Отметим, что на этом шаге не следует спешить решать задачу, так как главная цель шага – как можно лучше осмыслить условие задачи.

  1. Выдвижение гипотез. Рекомендуется подумать, как обнаруженные явления могли бы способствовать получению необходимого в условии задачи результата?

Список явлений:

  • механические;
  • акустические;
  • тепловые;
  • электрические;
  • магнитные;
  • электромагнитные (оптические);
  • ядерные;
  • химические;
  • биологические.

Данный шаг – главный для выдвижения гипотез. Учитель объясняет, что на этом шаге не нужно быть слишком критичными, так как следует постараться наработать максимум гипотез. Отметим, что в процессе решения иногда возникают 1-2 идеи, а иногда и более десяти.

  1. Отбор гипотез. На этом шаге школьники отбирают из выдвинутых гипотез наиболее правдоподобные и расставляют их в порядке убывания правдоподобности. Если школьникам не удалось сформулировать правдоподобные гипотезы, то можно рекомендовать глубже изучить условие задачи, а также поискать дополнительные справочные материалы.

5.Проверка гипотез. На этом заключительном шаге школьники должны предложить эксперименты (в том числе мысленные) по проверке каждой правдоподобной идеи (гипотезы) или выполнить соответствующие расчеты.

Решение открытых задач помогает не только сосредоточиться, глубоко проанализировать условие, но и расширить область поиска идей, дает направления «думания», а затем «сворачивает» веер решений с помощью направленного отбора и проверки на правдоподобность

Экскурсии, живое общение с медиками, вникание в их задачи, совместное их решение –это одно из важных звеньев в реализации данного курса.

Ожидаемые результаты.

Умение решать открытые задачи – это как умение плавать, которое всегда пригодится в открытом жизненном океане: даже если ты плывешь на вроде бы надежном корабле, но с айсбергом можешь столкнуться.

В результате курса обучающиеся развивают свободное мыслительное действие, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью – учениками и учителями.

Как говорит Н.В. Громыко (д.философ.н., зам.директора НИИ инновационных стратегий развития общего образования департамента образования г.Москвы):

 «Метапредметы – это не заумь и не страшно, этому можно достаточно быстро научиться.

Курс рассчитан на 5 часов.

Тематическое планирование курса.

Тема занятия.

Примечания.

1.

Введение в курс метапредмета «Задача».

1 час.

2.

Решение открытых изобретательских и исследовательских задач.

1 час.

3-4

Экскурсия в Центральную районную больницу для знакомства с задачами медиков разной специализации.

2 часа.

Знакомство с работой врачей и медсестер разной специализации. Структурой управления и отчетности, лабораторными исследованиями.

5.

Составление задач учащимися на основе материала экскурсии и личного общения с медиками.

Публичное озвучение задач и предлагаемые их решения.

1 час.

На это занятие приглашаются медики разных специальностей.

Использована литература;

1.СЛОВАРЬ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ
(по книге
Ю.В. Громыко "Метапредмет "Проблема")

Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знак".- М., 2001.- 285 с.

Громыко Н.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2001.- 540с.

Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема".- М., 1998. – 376 с.

Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. 35 с.

Метапредмет "ПРОБЛЕМА"

Громыко Ю.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа метапредметного курса Деловое общение

Программа метапредметного курса «Деловое общение» содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систе­му понятий из области синтаксиса и стилистики русского литературного языка, речеведческие...

Программа метапредметного курса по проектно- исследовательской работе обучающихся

Программа метапредметного курса по проектно- исследовательской работе обучающихся 5-7 классы...

Программа метапредметного курса "Учимся мыслить и действовать"

Программа предназначена для использования в качестве отдельного междисциплинарного курса, обеспечивающего развитие у учащихся логических умений. Содержание программы даёт учащимся возможность освоить ...

Программа метапредметного курса "Учимся мыслить и действовать"

Программа предназначена для использования в качестве отдельного междисциплинарного курса, обеспечивающего развитие у учащихся логических умений. Содержание программы даёт учащимся возможность освоить ...

Рабочая программа метапредметного курса «Основы самообразования»

Курс «Основы самообразова­ния» является метапредметным учебно-практическим элек­тивным курсом и ориентирован на совершенствование навы­ков познавательной, организационно...

Рабочая программа метапредметного курса «Основы самообразования»

Курс «Основы самообразова­ния» является метапредметным учебно-практическим элек­тивным курсом и ориентирован на совершенствование навы­ков познавательной, организационно...