Обобщение темы :"Царство Грибы"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Румянцева Елена Юрьевна

Урок обобщения проходит в форме игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_obobshchenie_po_teme_griby.docx137.49 КБ

Предварительный просмотр:

                      Тема: Повторение  темы «Царство Грибы». (Слайд 1) 5 класс

Автор : Румянцева Елена Юрьевна                  

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся о грибах (основные понятия и термины о грибах; почему грибы выделены в отдельное царство; умение отличать съедобные и несъедобные грибы; уметь отличать пластинчатые от трубчатых;  правила сбора грибов). 

Задачи:

образовательные:

- закрепить полученные знания о грибах (особенностях их строения, питания, размножения);

- определить их роль в природе и жизни человека;

- подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира;

- закрепить изученные термины: симбиоз, микориза, мицелий, сапрофиты, гетеротрофы, микология.

развивающие:

- развивать познавательные способности и интересы, логическое мышление,

эмоциональную сферу у учащихся.

воспитательные:

- формировать у учащихся правильное отношение к природе, воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

Уметь:

-обобщить и систематизировать знания  по теме «Царство Грибы»;

-устанавливать роль грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные УУД:

-понимать и принимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

-оценивать свои достижения на уроке;

-извлекать информацию из иллюстраций, предложенных заданий;

-формулировать выводы из изученного материала;

-осуществлять самопроверку.

Личностные УУД :

-иметь представление о целостности окружающего мира;

-проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды;

-сформировать познавательный интерес к предмету;

-уметь работать в коллективе.

Регулятивные УУД:

-продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности , выдвигать версии,

-продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно,

-продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Мотивация познавательной деятельности учащихся:

-участвуют в определении темы урока;

-определяют цели и задачи урока;

-рассказывают о практическом применении полученных знаний и умений,

- определяют индивидуальный маршрут дальнейшей работы над темой;

-работают индивидуально, в группах;

-определяют личностный смысл, мотив изучения данной темы;

-учатся делать выводы.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма проведения: урок – игра

Формы и методы обучения : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;  видеофильм « Царство Грибы». задания для групп,  схемы,  таблицы: «Строение шляпочного гриба», «Съедобные грибы», «Несъедобные грибы», муляжи грибов,  ноутбук, кейс-материал.

Технологии: информационные, кейс-технология, игровые.
                    Структура урока:

1. Организационный этап. 1 мин.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся . 1-2 мин

Просмотр фильма и подведение к теме урока.

3. Актуализация знаний -1 мин

Настрой на обобщение знаний.

4. Обобщение и систематизация знаний.

 Воспроизведение на новом уровне -.8-9 мин.

Работа по станциям.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации. 12-13мин

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.  4-5 мин.                                                                                                                        7.Динамическая пауза.2-3 мин.                                                                                       8.Формулирование выводов.-5 мин                                                                                               9.Рефлексия учебной деятельности(подведение итогов урока).3-4 мин                                                                                        10. Домашнее задание, подведение итогов урока.- 1 мин.

                                                  Ход урока:

I организационный момент:

Здравствуйте !

Садитесь!

Друг другу улыбнитесь.

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

Все тихонечко вздохнём,

И урок скорей начнём!

Давайте начнем наш урок с улыбки, улыбнёмся друг другу, пожелаем друг другу удачи и с таким настроением проведём весь урок. Мне очень хочется чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что узнали, запомнили, знаете и как умеете работать.

Мозговая атака. Сейчас мы просмотрим фильм, который я смонтировала. Первое ваше задание:

Вопрос учащимся: О чем поют китайские девочки? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?(ответы учащихся: о грибах)

II. Актуализация опорных знаний. 

–  Сегодня мы проверим наши знания  о грибах, будем весь урок играть, определим лучших. Наш урок разделим на станции. Каждая станция поможет нам лучше запомнить и усвоить строение представителей Царства Грибов.

III. Игра «Грибное ассорти». (Слайд 3)

Объяснение правил игры

– Главное в игре «Что и сколько знаем мы», «Если не знаем, то узнаем», «Учиться всегда пригодится».

– Уважай мнение каждого игрока команды.

– Слушай внимательно задание – в вопросе может быть подсказка.

– Если выигрываете – не зазнавайтесь, если проиграли – не отчаивайтесь, на следующей станции обязательно выиграете. За хорошие знания на станции получаете цветной квадратик. В конце игры подсчитаем количество квадратиков. Выиграет та команда, которая набрала больше квадратиков.

– Ну, что же! Вперёд за знаниями к победе!

– Представление команд.

Я назначаю капитанов команд .Все участники  игры подумайте, как бы вы назвали свою команду. Даю 3 минуты, после данного времени, капитаны представляют  названия своей группы.

                                     1  Станция –« Разминка»

Выходят капитаны команд. Вам задаются вопросы, ответ надо говорить мгновенно. Выбывает первый ,не ответивший на вопрос.

1. К какому царству относят грибы?                                                                  (Грибов)

2. Что созревает в спорангии?                                                                               (Споры)

3. Кто носит шляпку на ноге?                                                                               (Гриб)

4. Гриб-сосед березы.                                                                              (Подберезовик).

5.Какой гриб самый ядовитый?                                                               (Бледная поганка)              6.Какие съедобные грибы можно выращивать круглый год?       (Шампиньоны, вешенки) 7.Тонкие, белые нити, образующие грибницу                                                  (Гифы)                         8.Какие грибы ищут со специально выдрессированными собаками, а во Франции- с домашними свиньями?                                                                               (Трюфели)                              9.Какие грибы лечат?                                                                                   (Пеницилл)                    10.Как называются грибы, питающиеся за счет живых организмов?     (паразиты)                

11.Какие грибы называют трубчатыми?         (Нижняя часть шляпки имеет трубочки)          12.Какие грибы называют пластинчатыми?(Нижняя часть шляпки имеет пластинки)

                                        2   Станция «Практическая»

Мы с вами повторили чем отличаются трубчатые грибы  от пластинчатых. Перед вами лежат засушенные грибы, лупы. Внимательно рассмотрите  шляпку и отберите 2 кучки: в одной должны находится пластинчатые, а в другой – трубчатые.

(раздача сухих грибов)

Динамическая пауза.

Проводим гимнастику для глаз . 1.Вверх-вниз, влево - вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти. 2.Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. 3.Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата. 

Раз, два, три, четыре, пять продолжаем повторять строение шляпочных грибов.

                                        3 Станция – «Ты мне - я тебе»  (Cлай4)

За 5 минут каждая команда должна выбрать правильный ответ и объяснить, почему грибы относят к отдельному Царству

1. Хлоропласты есть в клетке гриба.

2. Хлоропластов  нет в клетке гриба.

3.  Гриб неподвижные

4. Грибы могут передвигаться

5. Сапротрофы  по типу  питания.

6. Не имеют клеточного строения.

7. Мезотрофы по типу  питания.

8. Ограниченный рост у грибов

9. .В клетке гриба есть ядро.

10. Вещество, входящее в состав оболочки клеток большинства грибов – хитин

ОТВЕТЫ:   2, 3, 5, 9, 10

Группы меняются листочками, делают проверку и высказывают комментарии.

                           4  Станция «Мозговой штурм»  (Слайд 5)

Каждой команде задается вопрос, за правильный ответ- квадратик.

1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте? (Ответ. Возможно да. Если не разрушать грибницу, то грибы будут расти очень долго на определённом месте. )

2. Во время уборки урожая (хлеба) комбайнеры обнаружили, что некоторые колосья пшеницы похожи на обуглившуюся головешку.  Что же произошло? Помогите разобраться в этом явлении.(Ответ. Гриб-паразит  спорынья)

3. Известно, что шляпочные грибы растут около определенных видов деревьев. Белые грибы – около берез, рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин. Проблема: с чем связано такое “доброжелательное соседство” грибов и деревьев.( Ответ. Взаимовыгодная связь двух организмов: гриба и дерева называют..симбиоз, наблюдается микориза)

4. В 2016 году в городе N отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему? ( Ответ. В грибах накапливаются вредные вещества, поэтому не рекомендуется собирать их у дорог, вблизи предприятий, в городах.)

                                     5  Станция «Шифровальная»

Чья команда первая расшифрует предложенные слова. Объясните, какая существует связь между ними.

 1:   53-22-33-26-21-26-52-52                                                   пеницилл

2:  62-56-42-24-64                                                                      мукор

3:  63-52-22-62-62-26-33-61                                                       флемминг

4:  53-52-22-36-22-33-45                                                               плесень

5:  43-33-55-26-34-26-24-55-26-42                                           антибиотик

Ответ:   это плесневые грибы. Флемминг открыл антибиотики  

C:\Users\user\Downloads\img0.jpg

                                        6 Станция Кейс-задание.

Каждый стол-цвет радуги. Ознакомьтесь с текстом. Выберите ту информацию, которая связана с цветом вашего стола.

Стол-цвет радуги:

Красный: предупреждение о грибах

Зеленый: названия грибов посоветуете.

Желтый:  цифры и факты.

Голубой:  необычное и невероятное

                                     Текст кейса.

                      Грибы Красной книги Подмосковья.

    На территории Московской области за период исследований, начатых в конце XIX века, обнаружено более 1500 видов грибов.  
    Охрана таких грибов необходима  в связи  с вырубкой лесов и дачным строительством.

    В  Красную книгу Московской области  включены 22 вида грибов. Три вида внесены в Красную книгу Российской Федерации: саркосома, трутовик разветвленный  и спарассис курчавый.

    Были обнаружены необыкновенные грибы, занесенные в Красную книгу России, - мутинусы собачьи. Этот вид был привезен в Европу из Америки во времена Второй мировой войны.  Гриб имеет продолговатую форму и яркий окрас. Обычно его длина составляет около 7 сантиметров. Также гриб выделяет необычайно неприятный и резкий запах, который можно ощутить на расстоянии пяти метров. Яркая расцветка и резкий аромат необходимы для привлечения мух. По мнению специалистов, именно насекомые принесли споры этого редкого гриба.

Ответ:

Красный: предупреждение о гриба .Охрана  грибов необходима  в связи  с вырубкой лесов и дачным строительством 

Зеленый: названия грибов посоветуете. саркосома, трутовик разветвленный  и спарассис курчавый. . мутинусы собачьи

Желтый:  цифры и факты. XIX век, 1500 видов, 22 вида, три вида, 7 см . 5 метров

Голубой:  необычное и невероятное. мутинусы собачьи привезен в Европу из Америки во времена Второй мировой войны.  Гриб имеет продолговатую форму и яркий окрас. Также гриб выделяет необычайно неприятный и резкий запах, который можно ощутить на расстоянии пяти метров. Яркая расцветка и резкий аромат необходимы для привлечения мух. По мнению специалистов, именно насекомые принесли споры этого редкого гриба.

Физкультминутка -  7 Станция - Мини – викторина «Можно или нельзя»

Поднимаем руки если можно, разводим в стороны, если нельзя.

1. Собирать молодые, не пораженные вредителями или плесенью грибы.

2. Собирать грибы вблизи городов, промышленных предприятий,дорог.

3. Обрабатывать грибы сразу после сборки.

4. Собирать грибы в экологически чистых районах.

5.​ Покупать съедобные, соленые грибы на улице, у метро, у незнакомых людей.

6.​ Тщательно мыть грибы или отваривать их перед жаркой и засолкой.

7.​ Употреблять в пищу незнакомые грибы.

8.Ходить за грибами с перочинным ножом.​ 

9.Растаптывать мухоморы и вырывать их с грибницей.

   

                            8  Станция «Подумай - ка» 
Каких только грибов не существует, самые разнообразные, но каждый гриб не просто появился на планете, он имеет какое то значение. Вот вы сейчас и сопоставите грибы по значению. Нужно подобрать соответствующие грибы, которые разбросаны в беспорядке. И их применение
1. Медицина                      а)трутовик 
2. Пища                              б) мукор 
3. Вред деревьям                в)пеницилл 
4. Хлебопечение                г)бледная поганка 
5. Портит продукты             д)дрожжи 
6. Вызывает отравление      е) шампиньон 

Ответ:1-в,  2-е, 3-а,4-д,   5-б, 6-г

                              9  Станция  «Загадки»

  1. «Я старушка вредная, на мне шляпка бледная,

А нога в ботинке, на чулке - пестринки

Кто меня коснется, тот уже не проснется!» (Бл. поганка)

  1. Конское копыто – к дереву привито (Трутовик)

  1. Грибы мы интересные - ты только посмотри!

Какие разноцветные мы носим колпаки.

В зеленые, и в красные, и в желтые цвета

Природа нас окрасила, наверно, неспроста. (Сыроежки)

  1. Царь грибов на толстой ножке!

Самый лучший для лукошка!

Он головку держит смело,

Потому что он гриб... (Белый)

  1. Рядышком с иголками мы растем под елками.

Любим сосны мы и ели, шляпку плоскую надели

А по ней идут круги, срежешь нас и опять вперёд гляди. (Рыжик)

  1. Это что за дело: просо обгорело.

И в метелках сажа, и на листьях даже (Головня)

  1. Выросли на палочке кисточки-метелочки,

Кисточки зеленые, лекари хваленые (Пеницилл)

  1. Есть грибы и не в лесу, в тесте, в пиве и квасу (Дрожжи)

На доске ватман с надписью «Это наш лес, будем его беречь».

Возьмите альбомные листочки и нарисуйте на них понравившийся гриб и приклейте к ватману.

IV. Рефлексия

«Вывод» (Слайд 5)

- Для чего нам нужны знания о грибах___________________________________

- Закончите тему урока: Грибы - ______________________________________________

«Я» (Слайд 6)

- С каким настроением работал?_______________________________________________

- Доволен ли собой,  работая на уроке?_________________________________________________________

V. Домашнее задание: составить кроссворд «Грибы» из 10 слов. (Слайд 7)

VI Итог урока

Источники:

  1. В. В. Пасечник, Учебник Биология «Бактерии, грибы, растения» 5 класс. Москва «Дрофа» 2018год.
  2. Н.И. Галушкова Биология. 6 класс Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника, Москва «Дрофа» 2018 год.
  3. Л.Д. Парфилова Тематические игры по ботанике. Методическое пособие. М. “ ТЦ Сфера”, 2002.
  4. Л.В. Сорокина Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. М. “ТЦ Сфера”, 2003.
  5. ЭОР

Список источников.

  1. http://www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/urok-onlayn-tsarstvo-gribi - урок онлайн. Царство Грибы
  2. http://rudocs.exdat.com/docs/index-75537.html - план-конспект урока
  3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=грибы%20паразиты&img_url=i
    bud.ua/userfiles/image/arhitektura%20i%20dizain/Obrezka_rasteniy/Obrezka-rasteniy-7.jpg&pos=2&rpt=simage
     – гриб трутовик
  4. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=грибы%20паразиты&img_url=
    900igr.net/datai/biologija/Griby/0032-045-Griby-parazity-Sporynja-purpurnaja.png&pos=10&rpt=simage
     – спорынья
  5. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=мухомор&img_url=i
    mg0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/867/73867586_2642543_549418c1.jpg&pos=7&rpt=simage-
    мухомор
  6. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=ложный%20опенок&img_url=
    lisichki.net/wp-content/uploads/2010/06/17.jpg&pos=0&rpt=simage-
     ложный опенок
  7. http://www.youtube.com/watch?v=oVLeUqrzW-o – фильм “интересные факты о грибах”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме: "Царство Грибы"

        Данная разработка урока позволяет познакомить учащихся с характерными особенностями строения, питания, размножения представителей царства Грибы, их многообразием и с...

Конспект урока "Обобщение знаний по теме "Царство Грибы""

Данный урок  разработан по требованиям ФГОС второго поколения....

Урок – путешествие. Тема: Царство Грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека.

Урок биологии в  7 классе по теме «Царство  Грибы». ( УМК Сонина Н.И.) Цель урока – дать основные понятия о Царстве Грибы, показать практическую значимость данного царства для человека. Испо...

Конспект урока на тему "Царство Грибы"

этот урок проводится в 7 классе. на этом уроке дети повтроряют "Типы червей" и знакомятся с многообразием "Типа Моллюски"По каждоиу классу ребята делают сообщения и заполняют сравнительную таблицу по ...

Обобщение по теме «Царство Грибы»

ull;улучшение , обобщение и систематизация  знаний о грибах;•развитие познавательной активности и интереса о царстве грибов, об их разнообразии и о роли грибов в природе и жизни человека....

технологическая карта урока по теме "Обобщение по теме Царство Грибы"

технологическая карта урока по теме "Обобщение по теме Царство Грибы"...