Рабочая программа по биологии 10-11 кл. к учебнику В.В. Пасечника
рабочая программа по биологии (11 класс)

Рабочая программа по биологии 10-11 классы составлена в соответствии с ФГОС (2004) на основе авторской программы В.В. Пасечника М-Дрофа -2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_10-11_2.doc175 КБ

Предварительный просмотр:


«Рассмотрено»

Руководитель ШМС

«Утверждено»

Руководитель МБОУ

             Кузьмичская СОШ

_________  /Ю.А.Михеенкова /

Ф.И.О.

_____________/Н.Г.Лапаев/

Ф.И.О.

Протокол №

                                       Рабочая программа

                                       по биологии 10-11классы

                                                                                       

Денисенкова Галина Николаевна

Высшая квалификационная категория

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования(2004г), Примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2013). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В.Пасечника (автор-составитель Г. М. Пальдяева - М: Дрофа, 2013 г.); Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Биология 5-11 кл. - М: Дрофа, 2014 (автор В.В. Пасечник) полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2013 году. При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации Т. А. Козловой по использованию учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология. 10 - 11 классы», допущенное Министерством образования РФ и опубликованные издательством «Дрофа» в 2015 году.

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Изучение курса «Биология» в 10 — 11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения   прикладных задач  

На изучение биологии на базовом уровне отводиться 68 часов, в том числе 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе. Из школьного компонента учебного плана на изучение биологии добавляется дополнительно 68 часов. В связи с этим общее число часов (в рабочей программе) становится 136.

В этом случае число часов, отводимое на каждую тему, увеличивается. Наличие дополнительных часов дает возможность уделить больше внимания сложным темам, подготовить контрольно-обобщающие уроки, организовать экскурсии, провести больше лабораторных и практических работ, а также отводится время для обобщения и повторения  изученного материала.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

 

Цели и задачи изучения курса:

 

  • Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации.
  • Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

 

Учебно-методический комплект

 

 

УМК учителя

УМК учащихся

- Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В.Пасечника (автор-составитель Г. М. Пальдяева - М: Дрофа,2013 г.);

Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. «Общая биология». 10-11 классы.  М. Дрофа, 2013.

Поурочные планы. 10 – 11 классы по учебнику А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. «Общая биология». Автор – составитель И. В. Лысенко, издательство «Учитель», Волгоград.

Биология, методическое пособие к учебнику – 10 - 11 класс.  Г.И. Лернер. Общая биология. Поурочные тесты и задания.

Общая биология.

10 -11 классы:

Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. «Общая биология». 10-11 классы.  М. Дрофа, 2013.

Рабочая тетрадь.

10-11

Каменский Е.А.,

Криксунов В.В.

Методы обучения:

  • Проблемно – развивающее обучение.
  • Технология игрового обучения.
  • Исследовательская деятельность.
  • Технология проектирования.
  • Коллективный способ изучения
  • Формы контроля: лабораторные и практические работы, зачёты, контрольные работы

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать и понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику; 

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;   
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому  критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы  своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

В учебно-тематическом планировании конкретизируется содержание предметных разделов с  распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых и  ученических лабораторных и практических  работ.

Количество часов по учебно-тематическому плану – 136 (68ч. – 10 кл. и 68ч. - 11 кл.).

 

Количество лабораторных и практических работ по программе

Количество лабораторных и практических работ по календарно тематическому планированию

Количество экскурсий по программе

Количество экскурсий  по календарно тематическому планированию

10 класс – 3+5= 8

 

10 класс - 3+5= 8

10 класс –0

10 класс -0

11 класс – (4 + 7) = 11

11 класс – (4 + 7) = 11

 

11 класс – 2

11 класс  - 2

 

11 класс:

РАЗДЕЛ 4ВИД

 

20

38

ТЕМА 4.1

История эволюционных идей

4

6

ТЕМА 4.2

Современное эволюционное учение

9

18

ТЕМА 4.3

Происхождение жизни на Земле

3

6

ТЕМА 4.4

Происхождение человека

4

8

РАЗДЕЛ 5. ЭКОСИСТЕМЫ

 

11

24

ТЕМА 5.1

Экологические факторы

3

8

ТЕМА 5.2

Структура экосистем

4

8

ТЕМА 5.3

Биосфера – глобальная экосистема

2

4

ТЕМА 5.4

Биосфера и человек

2

4

Обобщающее повторение

3

6

Заключение

Итого:

34

68

 

 

 

Календарное тематическое планирование по курсу «Биология –  11»

урока

 

ТЕМА УРОКА

 

Д/З

Кол-во

часов

Дата проведения

 

РАЗДЕЛ 4. ВИД

ТЕМА 4.1. История эволюционных идей

 

38 часов

6 часов

 

1.

История эволюционных идей.

§ 52

 

2.

Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б. Ламарка

§ 52

 

3.

Эволюционная теория Ч. Дарвина, ее основные положения

§ 52

 

4.

Значение эволюционной теории Ч.Дарвина

§ 52

 

5.

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

 

§ 52

 

6.

Зачет по теме «История эволюционных идей»

 

 

 

ТЕМА 4.2. Современное эволюционное учение

 

18 часов

7.

Вид, его критерии. 

§ 53

8.

Л/р № 1. Описание особей вида по морфологическому критерию.

§ 53

9.

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. 

§ 54

 

 

10.

Л/р № 2. Выявление изменчивости у особей одного вида.

§ 54

 

11.

Генетический состав популяции.

§ 55

 

12.

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Изменения генофонда популяции.

§ 56

 

 

13.

Борьба за существование и ее формы.

§ 57

 

14.

Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции.

§ 58

 

15.

Естественный отбор и его формы. 

§ 58

 

16.

Л/р № 3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

§ 58

 

17.

Изолирующие механизмы.

§ 59

 

18.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

§ 60

 

19.

Видообразование.

§ 60

 

20.

Макроэволюция и ее доказательства.

§ 61

 

21.

Система растений и животных – отображение эволюции.

§ 62

 

22.

Причины вымирания видов. Типы эволюционных изменений. Главные направления эволюции органического мира. Биологический прогресс и биологический регресс.

§ 63

 

23.

Экскурсия № 1. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)

 

 

24.

Зачет по теме «Современное эволюционное учение».

 

 

 

ТЕМА 4.3. Происхождение жизни на Земле

 

6 часов

25.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. 

§ 89

26.

Современные представления о происхождении жизни

§ 90

27.

Основные этапы развития жизни на Земле

§ 91

28.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

§ 91

 

29.

Пр. р. № 1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

 

§ 89-91

 

30.

Зачет по теме «Происхождение жизни на Земле». 

 

 

 

ТЕМА 4.4. Происхождение человека

 

8 часов

31.

Гипотезы происхождения человека.  

конспект

32.

Пр. р. № 2. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

 

33.

Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Положение человека в системе животного мира.

§ 69

 

34.

Эволюция человека. Основные стадии антропогенеза.

§ 70

 

35.

Движущие силы антропогенеза.

§ 71

 

36.

Прародина человека

§ 72

 

37.

Происхождение человеческих рас.

§ 73

 

38.

Зачет по теме «Происхождение человека».

 

 

 

РАЗДЕЛ 5. ЭКОСИСТЕМЫ

ТЕМА 5.1. Экологические факторы

 

24 часа

8 часов

39.

Развитие экологии как науки

§ 74

 

40.

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

§ 75

 

41.

Биологические ритмы. Местообитание и экологические ниши.

§ 76

 

42.

Основные типы экологических взаимодействий. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, симбиоз.

§ 77

 

43.

Межвидовые отношения: конкуренция.

§ 78

 

44.

Основные экологические характеристики популяции.  Динамика популяции.

§79,80

 

45.

Пр. р. № 3. Решение экологических задач.

 

 

46.

Зачет по теме «Экологические факторы». 

 

 

 

ТЕМА 5.2. Структура экосистем

 

8 часов

47.

Экологические сообщества.  Классификация экосистем

§ 81

48.

Видовая и  пространственная структура экосистем.

§ 82

 

49.

Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые связи.

§ 83

 

50.

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Пр. р. № 4. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

§ 84,85

 

51.

Причины устойчивости и смены экосистем. Л/р. №4. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

§ 86,87

 

52.

Искусственные сообщества – агроэкосистемы.               Пр. р. № 5. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

§ 88

 

53.

Основы рационального природопользования.

§ 88

 

54.

Зачет по теме «Структура экосистем»

 

 

 

ТЕМА 5.3. Биосфера – глобальная экосистема

 

4 часа

55.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о  биосфере.

§ 87, 92

 

56.

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

§ 87, 92

 

57.

Биологический круговорот (на примере круговорота углерода).

§ 92

 

58.

Эволюция биосферы. Влияние человека на эволюцию биосферы

§ 92

 

 

ТЕМА 5.4. Биосфера и человек

 

4 часа

59.

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

§ 93

 

60.

Пр. р. № 6. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

§ 93

 

61.

Экскурсия № 2 Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)

§ 93

 

62.

Пр. р. № 7. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

§ 93

 

 

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ

 

6 часов

63.

Повторение и обобщение знаний по теме «Биология как наука. Методы научного познания» -итоговое тестирование

 

64.

Повторение и обобщение знаний по теме «Клетка»: химический состав.

 

65.

Повторение и обобщение знаний по теме «Клетка»: строение клетки

 

66.

Повторение и обобщение знаний по теме «Организм»: свойства живых организмов

 

67.

Повторение и обобщение знаний по теме «Организм»: генетика, селекция, биотехнология.

 

68.

Повторение и обобщение знаний по теме «Вид»

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

Электронные издания:

 

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2015.
  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С»,–2012 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2013 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий»,–2013 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
  5. Единый государственный экзамен 2015. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Литература для учителя:

 

  1. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф,2013.
  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2015.
  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2014.
  4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 2013
  5. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2014.
  6. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2013.
  7. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2014
  8. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2013.
  9. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 2015.
  10. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 2013
  11. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2013.
  12. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2014.
  13. Регионализация курса биологии в образовательных учреждениях Республики Татарстан - Казань, 2014
  14. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2014.
  15. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2013.
  16. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2015.
  17. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  18. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  19. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2014.

 

Литература для учащихся:

 

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2015.
  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2014.
  3. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2013.
  4. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для абитуриентов. – Мн.: Вышэйшая школа, 2012.
  5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2014.
  6. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2013.
  7. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2013.
  8. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  9. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2014.
  10. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: А.А. Биология. – Киев:. 2013.
  11. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2015.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Программа по биологии, 5 класс, ФГОС (к учебнику В.В. Пасечника, биология, 5-6 класс, 2 части, издательство "Дрофа")

Программа по биологии, 5 класс, ФГОС (к учебнику В.В. Пасечника, биология, 5-6 класс, 2 части, издательство "Дрофа")...

Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения".

Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ....

Рабочая программа по Биологии 5 - 9 класс по учебнику Пасечника

Проограмма содержит: пояснительную записку,планируемые результаты изучения учебного предмета, тематическое планитование, содержание курса...

рабочая программа по биологии для 6 класса по учебнику Пасечника В.В.

Данная рабочая программа составлена на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования и соответствует учебнику В.В. Пасечик. Биология. Многообразие покрытосеменных ра...

рабочая программа по биологии для 9 класса автор учебника В.В.Пасечник-М.: Просвещение, 2019 г. (Линия жизни)

Рабочая программа разработана в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «СОШ №4» г. Альм...

Рабочая программа по биологии 5-7 классы к учебнику В.В.Пасечник

рабочая  программа по биологии 5-7 классы у учебнику  Пасечник В.В. "Линия жизни" по обновлённым ФГОС....