технологическая карта урока "Состав и структура природного сообщества" 9 класс (учебник Пасечник В.В.)
методическая разработка по биологии (9 класс)

Фурса Марина Николаевна

к презентации добавляю технологическую карту и раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                  технологическая карта урока по биологии

Автор разработки: Фурса Марина Николаевна, учитель биологии ГБОУ гимназия № 209 «Павловская гимназия» Центрального района г. Санкт-Петербурга

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

Биология

9

Состав и структура природного сообщества. Практическая работа: составление пастбищных и детритных пищевых цепей различных природных сообществ (комбинированный урок)

Используемый учебник

Название

Класс

Авторы

Биология. Введение в общую биологию. 9 класс.

9

Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А., Швецов Г.Г.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. формировать умение выделять существенные признаки природных сообществ, их сходные  и различные черты;
  2. формировать умение определять основные звенья пищевых цепей и их назначение;
  3. формировать умение понимать смысл биологических терминов: состав, структура, морфология, жизненные формы, ярусы сообщества, пищевые цепи, пищевые сети, продуценты, консументы, редуценты, детрит, планктон, нектон, бентос, алгоритм действий при работе со схемами, рисунками в паре и индивидуально.

Познавательные:

  1.  умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
  2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
  3. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой, информации, воспринимать наглядную информацию – рисунки в учебнике и на слайдах презентации.

Коммуникативные:

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, при работе с микроскопом индивидуально,
  2. Сформировать умение учебного сотрудничества с учителем
  3. Сформировать владение диалогичной речью

Регулятивные:

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии отметки.
  3. Сформировать умения работать по алгоритму, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  4. Через самооценку учиться объективно оценивать свои знания и учиться оценивать других

признавать право каждого на собственное мнение, критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Компьютерная панель «Prestigio», презентация, карточки-задания

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

Перед началом урока

3-5 мин

1.Организационный

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, беречь здоровье.

Создание положительного и эмоционального настроя у учащихся к работе на уроке и получению новых знаний и навыков.

Приветствует учащихся 9-го класса, проверяет готовность каждого к уроку, обращает внимание на настроение и самочувствие учащихся, выражает радость встрече с ними, сажает учащихся на рабочие места, отмечает отсутствующих в электронном журнале.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. Пожелали друг другу удачи.

2 мин

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Выработка навыка целеполагания и формирования причинно-следственных связей, уважения к опыту предков.

Презентация, тетрадь

Задает вопросы:

1. на прошлом уроке мы перешли к изучению какого уровня организации живой материи?

2.экосистема и биогеоценоз – это одно и тоже?

3.У Вас возникли вопросы из чего состоят  экосистемы и как они устроены? – это и будет темой нашего урока.

Слайд № 1: состав и структура природных сообществ

Ответы учащихся:

8-й уровень- экосистемный = биогеоценотический

Нет, биогеоценоз-это только природная экосистема, а экосистемы бывают еще и искусственные, созданные и поддерживаемые человеком.

Да.

Запись в тетрадях темы урока.

2-3 мин

3. Актуализация знаний.

Личностные: формирование ответственного отношения к получению информации

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные:  умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Познавательные: развитие общеучебных компетенций в

постановке познавательных целей.

Презентация, учебник, тетрадь

Как вы думаете,  кто входит в состав природного сообщества?

Слайд № 2.

Значит, состав сообщества – это его видовое многообразие.

Слайд № 3: давайте прогуляемся в лес. Кого Вы видите на этом слайде? Чем они отличаются друг от друга? А какие жизненные формы у растений Вы знаете?

Слайды № 4, 5: жизненные формы растений и их отличительные черты.

Задание: в учебнике в пар 43 найдите определение жизненные формы

Слайд № 6: многообразие жизненных форм животных.

Почему у животных больше жизненных форм?

Мы воспользуемся классификацией жизненных форм животных Даниила Николаевича Кашкарова, в основе которой способы передвижения и среды обитания.

Слайды №№ 7-12

Слайд № 13: морфологическая структура определяется набором жизненных форм организмов  и их отношений.

Слайд № 14: Как Вы думаете, чем отличаются организмы друг от друга?

Поэтому они распределяются  в пространстве ярусами, этажами.

Какие организмы главные в экосистеме?

Какое условие для растений самое важное?

Откуда правильно считать ярусы?

Слайды №№ 15, 16. Сравните с рис.83 в учебнике.

О какой структуре идет речь?

Слайд № 17. Зачитывает стихотворение Э.Дарвина. О каком виде взаимоотношений говорится в нем?

Еще одной структурой сообщества является трофическая

Ответы: представители царств растений, животных, грибов, бактерий

Растения – береза, земляника, травы, молодое деревце. Размером, формой.

Деревья, кустарники, травы

Чем отличаются – размером, строением, сроком жизни

В рабочей тетради записывают определение жизненные формы -ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ТИПЫ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ, ВОЗНИКШИЕ КАК ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К УСЛОВИЯМ МЕСТООБИТАНИЯ.

  1. ОБИТАЮТ ВО ВСЕХ 4-х СРЕДАХ ОБИТАНИЯ
  2. РАЗНООБРАЗНЫ СПОСОБЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
  3. РАЗЛИЧНЫ ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ
  4. РАЗЛИЧНЫ ОСОБЕННОСТИ РАЗМНОЖЕНИЯ
  5. ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА ПОСТОЯННАЯ ИЛИ ЗАВИСИТ от t0  среды
  6. ОТНОШЕНИЕ К ВОДЕ

Записывают определение структуры № 1.

По форме, размеру, условиям обитания, сроку жизни и др.

Растения

Солнечный свет

Сверху

О пространственной. Записывают в рабочую тетрадь определение.

О пищевых взаимоотношениях

10 мин

4. Первичное усвоение новых знаний.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.

Познавательные:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Учебник, тетрадь, презентация

Какие три структуры имеет сообщество?

Морфологическая, пространственная, трофическая

2 мин

5. Первичная проверка понимания

Коммуникативные: сформировать умение учебного сотрудничества с учителем, сформировать владение диалогичной речью

Личностные: развитие опыта оценочной деятельности себя и другого.

Учебник,  тетрадь, презентация

Слайд № 19: звенья пастбищной пищевой цепи.

Вам все термины известны?

Слайды №№ 20-23 примеры пищевых цепей и сети в разных сообществах

Слайд № 24: экологическая роль организмов в экосистеме и их типы питания.

Задание: на стр. 208-209 найдите определения и выпишите их в тетрадь.

Чем питаются разлагатели-редуценты?

А они включены в пищевые цепи?

Слайды №№ 25, 26

Пастбищная?  Продуценты? Консументы?

 

Записывают в тетрадь определения.

Мертвой органикой

Да.

Записывают в тетрадь информацию о детритных пищевых цепях

10 мин

6. Первичное закрепление

Коммуникативные: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, при работе с микроскопом индивидуально.

Личностные: приобретение опыта в практической учебной деятельности

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, соотносить свои действия с планируемым результатом.

Познавательные: развитие общеучебных компетенций в

постановке познавательных целей.

Тетрадь,  карточка с заданиями практической работы, презентация

Слайд № 27. Практическая работа.

Раздает каждому учащемуся карточку (лист А4) с заданиями практической работы.

Подпишите свои листки.

Объясняет, как задания выполнять. Разрешено пользоваться учебником, записями в тетради.

В процессе выполнения заданий переключает слайды  №№ 28, 29, 30.

Каждый учащийся на полученном листке выполняет три задания.

15 мин

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные: развитие общеучебных компетенций в

постановке познавательных целей.

Коммуникативные: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, при работе с микроскопом индивидуально.

Личностные: приобретение опыта в практической учебной деятельности.

презентация.

Какое задание оказалось более сложным? Почему?

Вы поняли отличия пастбищных и детритных пищевых цепей?

Природные экосистемы смогли бы существовать без них?

За работу на уроке можно выставить отметки учащимся.

Эмоциональная реакция учащихся на правильно выполненное задание.

2-3 мин

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Личностные: формирование чувства ответственности и мотивации к выполнению самостоятельной работы для закрепления полученных знаний

Д/З к следующему уроку: изучить материал параграфа № 43, выучить все определения

Учащиеся записывают Д/З в дневник.

2-3 мин

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, умение анализировать успешность своей деятельности.

Коммуникативные: сознательное использование речевых средств при своем ответе на вопросы и одноклассников.

Личностные:  формирование способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

У кого-нибудь остались вопросы или непонимание изученного на данном уроке? Вам интересно и познавательно было на уроке? Вы узнали что-то новое? У вас все получилось? Прощается с учащимися до следующего урока, желает им удачи.

Делятся впечатлениями и своими самооценками.

После звонка с урока собирают портфели.

Благодарят учителя за урок.

3 мин



Предварительный просмотр:

ФИ__________________  Класс______

Практическая работа: «СОСТАВЛЕНИЕ ПАСТБИЩНЫХ И ДЕТРИТНЫХ ПИЩЕВЫХ ЦЕПЕЙ РАЗЛИЧНЫХ  ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ» 9 класс.

  1. ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ ЛЕСА.

Вставьте названия организмов из предложенного списка, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:  ПАУК, ЯСТРЕБ, КОРОЕД, ЛЯГУШКА, ЦАПЛЯ, МЫШЬ, ГУСЕНИЦА

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/11/11/s_5be83482b2954/994585_14.png

  1. ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ ЛУГА, СТЕПИ:

Могут ли в этих пищевых цепях присутствовать КРОЛИКИ, ЗАЙЦЫ, ГАДЮКИ, УЖИ, КРЫСЫ, МЫШИ-ПОЛЕВКИ, ТУШКАНЧИКИ, ХОМЯКИ? Кто из них займет пропущенные звенья в цепях? Укажите.

https://cf.ppt-online.org/files/slide/j/jpeXowclZYdFV6SruOqGH1zRx40TyfABavIDkC/slide-14.jpg

  1. ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ ВОДОЕМА:

На картинке изображена пищевая сеть, составьте максимальное количество пищевых цепей, включая в них и водные организмы и  (или) наземные.

http://prezentacii.info/wp-content/uploads/2015/11/MITu37frpRQNtP4H/9.jpg

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта с дидактической структурой урока математики по теме: "Упрощение выражений" 5 класс

Тема урока: «Упрощение выражений»Урок  первичного предъявления  новых знаний...

Технологическая карта урока английского языка во 2 классе. Учебник "Forward". Автор М. В. Вербицкая

Технологическая карта урока английского языка по теме "Hello!" урок № 1. Учебник "Forward", автор М. В. Вербицкая и другие. В которой прописаны: цель урока, задачи, универсальные учебные действия, фор...

Технологическая карта с дидактической структурой урока технологии в 5 классе

Технологическая карта с дидактической структурой урока технологии в 5 классе. 1.  Тема урока: «Выпиливание лобзиком»....

технологическая карта с дидактической структурой урока по технологии в 5 классе

Технологическая карта с дидактической структурой урока по индустриальной технологии в 5 классе....

технологическая карта урока "Папоротникообразные" 5 класс (учебник Пасечник В.В.)

Самое трудное в работе учителя - бумажная работа. ФГОС требует составления технологической карты к каждому уроку. Вот еще одна в копилку учителю биологии....

Технологическая карта урока по изобразительному искусству 7 класс (учебник Кашекова) "Гончарной промысел"

На данном уроке обучающиеся познакомятся  с гончарным промыслом, с историей развития гончарного искусства, мотивами и элементами росписи....