Технологическая карта урока по изобразительному искусству 7 класс (учебник Кашекова) "Гончарной промысел"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Бригадиренко Лариса Сергеевна

На данном уроке обучающиеся познакомятся  с гончарным промыслом, с историей развития гончарного искусства, мотивами и элементами росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_goncharnyy_promysel.docx47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

7

Тема

Гончарный промысел

Тип урока

Открытие новых знаний

Цели

  1. Формировать навыков проектной деятельности, через  реализацию  урочного проекта гончарный промысел как одним из видов народного творчества.

Задачи:

  • Познакомить с гончарным промыслом, с историей развития, назначением, мотивами и элементами росписи.
  • Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами, изображения основных элементов росписи и создании композиции художественного образа.
  • продолжать развивать познавательную активность, умение работать с источником информации, художественный вкус, умение применять полученные знания на практике, обобщать, делать выводы.
  • прививать любовь и уважение к труду гончаров, чувство гордости за их достижения, воспитывать художественный вкус.
  • формировать представления о народных промыслах как связующем звене в исторической жизни народа: прошлое – настоящее, настоящее – будущее;
  • поддерживать интерес к художественным профессиям, в частности художника-гончара.

Учебник:

И.Э.Кашекова, А.Л. Кашеков «Изобразительное искусство 7 класс» - Москва: Баласс

Планируемые результаты

Личностные

Сформировать: уважительное отношение к культуре и искусству своей страны

  • целостное мировоззрение
  • коммуникативную компетентность в общении со сверстниками
  • потребность в самостоятельной практической творческой деятельности
  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные

  • Уметь определять и формулировать цель на урокеработать по плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД);
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД)
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке(Познавательные УУД).

Предметные

  • Уметь сравнивать, оценивать форму, декор посуды
  • осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы при создании  глиняной утвари;
  • осваивать характерные для гончарного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые умения

1.Организационный

(этап мотивации).

Добрый день, дорогие ребята!

Я рада видеть, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Регулятивные :

Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности

2.Формулирование  учебной проблемы.

Урок я хочу начать со стихотворения:

Очень часто за событиями 
И за сутолокой дней
Старины своей не помним, 
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну, 
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

- Сделайте ввод. Что значит для нашего урока это стихотворение?

- Перед вами интересные и разные предметы. Все они сделаны руками настоящих мастеров.

- Как думаете, каком народном промысле сегодня поведем речь?

- Совсем недавно мне на глаза попалась одна заметка в печати.

При раскопках на одной из исследуемых территорий археологами была найдена различная посуда, изготовленная из глин: горшки, миски, корчаги, с сохранившимися рисунками и орнаментами. Свои находки специалисты передали в музей. При тщательном осмотре находок между историками и искусствоведами возник спор. 1-е утверждают что это всего лишь предмет быта гончарного ремесла, другие в свою очередь говорят о принадлежности этих предметов к искусству.

-Какой возникает проблемный вопрос?

- Для решения проблемного урока как вы считаете нам необходимо рассмотреть вопросы?

(- истоки гончарного промысла

-гончарный промысел на Руси

- технология изготовления глиняной утвари)

- гончарный промысел.

Гончарный промысел: ремесло или искусство?

высказывают свое мнение

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать проблемный вопрос урока;

- сравнивать  предлагаемые образы, находить в них  общее и различное

Личностные УУД

Устанавливать связь между целью и мотивом

учебной деятельности, обсуждать здание;

3. Актуализация опорных знаний и умений.

Рассмотрим вопрос: Истоки гончарного промысла.

История керамики насчитывает не одну тысячу лет. Своим происхождением она обязана мастерам Древней Греции, которые увидели невероятное чудо: как обыкновенная глина под воздействием огня превращается в крепкий и прочный материал.

На уроке истории в 5 классе вы уже вели речь о греческой вазописи. Давайте вспомним:

- Какие стили росписи греческих  керамических ваз вы знаете?

- Форма греческих ваз чрезвычайно разнообразна и соответствует их назначению. Давайте вспомним это.

- О чем повествовали сюжеты древнегреческих ваз?

Итак мы рассмотрели первый вопрос.

Ученики отвечают на вопросы.

Существовало два стиля вазописи.   Чернофигурный    VI веку до н. э., черные фигуры изображали на оранжево-красном фоне. Краснофигурная вазопись —фон - чёрный, фигуры - красные. 

Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов разного назначения:
Амфора- сосуд для хранения оливкового масла и вина. Кратер- большой сосуд для смешивания вина с водой.
Килик- изящная ваза для питья. Гидрия- сосуд для наливания воды. Лекиф- сосуд с одной ручкой для хранения оливкового масла, который спортсмен крепил к поясу.

Сюжеты повествуют о древнегреческих богах и героях, об Образе жизни древних греков и их культуре. Греческая мифология была главным источником сюжетов всех вазописцев. На вазах также изображены жанровые сцены, которые дают нам сведения о том, как жили древние греки, чем занимались, о чем мечтали

Метапредметные  УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-обсуждать задание

4.Открытие нового знания

В изучении второго вопроса:  гончарный промысел на Руси, нам поможет текст, который лежит у вас на партах. Ваша задача внимательно прочитать текст и сделать небольшое сообщение о зарождении гончарного промысла на Руси.

- Глиняные сосуды на Руси отличались друг от друга формой и назначением

Для изучении третьего вопроса «Технология изготовления глиняной утвари» я предлагаю вам посмотреть учебное видео.

Работа с текстом

Внимательно слушают рассказ учителя

Просмотр видеофильма

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-находить ответы на вопросы  с помощью своего жизненного опыта,  имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

-владеть опытом обобщения по теме урока;

5.Динамическая пауза

  1. Исходное положение: стоя, руки на столе, пальцы сцеплены «в замок», голова опущена. Поднять сцепленные руки (ладонями вверх) и голову, потянуться. Вернуться в исходное положение.
  2. Исходное положение: стоя, руки за голову. Поворачивать туловище влево и вправо с разведением рук в стороны.

Выполняют движения

6. Творческая практическая деятельность.

А теперь я предлагаю вам по быть мастерами гончарного дела. Ваша задача изготовить сосуд из пластилина, в технике кольцевого налепа, и его представить.

Давайте вспомним технику лепки:

  1. 1. Промни кусок глины, скатай шар, придави шар ладонями. Это дно сосуда.

2.Раскатай жгуты для изготовления стенок сосуда.

  1. 3.На дно сосуда уложи жгуты, последовательно, один на другой, придавая сосуду нужную форму.
  1. 4.Пригладь стенки сосуда пальчиками.
  1. 5.При помощи стека нанеси на сосуд элементы оформления.

http://geum.ru/next/images/104116-nomer-5c3af1c.png

(В процессе работы учитель делает целевые обходы, проверяя организацию рабочего места, правильность выполнения приемов работы, оказывая помощь учащимся, испытывающим затруднения, контролируя объем и качество выполненной работы).

- Прошу представить свою работу.

Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над творческим заданием

регулятивные:

- определять и формулировать  цель деятельность на уроке;

- определять последовательность своих действий на уроке;

предметные:

- владение карандашом, акварелью

-первичные умения видеть конструкцию.

- проводить правильно вертикальные, горизонтальные, наклонные линии;

Метапредметные УУД

регулятивные:

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- умение пользоваться разнообразными графическими материалами;

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

- умение развёрнуто и точно выражать свои мысли во время ответов.

7.Рефлексия.

Наш урок подходит к концу и  давайте ответим на  проблемный вопрос нашего урока: Гончарный промысел: ремесло или искусство?

Оцените свою деятельность на уроке в листах самооценки.

Моя отметка за урок…….

делаю вывод по проблемному вопросу.

Проводят рефлексию урока и  озвучивают свои отметки.

Познавательная 

Анализировать результаты собственной деятельности. Определять существующие пробелы в полученных знаниях, на их основе формулировать дальнейшие цели.

Коммуникативная 

Высказывать собственное мнение, слушать других.

Регулятивная

Осуществлять самоконтроль и самооценку.

Домашняя работа

Стр.30-33, выполнить эскиз керамической посуды с орнаментом, сюжетом.

Приложение 1.

ГОНЧАРНОЕ РЕМЕСЛО НА РУСИ

Гончарное дело на Руси прошло длинный путь развития. В IX-X веках люди вручную изготавливали из глины керамику. Изначально изготовлением керамической посуды занимались исключительно женщины. Чтобы глиняное тесто было крепким и вязким, к нему примешивали кусочки кварца или гранита, песок, мелкие раковины, а иногда даже осколки керамики или растения. Благодаря этому, из такого глиняного теста можно было сделать сосуды разнообразной формы.

В IX веке на юге Руси возникло важное приспособление для работы с глиной – гончарный круг. Распространение этого новшества привело к отделению этой специальности от остального труда. Кроме того, гончарным делом теперь начинают заниматься не только женщины, но и ремесленники-мужчины. Вначале появился ручной гончарный круг. Это был простейший механизм, который управлялся одной рукой. В отверстие на деревянной скамье вставлялась ось, на которой располагался большой деревянный круг. Затем на этот круг располагали кусок глины, и, чтобы она не прилипала, заранее посыпали ее золой или песком. Сев на скамью, гончар вращал одной рукой круг, а другой формировал изделие. Немного позже появился ножной гончарный круг – механизм вращали с помощью ног. Благодаря этому, производительность труда в гончарных мастерских и качество глиняных изделий очень возросли.

В зависимости от времени и области Руси мастера изготавливали различную по форме и размерам керамическую посуду. Этот факт позволяет с большой точностью установить дату изготовления сосуда или же в каком славянском племени он был сделан. Также часто на днищах посуды ставили некое клеймо, например, какую-нибудь геометрическую фигуру, цветок или ключ. Обжиг посуды проводился в печах-горнах. Они состояли из двух уровней, на первом располагались дрова, на втором – просохшие изделия. Между уровнями находилась глиняная перегородка с проделанными отверстиями, через них горячий воздух проходил с первого уровня на второй. Внутри печи поддерживалась температура равная 1200 градусам.

Древние мастера изготавливали различную посуду: миски, сковородки, кружки, крынки, огромные горшки для зерна и другого продовольствия, горшки с толстыми стенками для приготовления пищи на огне, игрушки для детей, ритуальная посуда. В качестве украшения использовали орнамент. Очень часто он был в виде линий или волн, но также встречались и в виде кружков, зубчиков или ямочек.

Веками мастера на Руси учились гончарному делу и совершенствовали его, благодаря чему оно и достигло высокого уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе Тема: «Древний промысел. Дымковская игрушка».

Цель урока:1.Познакомить учащихся с историей древнего русского промысла глиняной игрушки.2. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре.3.Развивать творческую и познавательную акти...

Библейские темы в изобразительном искусстве. Презентация к уроку по изобразительному искусству в 7 классе.

Библейские темы в изобразительном искусстве. Презентация к уроку по изобразительному искусству в 7 классе по программе Б.М.Неменского...

Презентация для проведения урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: "Жанры изобразительного искусства. Анималистический жанр"

В презентации представлен материал для краткого ознакомления учащихся с жанрами изобразительного искусства и для более подробного с анималистическим жанром. Может использоваться при дистанционном обуч...

Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.

Конспект урока по изобразительному искусству в 7  классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.В...