"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Мозжухина Любовь Николаевна

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.

Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.

Тип урока:  Комбинированный.

Учебно-дидактическое обеспечение:  ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

Используемые программные средства: Power Point, AktivInspire.

Презентациия– «Виды искусств. «Жанры в изобразительном искусстве»,

Флипчарт «Виды искусств Жанры в изобразительном искусстве.».

В разработке данного урока дается цель урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень обучения - вид планируемых действий, учебные действия, планируемый уровень достижения результатов обучения. Даются этапы урока, время этапа, деятельность учителя, деятельность учащихся.

Так же прилагается подробная структура урока - этапы урока, время этапа, задачи этапа, методы и приемы обучения, форма обучения, средства обучения, деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые универсальные учебные действия и предметные действия УУД.

К разработке урока прилагается презентация "Виды искусств.Жанрыв изобразителбном искусстве"  в программе Power Point  и флипчарт для работы на интерактивной доске "Виды искусств. Жанры в изобразительном искусстве" в программе AktivInspire.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия № 1507

ЮЗОУО г. Москва

Мозжухина Любовь Николаевна

 

Конспект урока по ФГОС второго поколения.

Изобразительное искусство.

Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.

Тип урока:  Комбинированный.

Учебно-дидактическое обеспечение:  ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

Используемые программные средства: Power Point, AktivInspire.

Презентациия– «Виды искусств. «Жанры»,

Флипчарт «Виды искусств»

Раздаточный материал – текст «Виды искусств», вопросы, творческое задание (таблица).

 

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок: предметные результаты  - искренний интерес учащихся к изучению изобразительного искусства, как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне, способность к освоению нового материала, к анализу и умению решения проблемных вопросов.

Используемые компетентности:

Ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, личностного совершенствования;

информационная компетентность:

- обработка и структурирование информации;

- оформление готовой информации;

коммуникативная компетентность - выступление перед одноклассниками,

- самооценка степени значимости и ценности изложенной информации,

 проблемная компетентность – нахождение ответа на поставленную проблему.

 - ориентация в мире духовных ценностей. 

Цель урока как планируемые результаты обучения,

планируемый уровень достижения целей.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Формирование становления и развития мировоззрения учащегося посредством освоения и личностного переосмысления нового материала.

Понимание и обоснованное выполнение поставленной задачи, сравнительный  анализ художественных произведений, вывод.

Регулятивные

Целеполагание, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Планирование, контроль и оценка действий

Познавательные

Знакомство обучающихся с разными жанрами изобразительного искусства.

Умение структурировать знания,  выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе.

Сотрудничество в поиске и выборе информации, умение работать в группах.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

 

Самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм (анализ и систематизация произведений искусства, определение жанров искусства, заполнение таблицы.).

Этап урока, время этапа

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность 

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

Включение  в  деловой  ритм. 

Настраиваются на деловой ритм

Второй этап

Целеполагание

Цель этапа:

Познакомить учащихся с целью и задача

ми урока

Провоцирует учащихся,  на осознание цели урока, задавая  наводящие вопросы.

 

Проговаривая, что нужно для решения проблемы, озвучивают цели урока

Третий этап

Актуализация знаний

Цель этапа:

Ввести в тему урока,

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Повторение

изученного материала, необходимого для  «открытия нового знания».

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Организует работу по воспроизведению в памяти системы опорных  знаний и умений для осознанного  восприятия новых знаний.

Дает определения по новой теме (раздаточный материал).

 

 

Записывают в тетрадь заголовок темы и словарь терминов.

Отвечают на вопросы учителя.

Повторяют пройденный материал, используя  материал презентации и  флипчарт в программе AktivInspire

Четвертый этап

Изучение нового материала и

минидоклады учащихся:

 Цель этапа: 

Знакомство с творчеством художников, работающих в разных жанрах изобразительного искусства.

работу учащихся, выводит на экран соответствующие слайды.

После доклада каждого учащегося дополняет информацию о жанрах изобразительного искусства, художниках и их произведениях.

Ученики рассказывают заранее подготовленную информацию о художниках, работающих в разных жанрах изобразительного искусства.

Пятый этап

Первичное закрепление материала

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  

Цель этапа: самооценка

 учащимися результатов своей учебной деятельности, подготовка к выполнению проблемной задачи в задании по карточкам

Организует работу учащихся у интерактивной доски – флипчарт  «Жанры изобразительного искусства

1.Проверяют правильность ответов учащихся у интерактивной доски на вопросы тестов в рамках программы AktivInspire

 2. На задание «Проверь себя»

(тест, составленный в рамках программы AktivInspire),

  учащиеся   записывают в тетради авторов и их произведения.

После проявления на доске ответов – сверяют правильность ответов.

Шестой этап

Постановка учебной задачи

Решение проблем

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации: представляет материал для заполнения карточек (презентация «Виды искусств. Жанры», текст «Виды искусств».

Работают  в группах, проводят анализ произведений по предложенной схеме, заполняют карточки.

Седьмой этап

 Закрепление знаний

Задает вопросы.

Организует работу по проверке правильности заполнения таблицы (учащиеся меняются карточками и проверяют правильность заполнения карточки).

1.Отвечают на вопросы.

2.Проверяют  правильность заполнения карточек.

Восьмой этап

Рефлексивно-оценочный этап

 Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Совместно подводит итоги практической деятельности

Анализируют свою деятельность на уроке, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Девятый  этап

Информация о домашнем задании

Обеспечение учащимися понимания цели, содержания и способов выпол

нения д/з

Сообщает цели, содержания и способы выполнения домашнего задания: выбрать любимый жанр, сделать минидоклад о картине и художнике, создавшем эту картину

Фиксируют домашнее задание

Структура урока

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы

и  приёмы

обучения

Форма обучения

Средства

обучения

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия УУД

 

Мотивация к деятель

ности

 

2 мин.

 Включение учащихся в деятельность

 

 

Информацион

но-рецептивный

 

Фронтальная

 

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

Включение  в  деловой  ритм.

Настраиваются на деловой ритм

Личностные: самоопределение

Актуализа

ция знаний

Целеполагание

 

5 мин

Познакомить учащихся с целью и задачами урока

Ввести в тему урока,

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Повторение 

изученного материала, необходимого для  «открытия нового знания»

 

Информационно-рецептив

ный

 

Фронтальная

 

Фрагмент электронной презентции

«Виды мскусств. Жанры».

Интерактивная доска

(флипчарт в программе AktivInspire – «Виды искусств»

Провоцирует учащихся,  на осознание цели урока, задавая  наводящие вопросы.

Организует работу по воспроизведению в памяти системы опорных  знаний и умений для осознанного  восприятия новых знаний. Посредством наводящих вопросов приводит учащихся к выводу – чем отличаются виды изобразительного искусства от жанров: «О чем рассказ?»,  Чем и на чем выполнено?».

 

Записывают в тетрадь заголовок темы и словарь терминов.

Отвечают на вопросы:

Какие виды искусств вы знаете?

2. «Чем и на чем выполнено произведение?»,

 «О чем рассказ?».

3. Какой вывод можно сделать?

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,  прогнозировать  деятельность на уроке.

Познавательные: знакомятся с жанрами изобразительного искусства и как жанры отличаются от видов изобразительного искусства. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы учащихся  

высказывают свое мнение).

 

Изучение нового материала

 

Минидоклады учащихся:

 

14 мин.

 Знакомство с жанрами изобразительного искусства.

 

Информацион

но-рецептивный Рассказ с опорой на презентацию

Индиви

дуальная, фронталь

ная

Репродукции электронная презентация «Виды искусств. Жанры»

 

Организует работу учащихся, выводит на экран соответствующие слайды.

После докладов  учащихся дополняет информацию дополняет информацию, опираясь на презентацию.

Ученики рассказывают заранее подготовленную информацию о жанрах, записывают в тетради новую информацию.

Личностные:

Для докладчиков:

умение выделять и формулировать задачу; грамотно излагать мысль

Для учащихся:

проявление интереса к усвоению новой информации (воспринимают,

фиксируют в памяти информацию, записывают)

Регулятивные:

умение сосредоточить внимание на усвоение новой информации, выделить главное.

Познавательные: знакомятся с  жанрами изобразительного искусства

Коммуникатив

ные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. (Задают вопросы докладчикам,

учителю, высказывают свое мнение)

Первичное закрепле

ние материала

Самостоя

тельная работа с самопроверкой по эталону

 

4 мин.

Самооценка

 учащимися результатов своей учебной деятельности, подготовка к выполнению проблемной задачи.

Репродуктивный -  самоконт

роль

Фронтальная.

Интерактивная доска

(задания в программе AktivInspire) рабочая тетрадь

 

Организует работу учащихся у интерактивной доски –   «Виды изобразительного искусства»,«Жанры в изобразительном искусстве» - проверь себя.

Проверяют правильность ответов учащихся.

После проявления на доске ответов – сверяют правильность ответов.

Личностные: осознание своих     возможностей, умение провести самооценку. Регулятивные:

умение регулировать свои действия в программе Aktivinspire, взаимодействовать с учителем. Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение работать в программе AktivInspire.

Коммуникативные: Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем.

Постановка учебной задачи

Решение проблемы

 

12 мин.

Умение определить вид изобразительного искусства и жанр искусства.

Выполнение творческого задания –

 заполнение таблицы

Продуктивный метод –

частично-поисковый метод.

Работа в микро

группах

.

Презентайия – «Виды искусств. Жанры», раздел «Проверь себя».

Раздаточ

ный материал – карточки с заданием,

текст – «Виды искусств».

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. 

Работают  в группах, проводят анализ произведений по предложенной схеме, заполняют карточки.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения, установление личностного смысла знания.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей  и коллективной деятельности.

Регулятивные:

поиск нужных знаний,

умение самостоятельно выполнять  действия по алгоритму, осуществлять контроль по результату.

 Познавательные:

Умение выделять, рационально использовать необходимую информацию.

Коммуникативные:

Совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимопонимания.

 

Закрепление знаний

 

4 мин.

Прове

рить степень усвоения знаний по теме

Репродуктив

ный – контроль.

Фронтальная 

Раздаточный материал – текст – «Виды искусств»

Задает вопросы:

1.Какие виды искусств вы знаете?

2. Какие виды изобразительных искусств вы знаете?

3.Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?

3.Как квалифицировать виды изобразительных искусств и жанры изобразительных искусств?

Организует проверку заполненных карточек.

1.Отвечают на вопросы.

2.Проверяют  правильность заполнения карточек.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

осознание своих     возможностей.

Регулятивные: умение осуществлять контроль по результату.

Познавательные:

Умение сформулировать ответ лаконично и в краткой форме, осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

Умение вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

 

Рефлексия деятельности

 

2 мин

 Умение построить алгоритм действия (сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе).

Умение дать оценку результатов своей деятельности  и всего класса.

 

Репродуктивный - контроль

Фронтальная

.

Результаты работы по карточкам, тетрадь

Совместно подводит итоги практической деятельности

Анализируют свою деятельность на уроке, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные: осознание своих     возможностей. Умение анализировать    свою деятельность на уроке, осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, соотносить цель и результаты, степень их соответствия, Самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм  

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Информация о домашнем задании

2 мин.

Обеспечение учащимися понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Информационно-рецептивный

 

Фронтальная

Дневник

Сообщает цели, содержания и способы выполнения домашнего задания: выполнение творческой работы – «Мой любимый жанр изобразительного искусства».

Фиксируют домашнее задание

Личностные: самоопределение

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды искусств Жанры в изобразительном искусстве Учитель ИЗО, МХК Мозжухина Л.Н. ГБОУ гимназия № 1507 Г.Москва

Слайд 2

Виды ИЗО Архитектура Скульптура Графика Живопись Декоративно-прикладное искусство Каждый из этих пяти видов делится на жанры, ярче всего это деление проявляется в живописи и графике. Каждый жанр имеет свои жанровые разновидности

Слайд 3

Виды изобразительных искусств Архитектура Скульптура Живопись Графика ДПИ

Слайд 4

1 2 3 4 5 6

Слайд 5

Жанры в изобразительном искусстве

Слайд 6

Жанры в ИЗО Анималистический жанр Портрет (парадный, автопортрет, групповой) Пейзаж (сельский, городской, архитектурный, индустриальный, героический) Натюрморт (цветочный, со снедью, бытовые вещи, атрибуты спорта и искусства) Сюжетно-тематическая картина (историческая, батальная, бытовая, сказочно-былинная)

Слайд 7

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Слайд 8

Парадный портрет Е. БОТМАН Император Александр II. 1875 Д. Г. Левицкий (1735—1822). Екатерина II

Слайд 9

Групповой портрет Групповой портрет старейших советских художников И.Н.Павлова, В.Н.Бакшеева, В.К.Бялыницкого-Бирули, В.Н.Мешкова.

Слайд 10

Натюрморт Натюрморт с красными цветами. Соловьёва Марина

Слайд 11

Натюрморт Караваджо Корзина с фруктами

Слайд 12

Шарден Графин, серебряный бокал и фрукты

Слайд 13

Франс Снейдерс Натюрморт с собакой и её щенками

Слайд 14

Натюрморт с атрибутами искусства Шарден

Слайд 15

Историческая сюжетно-тематическая картина Суриков - Покорение Сибири Ермаком

Слайд 16

Батальная сюжетно-тематическая картина Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), русский художник, мастер батальной картины

Слайд 17

Бытовая сюжетно-тематическая картина С. Григорьев. Вратарь

Слайд 18

Сказочно-былинная сюжетно-тематическая картина В.Васнецов "Ковер-самолет

Слайд 19

Религиозно-мифологическая сюжетно-тематическая картина Н.Пуссен Танец под музыку времени

Слайд 20

Городской пейзаж Бульвар Монмартр в Париже К. Писсарро

Слайд 21

Сельский пейзаж Саврасов А.К. Грачи прилетели

Слайд 22

Индустриальный пейзаж Юнтунен С.Х. индустриальный пейзаж

Слайд 23

Архитектурный пейзаж

Слайд 24

Проверь себя

Слайд 25

1 2 3 4

Слайд 26

8 5 6 7

Слайд 27

12 9 10 11

Слайд 28

Заполни таблицу № п/п Виды изобразительных искусств Жанры изобразительных искусств


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе общеобразовательной школы на тему «Декоративно-прикладное искусство народов русского севера»

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство н...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в соответствии с требованиями ФГОС

Эта разработка открытого урока в 5 классе. Обучающееся знакомятся и используют новую технику рисования способом разбрызгивания (АЭРОГРАФИЯ). Работа ведётся по группам.К уроку имеются две презентации п...

разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "Синие цветы Гжели "(ФГОС)

Данный урок разработан по изобразительному искусству в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС.  Предмет ведётся по программе Б.М. Неменского....

Презентационный материал к уроку искусства по теме "Бытовой жанр в изобразительном искусстве" (в 4-х частях)

Презентационный материал к уроку искусства по теме "Бытовой жанр в изобразительном искусстве" (в 4-х частях)...

"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...

Статья «Интеллект - карта как инструмент развития информационно - интеллектуальной компетентности школьников на уроках изобразительного искусства в рамках ФГОС».

Наступивший век по праву можно назвать веком интеллекта, и этому веку нужен новый инструмент, отвечающий его запросам к широте информационного охвата, быстроте ее обработки. Наиболее перспективным пре...