Познавательные задачи
тест по биологии

Симонова Наталия Вячеславовна

Познавательные задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnye_zadachi.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательные задачи

  1. Королевские пингвины оставляют до пяти месяцев детенышей без еды в суровых климатических условиях. Как выживают пингвинята? (Птенцы собираются в большую стаю, в которой постоянно перемещаются птенцы снаружи к центру стаи, согреваясь и охлаждаясь. Все зависит от количества птенцов).
  2. Глубокой ночью тарантулы выходят на охоту. Тарантул ждет добычу, прыгает на змею ланцетоголова (одна из самых ядовитых змей), прокусывает кожу и впрыскивает яд, обеспечив себя пищей на очень длительное время. Как узнает тарантул о приближении жертвы? Как питается паук? (Тарантул чувствует движение земли, когда ползет змея, внезапно набрасывается, яд обездвиживает змею. Переваривание пищи происходит вне организма, т.е. в жертве, пауки всасывают переваренную пищу).
  3. Пыль – необходимая составная часть атмосферы, она обеспечивает естественный ход природных и естественных явлений. Из космоса на поверхность нашей планеты ежегодно поступает 106 т. вещества в виде пыли. При извержении вулкана ее выделяется до 75 млн. м3, при испарении капель воды в атмосферу попадает соль, химическая промышленность выделяет 1 млн. т. фреонов, соединений серы и т.д. Какова польза и какой вред пыли в атмосфере? (Пылинка – ядро конденсации водяных паров, от наличия пыли зависят оптические свойства атмосферы, пыль поглощает солнечную радиацию, уменьшает земное излучение, защищает от чрезмерного нагревания и препятствует излишней теплоотдаче, увеличивает турбулентность тропосферы).
  4. Площадь, реагирующая на запахи, у человека равна приблизительно 4,8 см2, собаки – 64,5 см2, у акулы – 130 см2. Почему такая большая разница реагирующей поверхности? (Акуле мешает воспринимать запахи большая плотность воды, у собаки обоняние служит поиску пищи, человеку помогает сохранять здоровье,

     иногда и жизнь).

5. Врачи уже давно замечали, что иногда у человека некоторые пищеварительные    железы вследствие заболевания почти прекращают свою работу,

а больные этого не замечают, на их пищеварении это не отражается. Как же тогда переваривается пища? Какое открытие позволило разгадать эту тайну?

(Разгадать эту тайну позволило открытие пристеночного пищеварения. Крохотные количества ферментов, выделяемые больной железой, адсорбируются кишечной стенкой, накапливаются и сохраняются. При их участии и происходит переваривание пищи.)

6. У водяного ореха чилима под водой образуются тяжелые плоды. Почему они не могут потопить растение? (Образуются вздутия – своего рода «спасательные пояса», наполненные воздухом, увеличивается объем подводной части растения, уравновешивая плод в воде).

7. Эвкалипт – самое высокое дерево, но под ним не бывает тени и никогда не растет трава, а в августе вся кора сбрасывается и ствол совершенно гол, в на4. Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но их в 1 кв. мм в 13 раз больше, чем у лягушки. Как объяснить этот факт? (У человека интенсивность обмена веществ выше. Большая поверхность всей массы эритроцитов обеспечивает их большую способность к транспортировке кислорода.)

                                                       Биологическая задача.

   Составить  логическую систему понятий (Впишите термины в каркас).  

Улитка, стекловидное тело, наковальня, анализатор, роговица, молоточек,  хрусталик, слуховой проход, палочки, колбочки, барабанная перепонка, сетчатка, орган чувств, стремечко, раковина, волосковые рецепторы.

Ниже представлены зубные формулы некоторых млекопитающих:

  1. 3131

3121

  1. 2033

1023

  1. 1003

1003

  1. 2123

2123

5)  0033

3133

Каким животным из ниже перечисленных они принадлежат: А-заяц, Б-корова,

В-кошка, Г-хомяк, Д-шимпанзе.

Зубные формулы

1

2

3

4

5

Млекопитающие

«Подбери пару»

Укажите, какие из перечисленных видовых пар соответствуют предлагаемым типам биотических взаимоотношений:

  1. хищник-жертва                                           а) термиты и жгутиковые
  2. паразит-хозяин                                            б) эхинококк и волк
  3. факультативный мутуализм                    в) египетская цапля и буйвол
  4. облигатный мутуализм                              г) розовый скворец и саранча

1-           , 2-          , 3-          , 4-         .

«Раздели на группы»

Укажите, какие из перечисленных видов животных обитают:

  1. в морях
  2. в пресных водах (реках, озерах)
  3. в горах
  4. в хвойных лесах

а) стенолаз        д) лещ

б) пескарь        е) скумбрия

в) чиж        ж) трехпалый дятел

г) дельфин        з) снежный барс

1-      , 2-       , 3-        , 4-         .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение познавательных задач на уроках истории

           Актуальность этой темы заключается в том, что сегодня перед школой стоит задача гуманизации и гуманитаризация образования. Школа должна способство...

Комплект учебно-познавательных задач по теме "Мораль. Религия" 10 класс, обществознание

Данный комплект создан с целью организации работы учащихся по усвоению нового материала с использованием технологии работы в группах сменного состава.  Полезен для учителей, которые используют на...

Оценивание метапредметного умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

1. Использование опорных схем на уроках – считаем важным моментом в работе. На наш взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать...

учебно-познавательные задачи в ракурсе стандартов второго поколения

Составлены  2 межпредметные задачи и одна предметная, с рассмотрением основных действий учеников на каждом из этапов решения задач....

Решение познавательных задач на уроках истории и обществознания

Модель формирования исторических знаний основана на принципах развивающего обучения. Ведущий прием - познавательные задачи, которые открывают ученикам дополнительный учебный материал, способствуют его...

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной результативности на уроках математики

   В настоящее время особо актуальной проблемой развития системы образования является внедрение новых образовательных стандартов как начального, так и основного общего образования. Ес...