Комплект учебно-познавательных задач по теме "Мораль. Религия" 10 класс, обществознание
олимпиадные задания по обществознанию (10 класс) по теме

Бриченко Лариса Витальевна

Данный комплект создан с целью организации работы учащихся по усвоению нового материала с использованием технологии работы в группах сменного состава.  Полезен для учителей, которые используют на уроках групповую работу.  Задания можно сделать и в виде обучающе-контролирующих карточек, что тоже весьма эффективно, если необходимо проверить умение учащихся работать с предметным текстом. Задания полностью совпадают с материалом учебника Боголюбова Л.Н., но при незначительной корректировке могут быть применены и теми, кто работает по другим учебникам обществознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА В ГРУППАХ СМЕННОГО СОСТАВА

10 кл. Обществознание $10 (учебник Боголюбова Л.Н.)  «Мораль. Религия»

Этап,

время

Организация

Содержание (задания)

0

Обычное размещение

ОРГМОМЕНТ. Инструктаж о работе в группах сменного состава. Первое деление может быть по желанию учащихся.

I

15

мин.

1        3

2

2        4


1        3

3

2        4




1        3

1

2        4


1        3

4

2        4

Задание 1. Прочитайте текст учебника $10, с. 100-106 и заполните пропуски в схеме.

II

10 мин.

4        2

2

2        4


1        3

3

3        1




1        3

1

3       1


4        2

4

2        4

Задание 2. Перед вами «открытый кроссворд» по теме «МОРАЛЬ». На основании текста учебника и ваших знаний составьте вопросы к словам.

III

10 мин.

2        2

2

2        2


3        3

3

3        3




1        1

1

1        1


4        4

4

4        4

Задание 3. Перед вами сравнительная таблица «Светское и религиозное сознание». Познакомьтесь с текстом учебника $10 (с.107-110) и ликвидируйте пробелы в таблице.


Задание 4. Восстановите схему «Религиозная структура общества»

IV

10

мин.

1        3

2

2        4


1        3

3

2        4




1        3

1

2        4


1        3

4

2        4

Задание 5. Решите кроссворд «РЕЛИГИЯ»

V

20 мин.

Возврат к типовому размещению

Задание 6. Индивидуальная работа.Проверочный тест. Мини-ЕГЭ

VI

Подведение итогов. РЕФЛЕКСИЯ

VII

Домашнее задание: $10, зад 3. Составить таблицу «Религия и проблемы современного мира» (религия по выбору учащегося) и написать эссе по плану на основе работы с документом с. 111 с опорой на вопросы после документа. Данную работу выполнить на отдельном листке.


КЛЮЧ.     Задание 1. Прочитайте текст учебника $10, с. 100-106 и заполните пропуски в схеме.

СТРУКТУРА МОРАЛИ

НОРМЫ МОРАЛИ

НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ

ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ

(БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ)

ЗАПОВЕДИ

ДОБРО

ЛЮБОВЬ

ПРЕДПИСАНИЯ

ЗЛО

АЛЬТРУИЗМ

ТРЕБОВАНИЯ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ОБЫЧАИ

ДОЛГ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

ТРАДИЦИИ

СОВЕСТЬ

ПОРЯДОЧНОСТЬ

ТАБУ

ЧЕСТЬ

ТЕРПЕНИЕ

КЛЯТВЫ

ДОСТОИНСТВО

МИЛОСЕРДИЕ

СЧАСТЬЕ

СМЫСЛ ЖИЗНИ

Участники группы № 1:

Задание 1. Прочитайте текст учебника $10, с. 100-106 и заполните пропуски в схеме

Всего 10 баллов

1

2

3

4


СТРУКТУРА МОРАЛИ

НОРМЫ МОРАЛИ

НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ

ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ

(БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ)

ЛЮБОВЬ

ЗЛО

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

ОБЫЧАИ

ТРАДИЦИИ

ПОРЯДОЧНОСТЬ

ТАБУ

ТЕРПЕНИЕ

КЛЯТВЫ

ДОСТОИНСТВО

МИЛОСЕРДИЕ

СЧАСТЬЕ

СМЫСЛ ЖИЗНИ

Участники группы № 2:

Задание 1. Прочитайте текст учебника $10, с. 100-106 и заполните пропуски в схеме

Всего 10 баллов

1

2

3

4

СТРУКТУРА МОРАЛИ

НОРМЫ МОРАЛИ

ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ

(БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ)

ДОБРО

ПРЕДПИСАНИЯ

АЛЬТРУИЗМ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ОБЫЧАИ

ТРАДИЦИИ

СОВЕСТЬ

ПОРЯДОЧНОСТЬ

ТАБУ

ДОСТОИНСТВО

МИЛОСЕРДИЕ

СЧАСТЬЕ

СМЫСЛ ЖИЗНИ

Участники группы № 3:

Задание 1. Прочитайте текст учебника $10, с. 100-106 и заполните пропуски в схеме

Всего 10 баллов

1

2

3

4

СТРУКТУРА МОРАЛИ

НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ

ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ

(БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ)

ЗАПОВЕДИ

ЛЮБОВЬ

ПРЕДПИСАНИЯ

ЗЛО

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ОБЫЧАИ

ДОЛГ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

.

ТАБУ

ЧЕСТЬ

ТЕРПЕНИЕ

КЛЯТВЫ

ДОСТОИНСТВО

.

СМЫСЛ ЖИЗНИ

Участники группы № 4:

Задание 1. Прочитайте текст учебника $10, с. 100-106 и заполните пропуски в схеме

Всего 10 баллов

1

2

3

4

СТРУКТУРА МОРАЛИ

НОРМЫ МОРАЛИ

НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ

ЗАПОВЕДИ

ЗЛО

АЛЬТРУИЗМ

ТРЕБОВАНИЯ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

ТРАДИЦИИ

СОВЕСТЬ

ПОРЯДОЧНОСТЬ

ЧЕСТЬ

КЛЯТВЫ

МИЛОСЕРДИЕ

СЧАСТЬЕ

СМЫСЛ ЖИЗНИ

КЛЮЧ.   Задание 2. Перед вами «открытый кроссворд» по теме «МОРАЛЬ». На основании текста учебника и ваших знаний составьте вопросы к словам.








15











1

И

С

Т

И

Н

А








2

П

О

Р

О

К






3

М

О

Р

А

Л

Ь








4

Т

А

Б

У










5

В

Р

Е

Д







6

И

Д

Е

А

Л






7

О

С

У

Ж

Д

Е

Н

И

Е






8

Д

О

Л

Г









9

Э

Т

И

К

А








10

С

О

В

Е

С

Т

Ь







11

Д

О

Б

Р

О



12

Б

Л

А

Ж

Е

Н

С

Т

В

О






13

А

Л

Ь

Т

Р

У

И

З

М



14

Ч

Е

С

Т

Ь







1. Достоверное знание


2. Противоположность «добродетели»


3. Особый тип регуляции поведения человека на основе соблюдения общепринятых норм и общественных устоев

4. Запрет каких-либо действий внутри рода (племени), характерен для родоплеменного строя

5. Противоположность «пользы»

6. Нравственный эталон, к которому стремятся

7. Моральная санкция против нарушителей общественных устоев

8. Точка пересечения сознания личности с добровольным нравственным выбором и поступком, определяющая нравственную зрелость личности

9. Философская дисциплина, теория морали.

10. Одна из нравственных категорий, внутренний регулятор поведения человека

11. Одна из нравственных категорий.  (Древо познания … и зла)

12. Высшая добродетель в христианстве, изложенная в Нагорной проповеди Иисуса Христа

13. Бескорыстие, совершение добрых поступков без надежды на вознаграждение

14. Аналог достоинства. Сознание своего положения в обществе, высокое служение общественным интересам

15. Нравственная категория и принцип, идеал «земной правды», соответствие между социальной ролью и положением.


Участники группы №___

Задание 2. Перед вами «открытый кроссворд» по теме «МОРАЛЬ». На основании текста учебника и ваших знаний составьте вопросы к словам.






15









1

И

С

Т

И

Н

А






2

П

О

Р

О

К




3

М

О

Р

А

Л

Ь






4

Т

А

Б

У








5

В

Р

Е

Д





6

И

Д

Е

А

Л




7

О

С

У

Ж

Д

Е

Н

И

Е




8

Д

О

Л

Г







9

Э

Т

И

К

А






10

С

О

В

Е

С

Т

Ь





11

Д

О

Б

Р

О




12

К

Р

А

С

О

Т

А




13

А

Л

Ь

Т

Р

У

И

З

М

14

Ч

Е

С

Т

Ь







1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


КЛЮЧ.    Задание 3. Перед вами сравнительная таблица «Светское и религиозное сознание». Познакомьтесь с текстом учебника $10 (с.107-110) и ликвидируйте пробелы в таблице.

РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ

СВЕТСКОЕ СОЗНАНИЕ

Убежденность в существовании сверхъестественных сил и потустороннего мира

Убежденность в реальности посюстороннего мира. Религия – заблуждение от незнания.

Бог – высшая сила, творческое начало мироздания

Человек – высшая сила в природе, творец в торой природы

Лучшим регулятором поведения человека могут быть его заветы с Богом

Лучшим регулятором поведения человека могут быть справедливые законы и общественная мораль

Источник религиозного сознания – священное писание (Библия, Коран, Тора и др.)

Источник светского сознания – жизненный опыт, достижения науки, искусство.

Внешний регулятор поведения человека – страх перед Божьим судом (Бог все видит, все знает)

Внешний регулятор поведения человека – страх перед судом (Тайное всегда становится явным) и  общественным мнением

Внутренний регулятор поведения человека – сознание греха

Внутренний регулятор поведения человека – «муки совести»

Плохой поступок – грех, порок

Плохой поступок – правонарушение, преступление

КЛЮЧ.    Задание 4. Восстановите схему «Религиозная структура общества»

        


Участники группы №___

Задание 3. Перед вами сравнительная таблица «Светское и религиозное сознание». Познакомьтесь с текстом учебника $10 (с.107-110) и ликвидируйте пробелы в таблице.

РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ

СВЕТСКОЕ СОЗНАНИЕ

Убежденность в реальности посюстороннего мира. Религия – заблуждение от незнания.

Бог – высшая сила, творческое начало мироздания

Лучшим регулятором поведения человека могут быть справедливые законы и общественная мораль

Источник религиозного сознания – священное писание (Библия, Коран, Тора и др.)


Внешний регулятор поведения человека – страх перед судом (Тайное всегда становится явным) и  общественным мнением

Внутренний регулятор поведения человека – сознание греха


Плохой поступок – правонарушение, преступление

Задание 4. Восстановите схему «Религиозная структура общества»

        


Участники группы №__

Задание 3. Перед вами сравнительная таблица «Светское и религиозное сознание». Познакомьтесь с текстом учебника $10 (с.107-110) и ликвидируйте пробелы в таблице.

РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ

СВЕТСКОЕ СОЗНАНИЕ

Убежденность в существовании сверхъестественных сил и потустороннего мира

Человек – высшая сила в природе, творец в торой природы

Лучшим регулятором поведения человека могут быть его заветы с Богом

Источник светского сознания – жизненный опыт, достижения науки, искусство.

Внешний регулятор поведения человека – страх перед Божьим судом (Бог все видит, все знает)

Внутренний регулятор поведения человека – «муки совести»

Плохой поступок – грех, порок


Задание 4. Восстановите схему «Религиозная структура общества»

        


КЛЮЧ.   Задание 5. Решите кроссворд «РЕЛИГИЯ»






14














1

А

Н

Т

Р

О

П

О

М

О

Р

Ф

И

З

М

2

Т

Е

О

Л

О

Г

И

Я









3

С

Е

К

У

Л

Я

Р

И

З

А

Ц

И

Я






4

А

Т

Е

И

З

М











5

К

О

Р

А

Н












6

Х

Р

А

М












7

И

К

О

Н

А











8

П

О

Л

И

Т

Е

И

З

М










9

В

Е

Н

Ч

А

Н

И

Е








10

З

А

П

О

В

Е

Д

Ь









11

М

О

И

С

Е

Й










12

М

О

Н

О

Т

Е

И

З

М









13

К

У

Л

Ь

Т












12. Вера в единого Бога (научный термин).

13. Почитание божества, преклонение перед ним (перед кумиром).

14. Терпимость, взаимопонимание, уважение чувств  другого человека.

1. Представление о богах как человекоподобных существах характерное для древних народов.

2. Богословие, совокупность религиозных учений о сущности и действии Бога.

3. Ограничение власти церкви и ее влияния на общество.

4. Отрицание религии, веры.

5. Священная книга мусульман.

6. Жилище Бога.

7. Изображение небожителей.

8. Многобожие (научный термин).

9. Религиозное таинство соединения верующих мужчины и женщины (обряд) для совместной жизни.

10. Договор человека с Богом.

11. Именем этого пророка названы 10 заповедей (декалог) в иудаизме.

Участники группы № __

Задание 5. Решите кроссворд «РЕЛИГИЯ»






14














1















2

















3



















4

















5

















6
















7
















8



















9
















10

















11
















12


















13

















12. Вера в единого Бога (научный термин).

13. Почитание божества, преклонение перед ним (перед кумиром).

14. Терпимость, взаимопонимание, уважение чувств  другого человека.

1. Представление о богах как человекоподобных существах характерное для древних народов.

2. Богословие, совокупность религиозных учений о сущности и действии Бога.

3. Ограничение власти церкви и ее влияния на общество.

4. Отрицание религии, веры.

5. Священная книга мусульман.

6. Жилище Бога.

7. Изображение небожителей.

8. Многобожие (научный термин).

9. Религиозное таинство соединения верующих мужчины и женщины (обряд) для совместной жизни.

10. Договор человека с Богом.

11. Именем этого пророка названы  10 заповедей (декалог) в иудаизме.

КЛЮЧ 10 класс Обществознание «Мораль и религия»

ФИО _______________________________________

А1. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой называется

1) свобода слова

3) свобода веры

2) свобода совести

4) свобода собраний


А2. Процесс утраты церковью влияния на различные сферы жизни общества называется

1) секуляризацией

3) демократизацией

2) модернизацией

4) экуменизмом


А3. Негативное отношение к земной жизни, рассмотрение ее как сплошной череды страданий характерно для

1) марксизма

3) буддизма

2) просветительства

4) конфуцианства


А4. Укажите неверное суждение о религиозной ситуации в России

1) всем гражданам гарантирована свобода совести

2) обеспечено равенство всех конфессий

3) служба в храмах ведется только на русском языке

4) церковь отделена от государства


А5. Основные нравственные принципы христианства изложены в

1) Декалоге Моисея

3) Нагорной проповеди

2) Типитаке

4) Коране


В1. Соотнесите:

А) Этика

1. Учение о сущности Бога

Б) Эстетика

2. Учение о целесообразности  мира

В) Теология

3. Наука об истине

Г) Телеология

4. Наука о морали


5. Наука о красоте

А

Б

В

Г

4

5

1

2


В2. Из приведенного списка выберите принципы морали.  Ответ запишите в виде последовательности цифр:

1. Добро

4. Любовь

2. Альтруизм

5. Гуманизм

3. Совесть

6. Честь

Ответ: _____245_____________________


В3. К каждому понятию выберите противоположное из нижеприведенного списка.

А) Благородство


Б) Верность


В) Храбрость


Г) Правдивость


Д) Достоинство


1. Лживость  2. Трусость   3. Подлость   4. Предательство   5. Ненависть   6. Порок   7. Низость

А

Б

В

Г

Д

3

4

2

1

7

10 класс Обществознание «Мораль и религия»

ФИО ______________________________________

А1. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой называется

1) свобода слова

3) свобода веры

2) свобода совести

4) свобода собраний


А2. Процесс утраты церковью влияния на различные сферы жизни общества называется

1) секуляризацией

3) демократизацией

2) модернизацией

4) экуменизмом


А3. Негативное отношение к земной жизни, рассмотрение ее как сплошной череды страданий характерно для

1) марксизма

3) буддизма

2) просветительства

4) конфуцианства


А4. Укажите неверное суждение о религиозной ситуации в России

1) всем гражданам гарантирована свобода совести

2) обеспечено равенство всех конфессий

3) служба в храмах ведется только на русском языке

4) церковь отделена от государства


А5. Основные нравственные принципы христианства изложены в

1) Декалоге Моисея

3) Нагорной проповеди

2) Типитаке

4) Коране


В1. Соотнесите:

А) Этика

1. Учение о сущности Бога

Б) Эстетика

2. Учение о целесообразности  мира

В) Теология

3. Наука об истине

Г) Телеология

4. Наука о морали


5. Наука о красоте

А

Б

В

Г






В2. Из приведенного списка выберите принципы морали.  Ответ запишите в виде последовательности цифр:

1. Добро

4. Любовь

2. Альтруизм

5. Гуманизм

3. Совесть

6. Честь

Ответ: __________________________


В3. К каждому понятию выберите противоположное из нижеприведенного списка.

А) Благородство


Б) Верность


В) Храбрость


Г) Правдивость


Д) Достоинство


1. Лживость  2. Трусость   3. Подлость   4. Предательство   5. Ненависть   6. Порок   7. Низость

А

Б

В

Г

Д






РЕЛИГИОЗНЫЕ ФАНАТИКИ ОБЩЕСТВА

ИНДИФФЕРЕНТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ (РАВНОДУШНЫЕ)

 

РЕЛИГИОЗНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

ВОИНСТВУЮЩИЕ АТЕИСТЫ ОБЩЕСТВА

ВЕРУЮЩИЕ (МИРЯНЕ)

РЕЛИГИОЗНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

ВОИНСТВУЮЩИЕ АТЕИСТЫ ОБЩЕСТВА

АТЕИСТЫ (НЕВЕРУЮЩИЕ) ОБЩЕСТВА

ВЕРУЮЩИЕ (МИРЯНЕ)

РЕЛИГИОЗНЫЕ ФАНАТИКИ ОБЩЕСТВА

ИНДИФФЕРЕНТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ (РАВНОДУШНЫЕ)

 

РЕЛИГИОЗНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.

Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение.В своей статье я показываю, каким образом формирую и развиваю учебно-познавательн...

Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления

Сергей  Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или ...

План самообразования «Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления»

Цель самообразования по теме: - повышение профессионального мастерства. Задачи профессионального самообразования:- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;-изучить опы...

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

В основе  моего опыта работы лежит идея организации мотивационной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время, в ходе которой роль учителя сводится не к передаче знаний, а к орган...