программы по биологии
учебно-методический материал по биологии (10 класс)

Ислямова Зарема Энверовна

фонд оценочных средств или кимы по биологии 5- 11 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл лабораторная работа 513.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Лабораторная работа №5

                                    Построение  вариационного ряда и вариационной кривой

Цель: показать статистические закономерности модификационной изменчивости на примере использования математических методов в биологии.

Оборудование: семена фасоли (20 штук), тетрадь, линейка, простой карандаш.

Ход работы:

Построение вариационного ряда и кривой изменчивости размеров семян фасоли.

1. Измерьте семена фасоли, данные переведите в миллиметры (20).

2. Расположите данные в порядке нарастания величины данного признака, обозначьте цифрами наиболее часто встречающиеся величины признака получите вариационный ряд.

3. запишите полученные данные вариационного ряда в таблицу:

N

V

P

E

M

 

 

 

 

 

Где N – общее число вариант вариационного ряда;

V – варианта;

P – частота встречаемости вариант;

E – знак суммирования;

M – средняя величина признака.

4. Постройте графическое выражение (вариационную кривую) изменчивости признака – размер семян фасоли:

- по оси абсцисс отложите на одинаковом расстоянии отдельные варианты размеров семян фасоли в нарастающем порядке;

- по оси ординат отложите числовые значения, соответствующие частоте повторяемости каждой варианты (размер семян фасоли);

- по горизонтальной оси восстановите перпендикуляры до уровня, соответствующего частоте повторяемости каждой варианты;

- точки пересечения перпендикуляров с линиями, соответствующими частоте вариант, соедините прямыми.

5. определите среднюю величину указанного признака - размер семян фасоли, используя для этой цели формулу:

M = Е (V Р) / N

6. Проведите сравнение цифровых данных вариационной кривой и сделайте вывод о частоте встречаемости определенного размера семян фасоли.

Ответьте на вопросы:

1. Как называется полученная вами линия?

2. С каким размером наиболее часто встречаются семена фасоли?

Выводы:

1. Длина вариационного ряда свидетельствует о …

2. Графическим выражением модификационной изменчивости признака является…

3. Пределы вариационной изменчивости признака ограничены…

                                        Критерии оценивания

оформление

2 балла

Задание

3 балла

вывод

1 балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...